Составьте список утверждений по пяти из шести категорий.
МОДЕЛЬ 1: КРУГ КОНФЛИКТА
1. Происхождение модели: Изначальный разработчик – Кристофер Муур. На круге отмечены основные типы конфликтогенов и «интересы», как общее направление действий конфликтолога. По модели проводится диагностика причин и определяется стратегическое направление для разрешения конфликта.
Пять типов конфликтогенов
Отношения
· Негативный опыт в прошлом
· Стереотипы
· Неудачные каналы коммуникации
· Повторяющееся отрицательное поведение
| Ценности
· Система взглядов
· Что хорошо, что плохо
· Что правильно и неправильно
· Что справедливо и несправедливо
| Внешние факторы
· Факторы, не имеющие отношения к предмету спора
· Психологические или физиологические причины
· «День не с той ноги»
| Данные
· Недостаток информации
· Неправильное информирование
· Слишком много информации
· Проблема со сбором данных
| Структура
| · Ограниченные ресурсы (время, деньги)
· Вопросы власти
| · Географические ограничения
· Организационная структура
|
Работа с конфликтогенами
Круг мысленно делится на две части: верхнюю и нижнюю. Ценности, отношения и внешние факторы – верхняя часть; структура, интересы и данные – нижняя часть. Компоненты в «верхней» части не имеют решения, которое может быть достигнуто между сторонами в диалоге. Компоненты в нижней части – имеют такое решение.
А. Работа с данными:
· Каждая сторона объясняет свои данные, посредник перефразирует, собирает общее, ошибки в интерпретации исправляются;
· Проводится совместная оценка данных
· Изучаются предположения сторон по поводу данных;
· Разъясняются мотивы каждой из сторон;
· Вместе создается список данных, с которыми согласны обе стороны.
Б. Работа со структурой:
· Определить проблемы со структурой, с которыми сталкиваются стороны; вместе обсудить решения;
· Установить требования по процессу ратификации решений
· Определить лица, которые могут помочь в решении проблем
· Переустановить приоритеты таким образом, чтобы они устраивали всех;
· Обсудить способы максимально эффективного использования недостаточных ресурсов.
В. Интересы
· Обсудить все интересы сторон, которые возникают в связи с проблемой;
· Выявить общие интересы сторон
· Найти решения, которые максимально учитывают интересы сторон;
· Провести методику «снижения затрат» и «наведения мостов».
Пограничные случаи: Вмешательство ценностей в данные
Имеет место, когда одна сторона видит конфликт в основном через призму ценностей (как морально-этическую проблему), а другая сторона – как проблему данных.
Тот, кто обладает данными – старается дать другой стороне как можно данных; вторая сторона отрицает данные. Переводит конфликт в раздел «Отношений», улаживается межличностными и конфликтологическими способами.
Пограничные случаи: Вмешательство структуры в отношения
Имеет место, когда стороны сталкиваются с разной степенью приоритетности заданий, в связи с тем, что задания обладают разной степенью значимости в структуре деятельности и не определяют отношения. Когда накапливается критический порог, обсуждение данных переходит в структуру «отношений».
Рабочий лист по первой модели
1. Определите основные факторы, вызывающие конфликтоген:
Составьте список утверждений по ПЯТИ ИЗ ШЕСТИ категорий.
ОТНОШЕНИЯ
| · ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| ЦЕННОСТИ
| · ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| ДАННЫЕ
| · ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| СТРУКТУРА
| · ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
| · ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| Этот шаг помогает ОТСЕЧЬ то, о чем договориться СРАЗУ нельзя: ценности, отношения и внешние факторы, и СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ на ДАННЫХ и СТРУКТУРЕ.
Составить список ИНТЕРЕСОВ каждой из сторон (желания, потребности, страхи, надежды)
Сторона А:
| Сторона В:
| Интересы:
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
| Интересы:
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
· ______________________________________________________
|
ЕСЛИ СИТУАЦИЯ ЗАСТРЯЛА В СЕКТОРЕ «ОТНОШЕНИЯ»
1. Ориентируйте ситуацию на будущее, обсудите то, что можно изменить, чтобы улучшить ситуацию, откажитесь от обвинений.
2. Составьте картину идеального будущего, пройдите шаги.
3. Договоритесь о конкретных маленьких шагах, которые стороны могут сделать, чтобы дать партнеру понять, что они изменяются.
4. Договоритесь о маленьких шагах по созданию климата доверия.
5. Перейдите к разговору об общих интересах.
