Особенности детского развития на разных стадиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детского развития на разных стадиях



ВВЕДЕНИЕ

Осознанное и неосознанное влияние родителей и воспитателей является определяющим для формирования характера ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, что отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Ошибки в воспитании, которые могут быть легко скомпенсированы на соответствующих стадиях развития ребенка психологически грамотными действиями родителей и воспитателей, могут привести в дальнейшем к серьезным нарушениям личности подростков и взрослых и явиться истоками антисоциального поведения, алкоголизма, наркомании, что потребует значительных усилий общества для их преодоления.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Тренинг основан на теории и практике транзактного анализа, современного психологического направления, распространенного во многих странах Европы и мира и практически не развитого в России до настоящего времени.

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

1. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)

2. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

3. Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)

4. Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)

5. Стадия структуры (от 6 до 12 лет)

6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет)

С другой стороны, Памела Левин высказывает идею, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев): “Приблизительно в 13 мы начинаем новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор пока окончательно не повзрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы едим все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте...У нас очень короткий интервал внимания и нас пронизывают волны энергии, наполненные странными незнакомыми желаниями - эротическими, волнующими и пугающими”. (P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988)

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии. Основы воспитания в соответствии со стадиями развития детей были детально разработаны Джин Иллсли Кларк (J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Это представления о том, что делает хорошая мама и хороший папа, собранные у участников нескольких семейных групп. Отредактируйте этот список, добавляя собственные положения, оставляя те, с которыми Вы согласны, вычеркивая или исправляя те, с которыми Вы не согласны. Обсудите получившиеся списки в группах по 4-6 человек и составьте общий список для группы.


ХОРОШАЯ МАМА...

- не имеет детей, которые несносно ведут себя в магазине

- заботится о своих детях

- содержит дом в чистоте все время

- готовит для семьи

- не курит

- думает в первую очередь о детях

- нежная, теплая, заботливая

- права

- доедает остатки

- готовит = любит

- не кричит на детей

- угождает отцу

- любит сначала отца. потом детей

- много поет

- не пьет вина

- пассивна и всегда послушна мужу

- добродетельна, религиозна

- сопровождает детей в поездках

- учит детей

- много страдает

- много работает

- жертвует собой

- обеспечивает мир в семье

- справедлива

- шлепает капризных детей

- участвует в общественной жизни

- любит свою семью

- строгая

- много работает и мало получает

- всегда экономит

- всех объединяет

- на месте, когда с детьми что-то случилось

- жертвует карьерой ради семьи

- сильная

- плачет только ночью в подушку

- встает вместе с семьей и готовит завтрак

- находится дома с детьми достаточное время, чтобы слушать их и влиять на их жизнь

- из счастливого замужества

- заменяет родителей другим детям, кому нужна забота

- поддерживает мужа и действует с ним заодно, не имеет разногласий

- заботится о детях, чтобы они не беспокоили отца

- принимает гостей. когда отец хочет этого

- всегда усталая
ХОРОШИЙ ПАПА...

- помогает детям научиться ездить на велосипеде

- не занимается домашними делами

- составляет планы

- говорит: "не клади локти на стол"

- читает сказки

- много работает

- пьет с друзьями

- держит комнату в чистоте

- говорит: "не ешь грязь"

- говорит: "если я сказал нет - значит нет"

- зарабатывает деньги, чтобы кормить семью

- любит

- объясняет и объясняет

- ходит в церковь и воскресную школу

- много времени проводит в мастерской

- учит детей не ковырять в носу

- помогает делать уроки

- жертвует на благотворительные цели

- много времени отсутствует дома

- устает от работы

- все чинит

- ценит себя

- хорошо слушает

- читает газету каждое утро

- говорит мне, что я хорошо рисую, пою, танцую

- защищает меня

- разрешает моим друзьям прийти поиграть

- берет семью в путешествия

- не прикасается к детям, оставляет это маме

- любит меня все время

- берет меня на рыбалку

- шлепает

- спокойный, не говорит много

- уважает традиции

- помогает мне

- беспокоится о других людях

- проводит время с детьми

- очень придирчив

- зарабатывает на жизнь

- сильный и молчаливый

- обнимает меня

- наказывает детей, когда придет с работы

- не уходит от меня

- устанавливает для меня правила

- говорит что я сделал хорошо, когда я это сделал

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ


ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

Стадия существования (от 0 до 6 месяцев):

Крайнее истощение (умирание)

Депрессия, пассивность

Проблемы с кормлением

Колики, инфекции, постоянный крик

Отставание в развитии

Отказ от контакта

Проблемы со стулом (дефекацией)

Стадия действий (от 6 до 18 месяцев):

Пассивность, зависимость

Неинициативность, отказ исследовать мир

Тревожность, ребенок легко может

заплакать

Легкость причинения себе вреда

Плохая координация мышц

Медленное обучение

Гиперактивность, астма, аллергия

Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет):

Раздражительность, требовательность

Выход из-под контроля, ребенок бьет, кусается

Отстраненность, тревожность

Сверхадаптивность, пассивность

Сдерживание стула, гнева, дыхания

Избалованность


ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

 

Проблемы с деньгами, вещами, работой

Чувство "мне всегда недостаточно"

Страх отделения, неожиданных перемен

Раздражительность, нервозность

Трудности доверять другим

Полнота, ожирение, отказ от еды, инфекции

Проблемы с наркотиками, суецидность

 

 

Дискомфорт, когда надо позаботиться о себе

Неосознавание тела или чувств, частые травмы

Сверхадаптивность, безжизненность, вялость

Трудности мотивации, быстро все наскучивает,

Решение проблем "борясь" или "убегая"

Использование страха, чтобы скрыть гнев

Гиперактивность, мигрени, навязчивости

 

Нерешительность: "Я не могу"

Игнорирование чувств других людей

Использование гнева, чтобы скрыть другие чувства

Контроль себя и других, оппозиционность

Проблемы с кишечником, напряженная шея, зажатые сфинктры, проблемы с оргазмом


ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет):

Чрезмерный страх, тревожность

Социально неприемлемое поведение

Ритуалы вокруг пищи

Ночное недержание мочи, кошмары Сверхадаптивность

Проблемы с обучением

Застенчивость, угрозы или агрессивность

Игнорирование своих чувств и потребностей

Стадия структуры (от 6 до 12 лет):

Тревога при выступлениях и соревнованиях

Психологические игры, чтобы утвердить себя

Проблемы с поведением в школе

Безответственность, ложь, воровство

Незавершение дел

Излишний бунт, издевательство, хныканье

Головные боли, нервозный живот, язвы

Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет):

Отставание в половом и физическом развитии

Депрессивность, склонность к суециду

Недостаток внутреннего контроля

Скрывание чувств под возбуждением, сексом, гневом, страхом

Зависимость от наркотиков, секса, сверстников

Плохая гигиена


ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

 

Мечты о Санта Клаусе: "Надеюсь...", "Хотел бы я....", "Когда все будет хорошо..."

Страхи: "Мне нельзя", "Я не должен"

Манипуляция другими, чтобы они взяли ответственность, соблазнение

Проблемы с идентификацией пола

Проблемы с обменом веществ и кровообращением, боли в груди, учащенное сердцебиение, судороги

 

Принижение себя, если не первый

Негибкая система ценностей, ригидность

Проблемы с мотивацией, чувство вины

Игнорирование чувств, чтобы сделать дело

Незавершение дел, действование, не думая

Спешка, угождение, чтобы все было идеально

Язвы, высокое давление, головные боли, судороги

 

 

Зависимость от других в удовлетворении потребностей

Чрезмерный бунт или зависимость

Отсутствие интимных взаимоотношений

Сексуальные игры, сексуальные проблемы

Невыражение потребностей прямо

Потребность быть "выше", мстительность


СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

В каждой ситуации, которая предполагает воспитание, поддержку и совет, есть 4 способа реагирования. Заботливый и структурирующий (защищающий) способы поддерживают позитивную самооценку. Потворствующий и критикующий способы снижают самооценку. Запишите для каждой ситуации реакции заботливого, структурирующего, потворствующего и критикующего родителя. Почувствуйте позитивные и негативные последствия каждого.

ЗАБОТЛИВЫЙ Мягкий, поддерживающий, заботливый. Поддерживает человека в удовлетворении своих потребностей. Предлагает помощь. Дает разрешение быть успешным. ПОТВОРСТВУЮЩИЙ Выглядит поддерживающим, но провоцирует зависимость, предполагает, что человек потерпит неудачу, отвергает.
СТРУКТУРИРУЮЩИЙ Устанавливает границы, защищает, действует уверенно, требует выполнения, защищает мораль и традиции. Показывает как добиться успеха. КРИТИКУЮЩИЙ Высмеивает, унижает. показывает каким способом потерпеть неудачу, отвергает.

