Факторы формирования менталитета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы формирования менталитета



Еще несколько общих тезисов. Выделяю три фактора формирования менталитета. Они не могут быть определены в своих истоках (Юнг уходит от ясного ответа на вопрос, что такое архетип). К.Касьянова пишет, например, эпилептоидность русского характера.

- религиозно-трансцендентный (архетипический, биогенетический)

Моя бабушка была неграмотной, но глубоко верующей. «Внучек, ты бога не хули. Чтой-то есть!» – итсизм.

- природно-географический (геополитический) (откуда берется «терпеть надо! Пострадать надо!»). Чтобы выжить, необходимо терпение и терпимость, гибкость, доброта, трепетное отношение к детству, сверхнапряжение, особые способности, связанные с открытостью другим народам. Достоевский: Пушкинская речь: мы открыты другим народам. Русские формировались как народ в окружении полутора сотен других народов, с которыми требовалось выстраивать отношения. Войны, причем оборонительные, были, но геноцидов в России не было. Мирный, открытый характер проникновения русских на Восток. Цивилизаторская миссия.

Итальянцы высоко ценят искусство, моменты, связанные с гармонизацией, эстетикой. Русские менее серьезно относятся к тому, что на столе. «Утром чай, в обед чаек, вечером чаище». У итальянцев же развитая культура винопития, ресторанной жизни и т.д.

– Факторы долговременного порядка:

- вера, религия

- памятники культуры (взаимосвязь между материальным и ментальным культурными потоками)

- политическая организация (немногие республики, Псков и Новгород, исчезли как роза от зимней стужи). Каждый народ вырабатывает такие формы политической жизни, какие он только и мог сформировать.

– Факторы кратковременного порядка

- войны

- революции (спазматический характер русской цивилизации).

Мы сейчас в ситцации, когда нас ожидают новые испытания. Мы снова будем вспоминать об этих качествах, позволивших нам преодолеть все эти тяжелые периоды. Сейчас нам надо быть очень гибкими, нельзя допустить никакй большой войны. Наш национальный характер тоже меняется, и мы способны воспитать в сбе лучшие качества. Мы часто решаем вопросы в религиозном или эмоциональном плане, мы должны жить рационально, а не говорить ханжески о духовности.

Мы не лучше других, но и не хуже других. Свои культурные ценности мы обязаны сберечь.

Соотношения с Италией

– Глубокая религиозность как повод для обсуждения

– Коммунизм с Италии – поиски лучшей жизни, и поиски лучшего царства в Сибири

– Итальянское демократическое движение – отношусь к нему с большим уважением.

 

С.К.: Я люблю славянофилов – цельное знание, равновесьие всех разных знаний наук. Это и мечта литературных героев: о гармонии (Ордынов у Достоевского). Но здесь требуется анализ каждого аспекта.

Время позволяет сказать по поводу хилиастических ожиданий. Рай на земле. Есть автор Кологривов (Кологримов??). Русский человек – занимается высшими, радикальными вопросами, спасении мира. Но не оценивает важность совершения маленьких шагов. Кажется, что не хватает у русского человека оправдания. Поиск рационализации. А вот оправдать, зачем я ищу свое счастье (начинаю с себя?) – как? В этом помогает христианская вера. Дл верующего бог Иисус распят и воскрес для каждого из нас. Каждый имеет бесконечную ценность. Ты понимаешь, что твое благополучие, здоровье твоего близкого имеет бесконечное значение для бога.

Что такое этот эсхатологический дух? Миллениум, апокалипсис, хилиазм.

Я поддерживаю т.з. в духе Мандзони: все-таки утопия коммунистов, как Плеханов, - не жили прямо в России, - была слаба тем, что они не принимали человеческие противоречия (человеческого сердца). Плеханов: коммунизм будет их снимать. Хр-во так не думает, оно принимает и благословляет сложность бытия человеческой личности. Вопросы, которые ты посылаешь творцу – неразрешимы.

В России есть некоторое недоразумение насчет эсхатона: молнии с неба, катастрофы, войны, тысячелетие благополучия. Но эсхатология – это нечто другое. Это от греч. «последнее» - последние времена. А что они такое для христианской традиции, которая нас объединяет? А последние времена – это времена после того, как Иисус умер и воскрес. У человека уже есть шанс на спасение и внутрене чувство мира и любви, есть возможность и шанс любить, даже врагов. Но верующий ждет второго пришествия, когда, как написано в библии, смерти больше не будет. Осуществится окончательное обещание бога. А пока мы не освобождены от страха перед смертью – а он – главный источник греха и смерти.

