ТОП 10:

На родителей, не обеспечивающих надлежащих условий



Для воспитания детей

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения

- отца

- матери

2. Адрес, телефон

3. Место работа

- отца

- матери

4. Наличие детей и возраст

5. Основание постановки на учет

6. Решение комиссии

7. Проводимые мероприятия по оздоровлению обстановки в семье и их результативности

Ответственный секретарь комиссии

 

 

 

Акт обследования

_____________________________________ «____»_____________200 г.

Мы, нижеподписавшиеся, _________________________________________

обследовали жилищно-бытовые условия жизни подростка (семьи) ____________________________________________________________________

ф.и.о.

Возраст __________________Занятие ________________________________

Проживающего по адресу _________________________________________

Имеет обоих родителей, одного, проживает с родственниками, один (нужное подчеркнуть)

Родители:

Мать (мачеха)нужное подчеркнуть

- фамилия, имя, отчество

- год и место рождения

- место работы, должность

- образование

- употребляет спиртные напитки ____________________

да, нет, как часто

Отец (отчим)нужное подчеркнуть

- фамилия, имя, отчество

- год и место рождения

- место работы, должность

- образование

- употребляет спиртные напитки _____________________

да, нет, как часто

Другие члены семьи________________________________________________________________________________________________________________________________________

В результате обследования установлено____________________________________________________________________

семья занимает площадь размером ____________________________________________________________________в отдельной или коммунальной квартире, санитарное состояние помещения, количество работающих членов семьи, общий заработок семьи;

____________________________________________________________________

взаимоотношения между членами семьи, причины неблагополучия в семье

Заключение: ____________________________________________________________________

семья благополучная, неблагополучная и т.п.

Подписи: _________________

ПАСПОРТ

Неблагополучной семьи

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения

-отца

- матери

2. Место проживания семьи (в соответствии с пропиской)

- с какого времени проживает по данному адресу, где проживали ранее?

- кому принадлежит жилье?

- площадь помещения, его техническое и санитарное состояние

3. Состав семьи

- взаимоотношения между членами семьи, с соседями:

- специальность, место и продолжительность работы взрослых членов семь, их характеристика

- образование (что, когда окончил)

- место учебы детей, их характеристика

- наличие судимостей, психических или физических отклонений у членов семьи

- нуждаются в амбулаторном или принудительном лечении?

4. Кем обслуживается данный участок, с какого времени

- участковый инспектор милиции

- инспектор по делам несовершеннолетних

- участковый врач

5. В чем заключается неблагополучная обстановка?

- употребление членами семьи алкоголя, психотропных и наркотических веществ

- уклонение от воспитания детей

- вовлечение в пьянство, занятие проституцией, преступной деятельностью

- истязание детей

6. Целесообразность мер, принимаемых к взрослым членам неблагополучной семьи

- использование мер общественного, административного воздействия

- ограничение в дееспособности

- отобрание детей без лишения родительских прав

- лишение родительских прав

7. Формы и методы контроля неблагополучной семьи

8. Проводимые мероприятия по оздоровлению обстановки в семье и их результативность

 

Литература:

Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М., 1998.

Исследование семьи и практика консультационной работы: Программа и методика исследования брака и семьи. - М., 1986.

Мацковский М.С. Социология семьи: проблемные теории, методологии и методики. - М., 1989.

Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996.

Лабораторно-практическое занятие 4 (2 часа)

 

Тема: Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей

 

Содержание занятия: уточнение понятия «неблагополучная семья»; ознакомление с технологией патронажа неблагополучной семьи; характеристика основных приемов работы с неблагополучной семьей.

Задание студентам:

1. Дайте определение понятию «неблагополучная семья». Какие типы семьи и почему можно отнести к неблагополучным?

2. Проранжируйте наиболее распространенные формы работы учреждений образования с неблагополучными семьями.

3. В чем, на Ваш взгляд, заключается цель работы социального педагога с неблагополучной семьей?

4. Уточните предложенную ниже схему работы с неблагополучной семьей с учетом типа семьи (по выбору) и разработанной Вами целевой установки.