ПРИМЕР:

СИТУАЦИЯ: Одиннадцатилетняя девочка говорит: ”Я хочу переночевать у моей подруги. Ее родителей не будет дома, но ее шестнадцатилетний брат будет там”.

ЗАБОТЛИВЫЙ Я понимаю, что ты хочешь поиграть со своей подругой. Она может прийти и переночевать у нас. ПОТВОРСТВУЮЩИЙ Я не думаю, что тебе стоит это делать, но я надеюсь, что в этот раз все будет хорошо.
СТРУКТУРИРУЮЩИЙ Нет, ты сможешь переночевать у своей подруги только когда ее родители будут дома. КРИТИКУЮЩИЙ Конечно нет! Что о нас люди подумают, что мы за родители? Ты знаешь, что у шестнадцатилетних мальчиков на уме?

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


Я рад, что ты растешь

О, тебе нужны новые ботинки - ты вырос! Ты выглядишь очень взрослой в этом новом платье! Ты можешь начать новую карьеру сейчас! (от себя)

Я не боюсь твоего гнева

Ты выглядишь сердитым! Я готов тебе помочь. Для меня нормально, когда ты сердишься. Слушай и не меняй тему пока я не договорю! (от супруга)

Я рад, что ты растешь

Я не боюсь твоего гнева

Ты можешь не соглашаться

Мне нравится, что у тебя свое мнение. Мы не всегда должны соглашаться. Мы видим это по-разному. Давай выслушаем разные мнение прежде чем решим что-нибудь. (от семьи)

Ты можешь не соглашаться

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ

Ниже приведены примеры пяти способов выражения признания в общении с другими людьми. Просмотрите примеры и используйте приведенный бланк для записи способов, которыми Вы выражаете признание членам своей семьи. Отметьте то, что Вы делаете хорошо, и наметьте те изменения, которые Вы хотели бы сделать.

ПРИЗНАНИЕ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Признание за существование начинается с рождения и помогает жить людям всех возрастов


Утверждения

Я рад, что знаком с тобой

С тобой хорошо

Ты важен для меня

Ты особенный

Мне нравится (видеть, обнимать, держать на руках, качать, целовать) тебя

Я люблю тебя

Рад тебя видеть

Доброе утро!

Я рад провести этот (день, время, обед) с тобой

Я рад, что ты пришел

Я рад, что ты живешь в нашем доме

Мне нравится с тобой

Я рад сидеть с тобой рядом

Я рад, что мы (едем, идем, играем, работаем) вместе

Я думал о тебе эту неделю

Ты мне нравишься

Я рад, что ты в моем (доме, классе, группе, жизни)

Я думаю, что ты хороший парень

Я рад, что ты мой друг

Будешь играть со мной?

Спасибо, за то какой ты есть

Действия

Улыбка

Объятия, поглаживания, поцелуи (если приемлемо для человека)

Рукопожатие

Выслушивание человека

Рассказывание чего-то важного

Проведение времени с человеком

Установление контакта

Использование имени человека


Утверждения

Отличная работа

Мне нравится как ты это сделал

Много лучше, продолжай так же

Мне нравится твоя прическа

Спасибо, что забрал бумаги

Ты хороший повар

Ты отличный плотник

О, ты быстро читаешь! Впечатляюще!

Изумительный рисунок!

Я удивлен твоим прогрессом

Ты самый быстрый бегун из тех, кого я знаю

Ты играешь отличную музыку

Отлично спланировано!


Ты великолепная (мама, папа, сын, дочь, учитель, работник...)

Мне нравится как ты владеешь голосом

Ты превосходно думаешь

Ты определенно умен

Спасибо за подарок

Мне нравится, как ты слушаешь

Я слышал, что ты сделал отличную работу. Поздравляю!

То, что ты сказал, очень интересно

Я ценю твою поддержку

Ты хороший товарищ

Ты навел меня на мысль

Ты знаешь как справляться с трудностями

Спасибо за терпение

Я горжусь как ты это сделал

Отличные результаты!


ПОСЛАНИЯ О СДЕЛАННОМ ПЛОХО

Послания о неправильных действиях должны даваться с 18 месяцев и поощрять людей всех возрастов делать лучше. Эти послания продолжаются всю жизнь.

