Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Екатеринбург 2015
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Таблица 1
Теории происхождения государства
Название теории
| Основное содержание
| Авторы
| | Теологическая теория
| Государство возникло по воле бога. Следовательно, государство, его институты, власть – незыблемы, святы. Их возникновение не зависит от воли человека
| Аврелий Августин, Фома Аквинский, Тертулиан
| Патриархальная теория
| Государство возникает из разросшейся семьи
| Конфуций, Аристотель
| Договорная
| В основе государства лежит общественный договор
| Эпикур, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
| Теория насилия
| Государство возникло путем акта насилия, завоевания одним более сильным народом (как правило, кочевым) другого (как правило, оседлого) более слабого народа.
| К. Каутский,
Л. Гумплович,
Е. Дюринг и др.
| Марксистская
| Государство возникло на классово-экономической основе
| К. Маркс, Ф.Энгельс, Ленин
| Патримониальная
| Государство возникло из права собственности на землю (патримониум), а политическая власть – из власти земледельцев
| А. Галлер
| Психологическая
| Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, потребности одних во властвовании над другими людьми и стремление других подчиняться, подражать
| Цицерон, Л.И. Петражицкий,
З.Фрейд, Г.Тард и др.
| Ирригационная (гидравлическая)
| Государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их водных ресурсов (ирригация)
| К. Виттфогель и др.
| Органическая
| Государство возникает и развивается подобно биологическому организму, является результатам действия сил природы
| Г. Спенсер, Р. Вормс и др.
|
Таблица 2
Основные внешние и внутренние функции государства
Внутренние функции государства
| Функция
| Содержание
| Пример
| Экономическая
функция
| Создание условий для эффективного функционирования экономической системы, ведения рыночного хозяйства
| Установление налогов; создание правовых основ рынка; борьба с монополизмом; кредитная политика и др.
| Политическая
функция
| Осуществление гармонизации интересов различных социальных групп
| Проведение референдумов, выборов; формирование парламента; защита конституционного строя
| Социальная функция
| Обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.
| Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий; выделение средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение и др.
| Правоохранительная функция
| Обеспечение точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами
| Разработка и принятие законов; борьба с правонарушениями
| Экологическая
функция
| Государственное управление и координация деятельности в области охраны природы
| Экологический контроль и надзор, стимулирование введения безотходных технологий
| Внешние функции
| Функция обороны
| Защита государства от внешней угрозы
| Ведение оборонительных войн; деятельность контрразведки
| Дипломатическая функция
| Поддержание приемлемых отношений со всеми странами
| Участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т.д.
| Поддержка мирового правопорядка
| Сохранение мира на земле
| Борьба с международным терроризмом;
| Внешнеэкономическая функция
| Развитие взаимовыгодного сотрудничества государств
| Координация товарооборота кредитно-финансовые связи
|
Рис. 1. Элементный состав формы государства
Таблица 3
Разновидности монархий по объему властных полномочий
Вид монархии
| Основные черты
| Пример
| Абсолютная
| Предполагающая неограниченную власть монарха
| Ватикан,
Кувейт, Катар,
| Ограниченная (конституционная), в т. ч
- Дуалистическая
- Парламентарная
|
Власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию
|
Марокко, Иордания
Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Дания и др.
|
Таблица 4
Основные теории права
Теория
| Сущность
| Авторы
| Естественно-правовая
| Право есть совокупность естественных прав человека
| Гоббс, Локк, Радищев и др.
| Историческая
| Право есть совокупность правовых обычаев
| Гуго, Пухта, Савиньи и др
| Нормативистская
| Право есть пирамида не зависящих от сущего норм
| Штаммлер, Новгородцев, Кельзен
| Материалистическая
| Право есть возведенная в закон воля господствующего класса
| Маркс, Энгельс, Ленин и др.
| Психологическая
| Право есть правовые эмоции личности
| Петражицкий, Росс, Рейснер и др.
| Социологическая
| Право есть реализация законов, юридические действия
| Эрлих, Муромцев, Паунд и др
|
Таблица 8
Основные черты права
Черта права
| Характеристика
| Социальность
| регулирует наиболее важные общественные отношения. неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения;
| Нормативность
| всегда предполагает дозволение, запрет или позитивное обязывание и имеет определенную структуру
| Обязательность
| обязательно для исполнения всеми под угрозой государственного принуждения
| Неперсонифицированность и неказуистичность
| рассчитано на неопределенный круг лиц, на неопределенное число случаев
| Формализм и процедурность
| право всегда выражено в конкретной форме (закон, указ, постановление и т.д.), которая принята с соблюдением определенной процедуры
|
Рис. 2. Структура нормы права
Таблица 9
Элементы нормы права
Элемент нормы права
| Содержание
| Гипотеза (если…)
| элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
| Диспозиция (то…)
| элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.
| Санкция (иначе…)
| - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
| Таблица 10
Источники права
Источник права
| Характеристика
| Правовой обычай
| Это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и приводящее к правовым последствиям.
