Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Модель 6. Измерения конфликта
I. Вводная информация
Модель «Измерения конфликта» представил Бернард Майер. По Майеру, конфликт состоит из трех элементов. Эти элементы схожи с моделью «Треугольник удовлетворенности», но они шире, чем представленные во второй модели интересы, и касаются мыслей, чувств и действий участников конфликтной ситуации.
1. Когнитивное измерение – описывает то, что конфликтующие стороны ДУМАЮТ о конфликте, и как они его ВОСПРИНИМАЮТ. Восприятие может быть объективным (основанным на данных) и субъективным (основанным на предположениях). Как субъективное, так и объективное восприятие конфликта может быть верным и неверным.
2. Эмоциональное измерение – описывает то, что конфликтующие стороны ИСПЫТЫВАЮТ в отношении конфликта на основе воспринимаемой ими информации.
3. Поведенческое измерение – описывает то, как участники конфликтной ситуации делают свой выбор в отношении конкретных действий.
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| · Взгляды
· Интерпретации
· Предположения
· Истории
· Противоречия
· Определения
· Воздействие на чувства и поведение
| · Интенсивность чувства
· Стратегия управления эмоциями
· Эмоциональные триггеры
· Самоуважение
· Уверенность
· Закрытость/открытость
· Воздействие на поведение и восприятие
| · Действия для контроля над чувствами
· Действия для эскалации
· Действия для примирения
· Агрессия/избегание
· Поведенческие триггеры
· Воздействие на чувства и восприятие
|
II. Вопросы, которые следует задавать для каждого из измерений
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| - Как обе стороны воспринимают конфликт, что они о нем думают?
- К каким данным они прежде всего обращаются?
- К каким заключениям по поводу этих данных они приходят?
- Какие темы они поднимают при обсуждении?
- Как они определяют этот конфликт?
- Какие мотивы они приписывают другой стороне?
- Какие данные противоречат этим предположениям?
- Как они объясняют эти противоречия?
- Каким образом это восприятие влияет на мысли, чувства и поведение других людей?
- Что бы могло изменить взгляд участников на проблему?
| - Каковы чувства участников в отношении конфликта?
- Насколько сильны эти чувства?
- Требуется ли катарсис?
- Как справляются участники с этими чувствами?
- Насколько эти чувства мешают разрешению конфликта?
- Какие эмоциональные триггеры существуют в отношениях?
- Что нужно для того, чтобы «отпустить» эти чувства?
- Как эти чувства влияют на восприятие и поведение других участников?
- В результате чего чувства участников об этом конфликте могут измениться?
| - Какие конкретные действия предприняли участники для разрешения конфликта?
- Какие действия способствуют эскалации конфликта?
- Какие действия способствуют деэскалации конфликта?
- Какие поведенческие триггеры существуют в отношениях между сторонами?
- Какова степень риска возникновения агрессии и насилия?
- Какова степень вероятности избегания и ухода?
- Как это поведение влияет на чувства и восприятие конфликта другими сторонами?
- Каким образом можно изменить поведение участников?
|
III. Разрешение конфликта при помощи модели измерений
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| - Собрать новые данные - Предоставить иную интерпретацию - Разобрать необоснованные предположения - Создать новые истории - Переопределить конфликт - Отделить намерения от действий - Спросить: «Что должно произойти, чтобы вы изменили свое восприятие этого конфликта?»
| - Признать чувства; - Организовать эмоциональную разрядку;
- Не использовать триггеры
- Укрепить доверие
- Дать больше власти - Спросить «Что должно произойти, чтобы вы чувствовали себя лучше?»
| - Исключить триггеры
- Преодолеть избегание
- Определить темы, в отношении которых возникает агрессия
- Определить шаги, которые могут привести к разрешению
- Установить основные правила
- Разработать конкретные критерии для соглашения
- Спросить: «Как можно прекратить разрушительные действия?»
|
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Выявить данные, которые не совпадают с мыслями участников по поводу конфликта
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести рефрейминг
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести технику «Односторонние маленькие шаги»
| РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МОДЕЛИ 6
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Как обе стороны воспринимают конфликт, что они о нем думают?
- К каким данным они прежде всего обращаются?
- К каким заключениям по поводу этих данных они приходят?
- Какие темы они поднимают при обсуждении?
- Как они определяют этот конфликт?
- Какие мотивы они приписывают другой стороне?
- Какие данные противоречат этим предположениям?
- Как они объясняют эти противоречия?
- Каким образом это восприятие влияет на мысли, чувства и поведение других людей?
- Что бы могло изменить взгляд участников на проблему?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
9. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
10. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Каковы чувства участников в отношении конфликта?
- Насколько сильны эти чувства?
- Требуется ли катарсис?
- Как справляются участники с этими чувствами?
- Насколько эти чувства мешают разрешению конфликта?
- Какие эмоциональные триггеры существуют в отношениях?
- Что нужно для того, чтобы «отпустить» эти чувства?
- Как эти чувства влияют на восприятие и поведение других участников?
- В результате чего чувства участников об этом конфликте могут измениться?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
9. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Какие конкретные действия предприняли участники для разрешения конфликта?
- Какие действия способствуют эскалации конфликта?
- Какие действия способствуют деэскалации конфликта?
- Какие поведенческие триггеры существуют в отношениях между сторонами?
- Какова степень риска возникновения агрессии и насилия?
- Какова степень вероятности избегания и ухода?
- Как это поведение влияет на чувства и восприятие конфликта другими сторонами?
- Каким образом можно изменить поведение участников?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Собрать новые данные
- Предоставить иную интерпретацию
- Разобрать необоснованные предположения
- Создать новые истории
- Переопределить конфликт
- Отделить намерения от действий
- Спросить: «Что должно произойти, чтобы вы изменили свое восприятие этого конфликта?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Выявить данные, которые не совпадают с мыслями участников по поводу конфликта
|
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Признать чувства;
- Организовать эмоциональную разрядку;
- Не использовать триггеры
- Укрепить доверие
- Дать больше власти
- Спросить «Что должно произойти, чтобы вы чувствовали себя лучше?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести рефрейминг
|
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Исключить триггеры
- Преодолеть избегание
- Определить темы, в отношении которых возникает агрессия
- Определить шаги, которые могут привести к разрешению
- Установить основные правила
- Разработать конкретные критерии для соглашения
- Спросить: «Как можно прекратить разрушительные действия?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести технику «Односторонние маленькие шаги»
|
|
Восемь моделей конфликта
МОДЕЛЬ 7. СОЦИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
I. Вводная информация
Модель социального стиля разрешения конфликта основана на работе выдающихся психологов Катарины Кук-Бриггс и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (создателей знаменитого опросника Майерс-Бриггс). Суть модели заключается в сборе информации о социальных стилях ведения конфликта двумя сторонами, после чего проводится конфликтологическая сессия. При этом конфликтолог опирается на внешние проявления конфликтной ситуации, а не на внутренние проявления, таким образом переводя проблему из психологического русла в коммуникологическое.
|