Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главный вопрос: Что такое менталитет?Содержание книги Поиск на нашем сайте
В 90х термин был не востребован. Сейчас же все пестрит. В истории культуры есть два потока. Первый – опредмеченные в артефактах формы культуры (предметы искусства, религиозные трактаты, предметы, вещи), все, что получило форму текста. Текст культуры. Это то, что обычно изучают как историю культуры (историю разных искусств, общие формы развития культуры в разных ее сферах и т.д.). Все, что представляет собой некоторый явный запечатленный след. Поколение за поколением возвращалось к одним и тем же артефактам культуры, считая, что этого довольно. Второй – начиная с 18 века, а в явной форме в 20 веке, рождается целый ряд направлений, смысл которых в том, чтобы увидеть неявные ценностные формы. То, что существует в сознании людей разных эпох и не получает явной идейно-образной формы. Вся наша жизнь пронизана некими ценностными ориентациями: различные уровни культуры постоянно в сравнении. Эти неявные формы также неявным образом оформлены. Они не явлены в этих видимых, эксплицитных формах культуры. Итак, идейно-образная предметная культура и ментальная культура. Она неосознаваема, чувственно-психологична, не отрефлексирована, не выражена рационально, бессознательна, латентна. Это гносеологические (теоретико-познавательные) характеристики. Но есть социальные характеристики: материальная культура индивидуальна, а ментальная – коллективна, она охватывает большие коллективы (менталитет эпохи, национальности, социальной группы). Ментальная культура – культура повседневности народа, недовоплощенная, не имеющая артефактной формы. Она опредмечена в форме поведенческой активности (жесты, интонации, речь, система взаимоотношений с людьми). Русская культура лицом, предметной идейно-образной культурой ориентирована на запад, оттуда пришли все формы философии (Кантемир переводил Декарта, но потом ученые долго не могли понять, что именно он перевел, так как категориальный аппарат не был выработан; «Письма о России»). Даже христианство пришло к нам с запада (Византия). Но с востоком связаны наши духовные истоки. Ментальные форм угро-финских, мусульманских, булгарских и т.д. Перекресток культур. Направления работы: 1. Прежде всего российский менталитет. Культура России по природе органична: она имеет определенные элементы. Она формировалась под определяющим влиянием восточных славян, Киевской и Московской Руси, но теперь мы говорим о культуре России. Русская культура и культура России: неслиянность и нераздельность их бытия. Нужно быть очень тактичными, определяя отношения между ними. Ведь мы единый народ, но в рамках этого единого народа существуют другие народы, сохраняющие свою самобытность (!) – более ста национальностей. Г.П.Федотов: надо, чтобы они все приезжали учиться в Москву. Коммунисты были не глупы, выдвинув концепция: советский народ как новая историческая общность. 2. Исторические изменения и смена ментальных форм в истории определенной страны. Здесь проблема соотношения советского менталитета и постсоветского менталитета. Что нового сегодня возникает, откуда мы пришли и куда мы идем. Молодежь сегодня другая. Растет инициативность, рациональный подход, роль и значение личной ответственности, каждый сам выстраивает собственное будущее, трудолюбие, гражданская ответственность. Привилегированные группы – олигархат, коррупционные чиновники – обречены на крах (утопия!). Стали читать Хэмингуэя, Ремарка, телевизор не смотрят: у студенчества более серьезные интересы. В советском менталитете было много иждивенчества, но оно уходит. Итак, формируется новый рациональный, ответственный, патриотичный, духовно развитый менталитет. 3. Исторический менталитет разных социальных групп. Дворяне, буржуазия, интеллигенция, церковное сословие, российские революционеры, разночинцы и т.д. Щученко «Новые тупики старых идей» Ленин опирался на Чернышевского. (!) Итак, изучать различные сословия и различные общественные течения Коммунизм растет на ментальных формах утопических течений гностицизма. Закончилась история 19-20 века, но следы ее остались. Нам это нужно, чтобы понять, в каком направлении движется сегодняшня Россия. Как формируется новый КС. 4. Менталитет народов мира. Диссертация: по французской культуре 17 века. Философия в контексте французской философской культуры 17 века. У меня есть довольно существенный фонд по темам (мы сделали 15 выпусков по истории менталитета в СПБГУКИ). Историческая судьба народа, влияние на нее ЭГП, политических, экономических, социальных факторов, трансцендентные истоки менталитета, менталитет и аграрное развитие, и предпринимательство, и межнациональные связи и т.д. Аарон Яковлевич Гуревич О средневековой культуре Школа Анналов – середина 20 века. Зеньковский, Лосский были в спецхране, на полках – только марксизм-ленинизм, надо было писать заявку и получать через 1й отдел. Ранее вообще было только понятие национального характера (психология масс). А французы уже создали теорию менталитета. Различие между менталитетом и ментальностью: менталитет – совокупность относительно устойчивых характеристик, явление противоположное идейно-образным артефактам, ментальность – несет в себе указание на изменчивость менталитета. Изменился зритель – изменилась часть культуры (театр, литература) и т.д. Журнал Русская литература 1960е Щученко Первая статья: о переводе Некрасова Мороз, Красный нос на итальянский язык. Я пытался сопоставить системы стихосложения итальянскую и русскую. Молодежь дерзновенна. Войны между сибирскими народами на протяжении многих веков. Множество факторов формирования ментальной самобытности: - эгп - экономика - политика - геополитика И т.д.