Н.Федоров о борьбе против смерти: а зачем творец создал множество мертвых планет? Но для человеческого мышления невозможно понять момент, когда время встречается с вечностью. Ведь вечность – все, что за пределами времени и пространства. Но ведь будет поколение, которое не умрет, а изменится – современники этого события. Это то, чего мы жаждем. Счастье, свобода – как нечто возможное – это самое глубокое религизное чувство. Видя, что вокруг его нет, что полного счастья мы не можем найти, его жажда существует в человеческом сердце. Откуда берется этот архетип? И Мандзони, Лопарди говорят о бесконечном, архетипическом желании вечного счастья, которое есть доказательство существования бога и рая.

Догмат о непорочном зачатии Марии – 15 декабря. За 15 лет я не нашел человека, который ответил бы, а что значит непорочное зачатие? В любом учебнике советского времени: родители богоматери не занимались любовью. А речь о рождении Марии – она единственная родилась без греха. А у православных она проявила свое существо, когда признала, что у нее родится сын божий.

Пушкинская речь Достоевского – казалось, примирение славянофилов и западников, но вот опасное высказывание: мы, русские, можем быть итальянцами, французами, немцами лучше и шире, чем настоящие итальянцы и т.д. Это амбиция к ассимиляции может быть чрезмерна.

В.Щ.: Пластичность русских, основанная на способности проникновения во внутренний мир других народов. Этот артистизм с восточными племенами…

С.К.: Но я не о контакте с востоком, а о контакте с европой. Извините, одно дело если мы взаимно дополняем… В.Иванов: Европа снова должна дышать двумя своими легкими. Эти слова потом повторил римский папа. Когда разница между нами – не повод для конфликта, а мы стремимся к общему богатству и за все плохое отвечаем равно.

В.Щ.: конечно, есть народы, которые живут в собственных ментальных формах (японцы гораздо менее пластичны, чем русские). О Пушкине говорили: так, как он изобразил испанский характер, могли бы изобразить только испанцы.

СК: можно сказать кое-что, да. Но даже чувство, что мы проникнем в этот дух до конца, и ничего нового нам не откроется. Я с этим сталкивался.

ВЩ: Здесь и конфликта быть не может. моя позиция сводится к следующему: нет таких народов, где бли бы ментальные черты, которых нет у друих народов, но степень концентрации и системное единство у них свое.

Вот у нас нет упорядоченности. Милов: о сельском хозяйстве и страде, авральный характер работы.

Мы не можем не быть русскими. Мы пропитаны этими культурными, социальными, политическими и т.д. условиями, так что иной раз нас иностранц воспринмают как чудовищ: мы не можем осмыслить великие ценноости западной културы. Оценить-то можем, но не быть собой не можем. Разлом произошел по живому телу России (Украина). А нас уже объявляют недочеловеками, создают мифологемы. А мы оказались способны выиграть ВМВ, алечить эти раны, а что до трудостй и проблем – так российская жизнь такая, нам тркдно рационалиировать ее и пространства, но они наши, и мы умеем ими распорядиться.

Но роль культуры в том, чтобы сгладить противоречия социально-экономического, политического, военного характера. Мы должны восполнять за счет анализа…

СК: не анализ, общение! Надо общаться с народом, анализ потом.

ВЩ: да, нам нужно обеспечить культурное общение с народами Запада, которым мы обязаны и рационализмом, и художественными стилями и тд. И нашим культурным интезом. Русский народ находится на границе цивилизаций, с этим связаны его большие страдания (до италии волна кочевников дотянулась только один раз, когда произошло крушение римско империи, а нас выковала постоянная критическая ситуация, наши менталитет, живучий, сильнвц, гибкий, мощный. Но мы его никогда никому не навязываем, но пусть и представители других культур поймут.

СК: позвольте что-то сказать. В России не хватает россики Италии, Франции. Когда говорите о страдании – и нас били. Страдания знает каждый народ. Извините, что полемически завершаю беседу, но я впервые на Гост.дворе услышал сообщение на английском. В 1812 г российская армия УНИЧТОЖИЛА французов, несмотря на расстановку сил.

ВЩ: я отнюдь не радовался ситуации СССР как осажденной крепости. Но на западе есть и другое. Можно смотреть положительно.

Мы видим кругом войны, бомбы рвутся у наших исторических границ. Это делает менее всего итальнское правительство, ради бога, я в курсе дела. Но милитаристские круги в Америки очень бы хотели разобщить русский народ. Что там говорить: итальинистика, русистика, речь идет о выживании народов. Надо смягчить сложные ситуации с современными разломами. 1 путь: гуманизм.