ЕСЛИ СИТУАЦИЯ ЗАСТРЯЛА В СЕКТОРЕ «ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ»
1. Составьте список внешних факторов и обсудите, какие факторы лежат вне сферы вашего влияния.
2. По возможности, пригласите к обсуждению тех, кто контролирует внешние факторы.
3. С каждой из сторон внешние факторы следует обсуждать отдельно; за столом обсуждаются только ОБЩИЕ внешние факторы.
4. Новую встречу назначьте после того, как влияние внешних факторов уменьшится.
5. Перейдите к разговору об общих интересах.
Восемь моделей конфликта
Происхождение модели
Автор модели – Кристофер Муур, которому принадлежит и первая модель. В первой модели «интересы» определяются как «желания, потребности, страхи, надежды и ожидания» каждой из сторон. Модель «Треугольник удовлетворенности» выделяет три широких группы интересов, которые качественно отличаются друг от друга.
Типы интересов
А. Ориентировка на результат (субстантивные интересы) – интересы, отвечающие на вопрос «что», наиболее измеримая часть конфликта (по Хокер-Уилмоту – цели содержания).
Б. Ориентировка на процесс (процедурные интересы) – интересы, отвечающие на вопрос «как» (по Хокер-Уилмоту – цели процесса).
В. Ориентировка на эмоции (психологические интересы) – интересы, отражающие отношение человека к происходящему (по Хокер-Уилмоту – объединенные в одну кучу цели отношения и цели роли).
Исследование интересов
А. Свободный рассказ сторон о конфликте, в ходе которого выделяются все высказываемые ими «желания, потребности, страхи, надежды и ожидания».
Б. Выделение общих интересов: в ходе этого процесса конфликтолог определяет пока для себя общие интересы по всем трем категориям.
Выявите интересы сторон
Сторона А:
| Сторона В:
| Результат:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| Результат:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| Процесс:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| Процесс:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| Эмоции:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| Эмоции:
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
· ____________________________________________________________________
| 2. Выявите методики, которые годятся для разрешения существующих проблем:
Результативные интересы:
- Мозговой штурм вариантов;
- Поиск совместного решения;
- Поиск «маленьких шагов»;
- Поиск стандартных критериев;
- Использование интегративных решений Ури и Фишера;
- Накопление веса отношения по Галливеру
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
| Процессные интересы:
- Протокол по Сатир;
- Метод стандартных критериев;
- Привлечение посредника;
- Изучение трех сторон восприятия;
- Использование открытых тактик
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
| Психологические интересы:
- Метод ответствующего слушания и парафраз;
- Описание чувств;
- Ориентация на будущее;
- Анализ межличностных целей;
- Поиск ресурсов власти;
- Подбор соответствующих стилей и тактик;
- Рисование конфликтных треугольников;
- Отдельная коучинговая работа со сторонами
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
|
3. Анализ вариантов «безвыходных» ситуаций
- Использование процессных решений в связи с «безвыходным» результатом:используется в случае, когда стороны не могут согласовать результаты, которые слишком отличаются. А) Выделяются несколько стандартных критериев (процедура одного текста), Б) Проводятся консультации с экспертами, В) Третья сторона, наделенная полномочиями, принимает решение, которое стороны соглашаются выполнять.
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
| - Использование результативных или процессных решений в связи с «безвыходными» психологическими интересами:А) стороны опрашиваются насчет «маленьких конструктивных шагов», В) разрабатывается план создания доверия на основе накопления веса отношения, Г) разрабатываются механизмы и сроки проверки выполнения принятого решения, Д) в течение относительно долгого времени происходит накопление веса отношения.
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
| - Использование психологических решений в связи с «безвыходными» результативными или процессными решениями:А) Изучение трех позиций восприятия, Б) Изучение «добрых намерений» по каждой из ситуаций, В) Исследование ограничивающих факторов.
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
| - Использование процессных решений в связи с «безвыходными» психологическими интересами:А) отдельная формулировка интересов и позиций, Б) использование посредника и системы «маленьких односторонних шагов» для построения доверия.
| · _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
· _______________________________________ _______________________________________
|
Восемь моделей конфликта
МОДЕЛЬ 3: Модель границ
Теоретическое обоснование
А. Происхождение модели: Автор модели Лэрри Превост, профессиональный конфликтолог. Базируется на понятии «коммуникативного кризиса».
Б. Диагностика при помощи модели границ: В жизнедеятельности человека имеется множество границ: физические границы (те ограничения, которые представляет физический контекст), поведенческие границы (те ограничения на поведение, которые налагает наше окружение), юридические границы (те ограничения на поведение, которые устанавливает государство).