01.12.14. В.Щ.: Какие существуют направления ментальных исследований? Сам менталитет – это определенный исторический генезис (ментальные характеристики непосредственно связаны с социальными сдвигами в разнх странах). Сдвиг в нашей стране в наши дни более существенен, чем в 1917 г. как бы ни казалось, что Революция была огромным сдвигом, но сейчас - более, так как советская эпоха имела целый ряд характеристик, восходящих к крестьянству. Профессор Милов написал ряд работ по менталитету крестьянства, показал, что СССР нес много черт крестьянского менталитета. Другое направление – менталитет или психокультура; связано с динамикой ментальных характеристик. Исследования во многом связан с последними измененими в нашей стране (бизнес, развитие рыночной экономики, глобализация). Необходимо ясно понимать ментальные характеристики разнх народов, находящихся на разнх уровнях развития (до сих пор существуют народы на архаической степени развития. Неслучайно сегодня в целом ряде северных стран (Финляндия, Швеция) серьезно занимаются проблемой менталитета, так как там продолжают жить и развиваться специфические народы (карелы, поморяне…). В Ровониеме – самый северный Финский университет, - проводятся этнографические исследования этих народов. Для нас это тоже важно, так как у нас более ста народностей, которые пусть и не имеют развитой письменной культуры, у них есть ментальная (обычами, нравы, мифы, язык, поведение). Одно время я читал лекции Введение в теорию менталитета в СПБГУКИ, прошел целый ряд дипломных работ, вышел сборник студенческих исследований по ханты, манси, ненцам, в Сыктывкаре. Пусть сегодня понятие менталитета используется больше в оправдание слабых черт русского характера, это не так. Говоря о культуре, имеем в виду, что есть общечеловеческие черты, общечеловеческое в культуре – какие-то ценностные установки, объединяющие всех людей. Можно договориться и с дикарем, продемонстрировав миролюбие. Существуют разные национальные культуры, к этому надо относиться так же, как относился Хемингуэй («По ком звонит колокол», эпиграф: не думай, что он звонит по другим, этот колокол звонит и по тебе. Если какой-то народ оказывается в тяжелой ситуации, не думай, что тебя это не касается). Культуры как бы взаимно дополняют друг друга. То, чего не может дать одна, дает другая. Мы слышим разные голоса, и надо понимать, что в каждой культуре развиты свои черты характера. Каждой культуре свойственны некоторые слабости. Свою культуру мы можем критиковать как угодно, а к культуре другого народа надо относиться бережно. У русских не хватает организованности. Они способны быстро собраться и дать ответ на исторический вызов, но орднунг у русских не всегда на первом плане. Теперь понятно, что у каждого народа формируется свое ментальное ядро. Откуда оно берется? В своей статье я говорю о факторах возникновения менталитета, психокультуры, национального характера. Но я уделяю больше внимания понятию менталитета. По сравнению с остальными понятие менталитета наиболее разработанно в рамках работы французской Школы Анналов (середина 20 века), опиравшейся на немецкую школу: Бенедетто Крочи, Трёльч, Макс Вебер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.008 с.) |