Тематический цикл «Транспорт»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический цикл «Транспорт»



(восемнадцатая неделя)

Дети должны усвоить:основные виды транспорта, его на­значение (перевозит людей и грузы), кто управляет транс­портом.

Лексический материал:автомобиль, автобус, трамвай, трол­лейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Скажи наоборот»:

отъехал — подъехал; вылетел — залетел;

въехал — съехал; взлетел — приземлился;

выехал — заехал; укатил — прикатил;

улетел — прилетел; уплыл — приплыл.

заплыл — выплыл;

Логопед. О чем так можно сказать?

• «Скажи правильно»:

машина (ехать); троллейбус (идти);

самолет (лететь); автобус (сигналить);

корабль (плыть); трамвай (звенеть).

поезд (гудеть);

Заучивание «Шутки». Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:

 


Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор заехали, вот и приехали.

Развитие связной речи

«Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.)

Психоречевая гимнастика

•Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

• Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [б] и [б']

•Характеристика звуков (согласные, звонкие, твердый и мягкий, произносятся губами).

• Повторение слоговых цепочек:

ба-ба-бя; аба-абя-ба;

бя-бя-ба; па-ба-бя.

«Сколько раз я произнесу „ба"?»:

ба-ба; ба-ба-бя;

ба-ба-ба; бя-бя;

ба-бя; бя-ба-ба.


«Угадай слово по первому слогу»: яб...(локо), каб...(лук), клуб...(ника), бар...(бос), буб...(лик), бом...(ба).

• Отпрыгать количество слогов в словах: баба, баня, губы, бак, бык, бок. (Какой звук в словах общий?);

рябина, кабина, береза, бич, бинт, билет (Какой звук повторяется в каждом слове?)

«Повтори слова»:

баран — банан — кабан;

кабина — рябина—дубина.

«Повтори скороговорку»:

Белые бараны

Били в барабаны.

Били, били, били,

Лбы себе разбили.

Тематический цикл «Части тела»

(девятнадцатая неделя)

Дети должны усвоить:названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т.д.).

Лексический материал:голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед —назад, вверх —вниз; поднимать, опус­кать, нюхать и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

• «Один много»: лоб — лбы, рот — рты, локоть — локти,
нос —носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь —
брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.

«Найди ошибку»:

руками прыгают, а ногами трогают;

глазами нюхают, а носом смотрят;

ушами едят, а ртом слушают;

ногами хлопают, а руками топают;

ногтями берут, а руками царапают.

•«Он и я». Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:

 


он ест —я ем;

он нюхает —я нюхаю и т.д.

• «Ответь на вопросы»

Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге; глаз; ушей; носов; волос)?

— Сколько лап у курицы (у собаки)?

Психоречевая гимнастика

«Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: палец, рука, ухо, нос, глаз.

• Речевая подвижная игра. Импровизация движений.

Левой ручкой — по плечу,

Правой ручкой — покручу,

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

— Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.

— Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.

— Расскажи по порядку, что ты делал.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [т] и [т']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие —

• произносятся без голоса, твердый и мягкий, зубные).

• Выделение звука [т] в произношении слов по картинкам: тарелка, туфли, тыква, Толя, рот, крот, плот.

•Выделение звука [т'] из ряда слов: тир, тюль, тётя, Тимур, кровать, локоть, кость.

• Произнесение слоговых цепочек:

тап-тяп, том-тём, тук-тюк, тых-тих, тэф-теф;

так-так-тяк, ток-ток-тёк, тюк-тюк-тук;

таки-тяки, тови-тёви, туки-тюки, таки-таки-тяк.

«Закончи слово». Выделение конечного согласного: бин...(т), крова... (ть), бан...(т), кис.(ть), самока...(т), хобо...(т), кос.(ть), танкис... (т), локо... (ть), самоле... (т), лапо...(ть), ко...(т).

«Кулак или ладошка». Логопед произносит слова со звуками [т] или [т']. Дети на слово со звуком [т] ударяют кулаком по столу, а на слово со звуком [т'] мягко прикасаются к столу ладошкой.

 


•«Что подарим гномикам». Дифференциация картинок: Тому — картинки со звуком [т], а Тиму — картинки со звуком [т'].

Тематический цикл «Домашние животные»

(двадцатая неделя)

Дети должны усвоить:названия домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят домашние животные.

Лексический материал:животные, их виды, части тела; де­теныш, котенок; конура, коровник; ржать, лаять, лакать и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Назови детеныша ласково»:

котенок — котеночек;

цыпленок — цыпленочек;

щенок — щеночек и т. д.

«Кто кем был ?»

Собака была щенком.

Лошадь была жеребенком.

Корова была теленком.

Свинья была поросенком.

Кошка была котенком.

Курица была цыпленком.

Цыпленок был яйцом и т.д.

Развитие связной речи

• Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам:

«Это — собака Найда. У нее пушистый хвост, острые зубы. У Най-ды есть щенята: один щенок черный с белыми пятнышками, а дру­гой — белый с черными пятнышками. Найда и щенята живут в конуре».