В. Стандарты поведения: варьируются по (а) континууму от «минимально приемлемого» до «максимально приемлемого», (б) зоне применения (контекста, в котором данные стандарты уместны и неуместны); (в) степени контроля (наличия или отсутствия контролирующего органа, имеющего легитимную власть, и степени последовательности его действий; (г) степени пограничных состояний (наличия или отсутствия определенных пограничных возможностей нарушения установленных границ).
Г. Определение конфликта на модели границ: конфликт возникает, если: (а) подвергается сомнению критерий установления границы, (б) существует угроза нарушения установленной границы, (в) существует угроза «обхода» существующей границы.
Д. Определение кризиса на модели границ: кризисом называется частичное или полное обрушение установленных границ под весом отношения вследствие регулярного их нарушения.
2. Основные причины возникновения кризиса на модели границ:
Диагностика по модели И/П/В
Фишер и Юри рассматривают конфликты как процессы. Эти процессы, считают они, идут на трех уровнях – уровнях интересов, прав и власти.
1. Процессы на уровне интересов – подход, который основан на поиске решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. К числу интересов Фишер и Юри относят желания, потребности, надежды и страхи. Процессы на уровне интересов часто ведут к согласию, если все участники конфликта удовлетворяют какие-то свои потребности.
2. Процессы на уровне прав – подход, который основан на поиске преимущества в правах одного участника процесса по сравнению с другим. Права определяются законами, правилами, условиями, прошлой практикой, политикой, контрактами и т.д.
3. Процессы на уровне власти – подход, который основан на поиске ресурсов, при помощи которых одна сторона может преодолеть сопротивление других. Процессы на уровне власти часто игнорируют права участников.
4. Синтез процессов на уровне прав и власти – подход, в котором права одной из сторон определяются данной ей властью.
МОДЕЛЬ 5. ДИНАМИКА ДОВЕРИЯ
I. Вводная информация
Автор теории динамики доверия – Дарил Ландау. Модель полезна для тех случаев, когда отношения между участниками находятся в плохом состоянии в связи с отсутствием доверия друг к другу.
Доверие – это ресурс, который обладает обратным другим ресурсам свойством: чем больше мы используем этот ресурс, тем больше его становится. Доверие – черта, свойственная людям. Мы доверяем другим, что они не нарушат правила.
Доверие – положительные ожидания относительно мотивов другого человека и его намерениях в ситуациях риска.
Обязательными элементами являются: (а) риск – без доли риска невозможно проверить, доверяем ли мы человеку; (б) мотивы и намерения – оценивая степень доверия, мы проверяем, добрые ли у человека намерения.
Стратегии работы с доверием
Стратегия 1: Основное внимание процедурам, а не личному доверию: конфликтолог отводит стороны от обсуждения личного доверия к установлению четких процедур. Для этого следует обсудить все делаемые атрибуции и сконцентрироваться на атрибуциях, которые способствуют развитию процедурного доверия.
Меры укрепления доверия
Процедурное доверие:
· Мониторинг
· Помощь третьей стороны
· Взаимные уступки
· Анализ рисков и выгод
· Все шаги подтверждаются независимым наблюдателем
| Построение доверия (начальные стадии)
· Односторонние шаги;
· Накопление веса отношения;
· Постепенный рост допустимых рисков
| Рост доверия
· Стороны оценивают готовность другой стороны пойти на риск, стремление выполнять взятые обязательства
· Со временем накапливается вес отношения.
| Маленькие односторонние шаги являются одной из мер укрепления доверия. Требуется также последовательность, постепенность, и открытые тактики.
Стратегия 2: Анализ атрибуций: Конфликтолог проводит прямой анализ атрибуций, которые делаются сторонами. Рассматриваются сделанные сторонами предположения; выводы анализируются протоколом по Сатир, исследуются.
Стратегия 3: Анализ межличностных навыков, их совершенствование: Конфликтолог откладывает меры укрепления доверия и погружается в работу с межличностным общением: восприятием, вербальным и невербальным общением, умением слушать, умением представить себя. Конфликтующим сторонам предоставляются памятки по развитию этих навыков.
