Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о моторном развитии как о последовательности «вех»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой концепции также кроется опасность. Следование ей может привести к тому, что при лечении специалист будет непреклонно и догматично концентрироваться на последовательном овладевании некоторыми действиями. Это может быть очень опасно, потому что при таком подходе слишком долго делается упор на один или два образа, и другие образы, не менее важные для той же фазы развития ребенка, попросту исключаются. Эта концепция не учитывает взаимопроникновение образов и может привести к длительному ухудшению или даже к утрате прежних действий. Продолжительное настаивание на одном или двух образах движения (таких как, например, ползание на животе или на четвереньках) и пренебрежение родственными с точки зрения функциональности и развития образами неправильно повлияет на освоение новых действий.
При лечении ребенка с церебральным параличом не следует пытаться усовершенствовать одно действие, прежде чем переходить к следующему. Это заняло бы много времени и развитые таким способом образы движения стали бы доминировать над всеми остальными. Как мы уже говорили ранее, нормальный младенец переходит к следующему действию еще до того, как идеально освоит предыдущее. Так, к примеру, хорошего равновесия в положении сидя он достигает только тогда, когда уже умеет стоять. Он может ползать на четвереньках, когда уже начинает подтягиваться в положение стоя и даже уже ходит с поддержкой; он начинает ходить, когда развиваются его реакции равновесия в положении стоя.
При церебральном параличе – при неправильным тонусе позы и недостаточной координации – тренировка и усиление при лечении только одного или двух действий (неправильно выполнявшихся на протяжении длительного времени) либо препятствует прогрессу, либо превращает новые и более сложные действия лишь в модификацию изначально неправильного образа. У спастичного ребенка это привело бы к контрактурам и впоследствии к деформациям. Так, например, спастичный ребенок, достигший стадии сидения и ползания на животе, но не умеющий стоять и ходить (действия, относящиеся к одной и той же фазе развития), имеет риск развития сгибательных деформаций бедра и колена. Со временем этот сгибательный образ становится доминирующим. Атетозные и атактичные дети демонстрируют большое количество неправильных образов движений и поз. Поэтому они не подвержены риску развития деформаций, так как ни один из образов не может стать доминирующим. Но это не распространяется на дистонический тип атетоза или на случаи смешанной спастичности и атетоза. У этих детей со временем также могут развиваться контрактуры, пусть даже обычно не так быстро, как у спастиков.
Диагноз и прогноз
Как уже упоминалось, диагностика церебрального паралича у младенцев младше 4 месяцев крайне затруднена и остается сложной даже в 6 месяцев, если степень поражения невелика. Причина заключается в том, что младенец обычно не проявляет особых отклонений от нормы. Основными признаками являются признаки отставания в моторном развитии и сохранение примитивных реакций.
Еще более сложную задачу представляет собой дифференциальная диагностика (т. е., определение формы церебрального паралича) в первые 6 месяцев или даже позднее. Дифференциальная диагностика в случае так называемого «очень слабого» ребенка с гипотонусом (floppy) особенно затруднительна, так как многие из этих детей позднее становятся атетозными или атактичными, либо выясняется, что они страдают каким-то иным заболеванием. У детей, которым довольно рано был поставлен диагноз «спастическая двойная гемиплегия», позднее выявляется атетоз либо спастичность и атетоз. Сложно предугадать, в какой мере затронута физическая сторона развития младенца. Часто диагностированная в младенческом возрасте моноплегия (например, с поражением руки) позднее оказывается гемиплегией. Диагностированная у маленького младенца гемиплегия позднее оказывается двойной гемиплегией, при которой патология раньше проявилась на более пострадавшей стороне. При спастических параплегиях гораздо позднее может выясниться, что в некоторой степени затронуты и руки с кистями. Зачастую это выявляется уже в школе. Спастические диплегии часто диагностируются поздно, т. е. только тогда, когда становится заметна задержка в развитии навыка садиться (порой только в возрасте 9 месяцев). В легких случаях диагноз может быть поставлен только в 18 месяцев, когда ребенок уже давно должен был ходить.
