Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О тщеславии и как должно родителям -- воспитывать детей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
...Как только дитя родилось, многие отцы думают не о том, чтобы упорядочить его жизнь, но чтобы его украсить и облачить в золотые украшения и одежды. Что же ты делаешь, человек? Пожалуйста, носи это сам, зачем же ты и ребенка, который не вкусил ещё этого безумия тщеславия, воспитываешь в нем? Чего ради одеваешь ему -- на шею украшение? Нужен добросовестный воспитатель, который наставлял бы ребенка добру, а НЕ ПРИУЧАЛ -- к тщеславию и сребролюбию. И волосы ему отпускаешь сзади, на манер девочки, делая мальчика -- женоподобным и ослабляя его природную крепость, с самого начала превращая его -- в любителя -- излишеств и убеждая стремиться к неразумному. Зачем -- ПОРТИШЬ свое дитя?
Многие, может быть, будут смеяться над сказанным, как над ничтожными вещами. Не ничтожны эти вещи, но, напротив, очень значимы.
Девушка, приученная своей неразумной матерью -- УВЛЕКАТЬСЯ женскими украшениями и нарядами, когда покинет отеческий дом, БУДЕТ – злонравна, эгоистична, капризна и тяжела для супруга. Это -- плохая жена.
Я уже говорил вам, что если зло СТАНОВИТСЯ -- Трудноискоренимым, то это потому, что никто – НЕ ЗАБОТИТСЯ о детях, никто – НЕ ГОВОРИТ им о целомудрии, о благоразумии, о презрении -- к богатствам и славе, никто не говорит детям -- о Боге и не учит их -- вере.
Если с раннего детства дети БУДУТ -- ЛИШЕНЫ добрых учителей, -- то из этих детей ВЫРАСТУТ -- худые люди. Каждый из родителей прилагает все усилия к тому, чтобы ВЫУЧИТЬ своих детей -- ремеслам, наукам и красноречию, и мало, кто заботится о том, чтобы – ВОСПИТАТЬ из детей -- хороших людей. А это самое главное в жизни – что должен сделать каждый родитель.
Не перестану я просить и умолять родителей о том, чтобы они прежде всех своих дел – ПОЗАБОТИЛИСЬ -- о ДОБРОМ воспитании своих детей. Воспитай -- борца для Христа! Не о том говорю, чтобы ты отвратил его от семьи, и подготовил к принятию монашеской жизни, не это говорю. Хотел бы и этого и всех молил бы принять это звание, но, если кажется оно -- обременительным, НЕ ПРИНУЖДАЮ -- к тому. Воспитай борца для Христа и с детского возраста его, приучи быть -- богобоязненным.
Если в детской душе -- ЗАПЕЧАТЛЕНЫ будут ДОБРЫЕ учения, то тогда никто – НЕ СМОЖЕТ их изгладить, когда ребенок -- вырастет и станет взрослым – тогда он пойдет по пути Добра. Потому, используй власть над ним для того, чтобы НАУЧИТЬ -- дитя вере в Бога и добру. Ты первый воспользуешься -- благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем -- Бог. Для себя -- ты трудишься.
Каждый из вас -- отцов и матерей - подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть ЗАБОТИТСЯ -- о своих детях: лишнее -- УБИРАЙТЕ, а то, чего недостает, -- добавляйте и внимательно НАБЛЮДАЙТЕ за ними каждый день, какое от природы есть у них дарование -- чтобы его умножить, какой есть у детей недостаток -- чтобы его УСТРАНИТЬ.
И старательно ИЗГОНЯЙТЕ от них всякий повод -- к НЕПОСЛУШАНИЮ, распущенности, безпечности и лени, ибо склонность к этому -- более всего вредны душам юных.
Лучше всего, прежде чем дитя успеет узнать о плохом, ПРИУЧИ его -- к Труду, НАУЧИ его уважению -- к старшим, НАУЧИ его -- Православию и бодрствовать на молитве, а главное – научи его -- Покаянию и любви к ближним.
Приучите дитя ПО ДОБРОМУ -- говорить и только -- ХОРОШИЕ слова, НАУЧИТЕ дитя – ВЕЖЛИВОСТИ. Изгоните из речи детей -- надменные и бранные слова, речи неразумные и постыдные, пошлые и мирские. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только -- ДОБРОЕ для назидания в вере, дабы оно доставляло -- благодать слушающим" (Еф. 4, 29). Как же добиться этого и с чего начнем их воспитывать? С того, что будем внимательно следить за происходящим с ними, ибо ребенок легко может быть привлечен к такому (поведению). Какая, следовательно, у него причина для спеси и брани? Все состязание у него со сверстниками.