Рабочая тетрадь по модели № 5
Сторона А
| Сторона Б
| Атрибуция к ситуации:Что делает сторона Б, что определяется ситуацией, в которой сторона оказалась?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
| Атрибуция к ситуации:Что делает сторона А, что определяется ситуацией, в которой сторона оказалась?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
| Атрибуция к характеру:Что делает сторона Б, что определяется характером и его внутренними свойствами?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
| Атрибуция к характеру:Что делает сторона А, что определяется характером и его внутренними свойствами?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
| Атрибуция к злонамеренности:Что делает сторона Б, что определяется ее злыми намерениями?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
| Атрибуция к злонамеренности:Что делает сторона А, что определяется ее злыми намерениями?
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
· ________________________________
|
Меры построения доверия:
Какие меры построения доверия со стороны А окажут влияние на Б?
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
| Какие меры построения доверия со стороны Б окажут влияние на А?
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
· ______________________________________________________________________
| Кто может быть эффективным посредником для стороны А и стороны Б?
| Для каких аспектов деятельности требуется мониторинг, какие уточнения могут потребоваться для установления доверия?
|
Восемь моделей конфликта
I. Вводная информация
Модель «Измерения конфликта» представил Бернард Майер. По Майеру, конфликт состоит из трех элементов. Эти элементы схожи с моделью «Треугольник удовлетворенности», но они шире, чем представленные во второй модели интересы, и касаются мыслей, чувств и действий участников конфликтной ситуации.
1. Когнитивное измерение – описывает то, что конфликтующие стороны ДУМАЮТ о конфликте, и как они его ВОСПРИНИМАЮТ. Восприятие может быть объективным (основанным на данных) и субъективным (основанным на предположениях). Как субъективное, так и объективное восприятие конфликта может быть верным и неверным.
2. Эмоциональное измерение – описывает то, что конфликтующие стороны ИСПЫТЫВАЮТ в отношении конфликта на основе воспринимаемой ими информации.
3. Поведенческое измерение – описывает то, как участники конфликтной ситуации делают свой выбор в отношении конкретных действий.
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| · Взгляды
· Интерпретации
· Предположения
· Истории
· Противоречия
· Определения
· Воздействие на чувства и поведение
| · Интенсивность чувства
· Стратегия управления эмоциями
· Эмоциональные триггеры
· Самоуважение
· Уверенность
· Закрытость/открытость
· Воздействие на поведение и восприятие
| · Действия для контроля над чувствами
· Действия для эскалации
· Действия для примирения
· Агрессия/избегание
· Поведенческие триггеры
· Воздействие на чувства и восприятие
|
II. Вопросы, которые следует задавать для каждого из измерений
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| - Как обе стороны воспринимают конфликт, что они о нем думают?
- К каким данным они прежде всего обращаются?
- К каким заключениям по поводу этих данных они приходят?
- Какие темы они поднимают при обсуждении?
- Как они определяют этот конфликт?
- Какие мотивы они приписывают другой стороне?
- Какие данные противоречат этим предположениям?
- Как они объясняют эти противоречия?
- Каким образом это восприятие влияет на мысли, чувства и поведение других людей?
- Что бы могло изменить взгляд участников на проблему?
| - Каковы чувства участников в отношении конфликта?
- Насколько сильны эти чувства?
- Требуется ли катарсис?
- Как справляются участники с этими чувствами?
- Насколько эти чувства мешают разрешению конфликта?
- Какие эмоциональные триггеры существуют в отношениях?
- Что нужно для того, чтобы «отпустить» эти чувства?
- Как эти чувства влияют на восприятие и поведение других участников?
- В результате чего чувства участников об этом конфликте могут измениться?
| - Какие конкретные действия предприняли участники для разрешения конфликта?
- Какие действия способствуют эскалации конфликта?
- Какие действия способствуют деэскалации конфликта?
- Какие поведенческие триггеры существуют в отношениях между сторонами?
- Какова степень риска возникновения агрессии и насилия?
- Какова степень вероятности избегания и ухода?
- Как это поведение влияет на чувства и восприятие конфликта другими сторонами?
- Каким образом можно изменить поведение участников?
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Как обе стороны воспринимают конфликт, что они о нем думают?
- К каким данным они прежде всего обращаются?
- К каким заключениям по поводу этих данных они приходят?
- Какие темы они поднимают при обсуждении?
- Как они определяют этот конфликт?
- Какие мотивы они приписывают другой стороне?
- Какие данные противоречат этим предположениям?
- Как они объясняют эти противоречия?
- Каким образом это восприятие влияет на мысли, чувства и поведение других людей?
- Что бы могло изменить взгляд участников на проблему?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
9. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
10. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Каковы чувства участников в отношении конфликта?
- Насколько сильны эти чувства?
- Требуется ли катарсис?
- Как справляются участники с этими чувствами?
