Внешнее окружение предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнее окружение предприятия



Внешняя среда - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

На деятельность любой организации оказывают влияние огромное количество внешних факторов прямого воздействия (непосредственное окружение) и косвенного воздействия (общее окружение, воздействует на организацию через непосредственное окружение).

К факторам прямого воздействия относят:

1. Законы и государственные органы (формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику);

2. Поставщики ресурсов, в том числе финансовые инвесторы;

. Различные общественные организации и СМИ;

. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды

. Конкуренты (наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов).

К факторам косвенного воздействия относят:

1. Экономическое окружение (состояние экономики: темпы инфляции, ставки налогов, уровень занятости населения, платежеспособность предприятия);

2. Политическое окружение (способы управления экономикой: уровень административности экономики, отношение государства к монополии, уровень протекционизма, кредитная политика власти ЦБ);

. Технологическая среда (технологии производства, технологии сбора, обработки и передачи информации, конструкции и материалы, технология управления и средства связи);

. Социально-культурное окружение (общественные ценности и установки, культурный уровень населения, развитие информационных технологий в жизни населения);

. Международное окружение, особенно важны для организаций, работающих на международном рынке (политика правительства других стран относительно отечества, курсы валют, международная транспортная обстановка, уровень развития международных коммуникаций).

27. конкуренция в бизнесе

Бизнес — это такая же обычная деятельность, как спорт, наука или политика. Оказалось, что главное содержание этой деятельности — это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями. И не особенно важно, производятся ли эти товары и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях пренебрежительно было принято называть «посредничеством», или того пуще — «спекуляцией», а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование конкуренция действующих бизнесов между собой — вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи.

И все же бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей.

Конкуренция по праву считается одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное к себе отношение. С одной стороны, существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто подобное постоянной злобной схватке между «акулами капитализма».

Легко увидеть, что государственная политика практически всех стран с развитой экономикой направлена не столько на то, чтобы ограничить конкуренцию, сколько на то, чтобы стимулировать ее и даже, наоборот, ограничить возможности создания «неконкурентного бизнеса», известного под именем монополий или олигополий. Ограничения законодательно накладываются лишь на то, что принято называть «недобросовестной конкуренцией», «промышленным шпионажем», «введением потребителя в заблуждение» и пр. Разумеется, при этом под действие общего законодательства подпадает и все то, что связано с криминальными методами ведения конкурентной борьбы. Но генеральная направленность политики развитых государств именно такова — «больше конкуренции».

За такой политикой, очевидно, стоит понимание того факта, что конкурентная борьба в бизнесе, в отличие от монополизма, имеет множество позитивных последствий для потребителей: рост разнообразия товаров и услуг, снижение цен, повышение качества продукции и т. п. Тогда как теория и практика зарубежных стран показывают, что монополизм порождает на рынке:

более высокие цены, которую приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичную продукцию на конкурентных рынках;

искусственное ограничение производства отдельных видов товаров и услуг для поддержания высоких цен;

технический застой производства, низкое качество продукции.

Кроме того, интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций, проникновение производителей на новые рынки и еще одна немаловажная деталь — производит естественный отбор, оставляя на рынке сильных и удаляя с него «расслабившихся». Тем самым она во многом избавляет государство и общество от необходимости многотрудной и дорогой работы по контролю и управлению этой сферой общественной жизни.

Конкуренция – важный механизм и базовое условие функционирования рыночной экономики. Рыночные отношения, не только в нашей стране, но и в мире в целом претерпевают значительные изменения. Это связано, прежде всего, с процессами мировой глобализации и развитием технологий.

28. Корпоративная или общая стратегия предприятия определяет общее направление его деятельности, формируется его высшим руководством и предусматривает три основных задания:

а) сформировать(выбрать) собственно главное направление деятельности предприятия и его стратегических единиц бизнеса(СОБ); б) определить(установить) конкретную роль каждой СОБ и каждого его подразделения в реализации корпоративной стратегии; в) определить размеры и способы распределения ресурсов(инвестиций) между СОБ и другими подразделениями.

