II. Диагностика при помощи модели социального стиля
Первый шаг: определение стилей ведения конфликта всеми участниками, анализ очевидных проявлений поведения участников по континууму от «ассертивности» до «реагирования».
Ассертивность в данном случае определяется как «степень восприятия индивидуума другими людьми как «задающего вопросы» или «задающего направление». Сдержанные люди, которые не склонны делиться своим мнением, при использовании ассертивного подхода больше задают вопросы; более общительные и решительные «задают направление».
Реагирование в данном случае определяется как «степень восприятия индивидуума другими людьми как «контролирующего эмоции» или «проявляющего эмоции». Те, кто умеет контролировать эмоции, стремятся действовать последовательно, соблюдать дистанцию и относительно формальны. Те, кто проявляет эмоции, обычно более неформальны, стремятся создавать отношения.
В обоих случаях наблюдаются определенные виды поведения, которые можно отметить на следующей шкале:
АССЕРТИВНОСТЬ
ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| | ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
|
| СКОЛЬКО ГОВОРИТ
|
| МАЛО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО
|
| ТЕМП РЕЧИ
|
| БЫСТРО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МЕДЛЕННО
|
| ГРОМКОСТЬ
|
| ТИХО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ГРОМКО
|
| ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ
|
| МЕНЬШЕ, МЕДЛЕННЕЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ
|
| ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
|
| НЕПРЯМОЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПРЯМОЙ
|
| ПОЗА
|
| ОТКИДЫВАЕТСЯ НАЗАД
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПОДАЕТСЯ ВПЕРЕД
|
| СИЛА ЖЕСТОВ
|
| МЕНЕЕ ВЫРАЖЕНА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ ВЫРАЖЕНА
|
РЕАГИРОВАНИЕ
КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
|
| ОЖИВЛЕННОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА
|
| СДЕРЖАННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ОЖИВЛЕННЫЙ
|
| ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОСА
|
| МОНОТОННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| РАЗНООБРАЗНЫЙ
|
| ФИЗИЧЕСКАЯ ОЖИВЛЕННОСТЬ
|
| МАЛО ЖЕСТОВ, СДЕРЖАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО ЖЕСТОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
|
| ПОЗА
|
| ФОРМАЛЬНАЯ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| СПОКОЙНАЯ
|
| ТЕМА РАЗГОВОРА
|
| ЗАДАЧИ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ЛЮДИ
|
| ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОПИСАНИЯ
|
| ФАКТЫ И ДАННