Вводное занятие (в том числе техника безопасности). Основы изучения робототехники. Знакомство с конструктором OLLO. (2 часа. )
Похожие статьи вашей тематики
· Правила поведения и ТБ в кабинете робототехники и при работе с конструкторами.
· Знакомство на практике с конструктором OLLO
Робототехника для начинающих, базовый уровень. Лабораторная работа №1 «Создание робота-божьей коровки». (4 часа)
· Правила работы с конструктором OLLO.
· Основные детали конструктора OLLO. Спецификация конструктора.
· Сбор непрограммируемых моделей.
· Физические и биологические характеристики божьей коровки.
· Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора.
· Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.
· Датчики и их параметры: датчик касания; датчик освещенности, ультразвуковой датчик.
· Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Лабораторная работа №2 «Создание робота-кузнечика». (4 часа)
· Знакомство с конструктором.
· Твой конструктор (состав, возможности)
· Основные детали (название и назначение)
· Датчики (назначение, единицы измерения)
· Двигатели
· Микрокомпьютер (Контроллер CM-100)
· Аккумулятор (зарядка, использование)
· Как правильно разложить детали в наборе.
· Физические и биологические характеристики кузнечика.
· Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Лабораторная работа №3 «Создание робота-таракана». (3 часа)
· Установка батарей.
· Главное меню.
· Сенсор цвета и цветная подсветка.
· Сенсор нажатия.
· Ультразвуковой сенсор.
· Интерактивные сервомоторы.
· Использование Bluetooth.
· Физические и биологические характеристики таракана.
· Сборка модели. Повторение изученных команд. Разработка и сбор собственных моделей.
Лабораторная работа №4 «Создание робота-жука-рогача». (3 часа)
· Начало работы.
· Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение)
· Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики OLLO).
· Тестирование (Try me)
· Мотор
· Датчик освещенности
· Датчик звука
· Датчик касания
· Ультразвуковой датчик
· Структура меню OLLO
· Физические и биологические характеристики жука-рогача.
· Для начала работы заряжаем батареи. Учимся включать и выключать микроконтроллер. Подключаем двигатели и различные датчики с последующим тестирование конструкции робота.
Лабораторная работа №5 «Создание модели мельницы». (2 часа)
· Контроллер.
· Редактор звука.
· Редактор изображения.
· Дистанционное управление.
· Структура языка программирования
· Загрузка программы
· Запуск программы на OLLO
· Память: просмотр и очистка
· Физические и инженерные характеристики мельницы.
· Моя первая программа (составление простых программ на движение)
· Разъяснение всей палитры программирования содержащей все блоки для программирования, которые понадобятся для создания программ. Каждый блок задает возможные действия или реакцию робота. Путем комбинирования блоков в различной последовательности можно создать программы, которые оживят робота.
Лабораторная работа №6 «Создание робота-жука-водомерки». (3 часа)
· Сборка модели по технологическим картам.
· Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности OLLO (программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ)
· Физические и биологические характеристики жука-водомерки.
· Первую модель собираем ShooterBot, являющейся продолжением модели «быстрого старта», находящегося в боксе. Инструкция в комплекте с комплектующими.
Лабораторная работа №7 «Создание робота-усатого жука». (3 часа)
· Сборка моделей и составление программ из ТК.
· Датчик звука
· Датчик касания
· Датчик света
· Датчик касания
· Подключение лампочки
· Физические и биологические характеристики усатого жука.
· Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.
· Соревнования. Проводится сборка моделей роботов и составление программ по технологическим картам, которые находятся в комплекте с комплектующими для сборки робота. Далее составляются собственные программы.
Лабораторная работа №8 «Создание робота-зайца». (2 часа)
· Программы.
· Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам.
· Соревнования
· Физические и биологические характеристики зайца.
· Учитывая, что при конструировании робота из данного набора существует множество вариантов его изготовления и программирования, начинаем с программ предложенных в инструкции и описании конструктора.
Лабораторная работа №9 «Создание робота-жука-броненосца». (3 часа)
· Модели с датчиками.
· Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов»
· Соревнования
· Датчики цвета (сенсоры) являются одним из двух датчиков, которые заменяют роботу зрение (другой датчик - ультразвуковой). У этого датчика совмещаются три функции. Датчик цвета позволяет роботу различать цвета и отличать свет от темноты. Он может различать 6 цветов, считывать интенсивность света в помещении, а также измерять цветовую интенсивность окрашенных поверхностей.
· Датчик нажатия позволяет роботу осуществлять прикосновения. Датчик нажатия может определить момент нажатия на него чего-либо, а так же момент освобождения.
· Ультразвуковой датчик позволяет роботу видеть и обнаруживать объекты. Его также можно использовать для того, чтобы робот мог обойти препятствие, оценить и измерить рас стояние, а также зафиксировать движение объекта.
· В каждый серво мотор встроен датчик вращения. Он позволяет точнее вести управление движениями робота.
Лабораторная работа №10 «Создание робота-тюленя». (4 часа)
· Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям,
· связанным с OLLO. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет
· реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование
· группой разработчиков. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Итоговое занятие (1 час)
· Повторение изученного ранее материала.
· Соревнование по ЗУНам.
4 класс (второй год обучения)
Создание первого алгоритма, исследование режимов работы двигателя (4 часа)
· Интерфейс ОLLO. Подключение
· Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.
· Направляющая и начало программы. Палитры блоков.
· Блоки стандартной палитры. Блоки движения, звука, дисплея, паузы.
· Блок условия. Работа с условными алгоритмами.
· Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.
· Математические операции в OLLO
· Логические операции в OLLO
Введение в основы сенсорных устройств. Применение простейших сенсорных устройств. (4 часа)
· Основы конструирования роботов. Особенности конструирования OLLO – роботов.
· Основы программирования роботов. Особенности программирования OLLO – роботов.
· Бот-внедорожник - Собираем и программируем Бот-внедорожник, используя датчик касания.
· Исследователь - Всем хорош "Бот-внедорожник": манёвренный, бронированный, умный. Ему бы ещё ультра-зрение бы добавить... Добавляем! Встречайте: Исследователь - вот вам робот с искусственным интеллектом среднего уровня!
· Гоночная машина – «Автобот» - Есть возможность и удалённого управления, и "мозги", позволяющие принимать решения, считывая цветные линии на полу!
· Робот «Alpha Rex»
Регистрирование и воспроизведение звуков. Быстродействие роботов. (8 часов)
· Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления.
· Собираем робота "Линейный ползун": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна".
· Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок.
Типы приводов и механических передач. (4 часов)
· Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа).
· Собираем и программируем "Бот-внедорожник"
· На предыдущем уроке мы собрали "Трёхколёсного" робота. Мы его оставили в ящике, на этом уроке достаём и вносим небольшие изменения в конструкцию. Получаем уже более серьёзная модель, использующую датчик касания. Соответственно, мы продолжаем эксперименты по программированию робота. Пишем программу средней сложности, которая должна позволить роботу реагировать на событие нажатия датчика.
· Задача примерно такая: допустим, робот ехал и упёрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.
Основы кинематики шагающих механизмов. (6 часов)
· необходимо научиться собирать робота на гусеницах. Поэтому тренируемся, пробуем собрать по инструкции. Если всё получилось, то управляем роботом с сотового телефона или с компьютера. Запоминаем конструкцию. Анализируем плюсы и минусы конструкции. На следующем уроке попробуем разобрать и заново собрать робота.
Влияние силы инерции. (8 часов)
· Гоночная машина - автобот - автомобиль с возможностью удалённого управления и запрограммирования его для движения по цветным линиям на полу!
· Бот с ультразвуковым датчиком - 4-х колёсный робот с интеллектуальной программой, принимающей решение куда ехать при наличии препятствия.
· Бот с датчиком касания - 4-х колёсный робот с программой, использующей датчик касания в качестве инструмента для определения препятствий.
· Бот с датчиком для следования по линии - робот, программа которого настроена на его движение по чёрной линии.
· Бот стрелок - простейший робот, стреляющий в разные стороны шариками.
|