 

Наиболее типичные проблемы семьи

Функции семьи Проблемы семьи Привлекаемые организации
Жизнеобеспечение Трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации Служба занятости (биржа труда), работодатели, районный КСЗН, мед. учреждение, Центр социального обслуживания, РЭУ, общественные организации
Организация быта Обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники. Ремонт квартиры. Уничтожение бытовых насекомых. Дезинфекция. Привитие навыков гигиены РЭУ, общественные организации, районная администрация
Здоровье Диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых. Навыки здорового образа жизни. Профилактика болезней. Наркологическая помощь детям. Учреждения здравоохранения, детские санатории. Спортивные учреждения. Наркологические службы. Общественные организации.
Духовное и моральное здоровье Избавление от алкогольной зависимости. Налаживание внутрисемейных отношений Наркологические службы (Наркологический диспансер), анонимные кабинеты, группы самопомощи, общественные организации
Воспитание детей Решение проблем школьной дезадаптации. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения. Психологическая, логопедическая, психотерапевтическая, юридическая помощь. Педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность Образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные организации, комитеты по образованию. ПДН, КДН. Центры и службы системы социальной защиты, комитета по делам молодежи. Детские и молодежные организации
Внутренние и внешние коммуникации семьи Восстановление или построение новых позитивных социальных связей. Разрешение конфликтов. Гармонизация детско-родительских и супружеских отношений Специалисты-психологи, конфликтологи, социологи. Общественные организации. Центры и службы системы социальной защиты и образования.

 

 

Источники первичных сведений о неблагополучии семьи

 

Источник информации   Выдвигаемые проблемы, характер информации
ПДН Случаи нарушения общественного порядка, совершение противоправных действий
Школа Плохая успеваемость, отклонения в поведении ребенка, серьезные материальные затруднения семьи
Участковая служба милиции Бытовое хулиганство, скандалы, дебоши в семьях с детьми. Семьи-притоны
Районные комитеты социальной защиты населения Одинокие матери, многодетные семьи, требующие особого внимания. Родители-инвалиды, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей
Участковые службы детской районной поликлиники Условия содержания и воспитания детей в семье, дети-инвалиды, состояние здоровья ребенка
Родственники, соседи, знакомые Алкогольная или наркотическая зависимость, отклоняющееся поведение родителей несовершеннолетних детей
Посторонние люди Безнадзорность несовершеннолетних

 

 

Принципы работы с неблагополучной семьей

1. Необвинительность - вместо обличений и упреков, пусть даже вполне заслуженных - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.

2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи/подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Плотный постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.

4. Доверительные отношения между социальным педагогом и членами семьи.

5. Отношения с семьей строятся на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план.

6. Уважение норм и ценностей патронируемых.

7. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

8. Гибкое привлечение широкого спектра методов и подходов в работе социального педагога, что предполагает высокий уровень квалификации и разностороннюю подготовку привлекаемых специалистов.

 

Этапы работы с семьей

Этапы Цель Задачи Методы
1. Знакомство. Возможное заключение договора с семьей Определение необходимости и возможности работы с семьей Оценка семейной ситуации Изучение документов. Первичная диагностика. Беседа с членами семьи и лицами из ее окружения
2. Вхождение в семью Организация мотивов к длительной работе, повышение ответственности семьи Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах и возможностях социального педагога Многочисленные длительные контакты с членами семьи. Совместная деятельность
3. Изучение семьи Создание информационной платформы для осуществления изменений Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов. Формирование представлений о разных аспектах функционирования семьи: - состав семьи; - характеристика внешних и внутренних контактов семьи; - нормы, ценности, правила, представления данной семьи; - способности и возможности членов семьи; - уровень материального обеспечения, особенности организации быта; - состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи Беседа, психодиагностические методы
4. Анализ информации Выбор направлений, способов и средств работы Обработка информации. Сопоставление информации, полученной с помощью разных методов и из различных источников Анализ, синтез; обсуждение; консилиум
5. Коррекция Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетенции семьи. Социальный педагог оказывает семье следующие виды помощи: - информационная (информация о режиме работы, функциях и возможностях различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации); - организационная (инициирует рассмотрение проблем семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения проблем семьи; План. Контракт. Краткосрочная рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов. Социальная работа. Психологическое консультирование.
6. Выход из семьи Стабилизация позитивных изменений Перспективный план работы с семьей, организации сети взаимодействий. Контроль ситуации в семье через определенные промежутки времени Документальная фиксация изменения ситуации. Заседание консилиума или КДНиЗП (в зависимости от необходимости)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.015 с.)