Особенности воспитания на разных стадиях детского развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воспитания на разных стадиях детского развития



СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

Полезное поведение родителей

· Поддерживать детей в выполнении задач развития

· Обеспечивать любящую, последовательную заботу

· Реагировать на потребности ребенка

· Думать за ребенка

· Держать на руках и смотреть на ребенка во время кормления

· Говорить ребенку и повторять звуки, которые издает ребенок

· Выражать заботу в том, что прикасаться, смотреть на ребенка, говорить и петь ему

· Искать помощь, когда не уверены, как заботься о ребенке

· Быть надежным и заслуживающим доверия

· Организовывать заботу о себе со стороны других взрослых

Вредное поведение родителей

· Не реагировать на зов ребенка

· Не прикасаться и не держать на руках достаточное время

· Реагировать сурово, гневно, возбужденно

· Кормить раньше, чем ребенок даст знать, что он голоден

· Наказывать ребенка

· Не обеспечивать здоровую окружающую обстановку

· Не обеспечивать достаточной защиты, в том числе от старших братьев и сестер

· Критиковать ребенка за что-либо

· Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Полезное поведение родителей

· Поддерживать детей в выполнении задач развития

· Продолжать создавать атмосферу любви и безопасное окружение для детей

· Защищать ребенка от повреждений

· Продолжать обеспечивать ребенка питанием, заботливыми прикосновениями и поощрениями

· Говорить по два “да” на каждое “нет”

· Обеспечивать ребенка разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, игры в “ку-ку” и пирожки, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)

· Воздерживаться прерывать ребенка, когда это возможно

· Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”

· Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”

· Повторять звуки, которые издает ребенок

· Много говорить ребенку

· Реагировать, когда ребенок затевает игру

· Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

· Не обеспечивать защиту ребенка

· Ограничивать подвижность ребенка

· Критиковать или стыдить ребенка за исследование или за что-нибудь еще

· Ругать или наказывать

· Ожидать, что ребенок не будет трогать “ценные” вещи

· Ожидать, что ребенок будет ходить на горшок

· Игнорировать ребенка

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Полезное поведение родителей

· Поддерживать детей в выполнении задач развития

· Продолжать создавать атмосферу любви, ласки, безопасности и обеспечивать защиту

· Помогать ребенку переходить от одного занятия к другому

· Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения

· Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань)

· Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением

· Радоваться способности детей думать

· Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка

· Поощрять причинно-следственное мышление

· Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д.

· Позволять детям выражать как позитивные. так и негативные чувства

· Учить как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо

· Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью

· Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей

· Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией

· Говорить как что называется

· Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват

· Относиться к ребенку как к “удивительному двухлетке”

· Заботиться о собственных потребностях

Вредное поведение родителей

· Говорить слишком много “не делай” и недостаточно “делай”

· Втягиваться в борьбу за власть с ребенком

· Считать, что будут хорошими родителями, если у них ребенок послушный

· Относиться к ребенку как к “ужасному двухлетке”

· Отказываться устанавливать границы и требования к поведению детей

· Ожидать слишком многого от детей

· Ожидать, что ребенок будет играть с другими детьми, прежде чем научится играть “около” других

· Не наказывать за недумание

· Стыдить и игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Полезное поведение родителей

· Поддерживать детей в выполнении задач развития

· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

· Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств

· Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши

· Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением

· Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию

· Отвечать на вопросы

· Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка

· Использовать такой язык, чтобы было ясно кто за что отвечает

· Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности

· Хвалить за хорошее поведение

· Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками

· Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе

· Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

Вредное поведение родителей

· Дразнить

· Проявлять непоследовательность

· Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно

· Не желать отвечать на вопросы

· Высмеивать ролевые игры или фантазии

· Реагировать на фантазии ребенка как на реальность

· Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка

· Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже

· Игнорировать ребенка

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

 

Полезное поведение родителей

· Поддерживать детей в выполнении задач развития

· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

· Оценивать безопасность мира ребенка и учить его навыкам разрешения конфликтов

· Поддерживать усилия ребенка учиться делать что-либо по своему

· Давать много поощрений при обучении новому

· Быть надежным источником информации о людях, мире и вопросах, связанных с полом

· Бросать вызов негативному поведению и решениям, поощрять причинно-следственное мышление

· Не соглашаться с искажениями действительности

· Быть четким относительно того, кто за что отвечает

· Поощрять способности ребенка думать логично и творчески

· Предлагать способы решения проблем

· Обсуждать с ребенком как и когда убегать, плыть по течению или стоять на своем

· Устанавливать и поддерживать необходимые необсуждаемые и обсуждаемые правила

· Позволять ребенку испытывать неопасные естественные последствия своих действий

· Давать понять, что Вы продолжаете заботиться о ребенке, даже когда он не согласен с Вами

· Поощрять отделение реальности от фантазии, поощряя ребенка рассказывать Вам о них

· Быть внимательным к проявлениям подросткового поведения и не поощрять, чтобы ребенок рос слишком быстро

· Быть самому ответственным и поощрять ребенка быть ответственным за свои решения, мысли и чувства