В мультибизнесовых предприятиях корпоративную(общую) стратегию называют еще портфельной(см. 1.3). Корпоративная(общая) стратегия тесно связана с конкурентной(бизнесовой, деловой), которую собственно определяет, а последняя обеспечивает реализацию первой. В одинбизнесовых предприятиях эти два вида стратегии объединяются - корпоративная есть одновременно и конкурентной(наоборот ли).

Корпоративная стратегия в одинбизнесовом предприятии(как и стратегия каждой СОБ в мультибизнесовом) набирает одного из следующих типов базовых стратегий:- стратегия роста(развитию);- стратегия стабилизации(ограниченного роста);- стратегия выживания(сокращение);- стратегия построена на комбинациях перечисленных- стратегий(в мультибизнесовом предприятии).

Способы осуществления стратегии роста:

поглощение конкурирующих(и не только) фирм через приобретение контрольного пакета акций;

слияние - объединение на приблизительно ровных принципах в одно предприятие;

создание совместного предприятия(СП) – объединение части капиталов предприятий с целью реализации спільного взаимовыгодного проекта.

Способами реализации стратегии выживания(сокращение) являются применения следующих стратегий низшего порядка:

стратегии разворота - когда предприятие(СОБ) работает неэффективно, но еще не достигло критической точки, еще не все потеряно. Заключается такая стратегия в отказе от производства нерентабельных товаров, сокращении избыточной рабочей силы, отказе от неэффективных каналов распределения ресурсов(инвестиций) и тому подобное;

стратегия отделения - когда от наименее эффективной части бизнеса отказываются - продают;

стратегия ликвидации - когда предприятие или СОБ достигли критической точки - банкротства - они ликвидируются, а активы продаются.

В процессе формирования корпоративной стратегии, в рамках ее трех базовых типов, выкристаллизовываются разные варианты стратегічного развитию предприятия или СОБ. Эти варианты называют стратегическими альтернативами, из которых и выбирается будущая стратегия(табл. 5.1.).

Стратегические альтернативы - это возможные варианты развития предприятия или СОБ в рамках каждой из трех базовых корпоративных стратегий: рост, стабилизации, сокращения

 

Базові стратегії Стратегічні альтернативи
1. Зростання (розвитку) 1.1. Інтенсифікація 1.2. Диверсифікація 1.3. Інтеграція 1.4. Техніко-технологічний розвиток
2. Стабілізації (обмеженого росту) 2.1. Економія витрат, збирання „врожаю» 2.2. Постійна адаптація до зовнішнього середовища 2.3. Збереження науково-технічного і кадрового потенціалу
3. Виживання (скорочення) 3.1. Організаційна санація 3.2. Економічна і фінансова санація 3.3. Маркетингова санація 3.4. Соціальна санація 3.5. Ліквідація бізнесу

Цепочка и система стоимости

Цепочка ценности в простейшем виде – это последовательность осуществляемых организацией продуктивных действий (действий, вносящих вклад в создание и предоставление продуктов, представляющих ценность для потребителя).

Она показывает, что делает организация и в какой последовательности. Цепочка должна также давать представление о том, как это делается. Цепочка ценности может оказаться весьма полезным средством выявления различий между организациями, функционирующими в одной отрасли и кажущимися на первый взгляд похожими.

При построении цепочки ценности можно по-разному подойти в выделению и классификации продуктивных действий организации. Примером одного из подходов может служить типичная цепочка ценности промышленной компании, построенная на основе предложенной компанией «МакКинзи» (McKinsey) концепции «бизнес-системы» (рис. 17).

Майкл Портер предложил более сложную классификацию действий фирмы (рис. 18), выделив основные виды деятельности (преобразование входных ресурсов в конечную продукцию и непосредственное взаимодействие с потребителями) и вспомогательные виды деятельности.

Иногда даже беглый анализ цепочки ценности позволяет понять сильные и слабые стороны организации. Более того, творческий подход к реконструированию цепочки ценности может привести к открытию новых способов группирования ресурсов и, следовательно, к созданию новых типов организационных способностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.014 с.)