Поэтому, сразу же установи закон: ни над кем -- не надмеваться и не насмехаться, никого -- не оскорблять и не обзывать, не клясться и никого – не обманывать, не быть – драчливым, не брать -- ничего чужого без разрешения. И если видишь, что НАРУШАЕТСЯ закон -- НАКАЖИ: когда -- суровым взглядом, когда – язвящим и даже грубым словом, когда и упреком, порой же -- хвали его и обещай награду. Ударами же – НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙ, чтобы – НЕ ПРИВЫК он к этому способу воспитания и не озлобился на тебя – ибо, если привыкнет к тому, что его постоянно бьют, то ПРИУЧИТСЯ и пренебрегать -- этим, и если ОЗЛОБИТСЯ – то ПОТЕРЯЕТ Доверие и любовь к тебе, тогда -- всё ПОТЕРЯНО. Тогда – большая беда будет, тогда дитя – ПЕРЕСТАНЕТ слушаться родителей и начнет жить -- по своей воле.
Пусть всё время – БОИТСЯ побоев, пусть -- угрожают ему розгой, но – НЕ ПУСКАЮТ её в ход. Наказывать розгой -- нужно, но как можно -- РЕЖЕ и только за очень плохие, грубые проступки. И угрозы пусть -- не доходят до дела, но дитя должно знать, что его МОГУТ – всегда НАКАЗАТЬ, ибо угроза тогда хороша, когда ей -- ВЕРЯТ, что она будет исполнена. Пусть дитя думает, что будет наказан, и не наказывается, дабы – НЕ ИСЧЕЗ Страх наказания, Когда видишь, что Страх -- пошел на пользу, успокой дитя, ибо природа наша нуждается -- в успокоении.
Научи его быть -- ПРИВЕТЛИВЫМ к людям. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он -- бранит кого-либо, ЗАСТАВЬ -- его замолчать и переведи речь на его собственные проступки. Убеди так разговаривать с ребенком -- и мать, и воспитателя, и так, чтобы все вместе -- были стражами и не позволяли ни одному из этих дурных слов -- извергаться из ребенка. И не доказывай мне, что дело это требует много времени. Ибо, если с самого начала займешься этим серьезно и пригрозишь и таких приставишь стражей, двух месяцев хватит и для того, чтобы исправить все, и для того, чтобы придать ему твердость природного состояния.
Пусть дети – НЕ СЛЫШАТ дурных и злых слов и речей, не слышат -- ругательных слов и матерков, ибо – НЕ СЛУШАЮЩИЙ дурного и постыдного – НЕ ПРОИЗНЕСЕТ этого. Пусть не слышат они вздорных старушечьих басен: "Такой-то любил такую-то". Пусть ничего из этого не слышат, но слушают другое, лишенное всякой уклончивости и рассказываемое очень просто.
Когда отдыхает ребенок от трудов учения, а душа охотно проводит время, слушая рассказы о прошлом, тогда говори с ним, отвратив его -- от всякого ребячества, ведь философа воспитываешь, борца и гражданина небес... и расскажи ему: "Вначале были двое детей у одного отца, двое братьев". Затем, помедлив, продолжай: "Вышедших из одной утробы. Один из них был старший, другой младший. Один, старший, был земледельцем, другой, младший, -- пастухом. И выводил он стада в долины и к озерам "
Сделай приятным твое изложение, чтобы ребенок находил в нем некоторое удовольствие, и оно не утомляло его душу. "Другой же сажал и сеял. И решил он почтить Бога. И пастух, взяв лучшее из стад, принес в жертву Богу". Не много ли лучше рассказывать об этом, чем повествовать о златорунных баранах и волшебстве? Затем же привлеки его внимание, ибо рассказ заключает в себе нечто, и не вноси ничего ложного, но следуй Писанию: "Когда же принес Богу лучшее, сразу же сошел огонь с небес и все восхитил в небесный жертвенник. Старший же не сделал так, но отступил от этого: ОСТАВИВ -- Лучшее себе самому, поднес Богу другое. И не принял это Бог, но отвернулся и оставил это лежать на земле -- те же, первые, принял к себе. Подобно тому, как бывает у владеющих землями: одного из приносящих хозяин почтит и примет внутри дома, другого же оставит стоять снаружи -- так было и здесь.
Что же произошло после этого? Старший брат -- опечалился, считая себя обезславленным и превзойденным в чести, и был мрачен. Говорит ему Бог: "Почему ты огорчился? Разве не знал, что Богу приносишь? Почему, оскорбил Меня? Чем ты недоволен? Зачем, принес Мне в жертву -- остатки?" Если кажется, что нужно пользоваться более простым языком, скажи: "Тот, не имея что сказать, утих или, скорее, замолчал. После того, увидев своего младшего брата, говорит ему: "Выйдем на равнину". И захватив его хитростью, убил его. И думал, что -- укроется это от Бога. Приходит к нему Бог и говорит ему: "Где брат твой?" Отвечает он: "Не знаю". Говорит ему Бог: "Вот кровь брата твоего -- кричит ко Мне с земли".
