Сочинение. «в наш век все чувства лишь на срок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сочинение. «в наш век все чувства лишь на срок»



Наталья Корнишова

«В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

Всё в мире прекрасно и удивительно. Удивительна природа в её потрясающем непостоянстве. Удивительны люди, окружающие нас. Удивительны мы, желающие многое узнать. И как бы ни ругали Интернет и СМИ, но в наш век больших скоростей, когда кажется, что и время бежит быстрей, в век открытий, когда человек желает получить как можно больше знаний, именно Интернет и СМИ становятся главными источниками информации, которая быстро меняется. И многим кажется, что на большие чувства, сильные эмоции ни времени, ни сил не остаётся.

«В наш век все чувства лишь на срок», - сказал М.Ю.Лермонтов. Можно ли эти слова отнести к нашему, 21 веку? Попробуем разобраться. При всей своей занятости, перегруженности информацией люди всё так же безумно влюбляются, всё так же ненавидят и завидуют, всё так же проявляют жалость и милосердие - как и в далёком 19 веке. Возможно, у нас другие кумиры и идеалы, но чувства и эмоции всё те же. Да, произошло переосмысление каких-то ценностей, что неизбежно, но вечное не изменилось. И мы способны плакать от чужой боли, замирать от восторга, слушая музыку, останавливаться в изумлении, увидев красоту леса, словно сошедшую с картин Левитана, и в наше время не устарели такие понятия как совесть, сострадание. Даже литература, которая почти всегда первой реагирует на изменения в обществе, это отмечает.

У писательницы Дины Рубиной, пишущей о своих современниках, то есть о нас, есть цикл новелл «Несколько торопливых слов о любви», чем-то напоминающих рассказы Чехова и новеллы Бунина. В них рассказывается о жизни современных людей, о том, что наполняет эту жизнь. Новелла «Область слепящего света» (вспомним «Солнечный удар» Бунина) рассказывает о первой любви героя, его эмоциях, когда он влюбился, когда был буквально сражён любовью, сражён пониманием того, насколько она безумна и проста. Автор даже его объятия называет «детскими», используя этот эпитет, чтобы подчеркнуть простоту его чувства. Но любовь – это ещё и преодоление преград, это избавление от груза, лежащего у каждого в «заплечных мешках судьбы». С помощью этой метафоры создаётся образ человека, расправляющего плечи, почувствовавшего лёгкость. Что это, как не сильные чувства? Но есть сила, которая может сбросить «летящего» человека. Смерть. Герой не может осознать и принять смерть любимой. В произведении открытый финал. Мы видим юношу в последний раз на пороге его дома, в один миг ставшего для него чужим и холодным. Разве о герое этой новеллы можно сказать, что его чувства быстротечны? Как нельзя этого сказать и о героине другой новеллы того же автора «Волшебные сказки Шарля Перро», которая каждый вечер читала вслух сказки своему ещё не родившемуся малышу.

Наверное, можно посмотреть на проблему эмоциональной жизни поколения информационного века и с другой стороны, но, думается, что людей, совсем не умеющих испытывать сильные чувства, которые не «на срок», а на всю жизнь, нет. У каждого из нас есть сердце и разум. Только у одних сильнее разум, а другие живут сердцем

 

Материалы для написания сочинения "Чем люди живы?"

Автор материалов Светлана Николаевна Мищенко.

Чем люди живы?

Что составляет основу, саму сущность жизни людей?

 

Думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты истории, в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. Они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. Они озабочены благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. Они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. Не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. Независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. Важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. Размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. Такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. И тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. Пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует литература – как мировая, так и наша родная – русская.

Размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль Евгения Базарова – главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «Напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (Базаров о жизни своей матери). Вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? Жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как Анна Сергеевна Одинцова? Посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» В сцене «Под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? Зачем нужна жизнь, если она не вечна? Где грань между будничным, сиюминутным и вечным? В чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая «математическая точка» по сравнению с вечностью? Как должен распорядиться своей жизнью человек? Какой цели себя посвятить?

Л.Н. Толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «Война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. Суть жизни одних людей (светское общество в салоне Шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. Внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». Этих людей он относит к партии «войны». Им Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. Всех Болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. Ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. Эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни.

