Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦПСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическое сопровождения ребенка с дизартрией и его семьи начинается с самого рождения при наличии признаков ДЦП При рождении реализуется генетическая связь мать-дитя. Эта связь обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощущения, запах, визуализация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, меняет эти взаимоотношения. Со стороны ребенка происходит снижение сенсорных ощущений, а со стороны матери - резкое изменение эмоционального отношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Разочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабоченность его судьбой существенно отражаются на формирующейся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой. Цель психологического консультирования в роддоме: снятие послеродового стресса с женщины, родившей ребенка с ДЦП. В дальнейшем психологом проводятся мероприятия но профилактике психосоматических заболеваний, гармонизации отношений между супругами. Психологическое сопровождение преследует следующие задачи: – разработка методики психодиагностики и изучение индивидуально-психологических особенностей больного ребенка; – составление плана психокоррекционной работы; – профилактика психосоматических заболеваний; – психологическая коррекция личностных особенностей; – методы реконструктивной психотерапии по В.Н. Мясищеву (2004); – профориентационная помощь; – семейное консультирование. Любое индивидуальное психотерапевтическое психокоррекционное воздействие на членов семьи преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Психолог, выслушивая пациента, выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, мыслит в категориях целостной структуры и «следовательно, предварительно оценивает, как то или иное воздействие отразится на семейных взаимоотношениях в целом» (В.В. Столин, 1981). Стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи - с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизводящий цикл. Семейная психотерапия направляется на разрушение этого цикла в случае его дезадаптивности и создание конструктивных вариантов семейного функционирования. 8.2. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности Психотерапия в узком понимании основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики у детей и подростков с дизартрией, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности. В старших классах дети с остаточными явлениями дизартрии имеют трудности в обучении, наряду с чем у них развивается целый ряд патопсихологических комплексов. Они имеют особенности развития личности и формирование аномальной личностной изменчивости в диапазоне акцентуаций характера и пограничной аномальной личности. Неблагоприятное сочетание личностной изменчивости с типами темперамента требует оказания психологической помощи с участием триады специалистов: психолог, клинический психолог, психоневролог. Психологическая помощь основывается на принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); концепции сотрудничества в психологическом консультировании К. Роджерса, адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н. Усановой (1995); методе реконструктивной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации Э.М. Козловой (2003), пассивной и активной арттерапии Н.Н. Волосковой (2001). Психологическая помощь проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения. Психологический тренинг стереотипов общения - это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым эталоном общения - клише, в которой обучающийся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения моделируемых психологом и закрепляемых педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного учреждения, и родителями - в повседневной жизни в семейных межличностных отношениях. Помимо коррекционных педагогических воздействий, такие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психологического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в сочетании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, пробуждающей в ней насущную потребность самоусовершенствования, выработку таких свойств и качеств личности, которые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих. Для подростков с истероидной и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, меланхолический: Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), Бах (Концерт № 5). Психологическая помощь проводится в виде психологической коррекции, психотерапии, психологического тренинга стереотипов общения. Психологический тренинг стереотипов общения - это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым клеше, речевым эталонам общения, в которой обучающийся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения, смоделированных психологом и закрепленных педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного учреждения; родителями - в повседневной жизни, в семейных межличностных отношениях. Подросткам с признаками дизартрии рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы-акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положение между крайним вариантом нормы -акцентуации и психопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов. Психологическая коррекция для подростков включает психотерапевтическую помощь, танцевальную терапию с рефлексивным слушанием и активным оперированием эмотивной лексики, помогающей идентифицировать чувства; психологических тренингов ролевых ситуаций с заучиванием речевых клише; арттерапию в сочетании с музыкотерапией; социально-психологического тренинга, позволяющих повысить значение звеньев контроля и мотивации общения, операционально-технических возможностей коммуникативно-речевой деятельности, ее активизации. Задачи патогенетической реконструктивной психотера пии отражают поэтапный характер психотерапевтического процесса от изучения личности пациента через осознание к изменению, т.е. к коррекции нарушенных отношений лиц с ДЦП и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению функционирования личности. Конечные задачи патогенетической психотерапии состоят в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Индивидуальная психо-коррекционная форма работы в большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии). Благодаря этим особенностям работы, центр тяжести индивидуальной психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания и ориентирован на биографический материал. На основании анализа своей биографии подросток с дизартрией может: – осознать мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций; – осознать неконструктивный характер ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов; – осознать связь между различными факторами и особенностями отношений; – осознать меру своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций; – осознать более глубокие причины своих переживаний и способы реагирования, коренящиеся в детстве, а также условия формирования своей системы отношений. Основными задачами психологической коррекции являются: выяснение источников дезадаптивного состояния личности и выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. В течение психокоррекционной работы пациент может: – получить эмоциональную поддержку от психолога, способствующую ослаблению защитных механизмов; – научиться понимать и вербализировать свои чувства; – испытывать более искренние чувства к самому себе; – раскрывать свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от себя); – произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования; – корригировать свои неадекватные реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной сфере. Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов общеобразовательного учреждения в виде курсов лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и интеллектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуантов, но и представителей пограничной личностной изменчивости. Подросткам с дизартрией и признаками аномальной личности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы - акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положение между крайними вариантами нормы, акцентуации и психопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия социальных и конституциональных факторов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.008 с.) |