Пусть и мать сидит рядом, в то время, как душа ребенка образовывается такими рассказами, чтобы и она помогла этому и хвалила рассказываемое. "Так, что же было после этого? Того (брата) Бог принял на небо, и после смерти он пребывает наверху". Пусть и о Воскресении -- услышит ребенок в таких рассказах. Ибо, если в мифах рассказывают -- чудеса, и верит ребенок -- тем более будет он восхищен, услышав о Воскресении и о том, что душа его пошла на Небо. "И того Он сразу взял наверх -- этот же, убийца, скитался повсюду, многие годы терпя -- несчастья, живя в страхе и трепете, и много претерпел ужасного и каждый день был наказываем. Не простую, но чрезвычайную понес кару, ибо слышал от Бога, что в страхе и трепете будешь на земле".
Ребенок не знает, что это такое, но ты скажи ему, что подобно тому, как ты, стоя перед учителем и мучаясь ожиданием наказания, трепещешь и страшишься, так и он везде -- страшился Бога. Хватит с него, чтобы было ему рассказано до этого места: расскажи это в один вечер за трапезой. И мать пусть говорит ему о том же самом. Затем же, когда много раз услышит он об этом, попроси и у него: "Расскажи мне историю" - чтобы он мог -- проявить себя. И когда усвоит он рассказ, тогда поведай ему и о пользе от него: "Видишь, какое зло -- прожорливость, какое зло -- братоубийство, какое зло думать, что можешь -- обокрасть Бога. Ибо Он видит все, и даже то, что совершается -- скрытно". И если одно только это правило сможешь насадить в душе ребенка, не будет у тебя нужды -- в воспитателе, ибо этот Страх перед Богом лучше всякого другого страха представится ребенку и потрясет его душу.
Не только это, но и в церковь веди его, взяв за руку, и стремись -- привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ. И видишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнает наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее.
Можно получить от этого рассказа и другую пользу. Пусть научится от тебя, что не нужно горевать, когда -- терпишь зло. Ибо Бог с самого начала показал это самому ребенку, когда получившего блаженство посредством смерти принял на небо. Когда же рассказ этот утвердился в детском разуме, расскажи ему другой, например, опять о двух братьях, и скажи: "Было два других брата, также старший и младший. Старший же был охотником, а младший жил дома". Эти два брата были также и близнецами. Но после того, как они родились, младшего полюбила мать, а старшего отец.
Старший много времени проводил в полях, младший -- в доме. И однажды состарившийся отец говорит тому, кого он любил: "Дитя, так как я состарился, пойди и приготовь мне дичь -- поймай косулю или зайца, принеси и свари, чтобы, поев, я благословил тебя". Младшему же ничего такого не сказал. Мать, услышав, что отец сказал это, призывает младшего и говорит ему: "Дитя, так как отец приказал твоему брату достать ему дичь, чтобы, поев, он благословил его, послушай меня: иди к стаду и, взяв молодых и красивых козлят, принеси мне, и я сделаю то, что любит твой отец, и ты принесешь ему, чтобы, поев, он благословил тебя".
Отец же в старости стал плохо видеть. Когда младший принес козлят, мать сварила их и, положив ему на блюдо, дала ребенку, и он принес их отцу. Отец же, подумав, что это действительно старший, поев, благословил его. Затем, когда закончилось благословение, приходит старший сын и приносит дичь. Увидев же, что случилось, он (в отчаянии) закричал и заплакал".
Наблюдая, какое это производит благое действие понимаешь, сколько можно извлечь из этого. Прежде всего, страх и уважение будут чувствовать -- к отцам дети, видя, как борются за отцовское благословение, и предпочтут скорее подвергнуться тысяче ударов, чем услышать -- родительское проклятие. Затем явствует из этого, что нужно пренебрегать -- чревом: ибо должно рассказать и о том, что никакой пользы не получил он от того, что был первородным и старшим, так как из-за Невоздержанности чрева продал он -- превосходство своего первородства.
Есть и другие врата, прекраснее тех, но трудноохраняемые, -- врата глаз, так как, благодаря им, душа открывается небу и обладает красотой. Здесь родители должны прикладывать особенно большие усилия. Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его: например, небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг, пусть наслаждается он видом всего этого. Много есть и другого, не несущего в себе вреда.
Пусть он постоянно слушает все об Иосифе, пусть изучит то, что относится к Царствию Небесному, какая награда -- ожидает воздержанных. Если он в будет приучен к тому, чтобы не говорить непристойностей, то с детства будет обладать требуемой скромностью. Беседуй с ним о красоте души.
Перейдем к властительной части - к воле. Не следует ни полностью -- отсекать ее у юноши, ни позволять ей проявляться во всех случаях, но будем воспитывать их с раннего возраста в том, чтобы, когда сами они подвергаются несправедливости, переносить это, если же увидят кого-либо обижаемым, то храбро выступить на помощь и должным образом -- защитить истязаемого.
Когда дитя рассердится, напомни ему -- о его недостатках. Пусть не будет он ни изнеженным, ни диким -- но мужественным и кротким. Пусть будет у него одно правило -- никогда не оставлять без помощи другого, которого кто-то обижает.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.011 с.) |