"Ты важный человек - вот как ты можешь стать лучше!"

Послания о сделанном плохо часто звучат как обвинения. Примеры:

Ты забыл закрыть дверь...Ты снова опоздал...Ты выглядишь небрежно...Ты испачкал пол...Ты забыл мой день рождения...Ты не зарабатываешь достаточно денег...Ты слишком много тратишь...Не суй свой нос в мои дела...Неуклюжий! ЗДЕСЬ НЕТ САМОУВАЖЕНИЯ!

Послания о сделанном плохо могут способствовать самоуважению, если они уважают другого, показывают, что Вы достаточно о нем заботитесь, чтобы устанавливать границы, и призываете одерживать победы. Послания о том, что поведение должно быть изменено, даются с любовью: Не делай это...потому что ты важен. Или они даются уважительно: Не делай это...потому что это может повредить тебе или другому; ты можешь это сделать лучше. Или они даются так, что определяется, кто испытывает чувства: Не делай это...потому что мне это не нравится; делай вместо этого... Тон голоса должен быть уважительный или любящий, а не саркастический.

Утверждения

Меня раздражает, что ты опоздал. Ты важный член группы. Хочешь ли ты, чтобы мы перенесли время встречи на более позднее?

Не одевай эти штаны в школу; они грязные. Одень чистые.

Не приноси грязь на пол. Я только что вымыл пол и я сержусь, когда ты приносишь грязь. Вытри ее.

Когда ты забыл мой день рождения, я расстроился. Подаришь ли ты мне подарок на день рождения?

Не завали математику - ты не сможешь пересдавать летом, потому что мы поедем в путешествие. Учи каждый вечер по часу и сдай!

Когда ты перебиваешь, я путаюсь. Дай мне это сделать по-своему.

Это третья тарелка, которую ты разбил на этой неделе - ты наверное быстро растешь. Неси тарелки крайне осторожно, пока ты не привыкнешь к своему новому росту.


ПЛАСТИКОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

Позитивное признание за существование и за действия может быть превращено в пластиковое, если его сказать саркастическим тоном, неискреннее, покровительственно или с преувеличением: Наша маленькая Маша самый великолепный маленький повар. Или оно может быть превращено в пластиковое с помощью негативных добавок: учитывая, что ты...; не как обычно...; наконец...; но потом...; но тебе нужно...; если только...

Пластиковое признание не должно даваться ни в каком возрасте.

Утверждения

Что бы ни говорили, ты мне нравишься

Ты еще неплохо выглядишь для библиотекаря

Ты неплохо разбираешься в математике для девочки

Ты быстро бежишь для пожилого человека

Ты неплохо выглядишь для своего возраста

Ты хорошо выглядишь. Это было мое любимое платье

Ты неплохо готовишь для мужчины

Как тебе удалось стать таким умным?

Как получается, что ты всегда знаешь ответ?

О, ты никогда не делаешь ошибок!

Ты всегда все делаешь идеально!

Все к чему ты прикасаешься, становится прекрасным

Я знаю, что ты должна радоваться беременности, даже хотя ты и переваливаешься как гусыня.


ПОСЛАНИЯ “НЕ СУЩЕСТВУЙ” ИЛИ “НЕ БУДЬ СОБОЙ”

Послание “не существуй” не должно даваться ни в каком возрасте.

Утверждения

У меня никогда не было мигреней до того, как ты появился.

Если бы у меня не было детей, у меня было бы время для чтения.

Лучше бы ты не родился!

Твоим родителям стоило предохраняться.

Сгинь!

Сдохни!

Если бы ты не родился, я бы сделала карьеру.

Ты был ошибкой.

Мы планировали иметь троих детей, а потом ты появился.

Давай, играй с ножами!

Давай, играй на проезжей части!

Если бы я не вышла за тебя замуж, я бы жила счастливо.

Если увидишь аиста, хватай его; я хочу отослать этого ребенка обратно.

Спорю, твои родственники расстроятся, когда тебя увидят.

Уйди!

Опять ты здесь?

Действия

Постоянное игнорирование

Избиения

Действия и разговоры как будто бы ребенка здесь не было, когда он есть.

