Тематический цикл «Дикие и домашние животные» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический цикл «Дикие и домашние животные»



(двадцать вторая неделя)

Дети должны уметь: дифференцировать домашних и ди­ких животных, составлять рассказ-описание.

Лексический материал: см. темы «Домашние животные» и «Дикие животные».

Лексико-грамматические игры и упражнения

• Викторина «Вопросыответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы:

—Кто это?

—Назовите части тела.

—Это домашнее или дикое животное?

—Где оно живет? Как называется его дом?


—Чем питается?

—Как называют детенышей этого животного?

«Назови членов семьи»:

заяц — зайчиха — зайчонок;

кот — кошка — котенок;

еж — ежиха — ежонок;

корова — бык — теленок и т.д.

• «Чей домик?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.

Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека».

Развитие связной речи

• Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»:

«Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Ло­шадь живет около человека, а белка —в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи».

Психоречевая гимнастика

«Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов:

волк — лиса — еж — кошка;

овца — лось — лошадь — свинья и т.д.

«Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т.д.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, звонкие — произносятся с голосом, твердый и мягкий, при произношении—язык «горкой»).

• Выделение звука [г] из ряда слов: газета, игра, бумага, нога, Гоша.

• Выделение звука [г'] из ряда слов: гиря, гитара, ноги, гимнастика.

 


• Повторение слоговых цепочек:

га га га-гя гя гя;

го го го-гё ге гё;

гу гу гу-гю гю гю;

гы гы гы-ги ги ги;

гэ гэ гэ-ге ге ге.

«Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага).

Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом.

•«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук.

На полке лежит кни...а.

На стене висит...итара.

На небе появилась раду...а.

Дедушка читает...азету.

Брат поднял тяжелую...ирю.

В небе раздался...ром.

Бабушка печет пиро...и.

•«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске.

Гном для Гали.

Гиря для Гены.

Газета для Гали.

Пироги для Гены.

Лягушка для Гали.

Гитара для Гены.

Книга для Гали.

«Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.

Тематический цикл «Дикие животные холодных стран»

(двадцать третья неделя)

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей, названия частей их тела, где живут, чем пита­ются, как передвигаются.

Лексический материал: белый медведь, олень, морж, тю-


лень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, пры­гать, спасаться и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа. Логопед сопровождает чтение показом предметных картинок:

Моржу дам — молока,

Мишке белому—медка,

Рыбку дам —тюленю,

Травку дам — оленю.

• «Чьи детеныши?» Составление сложных предложений с союзом а.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

У медведя медвежонок, а у кошки....

У тюленя тюлененок, а у коровы....

У пингвина пингвиненок, а у волка....

У оленя олененок, а у лисы....

• «Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске картинки с изображением животных. Логопед задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.

Кто около пингвина? — Около пингвина олень.

Кто около медведя? — Около медведя заяц.

Кто около моржа? —Около моржа тюлень.

Кто около оленя? —Около оленя песец.

Развитие связной речи

• Составление рассказа-сравнения «Морж и еж» по картинкам и вопросам логопеда:

«Морж живет на севере, а ежик —в наших лесах. Морж большой, а ежик маленький. Морж гладкий, а ежик колючий. У моржа ласты, а у ежа лапки. Морж любит рыбу, а ежик —грибы, яблоки и мышей».

Психоречевая гимнастика

«Найди ошибку»

У моржа ежонок.


У оленя львенок и т.д.

Речевая подвижная игра. Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на каждый слог:

По снегу шел олень И гулял он целый день.

«Повтори без запинки». На доске четыре предметные картинки, например, олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с].

•Знакомство со звуком [с] (согласный, глухой, твердый, свистящий). Выполнение упражнений «заборчик» и «горка».

• Повторение чистоговорок:

са-са-са — самокат, сова, лиса;

сы-сы-сы — волосы, усы, весы;

со-со-со — сода, соболь, колесо;

су-су-су — сук, посуда, путасу;

ас-ас-ас — квас, масло, ананас;

ис-ис-ис — рис, Борис, ирис;

ос-ос-ос — нос, колос, абрикос;

ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.

•«Что с чем?» Для игры можно использовать картинки из лото:

скамейка со спинкой; сом с усами;

краски с кисточкой; кастрюля с рисунком;

куст с листьями; сахарница с песком;

совок с мусором; автобус с колесами;

лиса с хвостом; лестница со ступеньками

• «Один — много»:

колбаса — колбасы;

полоса — полосы;

завеса — завесы;

оса — осы;

коса — косы;

гримаса — гримасы;

терраса — террасы;

касса — кассы.

Логопед. В какой слог превратился слог са?

 


• «Посвисти». Выделение на слух звука [с].

Логопед произносит слова: самолет, шапка, цапля, цып­ленок, усы, сено, сад, нос, носик, щетка, зайка, щель. Де­ти, услышав слово со звуком [с], повторяют его, выделяя этот звук.

• «Чудесная сумочка»

Дети по очереди достают из сумочки картинки и назы­вают их, выделяя звук [с]:

в чудесной сумочке самолет;

в чудесной сумочке ласточка и т.д..

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»

(двадцать четвертая неделя)

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются.

Лексический материал: хищник; слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Четвертый лишний»:

слон, лев, собака, тигр;

крокодил, кенгуру, жираф, кошка;

заяц, зебра, кобра, пантера.

• «Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи».

Кто быстрее? {черепаха или кобра)

Кто тяжелее? {крокодил или кенгуру)

Кто сильнее? {тигр или зебра)

Кто больше? {слон или лев)

Кто выше? {жираф или тигр)

• «Зачем?»

Зачем обезьянке хвост?

Зачем слону хобот?

Зачем тигру клыки? и т.д.

Развитие связной речи •Рассказ-описание «Слон»:

«Слон — это животное жарких стран. Слон очень большой. У него есть туловище, четыре ноги, голова, хобот, большие уши и


маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и выступает в цирке».

Психоречевая гимнастика

•Пальчиковая гимнастика «Черепашки»:

Побежали вдоль реки

Черепашки наперегонки.

•Речевая подвижная игра «Тигр». Импровизация движений руками:

Я усатый, полосатый,

Я зубастый и клыкастый.

•Считалка «Крокодил». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

И кто в речку угодил —

Всех проглотит крокодил.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с] (продолжение).

«Вспомни и назови слова со звуком [с]».

«Повтори чистоговорки»:

аса-аса-аса — колбаса и касса;

осы-осы-осы — волосы и косы;

усы-усы-усы — автобусы и бусы;

аска-аска-аска — ласка, маска, каска;

Считалка. Желательно использовать картинки из лото для более эффективного запоминания считалки:

Вот со звуком С считалка:

Сад, песок, совок, скакалка.

Мячик скок, скок, скок,

Скок по саду на песок,

На совок и на скакалку—

Очень быстрая считалка.

«Какое слово получилось?» Дети заменяют последний звук в слове на звук [с]: бак, пар, век, пёк, лев, нож, труд, Рим.


«Живые звуки» (сом, нос, осы).

«Что с чем рядом?» На доске — пять - шесть картинок, в названии которых есть звук [с]: стол, оса, абрикос, самолет, лиса.

Логопед спрашивает: «Что рядом с осой?» Ребенок отвечает: «Рядом с осой стол и абрикос» и т.д.

• Составление рассказа «Обед» по опорным предметным картинкам:

«Саня стал накрывать на стол. Сначала поставил кастрюлю с супом. Затем сковородку с мясом. Потом поставил стакан с соком. После этого — тарелку. В тарелку насыпал сливы. После обеда Саня убрал со стола и вымыл посуду».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.022 с.)