- Насколько эти чувства мешают разрешению конфликта?
- Какие эмоциональные триггеры существуют в отношениях?
- Что нужно для того, чтобы «отпустить» эти чувства?
- Как эти чувства влияют на восприятие и поведение других участников?
- В результате чего чувства участников об этом конфликте могут измениться?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
9. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Какие конкретные действия предприняли участники для разрешения конфликта?
- Какие действия способствуют эскалации конфликта?
- Какие действия способствуют деэскалации конфликта?
- Какие поведенческие триггеры существуют в отношениях между сторонами?
- Какова степень риска возникновения агрессии и насилия?
- Какова степень вероятности избегания и ухода?
- Как это поведение влияет на чувства и восприятие конфликта другими сторонами?
- Каким образом можно изменить поведение участников?
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
8. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ
КОГНИТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Собрать новые данные
- Предоставить иную интерпретацию
- Разобрать необоснованные предположения
- Создать новые истории
- Переопределить конфликт
- Отделить намерения от действий
- Спросить: «Что должно произойти, чтобы вы изменили свое восприятие этого конфликта?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Выявить данные, которые не совпадают с мыслями участников по поводу конфликта
|
| ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Признать чувства;
- Организовать эмоциональную разрядку;
- Не использовать триггеры
- Укрепить доверие
- Дать больше власти
- Спросить «Что должно произойти, чтобы вы чувствовали себя лучше?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести рефрейминг
|
| ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
| | - Исключить триггеры
- Преодолеть избегание
- Определить темы, в отношении которых возникает агрессия
- Определить шаги, которые могут привести к разрешению
- Установить основные правила
- Разработать конкретные критерии для соглашения
- Спросить: «Как можно прекратить разрушительные действия?»
| 1. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
2. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
3. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
4. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
5. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
6. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
7. _____________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
|
| ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Провести технику «Односторонние маленькие шаги»
|
|
Восемь моделей конфликта
МОДЕЛЬ 7. СОЦИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
I. Вводная информация
Модель социального стиля разрешения конфликта основана на работе выдающихся психологов Катарины Кук-Бриггс и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (создателей знаменитого опросника Майерс-Бриггс). Суть модели заключается в сборе информации о социальных стилях ведения конфликта двумя сторонами, после чего проводится конфликтологическая сессия. При этом конфликтолог опирается на внешние проявления конфликтной ситуации, а не на внутренние проявления, таким образом переводя проблему из психологического русла в коммуникологическое.
АССЕРТИВНОСТЬ
ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| | ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
|
| СКОЛЬКО ГОВОРИТ
|
| МАЛО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО
|
| ТЕМП РЕЧИ
|
| БЫСТРО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МЕДЛЕННО
|
| ГРОМКОСТЬ
|
| ТИХО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ГРОМКО
|
| ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ
|
| МЕНЬШЕ, МЕДЛЕННЕЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ
|
| ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
|
| НЕПРЯМОЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПРЯМОЙ
|
| ПОЗА
|
| ОТКИДЫВАЕТСЯ НАЗАД
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПОДАЕТСЯ ВПЕРЕД
|
| СИЛА ЖЕСТОВ
|
| МЕНЕЕ ВЫРАЖЕНА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ ВЫРАЖЕНА
|
РЕАГИРОВАНИЕ
КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
|
| ОЖИВЛЕННОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА
|
| СДЕРЖАННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ОЖИВЛЕННЫЙ
|
| ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОСА
|
| МОНОТОННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| РАЗНООБРАЗНЫЙ
|
| ФИЗИЧЕСКАЯ ОЖИВЛЕННОСТЬ
|
| МАЛО ЖЕСТОВ, СДЕРЖАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО ЖЕСТОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
|
| ПОЗА
|
| ФОРМАЛЬНАЯ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| СПОКОЙНАЯ
|
| ТЕМА РАЗГОВОРА
|
| ЗАДАЧИ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ЛЮДИ
|
| ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОПИСАНИЯ
|
| ФАКТЫ И ДАННЫЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНЕНИЯ И ИСТОРИИ
|
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУК
|
| МЕНЕЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ
|
МАТРИЦА СОЦИАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
| КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| АНАЛИТИКЗадает вопросы и контролирует эмоции
| ДВИГАТЕЛЬЗадает направление и контролирует эмоции
| ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
| ОБАЯШКА
Задает вопросы и выражает эмоции
| ФОНТАН
Задает направление и выражает эмоции
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
| | | | | | | |
АССЕРТИВНОСТЬ
|