Психоречевая гимнастика

«Отшагай скороговорку»:

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капусты грыз.

• Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация дви-

 


жений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

• Считалка под мяч «Коза-»:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

За перила зацепила,

Прямо в речку угодила.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [д] и [д']

•Характеристика звуков (согласные, звонкие — произно­сятся с голосом, твердый и мягкий, зубные).

• Произнесение слоговых цепочек:

зда-зда-здя;

гда-гда-гдя;

бди-бди-бды;

дя-тя-та.

«Найди общий звук»:

дом, дым, душ;

день, дикарь, деньги;

Даша, Люда, Дуся;

дети, люди, дяди.

Упражнение можно усложнить повторением каждой цепочки слов.

• Слоговой анализ родственных слов:

дом, домик, домишко;

день, денёк, денёчек.

«Закончи слово»: побе... (да), приро... (да), пого... (да), награ... (да), ку... (да), сю... (да).

«Какое слово получилось ?» Дети произносят де, а логопед договаривает слово. Затем дети называют получившееся слово: дети, девушка, деревня, дерево, девочка, детёныш, десять, декабрь, дедушка.

«Назови ласково»: виноград — виноградик, пароход — па-


роходик, вездеход — вездеходик, сад —садик, завод —заводик, комод — комодик.

Логопед. В какой звук превращается твердый звук [д]? •«Что у кого?» Закрепление и дифференциация звуков [д] и [д'].

У Лады мармеладина.

У Даши виноградина.

У Люды смородина.

Тематический цикл «Дикие животные»

(двадцать первая неделя)

Дети должны усвоить: основные названия животных и их детенышей; части их тела, где живут, чем питаются, как пе­редвигаются.

Лексический материал: хищники; белка, еж, заяц, лиса, волк, медведь, лось, волчонок; берлога, логово, нора, нор­ка, дупло; шкура и т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•«Что у кого?» У каждого на столе картинки с изображением зверей. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и рассказать, какие части тела есть у того или иного животного.

У медведя есть туловище, голова, пасть, четыре лапы. У него маленькие уши и маленький хвостик и т.д.

«Кто кем будет ?»

Ежонок будет ежом.

Лисенок будет лисой.

Волчонок будет волком.

Медвежонок будет медведем.

Зайчик будет зайцем.

Лосенок будет лосем.

Барсучонок будет барсуком и т.д.

«Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый... (волк).

Трусливый, длинноухий, серый... (заяц).

Хитрая, рыжая, хищная... (лиса).

Рыжая, маленькая, быстрая... (белка).

 


Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).

Развитие связной речи

• Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»:

«Лиса живет в норе. Медведь спит в берлоге. Ежик залез в нор­ку. Белка сидит в дупле. Зайчик дрожит под кустом. Волк сидит в логове».

Психоречевая гимнастика

• Пальчиковая гимнастика «Зайцы». Импровизация движений пальцами (указательный палец заходит за средний; затем мизинец —за безымянный):

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

•Прошагать двустишие, затем отпрыгать:

Зайке холодно в лесочке,

Свяжем серому носочки.

•Речевая подвижная игра «Волк». Импровизация движений:

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елкой — убегайте!

Уточнение артикуляции и произношения звуков [к] и [к']

• Характеристика звуков (согласные — не поются, глухие — произносятся без голоса, твердый и мягкий, при произношении— язык «горкой»).

«Повтори чистоговорки»:

ак-ак-ак-мак; аки-аки-аки-маки;

ук-ук-ук-стук; уки-уки-уки-стуки;

ок-ок-ок-сок; оки-оки-оки-соки;

ик-ик-ик-крик; ики-ики-ики-крики.

Слова: маки, стуки, соки, крики — дети пробуют называтьсами.

 


• Игра «Наоборот». Замена [к]—[к']. Логопед произносит ка, а дети —кя (кы—ки и т.д.)

«Сколько раз я произнесу „кя "?»

Кя-кя, кя, кя-ка, ка-ка, кя-кя-кя, ка-ка-кя, кя-ка-кя.

«Один — много»: мак —маки (сок, лак, рука, песок, комок, кусок, снежок, крик).

Логопед. Какой звук появляется в слове? ([к'])

«Найди лишнее слово»:

мешок, курица, лягушка, лампа {лампа);

кит, мир, кино, Кеша (мир).

• Игра «Живые звуки». Вызывается трое детей, каждый из которых обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети —звуки» объединяются в слова (кот, кит).

• Заучивание загадки:

Вот так дом — одно окно:

Каждый день в окне кино. (телевизор)

• Игра «Котенок или китенок». Логопед раздает детям картинки, в названии которых встречаются звуки [к] или [к']. Ребенок, получивший картинку, говорит: «Я — котенок, потому что у меня — кубик». Или отвечает: «Я — китенок, потому что у меня —шашки» и т.д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.018 с.)