Эти традиции наследуют Турбины - герои романа М. Булгакова «Белая гвардия», воспитанные на книгах Пушкина и Толстого. Их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. И они готовы защищать Город, Дом, дворянские понятия о чести и долге. Защищая Дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны русской классической литературой. За окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. Всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «Бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и домашний уют. В борьбе мирного света домашней лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».

Здесь «лучшие на свете книги с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Многое пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918-1919 года. Но в финале романа в их доме за общей трапезой вновь собираются все. «И всё было по-прежнему…Содружество людей и вещей выстояло», и это главное. Булгаков и его герои уверены: “Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся…” Дом и звёзды как вечные нравственные ценности, как первооснова жизни — вот чем жив человек.

Так чем же живы люди? Интересами мира, дружбы, любви, поисками своего места в мире, стремлением наполнить жизнь смыслом и участвовать в общей жизни людей, борьбой за жизнь и то, что составляет её суть.

 

Сочинение "Чем люди живы?"

Чем люди живы?

Тема моего сочинения заимствована из названия одноименного рассказа Л.Н.Толстого. Через все произведение великого гуманиста проходят мысли о том, что люди живы не заботой о себе, а «одною любовью. Кто в любви, тот в боге и бог в нем, потому что бог и есть любовь». Что имел в виду автор, повторяя эту фразу? Думаю, не только о любви к Богу, к Родине, к семье своей размышлял. Л.Н.Толстой, но и о любви мужчины к женщине…

Яркие примеры истинной любви нарисовали в своих произведениях русские классики. Вспомним отчаянную Катерину Кабанову, замужнюю женщину, посмевшую полюбить, Андрея Болконского и Пьера Безухова, боготворивших Наташу Ростову, маленького чиновника Желткова, как клятву, произносящего гимн любимой женщине: «Да святится имя твое!»

Любит и герой И.Тургенева, мятежный Базарова, который до встречи с А.С.Одинцовой цинично рассуждал, что любви вообще не существует, женщин за равных не принимал, считал, что свободно мыслят между ними только уроды. И вот встреча с Анной Сергеевной, к которой он тоже поначалу присматривается как к какому-то разряду млекопитающих. Но это все слова! С первой минуты, отметив ее удивительные плечи и то, что на остальных баб не похожа, нигилист ощутил неординарность этой женщины. Встретившись с ней в гостинице, Базаров смущается, конфузится, за что досадует на себя, что "бабы испугался!» В течение дня он не раз удивлял Аркадия многословием, так не свойственным ему, темой избранного разговора, тем, что он явно старался занять свою собеседницу… Все говорило за то, что Базаров очарован провинциальной помещицей. Грубовато звучит его оценка этой женщины – «первый сорт», но в ней слышится откровенное восхищение.

Я люблю читать и перечитывать главу, в которой И.С.Тургенев описывает, как зарождается большая настоящая любовь Базарова. Он, ничего и никого не боявшийся, робеет в гостиной дома Одинцовой, подсмеивается над собой, что смирненьким стал, старается чаще находиться подле нее, поражается тому, как много хочет знать эта «баба с мозгом». В гостях у Одинцовой Базаров постоянно раздражается, ворчит по поводу размеренной торжественной правильности ежедневной жизни. Возмущаясь против жизни по расписанию, которая как по рельсам катится, он еще не осознавал, что у его недовольства другая причина. Раздражала героя тревога, появившаяся в душе, которая «его мучила и бесила». Как только он вспоминал Одинцову, кровь его загоралась.Но Базаров, человек сильный, легко сладил бы со своей кровью.Раздражение появлялось оттого, что, оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Влюбленного романтика! Чего только не делает Базаров, чтобы подавить любовь к этой женщине: ходит большими шагами по лесу, ломает ветки, бранится вполголоса, забирается на сеновал, упрямо закрывая глаза, заставляет себя заснуть… Но сквозь закрытые веки видит ее, ощущает, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи… А как искренен наш герой в минуты объяснения с Одинцовой: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» Вот она, любовь, без которой не может жить человек! Любовь, подаренная атеисту Богом!

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.021 с.)