Литература: J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair, 1998


 

ВВЕДЕНИЕ

Осознанное и неосознанное влияние родителей и воспитателей является определяющим для формирования характера ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, что отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Ошибки в воспитании, которые могут быть легко скомпенсированы на соответствующих стадиях развития ребенка психологически грамотными действиями родителей и воспитателей, могут привести в дальнейшем к серьезным нарушениям личности подростков и взрослых и явиться истоками антисоциального поведения, алкоголизма, наркомании, что потребует значительных усилий общества для их преодоления.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Тренинг основан на теории и практике транзактного анализа, современного психологического направления, распространенного во многих странах Европы и мира и практически не развитого в России до настоящего времени.

Теоретической базой тренинга является концепция возрастных стадий развития Памелы Левин, разработанная в теории транзактного анализа, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи развития, подготавливая переход к следующей стадии. Памела Левин выделяет следующие возрастные стадии:

1. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев)

2. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев)

3. Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет)

4. Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет)

5. Стадия структуры (от 6 до 12 лет)

6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет)

С другой стороны, Памела Левин высказывает идею, что люди в более позднем возрасте повторяют ранние стадии развития в усложненном виде. При этом они получают возможность решить свои старые проблемы и тем самым улучшить качество своей жизни. Этот процесс начинается в возрасте около 13 лет, когда подростки в определенном смысле повторяют младенческую стадию существования (от 0 до 6 месяцев): “Приблизительно в 13 мы начинаем новое рождение. Мы начинаем повторять предыдущие стадии развития до тех пор пока окончательно не повзрослеем. Мы начинаем все стадии развития заново. Мы едим все время, мы хотим, чтобы нас кормили, чтобы о нас заботились, за нас думали. У нас высокая потребность в физическом контакте...У нас очень короткий интервал внимания и нас пронизывают волны энергии, наполненные странными незнакомыми желаниями - эротическими, волнующими и пугающими”. (P. Levin. Becoming the Way We Are, 1988)

Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии. Основы воспитания в соответствии со стадиями развития детей были детально разработаны Джин Иллсли Кларк (J. Illsley Clarke, Self-Esteem: A Family Affair; Growing Up Again и др.)

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ

СТАДИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (от рождения до 6 месяцев):

На первой стадии ребенок принимает решение жить, процветать, доверять людям, звать на помощь, когда ему что-то нужно, ожидать. что его потребности будут удовлетворены, радоваться. Эти решения важно поддерживать и усиливать на протяжении всей жизни.

1. Задачи ребенка (задачи развития)

· Звать на помощь, когда ему что-то нужно

· Кричать или как-то иначе сигнализировать о потребностях

· Получать физический контакт

· Принимать заботу

· Образовывать эмоциональную связь, научиться доверять заботливым взрослым и себе

· Принять решение жить, существовать

2. Типичное поведение ребенка

· Кричит или издает звуки, чтобы узнали о его потребностях

· Ласкается

· Издает много звуков

· Смотрит и реагирует на лица, особенно на глаза

· Подражает

СТАДИЯ ДЕЙСТВИЙ (от 6 до 18 месяцев):

Это время, когда ребенок решает, что можно доверять другим, что исследовать мир безопасно и интересно, что можно доверять своим ощущениям, осознавать свои знания, быть творческим и активным и получать поддержку, делая все это.

1. Задачи ребенка (задачи развития)

· Исследовать и ощущать окружающий мир

· Развивать чувственное восприятие, используя все органы чувств

· Сигнализировать о своих потребностях; доверять другим и себе

· Продолжать формировать надежную привязанность к родителям

· Получать помощь в трудное время

· Понять, что есть выбор, и что не все проблемы легко разрешимы

· Развивать инициативу

· Продолжать решать задачи развития предыдущей стадии

2. Типичное поведение ребенка

· Использует все органы чувств, исследуя окружающий мир

· Проявляет любопытство

· Легко отвлекается

· Хочет самостоятельности, но с возможностью позвать воспитателя, когда ему нужно

· Начинает играть в “пирожки” и “ку-ку”

· Начинает использовать слова в середине и конце стадии

СТАДИЯ МЫШЛЕНИЯ (от 18 месяцев до 3 лет):

Чтобы отделиться от родителей, дети должны научиться думать и решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.