В правовой системе России он не получил достаточного распространения. Исключение: обычай делового оборота (статья 5 Гражданского кодекса РФ).
Правовой обычай не создается, а признается государством и поддерживается возможностью государственного принуждения.
Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.
| Правовой прецедент
| Это предшествующее решение судебных (судебный прецедент) или административных (административный прецедент) органов по конкретному делу. Впоследствии он принимается за образец при рассмотрение аналогичных дел в равных и нижестоящих инстанциях.
Судебные прецеденты, собранные в сборники, являются основной формой права для государств с англо-саксонской правовой системой (США, Австралия, Канада и др.). Формально прецедент не имеет применения в качестве формы права в Российской Федерации.
| Нормативный правовой договор
| Заключается уполномоченными на то субъектами (санкционированное или делегированное нормотворчество), устанавливает, изменяет или прекращает нормы общего характера.
Договоры характерны, прежде всего, для конституционного, административного и трудового права. Например, Федеративный договор между федеральным центром и субъектами федерации, хозяйственные договоры между госорганами субъектов федерации, коллективный договор и т.д.
| Нормативный правовой акт (НПА)
| Официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
| Правовая доктрина
| Это научные теории и принципы, разработанные или признанные в конкретном государстве. Она активно влияет на трактовку и формирование системы источников права. Например, иджма – согласованные заключения, сформулированные мусульманскими духовными авторитетами, являются в собственном смысле источниками мусульманского права
| Религиозные тексты
| Это священные книги и сборники, нормы которых используются в юридической практике. Например, Коран и сунна в мусульманском праве
| Общепризнанные принципы и нормы международного права
| Обычно они содержатся в основополагающих международных актах. Например, Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт «О гражданских и политических правах» и т.д.
| Международные договоры
| Могут быть как многосторонними, заключаемые в рамках международных организаций (например, Конвенции Международной организации труда (МОТ) или Всемирной торговой организации (ВТО), так и двухсторонние (например, договор России и Франции об экономическом сотрудничестве). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международных договоров.
|
Таблица 12
Сроки вступления нормативно-правовых актов (НПА) в
Российской Федерации
Вид документа
| Сроки вступления в силу
| Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания
| По истечении 10 дней после дня их официального опубликования
| НПА Президента РФ
| По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования
| НПА Правительства РФ
| По истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования
| НПА федеральных органов исполнительной власти, прошедшие регистрацию
| По истечении 10 дней после дня их официального опубликования
| НПА субъектов Федерации, муниципальных органов
| Определяются ими самостоятельно
|
Таблица 13
Признаки правоотношений
Признак
| Характеристика
| Это всегда общественные отношения
| Возникают, изменяются или прекращаются на основе нормы права (нет нормы – нет правоотношения)
| Носят волевой характер
| В такие правоотношения вступают, по общему правилу, по своей воле (например, семейные правоотношения, трудовые правоотношения и т.д.), либо по воле уполномоченного на применение мер принуждения органа или лица (охранительные правоотношения, связанные с применением мер юридической ответственности) (например, уголовные правоотношения, административные правоотношения и др.), либо в других установленных законом случаях (например, наследование по закону, судебное признание отцовства и т.д.).
| Взаимный характер
| Участники правоотношений всегда связаны субъективными правами (у управомоченного лица) и юридическими обязанностями (у правообязанного лица) взаимного характера.
| Охраняемы государством
| Охраняются возможностью государственного принуждения;
| Индивидуализированность субъектов
| Конкретные, индивидуально определенные субъекты, т.е. известно кто с кем
| Персонификация прав и обязанностей
| Принадлежат не абстрактным лицам, а конкретным людям и их объединениям
|
Таблица 14
Формы вины
Умысел
| Неосторожность
| Прямой – правонарушитель знал о противоправности своего деяния, предвидел вредные последствия, и желал их наступления
(например, вина при умышленных убийствах, грабежах, разбое и т.д)
| Легкомыслие – лицо предвидело возможность наступления общественно вредных (опасных) последствий своих деяний, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий (например, превышение скорости движения автомобиля в населенном пункте в расчете на водительское мастерство и малолюдность в утренние часы. В результате – наезд на пешехода.)