· Способствовать развитию навыков ребенка, находя учителей в области его интересов: сначала такого, который поощряет и полон энтузиазма, потом такого, который учит навыкам и требует качественного исполнения, только позднее, возможно ближе к юности, того, кто послужит образцом для подражания

Вредное поведение родителей

· Быть непоследовательным в поддержании правил

· Настаивать на совершенстве

· Ожидать, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций. помощи и стандартов

· Заполнять все время ребенка уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил

· Потворствовать ребенку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи

· Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

· Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их

· Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности

· Игнорировать ребенка

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Полезное поведение родителей

· Поддерживать подростков в выполнении задач развития

· Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту

· Принимать все чувства подростков и говорить как это было, когда у Вас появились сексуальные чувства

· Конфронтировать неприемлемому поведению

· Ясно выражать свою позицию относительно наркотиков и сексуального поведения

· Не соглашаться с искажениями действительности

· Определять способы, которыми подросток отделяется от семьи и поощрять те из них, которые поддерживают его и являются независимыми

· Понимать и поощрять проработку задач ранних стадий развития

· Радоваться и приветствовать взросление подростка

· Поощрять растущую независимость, принимать ту идентичность, которую приобретает подросток и стремиться, чтобы подросток был честен перед собой и осваивал приемлемое в обществе поведение. Это может отличаться от ожиданий и мечтаний, которые родители имеют по отношению к ребенку

· Участвовать в общественных мероприятиях по поддержанию безопасности в школе и на улице

Вредное поведение родителей

· Не откликаться на потребности, не проявлять заботу

· Удерживаться от заботливых прикосновений

· Реагировать сексуально на сексуальное созревание подростка

· Устанавливать слишком жесткие правила или не устанавливать их, проявлять непоследовательность в поддержании правил или отказываться обсуждать правила

· Не ожидать, что подростки будут думать и решать проблемы

· Грубо шутить о сексуальности, интересах, фантазиях, мечтах, внешности или друзьях

· Не препятствовать деструктивному или саморазрушающему поведению - от наркотиков до ограниченных друзей и интересов

· Пытаться удерживать ребенка от отделения

· Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время

· Игнорировать ребенка


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Это представления о том, что делает хорошая мама и хороший папа, собранные у участников нескольких семейных групп. Отредактируйте этот список, добавляя собственные положения, оставляя те, с которыми Вы согласны, вычеркивая или исправляя те, с которыми Вы не согласны. Обсудите получившиеся списки в группах по 4-6 человек и составьте общий список для группы.


ХОРОШАЯ МАМА...

- не имеет детей, которые несносно ведут себя в магазине

- заботится о своих детях

- содержит дом в чистоте все время

- готовит для семьи

- не курит

- думает в первую очередь о детях

- нежная, теплая, заботливая

- права

- доедает остатки

- готовит = любит

- не кричит на детей

- угождает отцу

- любит сначала отца. потом детей

- много поет

- не пьет вина

- пассивна и всегда послушна мужу

- добродетельна, религиозна

- сопровождает детей в поездках

- учит детей

- много страдает

- много работает

- жертвует собой

- обеспечивает мир в семье

- справедлива

- шлепает капризных детей

- участвует в общественной жизни

- любит свою семью

- строгая

- много работает и мало получает

- всегда экономит

- всех объединяет

- на месте, когда с детьми что-то случилось

- жертвует карьерой ради семьи

- сильная

- плачет только ночью в подушку

- встает вместе с семьей и готовит завтрак

- находится дома с детьми достаточное время, чтобы слушать их и влиять на их жизнь

- из счастливого замужества

- заменяет родителей другим детям, кому нужна забота

- поддерживает мужа и действует с ним заодно, не имеет разногласий

- заботится о детях, чтобы они не беспокоили отца

- принимает гостей. когда отец хочет этого

- всегда усталая
ХОРОШИЙ ПАПА...

- помогает детям научиться ездить на велосипеде

- не занимается домашними делами

- составляет планы

- говорит: "не клади локти на стол"

- читает сказки

- много работает

- пьет с друзьями

- держит комнату в чистоте

- говорит: "не ешь грязь"

- говорит: "если я сказал нет - значит нет"

- зарабатывает деньги, чтобы кормить семью

- любит

- объясняет и объясняет

- ходит в церковь и воскресную школу

- много времени проводит в мастерской

- учит детей не ковырять в носу

- помогает делать уроки

- жертвует на благотворительные цели

- много времени отсутствует дома

- устает от работы

- все чинит

- ценит себя

- хорошо слушает

- читает газету каждое утро

- говорит мне, что я хорошо рисую, пою, танцую

- защищает меня

- разрешает моим друзьям прийти поиграть

- берет семью в путешествия

- не прикасается к детям, оставляет это маме

- любит меня все время

- берет меня на рыбалку

- шлепает

- спокойный, не говорит много

- уважает традиции

- помогает мне

- беспокоится о других людях

- проводит время с детьми

- очень придирчив

- зарабатывает на жизнь

- сильный и молчаливый

- обнимает меня

- наказывает детей, когда придет с работы

- не уходит от меня

- устанавливает для меня правила

- говорит что я сделал хорошо, когда я это сделал

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.076 с.)