Только когда ребенок с церебральным параличом становится активнее, у него развиваются неправильные образы движений и поз; они изменяются тогда, когда ребенок пытается адаптировать их в качестве функциональных действий. Эти изменения происходят по довольно предсказуемым правилам. Но они различаются при разных формах церебрального паралича, спастических двойных гемиплегиях и диплегиях, при гемиплегиях и атетозах.
Крайне важно знать о наличии этих изменений у ребенка. Это знание может помочь врачу распознать первые признаки аномалии, проводить лечение и наблюдать за его ходом. Можно избежать некоторых или же большинства предсказуемых изменений в худшую сторону. К несчастью, прогноз остается неточным, а результаты лечения непредсказуемыми до тех пор, пока ребенок не достигнет довольно стабильной стадии развития. Возраста стабильного развития ребенок зачастую достигает только к 5 годам или позднее, особенно это касается детей с атаксией или атетозом.
Младенцы, у которых были диагностированы легкие случаи и которые поэтому должны были быстро реагировать на ранее лечение, оказываются более тяжелыми, чем ожидалось, и нуждаются в длительном лечении. Часто это дети с хорошими умственными способностями, которые чрезмерно стараются слишком рано встать на ноги и слишком рано задействуют руки, помогая себе в этом. К несчастью, напряжение усиливает их неправильные образы. С другой стороны, существуют младенцы, которые на первый взгляд относятся к тяжелым случаям, но вопреки всем ожиданиям показывают хорошие и довольно быстрые результаты при лечении. Все эти факторы делают прогнозы у совсем маленьких младенцев весьма неточными.
Несмотря на такую неуверенность, по возможности не следует терять лучшее время, когда лечение еще может повлиять и улучшить качество координации развивающихся действий. Тем самым можно помочь ребенку развиваться как можно более нормально.
Во всех этих случаях возникает задержка наступления «вех» развития. У многих недоношенных и у детей, появившихся на свет в ходе стремительных родов, задержку наступления «вех» считают нормальной и не подозревают наличие патологий. За счет этого отодвигается диагностика и лечение.
У некоторых детей ранние признаки неправильного развития могут исчезнуть и дети будут развиваться нормально. Хотя в таких случаях, как уже говорилось, в школьном возрасте могут обнаружиться как трудности с селективными и точными движениями, так и проблемы перцепции (Doran Benyon 1968, Rosenberg, Weller 1973). Иногда произвести дифференцировку между легкими отклонениями от нормы и «слабыми» признаками неправильного развития крайне сложно. В таких случаях, особенно когда младенцам меньше 4 месяцев, откладывание лечения допустимо. Но только в том случае, если ребенок находится под тщательным наблюдением и когда его развитие контролируется через небольшие интервалы времени. Если в этих случаях проводится лечение, то ребенок, скорее всего, очень хорошо на него отреагирует и будет нормальным по достижении примерно 12 месяцев. Но утверждение о том, что такой результат, «излечение» ребенка или «защита от развития церебрального паралича», действительно был достигнут вследствие лечения, можно поставить под сомнение. Лечение младенца в возрасте меньше 3 или 4 месяцев не является ошибкой, но успехи не следует расценивать как результаты лечения, и этих детей не следует учитывать в какой-либо статистике. В целом, мы считаем, что лучше держать такого ребенка под наблюдением и начинать лечение только тогда, когда ранние признаки не исчезают или становятся более очевидными.
Критическое время, наступает, по-видимому, в 4 месяца. Признаки отклонения от нормы становятся к этому моменту более отчетливыми, и по мере взросления младенца постановка диагноза становится все проще. Физическое состояние «смазывается», если сравнивать его с более ранним состоянием, казавшимся нормальным, когда диагностика была затруднительна и когда задержку в достижении «вех», вероятно, приписывали задержке умственного развития.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.253.84 (0.011 с.) |