1. Задачи ребенка (задачи развития)

· Развить способности самостоятельного мышления

· Проверять реальность, сталкиваясь с ограничениями и противодействием других людей

· Научиться причинно-следственному мышлению и решению проблем на его основе

· Начинать выполнять простые команды для обеспечения безопасности: остановись, подойди ко мне, стой на месте, иди туда

· Выражать гнев и другие чувства

· Отделяться от родителей, не теряя их любви

· Начинать отказываться от представления. что он - центр вселенной

· Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

· Начинает развивать причинно-следственное мышление

· Начинает играть “около” других детей, но еще не с ними

· Начинает быть аккуратным, иногда даже навязчиво

· Иногда выполняет простые команды, иногда сопротивляется

· Ведет себя вызывающе: “Нет, не буду, и ты меня не заставишь”

· Может пытаться устраивать вспышки гнева (истерики)

СТАДИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И СИЛЫ (от 3 до 6 лет):

Задачи этой стадии - установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими.

1. Задачи ребенка (задачи развития)

· Утверждать себя как отдельную личность

· Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом

· Понять, что поведение имеет последствия

· Исследовать свое влияние на других и свое место в группе

· Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения

· Научиться приемлемому в обществе поведению

· Отделять фантазии от реальности

· Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет

· Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

· Устраивает игры - фантазии, возможно с воображаемыми партнерами

· Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.

· Пробует различные роли в ролевых играх

· Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть

· Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом

· Начинает совместные игры

· Учится приемлемому в обществе поведению

· Начинает интересоваться играми по правилам

СТАДИЯ СТРУКТУРЫ (от 6 до 12 лет):

В течение этой стадии дети узнают больше о структуре и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру. Это включает понимание необходимости правил, свободы, которую дают полезные правила, и адекватности правил. Важна проверка ценностей, на которых основаны правила. Другая главная задача этой стадии - приобретение навыков во многих областях.

1. Задачи ребенка (задачи развития)

· Обучаться навыкам, учиться на ошибках и решить быть успешным

· Учиться слушать, чтобы получать информацию, и думать об услышанном

· Думать и действовать

· Думать о своих желаниях и потребностях

· Выяснять правила в семье и узнавать о правилах вне семьи

· Понимать адекватность правил

· Испытывать последствия нарушения правил

· Не соглашаться с другими и при этом оставаться любимым

· Проверять идеалы и ценности и узнавать о вариантах ценностей вне семьи

· Развивать внутренний контроль

· Понять за что отвечает он, а за что - другие

· Понять, когда надо убегать, когда плыть по течению, а когда твердо стоять на своем

· Развивать способности к кооперации

· Проверять свои способности, сравнивая со способностями других

· Идентифицироваться с собственным полом

· Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

2. Типичное поведение ребенка

· Задает вопросы и собирает информацию

· Учится и осваивает новые навыки

· Входит в группу одного с ним пола

· Сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия нарушения правил

· Бросает вызов родительским ценностям, спорит и доказывает

· Может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также переходить от одного состояния к другому

СТАДИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ, СЕКСУАЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЕНИЯ (от 12 до 19 лет):

Задачи этой стадии связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.

1. Задачи подростка (задачи развития)

· Сделать дальнейшие шаги к независимости

· Достигнуть большего эмоционального отделения от семьи

· Постепенно сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями

· Быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение

· Связать сексуальность с задачами развития ранних стадий

2. Типичное поведение подростка

Подростки предпринимают часть действий для своей идентификации и отделения, повторяя задачи предыдущих стадий - существования, действий, мышления, идентичности и силы, структуры - с новой информацией и иногда со смущающим давлением их проявляющейся сексуальности. Следовательно, подростки могу вести себя очень по-взрослому в одних ситуациях и незрело в других. Возраста, которые они обычно повторяют, следующие:

Начало созревания, приблизительно около 13 лет - повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве:

· Иногда ведут себя независимо, а иногда хотят, чтобы их кормили и о них заботились

· Исследуют новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел

В 14 лет повторяют двухлетний возраст с поисками независимости мышления:

· Иногда логичны и компетентны наряду с приступами бунтующего поведения

В возрасте 15-17 лет повторяют возраста с 3 до 5 лет с поисками идентичности и силы:

· Задают вопросы “зачем” и “почему”. Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные проблемы

В возрасте от 16 до 19 лет повторяют возраста от 6 до 12 с поисками структуры:

· Ведут себя ответственно и по-взрослому с внезапными кратковременными возвратами к поведению по проверке правил

· Могут нарушать правила как часть процесса отделения от родителей

Литература: J. Illsley Clarke, C. Dawson. Growing Up Again, 1998



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.243 с.)