Пока мы видим уход очень многих наших регионов, но даже здесь нельзя доустить никакоготраздробления славянсокого мира и войны России и Украины, как и любой другой вйны, но когда начинают теснить миллионы русских в прибалтике… хоелось бы забыть про русских там, но забыть не можем, вот в чем все дело. У итальянце тоже была сложная этнческая история (Гарибальди, ВМВ), но это небольшая страна, это не регион, как Россия

СК: нас столько же, сколько вас. Предлагаю обсуждать историю не только с российской точки зрения. ВМВ в России трезво не обсуждают.

 

 

Тема для меня: Убей немца в разрезе русского менталитета

 

 

15.12.2014

Студенческое научное общество

Направления изучения меналитета – этнический, социальный компоненты. Темы: менталитет и бизнес, менталитет и экономика. Рынок как таковой не определял ментальные конструкты русской культуры до наших дней. При советской влсти было плановое хозяйство, это были предвоенные или послевоенные годы, нужна была концентрация всех сил.

В находимся в очень сложной ситуации, иногда мы вдруг обнаруживаем возврат к менталитету советского или досоветского общества. Кризис и геополитический сдвиг (Украина), необходимость тратить огромные ресурс на оборону.

Но сдаваться и говорить, что россйская цивилизация себя не оправдала, что пассионарность снизилась, - нельзя, нужно конценрировать силы и создавать общество на новых идейных и ментальных основаниях.

Менталитет – структура, которая формируется в сознании всей нации, всей социальной группы, и оформлена с помощью специфических средств и способов – поведенческих и психологических стереотипов, труда, и т.д. Формируется на основе географического фактора.

Сегодня немного о Ключевском, об Ильине, о евразийцах.

 

ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В ОСВЕЩЕНИИ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ И ИСТОРИКОВ

Ключевский – один из самых лучших и самых тонких историков (!!!)

Если говорить очень популярно,то Россия в пограничном положении между Западом и Востоком. Надо разобраться в проблемах места развития (хронотопа).

Евразийцы остро поставили проблему ЭГП. Здесь были и другие вопросы социально-экономического, политического характера (многофакторный анализ), но ценностные ориентации формируются в толще народа, и чтобы их понять, нужно рассмотреть не один, не два, не три, а гораздо больше.

Ключевский, «Курс русской истории» - самое начало его сочинения в 9 томах. Он говорит о методологическом подходе к истории России, и поднимает проблемы, связанные с менталитетом.

Тайна исторического процесса, - говорит он, - не в странах и народах, а в их внутренних, постоянно данных особенностях, многообразных изменчивых обстоятельствах – счастливых или неудачных. У каждого народа они складываются по-своему.

Есть многообразные факторы, которые дествуют более или менее продолжительное время. На основе опытного и наблюдательного познания (исторического, эмпирического) необходим рациональный анализ.

За это Ключевского очень хвалил Г.П.Федотов в книге «Судьба и грехи России».

Здесь недостаточно богословского ведения, недостаточно православия. Не подвергаю сомнению роль православия, но его недостаточно для форсирования внутреннего характера. Необходимы основные первичные силы, движущие совместную жизнь людей – фундаментальные формы жизни.

Надо анализировать совместную жизнь людей (как люди трудятся, как обмениваются результатами труда) и одновременно понимать роль и значение человеческого духа и внешнюю природу.

В конечном счете все наше бытие – не что иное, как переработка продуктов природы и их использование. Ведь человек – сам природное существо, и труд – основное дело его жизни.

Он говорит: основные свойства и потребности людей – природные, экономические: труд, капитал, кредит, политические: власть, закон, право, духовные: религия, наука, искусство нравственное чувство.

У всех разные дары и разные бедствия, связанные с природно-географической средой.

Он использует понятие «народный темперамент» (чувственно-эмоциональные реакции на внешнюю среду). Тут формируется и повседневный быт, и характер народа.

Он опережает французов в вопросе менталитета.

Русские оказались среди соседей, чуждых и низших по развитию, у которых нечем было позаимствоваться, а приходилось постоянно бороться. В стране ненасиженной (вам это слово мало известно????), усеянной курганами и могилами, а не следами старой культуры.

- многообразие почвенных и ботанических полос

- сложность водной стихии, реки – первоначальные дороги (Россия многие века боролась за выход к морям).

- формирование Окско-Волжского междуречья

- мощные леса

- особые гидрографические условия

Русская натура очень пластична, гибка. Оттого, что были разные условия жизни, формировалась особая принципиальная к ним терпимость и выносливость, а также преловутая гибкость и терпение русского человека и умение решать вопросы там, где это казалось невозможным.

Откуда у русского человека? Ее что бог подарил? Коневно, бог всем и все подарил…

Русский человек не живет, а выживает.

