Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиологические механизмы звукопроизношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В реализации звукопроизносительной стороны речи участвуют периферический и центральный отделы речепроизводства. Артикуляция звуков речи производится благодаря тому, что воздушная струя проходит между голосовыми складками, языком, зубами и губами. Каждой фонеме соответствует уникальная комбинация совместной работы органов артикуляции и фонации (рис. 10). Звуки человеческой речи делятся на 2 основные группы: гласные фонемы (озвученные); согласные (беззвучные) фонемы. Существует разница в состоянии мышц артикуляционного аппарата при образовании гласных и согласных звуков. Артикуляционные уклады гласных звуков определяются не только тоническим напряжением мышечных стенок резонаторов, но и различной позицией языка и губ, не образующих при этом преграды. Поэтому гласные звуки являются по преимуществу музыкальными тонами, т.е. произносятся обязательно с участием голоса. При артикуляции согласных звуков, напротив, мышечные стенки резонаторных полостей расслаблены, а в ротовой полости имеется четко выделяющийся участок произвольно сокращенных мышц, образующих преграду на пути выдыхаемого воздуха. Гласные распознаются по подъему / опусканию языка и по ряду (по мере продвижения языка вперед) - «у», «о», «а», «э», «и», «ы». Согласные звуки различаются в зависимости от места и способа образования преграды. Выделяют группу шумных звуков и сонантов, которые отличаются от шумов тем, что имеют наряду с шумовыми и тональные музыкальные характеристики. В зависимости от места прохождения воздушной струи, у сонантов различают: смычно-проходные звуки - м, н, м', н' (воздух проходит через нос); л, л' (между боковой поверхностью языка и твердым небом); дрожащие сонанты - р, р' (что достигается кратковременными приближениями кончика языка к твердому небу). Шумные согласные подразделяются на глухие, которые произносятся в отсутствие голоса, и звонкие при наличии голоса. Все согласные (сонанты и шумные) делятся на 4 группы в зависимости от места их образования: губные, переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Губные звуки образуются при прохождении воздушной струи между верхней и нижней губой (б, б', п, п\ м, м') или между верхней губой и нижним рядом зубов (в, в', ф, ф'). При произнесении переднеязычных звуков принимает участие передний отдел языка, образующий преграду току выходящего воздуха на уровне внутренней поверхности верхнего зубного ряда, альвеол или переднего отдела твердого неба. Кончик языка при этом может быть более или менее поднят вверх или даже загнут кзади. К заднеязычным звукам относятся согласные К, К', Г, Г', X, X', которые образуются при прохождении воздушной струи между напряженным и отодвинутым кзади корнем языка и задним отделом мягкого неба. Различают смычные согласные, когда воздух одномоментно прорывается сквозь полную смычку органов артикуляции (Б, Б', П, П', Д, Д\ К, К', Г, Г') и щелевые согласные, при произнесении которых воздух проходит сквозь однофокусную щель (С, С, 3, 3'), двухфокусную (Ш, Щ, Ж) и боковую (Л, Л') ' щель между органами артикуляции. Два звука в русской речи образуются путем сочетания смычки с последующей щелью в одном и том же месте образования. Это звуки Ц и Ч' - аффрикаты. В русской речи существует строгое различение твердых и мягких звуков. Смягчение звука достигается его палатализацией, то есть дополнительным сокращением мышц языка с подниманием его спинки кверху. В речевом общении звуки речи не произносятся изолированно, в основном они произносятся в составе более или менее автоматизированных звуковых последовательностей - слогов, слов и предложений. В таких звуковых последовательностях звучание отдельных звуков речи приобретает различные особенности в зависимости от позиций соответствующего звука в слоге в ритмической структуре слова (позиционные оттенки) и от соседства данного звука с другими гласными и согласными (комбинаторные оттенки). Так, глухие согласные в соседстве с гласными или сонорными согласными могут несколько озвончаться, а сонорные согласные в соседстве с глухими или в конце слов могут оглушаться. Рядом с носовыми звуками (М, М', Н, Н') могут приобретать носовой оттенок соседние гласные и согласные. Подобные особенности артикуляции звуков в акте речи здоровыми людьми обычно не осознаются. Психофизиологические механизмы просодической стороны речи Немаловажное значение для произношения имеет речевая просодия, включающая просодические единицы (параметры) потока речи: целостные слоги, ритмические слоговые структуры, синтагмы (минимальные по смыслу высказывания) и фразы, динамические единицы целостного текста. Ритм входит в такой сложный комплекс просодических элементов, который называется интонацией. Интонация - сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, ритма и качества голоса, а также временных характеристик (длительность высказывания, темп, паузирование) реализации высказывания. Одним из основных компонентов интонации является мелодика, т.е. тональный контур речи - модуляции высоты основного тона голоса при произнесении частей предложения, предложений и текста. Мелодика речи служит для выражения различных смысловых, синтаксических и эмоционально экспрессивных значений. Она организует фразу, расчленяя ее на части, выделяет наиболее важный отрезок высказывания, а также служит для выражения эмоций. Темп, или скорость речи, зависит от смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания и стиля произношения. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного. За нормальный темп речи принимается произнесение 9-14 фонем в секунду. Интонация тесно связана с ритмом речи. Ритм - это периодическое повторение соизмеримых речевых единиц. Мельчайшая единица ритма (ритмическая группа) - это ударный слог с примыкающими безударными слогами. Простая ритмическая группа включает один ударный слог. В сложную ритмическую группу входят два и более ударных слога. Характер семантической связи в определенной степени влияет на характер ритма, который органически связан с семантико-синтаксической структурой предложения. Основными функциями интонации являются: – различение части высказывания соответственно их смысловой важности; – оформление высказывания в единое целое; – расчленение высказывания на ритмические группы и синтагмы; –выражение конкретных эмоции; – вскрытие подтекста высказывания; – характеристика говорящего и ситуации общения. Формирование таких просодических единиц, как ритмические слоговые структуры, связано с механизмом формирования двигательных навыков, которые являются навыками кинетического артикуляторного праксиса и обеспечиваются функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария. Формирование функциональных единиц артикуляторного праксиса или артикулем обеспечивается выработкой навыков постцентрального артикуляторного праксиса. Взаимодействие артикуляторных навыков премоторного и постцентрального праксиса является одним из важнейших механизмов речи. При его расстройстве нарушается как внятность звуков речи, так и ее просодическая организация. Таким образом, изложенное показывает сложность функциональной системы речи, управление которой осуществляется центральной нервной системой. Для внятной четкой фонетически нормативной речи необходимо полноценное функционирование многих мозговых структур: стволово-подкорковые ядра и их связи, мозжечок, его ядра и проводящие системы, структуры лимбико-ретикулярной системы, проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (ядрам периферических двигательных нервов в стволе мозга и спинном мозге) структуры мозговой коры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.008 с.) |