| Косвенный – правонарушитель сознавал общественную вредность своих деяний; предвидел возможность наступления вредных последствий, но не желал, их наступления или относился безразлично к их наступлению (например, открытие огня из пистолета в людном парке с целью демонстрации своей «крутизны», вследствие чего пострадал случайный прохожий)
| Небрежность– совершая правонарушение, лицо не предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (наприме, медицинская сестра по ошибке ввела больному повышенную, по сравнению с предписанной, дозу лекарства, в результате чего он скончался)
| | | |
Рис. 3. Признаки объективной стороны правонарушения
Таблица17
Структура Конституции РФ
ПРЕАМБУЛА
| Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
| ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ
| «Основы конституционного строя»
| Изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России.
| «Права и свободы человека и гражданина»
| Содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации
| «Федеративное устройство»
| Закреплены основные принципы российского федерализма.
| «Президент РФ».
| | «Федеральное Собрание»
| | «Правительство РФ»
| | «Судебная власть»
| | «Местное самоуправление»
| Закреплены конституционные основы осуществления местного самоуправления в России
| «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»
| Содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Основного закона
| ВТОРОЙ РАЗДЕЛ
| «Заключительные и переходные положения»
| Такой раздел появился впервые. Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежних Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
|
Таблица 22
Предметы ведения палат Федерального собрания РФ и Правительства РФ
Палата Федерального Собрания РФ
| Предметы ведения
| СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РФ
(Верхняя палата)
| 1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
2) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
3) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
5) назначение выборов Президента РФ;
6) отрешение Президента РФ от должности;
7) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
8) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.
| ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
(Нижняя палата)
| 1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
3) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
5) объявление амнистии;
6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и иные, возложенные на нее Конституцией РФ.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой
| ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
| 1) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
2) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
3) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
4) осуществляет управление федеральной собственностью;
5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом
|
Таблица 26
Судебная система РФ
Ветвь судебной системы
| Характеристика
|
Конституционный Суд РФ
| Состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации, а также конституционные (в республиках в составе РФ) и уставные (в других субъектах РФ) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
|
Суды общей юрисдикции
| Являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям,действующим на территории соответствующего судебного района.
| Арбитражные суды РФ
| Являются третьей ветвью судебной власти. Рассматривают экономические споры м ежду юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов
| Таблица 27
Звенья судебной системы РФ
Звено
| Суды общей юрисдикции
| Военные суды
| Арбитражные суды
| Основное звено
| Районные суды
| Суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов
| Арбитражные суды субъектов РФ
| Среднее звено
| Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов
| Суды военных округов, флотов, видов и групп войск
| Федеральные арбитражные суды округов (10 округов)
| Высшее звено
| Верховный Суд РФ
| Военная коллегия Верховного Суда РФ
| Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
|
Таблица 28
Полномочия Президента РФ
1) Осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Российской Федерации
| 2) Является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ
| 3) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации
| 4) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
| 5) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания
| 6) осуществляет помилование
| 7) издает указы и распоряжения
| 8) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом
| 9) вносит законопроекты в Государственную Думу
| 10) подписывает и обнародует федеральные законы
| 11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства
| 12) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ
| 13) принимает решение об отставке Правительства РФ
| 14) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом
| 15) утверждает военную доктрину Российской Федерации
| 16) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ
| 17) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ
| 18) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом
| 19) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ
|
Рис. 4. Права и свободы человека и гражданина в РФ
Таблица 29
Рис. 5. Способы приобретения гражданства в РФ
Рис. 6. Способы приобретения гражданства по рождению
Таблица 31
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Рис. 7. Состав гражданской правоспособности
Таблица 32
Сравнительная таблица установления опеки и попечительства
ОПЕКА
| ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
| - над недееспособными;
- над несовершеннолетними в возрасте до 14 лет
| УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
| - над ограниченно дееспособными;
- над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет
| | | | |
Таблица 33
Сравнительная таблица последствий признания гражданина
Таблица 34
Формы сделок
Форма сделки
| Устная (ст. 159 ГК РФ)
| Письменная (ст. 160 ГК РФ)
| ü если законом или соглашением не установлена письменная форма;
ü для сделок, исполненных при самом совершении (кроме тех, для которых предусмотрена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечёт их недействительность);
ü для сделок во исполнение договора, заключенного в простой письменной форме (если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору).
| Составление документа, отражающего содержание сделки и подписанного лицом, её совершающим:
а) простая: договоры могут также заключаться путем обмена документами, посредством почтовой, телетайпной или иной связи (юридические лица друг с другом и гражданами; граждане между собой на сумму свыше 10 МРОТ и др. случаи, установленные законом);
б) нотариально заверенная - совершается удостоверительная надпись нотариусом или другим лицом, имеющим на это право (случаи, установленные законом).
