Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Перестройка (Часть 1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачев. По сравнению с предыдущим советскими лидерами он производил хорошее впечатление: молодой, энергичный, умел выступать без бумажки. Советские граждане с надеждой отнеслись к приходу молодого руководителя государства. Уже 23 апреля 1985 г. Горбачев на пленуме ЦК КПСС представил программу «ускорения социально-экономического развития страны», которая предполагала продвижение по социалистическому пути на основе интенсификации народного хозяйства. Для реализации задуманного плана с командных постов была убрана старая команда: секретарь ЦК Г.В. Романов, председатель Совета Министров СССР Н.А. Тихонов, первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин, первый секретарь КП Казахстана Д.А. Кунаев. В руководство страны были введены А.Н. Яковлев, Е.К. Лигачев, Н.И. Рыжков, Б.Н. Ельцин, А.И. Лукьянов, которые вместе с Горбачевым оказались в недалеком будущем похоронной командой СССР. Архитектором перестройки стал Александр Николаевич Яковлев, хотя его авторство оспаривает Алексей Кунгуров: «Во-первых, размах и сложность проекта не позволяют допустить мысль, что такой громадный объем работы провернул человек, не владеющий практическим опытом в подобных делах и не имеющий штата опытных профильных специалистов. Во-вторых, сам Яковлев был слишком тупым даже для того, чтобы убедительно врать на бытовом уровне. Например, он совершенно серьезно утверждал, что был ранен во время войны четырьмя разрывными пулями. Любой образованный человек знает, что вероятность выжить после этого примерно такая же, как после прямого попадания в тело артиллерийского снаряда. Нет, одержимый манией разрушения Яковлев со своей звериной ненавистью ко всему советскому, циничный интриган и опытный аппаратчик был лишь хорошим исполнителем, но инструкции этот «колумбиец» получал, разумеется, из-за рубежа» (Кунгуров А.Секретные протоколы или кто подделал пакт Молотова-Риббентропа?М.:Алгоритм. 2009 г.) 1 мая 1985 г. вышло постановление Совмина СССР №410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, преодолению самогоноварения». Указанная проблема действительно была актуальна для СССР. Пьянство негативно отражалось на социально-экономическом развитии страны, производительность труда часто не достигала плановых значений, расходы на лечение болезней, вызванные алкоголизмом, постоянно увеличивались, генофонд нации ухудшался. Рабочие прекрасно понимали, что они всегда будут востребованы и не окажутся без работы, поэтому часто злоупотребляли алкоголем на рабочем месте. Поэтому борьба с пьянством стала элементом государственной политики. Алкогольную продукцию в будние дни разрешалось продавать лишь с 14.00 и только лицам, достигшим 21 года. Запрещалась продажа спиртных напитков в магазинах вблизи производственных предприятий и строек, учебных заведений, общежитий, детских учреждений, больниц, санаториев, домов отдыха, вокзалов, пристаней и аэропортов, культурных и зрелищных предприятий, в местах массовых гуляний и отдыха трудящихся и в мелкорозничной торговой сети. Не допускалась продажа алкоголя в санаториях, домах отдыха, профилакториях, на туристических базах и в турпоходах, при организации коллективных выездов трудящихся, а также во всех видах общественного транспорта. Кроме полезного воздействия указанные мероприятия привели к росту отравлений от суррогатного алкоголя, исчезновению сахара с прилавков магазина, что объясняется его использованием в производстве самогона. Резкое снижение производства алкоголя также больно ударило по государственному бюджету, так как государственная монополия на его выпуск приносила существенные доходы. 31 июля 1985 г. вышло постановление Совмина №716 «О мерах по расширению платных услуг населению, предоставляемых предприятиями и организациями, для которых оказание этих услуг не является основной деятельностью». Согласно этому постановлению значительно расширялись платные услуги населению по ремонту бытовой техники и жилищ, транспортных услуг, услуг по строительству кооперативных гаражей и построек для садоводческих товариществ, по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуг учреждений культуры, физической культуры и спорта, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Для оказания этих услуг разрешалось использовать сэкономленные сверх утвержденных норм сырье и материалы, а также некондиционные материалы. По существу руководство СССР хотело нанести удар по теневой экономике, которая часто подпитывалась сэкономленными материалами больших производств. Разрешение оказывать платные услуги учреждениям культуры, физической культуры и спорта наносило удар по общественному перераспределению богатств, когда такие услуги оказывались бесплатно. С ноября 1985 г. многие отрасли промышленности перешли на так называемые новые условия хозяйствования, когда права предприятия в использовании фонда заработной платы расширялись. Это привело к увеличению средней заработной платы по промышленности, что входило в противоречие с массой потребительских товаров, тем самым в условиях регулируемых цен провоцируя дефицит товаров. Ранее в СССР функционировала двухконтурная денежная система, когда фонд заработной платы коррелировал с выпуском товаров группы «Б». В этом же году часть объединений и предприятий, министерств РСФР были переведены на форму снабжения через оптовую торговлю, что входило в явное противоречие с ранее существовавшим их плановым снабжением. Для исполнения этого предполагалось увеличить число предприятий оптовой торговли, тем самым расширяя роль посредников в экономике, что, естественно, не могло не сказаться на увеличении стоимости конечной продукции. Часть продукции, произведенная сверх плана, должна была идти напрямую в оптовую торговлю. Эта новация не могла не сказаться на общем распределении товаров. Постановлением Совмина №700 от 16 июня 1986 г. был утвержден государственный план экономического и социального развития на 1986-1990 гг. Сам факт принятия его с большим запозданием показывает наличие проблем в государственном управлении. Часть параметров этого плана представлена в таблице 4.1. Таблица 4.1- Параметры государственного плана
