Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические основы оценочной деятельности учителя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей. Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее. Педагогические оценки бывают нескольких видов: – предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности; – персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека; – материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.); – моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали; – результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось); – процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано); – количественные – соотносятся с объемом выполненной работы; – качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы. В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову): – личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой; – сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой; – нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания. Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2) в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет. Оценочная деятельность – это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения. Виды оценочной деятельности: - прямая, или открытая ( поощрение, наказание ) - скрытая ( опосредованная какими-либо действиями, поступками ) Функции оценочной деятельности: · Нормативная · Регулятивная · Аксиологическая · Когнитивная · Функция идентификации · Рефлексивная Приемы педагогической оценки: -«я-оглашение» (оглашение вслух эмоционального состояния педагога) -«ты-оглашение» (оглашение эмоционального состояния ребенка. Напр.:ты устал,попробуй еще раз) - возложение оценочных полномочий на самого воспитанника (как ты считаешь,правильно сделал,почему?) - оттягивание во времени оценки (сегодня уже поздно, лучше завтра попробовать решить пример) - последствия поступка (после всего, что ты сделал…) Травмирующее влияние оценки. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез. Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида. Психологические аспекты оценивания. Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны. Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания: А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках. Б) Существует так называемый " эффект ореола ". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного. Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика. Когда нельзя ставить отрицательные отметки: · нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение); · если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию; · если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.01 с.) |