Характерные признаки правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные признаки правового государства



Признание основных неотчуждаемых прав и свобод человека в качестве высшей ценности и закрепление системы их гарантий на уровне международных стандартов
Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
Реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;
Взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства
Строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности
Осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства

Таблица 23

 

Характерные признаки республиканской формы правления в РФ

Отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве
Ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка
Создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод
Формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок

 

Таблица 24

 

Принцип идеологического и политического многообразия в РФ

Идеологическое многообразие Означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания
Невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной Необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;
Политическое многообразие, или многопартийность Свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают промежуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими
Свобода общественных объединений Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
Пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на: ü насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; ü подрыв безопасности государства; ü создание вооруженных формирований; ü разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Таблица 25

 

Предметы ведения палат Федерального собрания РФ и Правительства РФ

Палата Федерального Собрания РФ Предметы ведения
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РФ (Верхняя палата) 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ; 2) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; 3) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; 4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5) назначение выборов Президента РФ; 6) отрешение Президента РФ от должности; 7) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; 8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (Нижняя палата) 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2) решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и иные, возложенные на нее Конституцией РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой  
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 1) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; 2) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; 3) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 4) осуществляет управление федеральной собственностью; 5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; 6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом

 

Таблица 26

Судебная система РФ

Ветвь судебной системы Характеристика
Конституционный Суд РФ Состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды со­ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства.
Суды общей юрисдикции Являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям,действующим на территории соответствующего судебного района.  
Арбитражные суды РФ Являются третьей ветвью судебной власти. Рассматривают эконо­мические споры м ежду юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов  

Таблица 27

Звенья судебной системы РФ

Звено Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды
Основное звено Районные суды Суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов Арбитражные суды субъектов РФ
Среднее звено Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов Суды военных округов, флотов, видов и групп войск Федеральные арбитражные суды округов (10 округов)
Высшее звено Верховный Суд РФ Военная коллегия Верховного Суда РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

 

Таблица 28

Полномочия Президента РФ

1) Осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Российской Федерации
2) Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ
3) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации
4) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
5) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания
6) осуществляет помилование
7) издает указы и распоряжения
8) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом
9) вносит законопроекты в Государственную Думу
10) подписывает и обнародует федеральные законы
11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства
12) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
13) принимает решение об отставке Правительства РФ
14) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом
15) утверждает военную доктрину Российской Федерации
16) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ
17) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ
18) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом
19) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ

 

Рис. 4. Права и свободы человека и гражданина в РФ

 

Таблица 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.008 с.)