Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Катя Горянина. Ментальные сдвиги в российском обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Россия переживает переход от советской России к ментальности гражданского общества. На эту трансформацию влияет и наше внутренее ядро, так и внешние обстоятельства. Сложно оценить эти сдвиги. Сама ментальность – неотрефлексированная среда. Мы должны понимать, откуда идут наши интенции, а для этого надо знать свою культуру и культурное наследие. Менталитет – совокупность умственных навыков или духовных установок, ядро, определяющее народ как духовное единство. Ментальность – конкретное мироощущение. Ментальность начинает формироваться с младенчества, - воспитание в определенной среде, - продолжает в школе, когда человек формируется как более устойчивая личность. Далее человек соотносит вершки и корешки (это зависит от его рефлективности). У нас еще в зачаточном состоянии социальные институты, развитые в других странах, но встреча российских ментальностей с другими – идет. Одно общественно-экономическое устройство сменяется другим, изменилась идеология, развивается гражданственность. Меняется образ мира у россиян. Так менталитет вступает в сложное взаимодействие с конкретно-историческими формами (материальными памятниками).
Как конкретизировать? Экономика: переход к рыночной экономике от командно-административной централизованной. Неудачный переход, сопровождавшийся кризисом. Политика: крах советской идеологии, переход от однопартийности к многопартийности, появление институтов гражданского общества (я не использую понятие тоталитаризм к СССР, это слишком сильно сказано, полного тоталитаризма не было, но общество было репрессивным). Демократия, либерализм. Каждая страна развивается со своими ценностными установками по поводу производства, стоимостных отношений, денег и т.д. Это экономическая культура. Зачем нам нужна культура? Ценности. Культура – это прежде всего оценивание, стоимостное и не только – с точки зрении духа и иерархии ценностей. Вся наша жизнь есть оценивание.
Чем идеология отличается от менталитета? Менталитет – бессознательное, идеология – формируется сознательно. Это совокупность идей, выражающих интересы отрефлексированные, рациональные, т.е. не ментальные. Есть ясное систематизированное сознание интересов определенных социальных групп. Чем отличается идеология от теории – она менее конкретна, объективна. Теория не содержит интереса той или иной группы, она стоит над ними.
Трудный вопрос: гражданское и постсоветское общество? Гражданское общество – свободное волеизъявление граждан, объединенных в партии, социальные группы. Но гражданское общество у нас еще не до конца сформировалось. Абсолютные ценности необходимы: если бога нет, то надо его выдумать. Ментальность бессознательна.
12.12.14 Ваня Белов. Искусство в контексте других сфер культуры Иск – деят, основанная на мастерстве Художественная деятельность в единстве духовного и материального компонента. Главный знак – образное освоение действительности Передача культурного опыта Народное профессиональное Элитарное и массовое Автономная часть духовной культуры. Связано с наукой, религией, моралью, политикой Инструмент познания мира, выражающее субъективное начало. Целостно воздействут вызывая эстетическое наслаждение развивает нравственно, эмоцонально, интеллектуально Смягчить и гуманизировать безудержный научный поиск Бескорыстное стремление к нематериальному идеалу Конечная цель как религиозного акта так и худ произведения – катарсис. Верующий и художник оздают себе кумиров, поклоняется красоте. Функции: эвристическая, мировоззреенческая, воспитательная. Эстетиеский идеал, коммуникативная от поколения к поколению. Культура мыслима только в плане взаимодействия субъектов: реципиента, автора и предмета. Н.Федоров: музей – это не собрание мертвых предметов. Он существует только в той степени, в какой объекты являются предметом распредмечивания. Принять искусство как высокое или не высокое, - это дело каждого реципиента. Искусство всегда воплощено, укоренено в материальном мире. Энтелехия аккультурация Дарья Донцова? У нее низкие синтезирующие свойства. Все есть объект культуры, любой черепок. Везде есть вещественные артефакты, где заключено определенное духовное содержание. Но синтезирующие возможности не во всех произведениях культуры таковы. Еще насчет разграничении высокой и низкой, массовой и элитарной, хотелось бы напомнить, что многие сегодняшние памятники, ставшие настоящей ценностью, во времена своего создания были всполне массовыми, примитивными, низко оценивались современниками. Однако они повлияли на историю, т.е. проявили синтезирующие свойства. «Как закалялась сталь» – нас заставляли учить мы кривились, там атеизм... а теперь здесь видят высоконравственное парарелигиозное содержание. Автор – праведник. Хотя и коммунист. Он отдает последнее народу, а народ – божий. Платонов: фраза: жить надо! А потом понял, у Платонова глубокое религиозное содержание: жизнь священна, потому что человек создан богом. Огромными снтезирующими возможностями обладает религия, философия. Владимирская богоматерь сыграла большую роль в историии России, вдохновляла русских людей к подвигам. Распредмечивание требует от зрителя таких же усилий, как от автора. В дзен-буддизме идея творческих усилий реципиента очень развита. Некоторые при созерцании произведений искусства приходят в экстаз и теряют сознание, так глубоко оно на них воздействует. Это тайна распредмечивания. Далеко не всем дано глубоко воспринять произведение искусства. У первобытных народов низкие формы, а в религиозном подвижничесте высокие.
Зорина Макс Вебер как историк культуры Концепция свободы от ценностных суждений – в этом задача теоретика Еще положения о роли Вебера в понимаии культуры: Вебер выдающийся культуролог, поворот колеса в понимании культуры и жизни в целом. Отличие социологического знания от культурологического знания Социология анализирует ценностные установки определенных социальных групп. Культурология изучает конкретно-исторические индивидуальные ценностные миры. Культура представляет историческую реальность – в ней воплощены сгустки ценностей с неизменным значением. Чем заичтельнее памятнк культуры, тем сильнее его влияние на культуру. А социология тоже анализирует ценности, но постигаемые в группах – на живом материале, преходящие, кратковременные, невоплощенные в предметах. Материал для изучения данной исторической эпохи. Вебер подчеркивал роль исторического и индивидуального (неокантианство, Марк Блок Ремесло историка в ----- истории). Вебер обратил внимание на то, что прошле культуры распредмечиваются в современности, происходит столкновение разных культурных миров. Потом студенты приходят, становятся руководителями, а сами ничего не понимают! Филолог по базовому образованию Вебер: идея идеального типа. Возможность постижения современной эпохи – реальности, имеющей начало, но не имеющей конца. Все модели нашей современности – материал для соотнесения воззрений и выявления идеального типа. Понять эпоху трудно, но есть ли для нас что-то более важное? Авторы способны к синтезу разных сфер культуры
СЕМИНАРИЙ 24.11.14. Организуем семинарий. В российской научной школе была такая форма работы совместно с руководителем. Результат – совместный сборник научных работ студентов. Цель: двинуться в направлении научного исследования определенной проблемы, чтобы через год-полтора организовать материалы нашей работы. Их число будет увеличиваться, придут и остальные курсы – восточники, западники. Здесь я получил уже определенную поддержку. Направления: российский менталитет в постсоветскую эпоху (Шмонин!), так мы сейчас находимся в ситуации смены эпох. Сегодняшняя эпоха – эпха коренного сдвига, более значительная, чем Революция, мы выходим на новый менталитет гражданского общества (он только формируется, назовем его скромнее: постсоветский менталитет). Занимаемся этими вопросами в рамках студенческого научного общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.008 с.) |