В течение планового периода ожидалось увеличение национального дохода на 22,1% по отношению к 1985 г. Темпы прироста группы отраслей «Б» должны были превысить темпы прироста группы отраслей «А». Стоит напомнить, что в период индустриализации было принято верное решение о первостепенном развитии отраслей «А», что впоследствии приводит к росту производств предметов потребления (группа «Б»). Противники этого в лице троцкистов материализовались в 1986 г. и запланировали превышение темпов производства продукции «Б» над отраслями «А». Это не стоит расценивать как какую-то ошибку. Это сейчас мало людей понимает, чем отличаются указанные группы, и как они должны соотноситься между собой. В 1986 г. люди, находившиеся у власти, не могли этого не понимать. Прибыль государственных предприятий должна была увеличиться в 1,5 раза, а уровень затрат снизиться до 80,7 копеек/рубль. Последний параметр определяется отношением затрат к выручке. Его оптимизация (снижение) может производиться двумя путями: снижением себестоимости продукции или ростом отпускных цен. Сталинская экономика предполагала антизатраный метод, и подобный показатель не использовался. Реформы Косыгина-Либермана сделали реверанс в пользу прибыли, сформировав предпосылки роста цен на продукцию. Горбачевские реформаторы продолжали разрушать остатки социалистического хозяйства, часто действуя под лозунгом «Больше социализма!». На исполнение государственного плана негативно повлияло падение стоимости цен на нефть. 14 августа 1986 г. было принято решение о переходе на полный хозяйственный расчет предприятий Министерства химической промышленности и нефтяного машиностроения, приборостроения и средств автоматизации управления, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли, а чуть позже и иных отраслей народного хозяйства. Указанное решение было уточнено 10 ноября 1987 г. Подобные решения шли в унисон реформы Косыгина-Либермана, от которой своевременно отказались. Полный хозяйственный расчет предприятий разрушал принцип формирования интегрированного экономического эффекта на уровне государства. В целом по экономике это приводило к существенному ему снижению. Появились интересы министерств и интересы отдельных предприятий, их руководителей, которые начали ощущать себя собственниками производств. Также в 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, согласно которому «индивидуальной трудовой деятельностью является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями» (Закон СССР от 19.11.1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» — http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_13627.htm) Индивидуальной трудовой деятельностью разрешалось заниматься гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся. Желающие должны были получить патент в местных органах власти. В законе представлен исчерпывающий перечень видов деятельности, на которых наложен запрет. Например, это выделка шкур ценных пушных зверей, изготовление лекарственных препаратов, изделий из драгоценных материалов, печатей, штемпелей и т.д. Гением и проводником «совершенствования всего и вся» был сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Первоочередной задачей организатора перестройки стало «совершенствование» работы Политбюро и секретариата ЦК КПСС. Во время заседания Политбюро Горбачев часто прерывал ораторов и произносил пространные речи. Предоставив всем слово, Генсек обычно предлагал завершить обсуждение, а для принятия проекта постановления создавалась комиссия, которая на свой страх и риск готовила вариант документа. Горбачев этот документ прорабатывал по своему усмотрению и выдавал как постановление Политбюро. Фактически это означало, что единственным автором постановлений Политбюро становился Горбачев. Заседания секретариата ЦК КПСС проходили по вторникам, а Политбюро – по четвергам. Среда отводилась на подготовку вопросов к заседанию. При М.А.Суслове каждому оратору предоставлялось не более 5-7 минут. Если не уложился, то уже через минуту Суслов благодарил выступающего, и передавал слово другому. Это позволяло концентрироваться на сути вопроса, а не заниматься бесконечной демагогией. В период перестройки Лигачеву удалось превратить Секретариат ЦК КПСС в эффективный управленческий орган. Каждому, кто обратился с проблемой, выдавалось конкретное решение. Однако самостоятельная роль секретариата ЦК КПСС не устраивала Горбачева. И 7 января 1988 г. на заседании Политбюро, на котором отсутствовал Лигачев, было принято решение об упорядочении работы Секретариата, и впредь его заседания стали проводиться два раза в месяц. Кроме того, на Секретариате перестали рассматривать вопросы, подлежащие утверждению в Политбюро. Якобы для исключения дублирования работы Секретариата и Политбюро. Фактически это означало, что Секретариат был отстранен от решения основных вопросов страны. Разгром Секретариата ЦК КПСС сосредоточил власть в руках Политбюро, где единолично правил Горбачев. По существу произнося красивые слова о расширении демократии и гласности, Генсек установил личную диктатуру, что позволяло ему реализовать намеченный план перестройки. Однако стоит вернуться к вопросу ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю. В плановой экономике она была одним из главных элементов. Согласно межотраслевому балансу материальные потоки регулировались внутри страны, а для контроля внешнеэкономических потоков была введена ГМВТ, что вызвало шок и неприязнь со стороны транснационального капитала. Свободное передвижение товаров и услуг позволяло грабить целые континенты, эксплуатируя их на неэквивалентном внешнеэкономическом обмене. Советская власть положила тому конец, однако организаторы перестройки решили отказаться от этого принципа. По существу ликвидацией ГМВТ они уничтожили плановую экономику, ибо практически невозможно спланировать материальные потоки, когда предприятия могут свободно продавать или покупать продукцию за рубежом. Себестоимость производства многих товаров в СССР был значительно ниже, чем в западных странах, что обусловлено отсутствием паразитических накруток цены на промежуточных стадиях производства. Отказ от ГМВТ привел к тому, что часть товаров потребительского спроса стала экспортироваться за рубеж, вызывая их дефицит внутри страны. К примеру, экспорт алюминия был пока ещё ограничен, однако никто особо не препятствовал экспорту алюминиевой посуды, которая за рубежом использовалась лишь как лом для производства самого алюминия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.014 с.) |