|
Таблица 34
Таблица 35
Таблица 36
Сравнительная таблица недействительных сделок
(оспоримых и ничтожных)
ОСПОРИМЫЕ СДЕЛКИ
| НИЧТОЖНЫЕ СДЕЛКИ
| ü совершена юридическим лицом, выходящим за пределы его правоспособности;
ü совершена гражданином, ограниченным судом в дееспособности;
ü совершены с превышением полномочий;
ü совершена несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его законных представителей;
ü совершена гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими;
ü совершена под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение;
ü совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка).
| ВИДЫ СДЕЛОК
| ü не соответствует требованиям закона;
ü совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
ü совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая сделка);
ü совершена с целью прикрыть другую сделку (притворная сделка);
ü совершена гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства;
ü совершена несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет.
| По решению суда
| УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ СДЕЛКИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ
| Ничтожна, независимо от признания суда
| Может быть предъявлено только лицами, указанными в законе
| ТРЕБОВАНИЕ О
ПРИЗНАНИЕ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
| Может быть предъявлено любым заинтересованным лицом
| Может быть признана судом недействительной на будущее и считается недействительной с момента вынесения судебного решения
| ВРЕМЯ НАСТУПЛЕНИЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛКИ
| Всегда недействительна с момента заключения
| Один год
| СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
| Три года
| 1.Со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка;
2. Со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
| МОМЕНТ НАЧАЛА
СРОКА ИСКОВОЙ
ДАВНОСТИ
| Со дня, когда началось исполнение этой сделки
| | | | |
Таблица 37
Виды представительства
Вид представительства
| Характеристика
| Представительство, основанное на административном акте
(обязательное)
| Представительство, при котором представитель обязуется действовать от имени представляемого в силу административного распоряжения последнего (например, орган юридического лица издает приказ о назначении работника на должность, связанную с осуществлением определенных представительских функций, например, представительством в суде, составлением юридических актов, заключением сделок и т.д.)
| Представительство, основанное на законе
(обязательное)
| Отношения, возникшие по прямому указанию закона. Так, законными представителями малолетних детей являются родители, полномочия которых основываются на фактах материнства и отцовства
| Представительство, основанное на договоре
(добровольное)
| Является представительством добровольным. Например, договор поручения
| Коммерческое представительство
(добровольное)
| Коммерческий представитель - всегда предприниматель, который совершает постоянно и самостоятельно от имени предпринимателей сделки
| | | |
Рис. 8. Виды собственности
Таблица 38
Таблица 39
Таблица 40
Таблица 41
Рис. 9. Случаи, когда исковая давность не распространяется
Рис. 10. Случаи приостановления исковой давности
Таблица 42
Виды обязательств
В зависимости от основания возникновения
| Договорные - возникают на основе заключенного договора (содержание определяется не только законом, но и соглашением лиц, участвующих в обязательстве)
| Внедоговорные - предполагают в качестве своего основания другие юридические факты (содержание зависит только от закона или от закона и воли одной из сторон в обязательстве)
| Обязательства из односторонних волевых актов – например, публичные торги.
| По соотношению прав и обязанностей сторон
| Односторонние – когда у одной стороны только право, а у другой только обязанность (например, обязательства из договора займа)
| Взаимные – когда каждая сторона наделена одновременно и правами, и обязанностями (например, купля-продажа);
| | По степени определенности обязанности должника
| Обязательства со строго определенной обязанностью должника
| Альтернативные обязательства – их исполнение возможно путем совершения одного из перечисленных в условиях обязательства действий (обычно по выбору должника)
| Факультативные – когда должник обязан совершить определенное действие, в случае невозможности его совершения – другое, предусмотренное обязательством
|
| | |
Рис. 11. Основания возникновения обязательств
Таблица 43
Таблица 44
Таблица 45
Таблица 46
Очередность наследования
Очередность
| Субъекты наследования
| Первая очередь
| Дети, супруг и родители наследодателя (а также внуки и их потомки по праву представления);
| Вторая очередь
| Полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушки и бабушки (а также племянники и племянницы по праву представления)
| Третья очередь
| Полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (а также двоюродные братья и сёстры по праву представления)
| Четвертая очередь
| Прадедушки и прабабушки наследодателя
| Пятая очередь
| Дети родных племянников и племянниц наследодателя и родные братья и сестры его дедушек и бабушек
| Шестая очередь
| Дети двоюродных внуков и внучек наследодателя, дети его двоюродных братьев и сестер и дети его двоюродных дедушек и бабушек (дети родных братьев и сестёр бабушек и дедушек по праву представления)
| Седьмая очередь
| Пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
|
Рис. 12. Завещания, приравненные к нотариально удостоверенным
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Таблица 47
Принципы семейного права
|