С одной стороны, лес все давал, а с другой – он вызывал чувство страха, опасности. Это что-то такое, где леший бродит. Лес идеализировался как место ухода от мира, его безотчетная робость под сумрачной сенью леса.

О казаках: человек бездомный, вольный, беглец из общества, удалец, отдавший себя борьбе с неверными, мастер все разорить, не умевши ничего построить.

Ряд замечаний о ландшафте России. Русский с трудом живет на Западе, там везде граница, предел, строгая отчетливая определенность, ограниченность. А в России пустынные поля, едут – 10 дней однообразия. Неопределенное, спокойной-неясное впечатление, пустынный покой, беспредметное унылое раздумье без ясной отчетливой мысли.

У русских всегда впечатление временности. Русский полукочевой народ – случайные стоянки кочевников, постоянное расширение в разные районы, изменение хронотопов. Определенная переселенческая культура, ощущение бродячества, связанное также с хроническими ожарами.

Д.И.Иловайский «О русской удали, мужестве, твердости и других чертах», История России в 2 т., 1906.

Русская нация, историческое прошлое и проблемы возрождения, М., 1995

Если говорить методологичсеки, мы не должны никакой народ ни идеализировать, ни ненавидеть. Ильин с исключительным тактом высказывался в этой области – о слабостях: русский народ соблазнился о вере через коммунистическую утопию.

Ощущение хрупкости, стремления верить во все идеалы и понимания, что они не те, хорошо показано у Платонова.

Чаадаев же относится к русским скептически, хотя потом и отказался от своих взглядов.

Еще несколько слов о евразийцах. Евразийство – в чем его роль и значение? Евразийцы ввели понятие хронотопа, но оно уже было и раньше. Они объесняют: Савицкий: «Месторождение полезных ископаемых, формирования почв, произрастания различных сообществ, обитания животных сообществ, человеческих общетсв, социально историческая среда и территория».

Географический обзор России и Евразии. Антология. Мир. Россия. Евразия.

Савицкий: надо создать геософию и изучать параллелизмы между разными сферами жизни. Есть само место, которое формирует все развитие народа». А ведь есть случайности, социально-экономические формы жизни, вероисповедание. Нельзя переоценивать хронотоп: сели на это место, и все стало хорошо.

Потом были большие прения: Федотов и Флоровский примыкали к евразийцам, но потом отошли, сблизились с коммунистами, но это было чревато – принять атеизм они не могли.

Два слова о марксистах: моя принципиальная позиция, что их надо изучать, это одно из важнейших социально-политических учений, сыгравших роль не только в 1918, но и во второй половине 19 века. Но марксисты и коммунисты путем насилия выполнили свою программу с их военным тоталитарным режимом и т.д.

В чем был основной порок марксизма: слишком сильный акцент на суетных факторах и недооценка духовных – роли религии, роли культуры.

Ильин: давайте раз и навседга скажем: всякий другой народ в ЭГП русского был б вынужден идти тем же путем, но ни один не проявид бы такого благодушия, такой братской терпимости, которую проявил он на протяжении тысячелетий. В силу ряда факторов, с которыми каждый народ вынужден считаться.

- эгп

- хронотоп

- духовная основа православия, который несовместим с насилием и огнем и мечом

- единство и взаимосвязь русского и российского

Русский считал всех других своими братьями и не стремился денационализировать.

Россия есть живой организм

Письма о русской культуре Федотова создание элиты ряд статей Судьба и грехи России

Сборник Ильина: Наши задачи. Историческая сульба и будущее России (1948-54 гг). Военно-политический союз – он писал статьи для российской освободительной армии (Белое движение).

Почему кочевой аспект русской души?

Поиски лучшей жизни. Человек должен либо выжить, либо упорядочить свое бытие во всех отношених. Чаще всего бежали в леса в поисках лучшей жизни – так найдут защиту, свободу, не будут холопами, а буду вольными хлебопашцами.

Было куда бежать в поисках жизненного пространства.

Обстановка чужого ЭГП для человека тягостна.

Авантюризм минимален. Почему переселение. Мы – народ, кочевавший вынужденно ради прокорма и затем политических причин. Когда всем доволен – переселяться не хочется.

В толще крестьянских масс было представление о благословенной земле (Беловодье, Алтай).

Старообрядцы - в Сибири их звали чалдоны (челдоны?).

Евразийцы: национальная идея вырождалась в фашизм, а интернационализм не учитывал отдельного человека (за интернационализм был Троцкий).

Устрялов – не историк! – концепция третьего пути.

Единый цикл: социализм, коммунизм, капитализм, империализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.04 с.)