Тактика проведения аварийно-спасательных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика проведения аварийно-спасательных работ



ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Учебная программа для специальности:

1– 94 01 01 Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

 

Факультет заочного обучения  
   
Кафедра «Ликвидация чрезвычайных ситуаций»
   
Курс (курсы) – 3-5  
   
Семестр (семестры) – 5-9  
   
Лекции – 24 часа Экзамен – 5,8,9 семестр
   
Практические занятия – 44 часа Зачет – 6,7 семестр
      Курсовая работа (проект) - 9 семестр
   
Всего аудиторных часов по дисциплине – 68 часов  
   
Всего часов по дисциплине – 546 часов Форма получения высшего образования – заочная, полная

Составили: Рубцов Ю.Н., начальник кафедры ЛЧС, Потапенко С.В., старший преподаватель кафедры.

 

2013г.


Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Тактика проведения аварийно-спасательных работ » для специальности 1-94 01 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», 24.03.2009г., регистрационный номер ТД-Р.149/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Ликвидация чрезвычайных ситуаций».

 

__.05.2013г., протокол №______

 

Начальник кафедры

______________ Ю.Н. Рубцов

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Государственного учреждения образования «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь

__.05.2013г., протокол №______

 

Председатель

 

______________С.А.Марченко


Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Тактика проведения аварийно-спасательных работ (далее - ТПАСР) - специальная дисциплина, представляющая собой теоретическую основу проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР) подразделений Министерства по чрезвычайным ситуация Республики Беларусь (далее МЧС), познающая их закономерности и разрабатывающая наиболее эффективные способы и приемы ликвидации аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, тушения пожаров, спасания людей, а также обобщающая и внедряющая в процесс обучения передовой опыт зарубежных пожарных и аварийно-спасательных служб.

В основе ТПАСР лежат общетехнические и специальные дисциплины. Она базируется на знаниях, полученных при изучении обучающимися таких дисциплин, как «Пожарная аварийно-спасательная техника и связь», «Химия», «Инженерная графика», «Специальное водоснабжение» и т.д. Дисциплина ТПАСР является базой для изучения и практического применения приемов и способов ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Цель дисциплины «Тактика проведения аварийно-спасательных работ» – подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих глубокими специальными знаниями, практическими навыками и умениями позволяющими организовать проведение аварийно-спасательных работ, проводимых при ликвидации чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей среде, и материального ущерба, а также на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Задачи дисциплины:

– определять решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы аварийно-спасательных работ;

– ставить задачи подчиненным по спасанию людей и проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС и контролировать их выполнение;

– владеть навыками практической работы с пожарной и аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением, состоящими на вооружении подразделений МЧС и методиками действий в различных ситуациях, возникающих в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ЧС);

– проводить разведку и оценивать обстановку на месте возникновения ЧС, обеспечивать расстановку сил и средств, организовывать и лично возглавлять спасание людей, используя для этого имеющиеся силы и средства;

– организовывать связь в ходе ликвидации ЧС с соблюдением правил радиообмена;

– выполнять основные аварийно-спасательные работы при ликвидации ЧС;

– организовывать взаимодействие с территориальными и ведомственными оперативными службами, привлекаемыми к ведению аварийно-спасательных работ;

– вести документы службы дежурных смен подразделений МЧС;

– реализовывать мероприятия по охране труда и обеспечению техники безопасности и пожарной безопасности в подразделении;

– знать и применять основные формы и методы тактической подготовки личного состава дежурных смен.

В результате изучения дисциплины выпускник должен:

знать:

– порядок классификации чрезвычайных ситуаций, порядок реагирования и взаимодействия при ликвидации ЧС, предоставления информации о ЧС;

– требования руководящих документов по вопросам организации и тактики тушения пожаров, ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций;

– принципы и методы управления деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

– тактические возможности подразделений по чрезвычайным ситуациям и приемы их использования;

– методику расчета параметров развития пожаров, сил и средств для его тушения;

– методику определения решающего направления боевых действий при ликвидации ЧС;

– порядок управления силами и средствами при ликвидации ЧС, разбор аварийно-спасательных работ подразделений по чрезвычайным ситуациям;

– организацию и тактику ликвидации ЧС на территориях, объектах и в населенных пунктах;

– организацию планирования аварийно-спасательных работ личного состава подразделений при ликвидации ЧС;

– организацию тактической и психологической подготовки личного состава подразделений по ЧС;

– организацию гарнизонной и дежурной служб и порядок взаимодействия с оперативными службами города (объекта);

– порядок и методику разработки оперативно-служебной документации;

– основы организации и тактики ведения аварийно-спасательных работ;

– организацию работ и тактические возможности подразделений по ЧС при проведении аварийно-спасательных работ;

– приемы работы по ликвидации последствий ЧС на химически опасных объектах и проведения демеркуризации;

– принципы организации и порядок ведения спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– тактические приемы и способы ведения спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера;

– организацию разведки района ведения спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– правила охраны труда при тушении пожаров, ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций.

уметь:

– работать с учебной, научно-технической, информационно-справочной и нормативно-технической литературой;

– оценивать и прогнозировать обстановку;

– проводить расчет параметров тушения различных видов пожаров;

– провести поисковые и спасательные работы;

– выбрать оптимальную схему боевого развертывания подразделений МЧС;

– организовать управление силами и средствами при ликвидации чрезвычайной ситуации;

– разрабатывать оперативную документацию по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– проводить разбор боевых действий подразделений по ЧС, составлять описания чрезвычайных ситуаций;

– управлять прибывшими к месту ЧС подразделениями;

– организовать и провести занятия с личным составом смены;

– использовать технические средства, специальное оборудование, средства защиты от ЧС и приборы при разведке и ликвидации последствий ЧС, спасания людей и имущества.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «ТПАСР» определены образовательным стандартом ОСРБ 1 - 94 01 01 - 2007 по специальности 1 - 94 01 01 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций».

Дисциплина «ТПАСР» состоит из двух структурно и методически согласованных блоков: «Тактика тушения пожаров» и «Тактика ликвидации ЧС».

 

1.2. Характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания:

В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий рекомендуется использовать: учебно-методические комплексы; вариативные модели управляемой самостоятельной работы обучающихся, блочно-модульные, модульно-рейтинговые и кредитные системы, информационные технологии, методики активного обучения.

Среди эффективных педагогических методик и технологий, которые способствуют вовлечению обучающихся в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

- технологии проблемно-модульного обучения;

- технологию учебно-исследовательской деятельности;

- проектные технологии.

- проблемно-ориентированный междисциплинарный подход;

- интенсивное обучение;

- моделирование проблемных ситуаций и их решение.

В целях формирования современных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза в практику проведения занятий целесообразно внедрять методики активного обучения и дискуссионные формы.

1.3. Организация самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа обучающихся организуется факультетами, кафедрами.

Компетентностный подход предполагает существенное усиление практикоориентированности образовательного процесса и роли управляемой самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению задач и ситуаций, имитирующих социально-профессиональные проблемы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.013 с.)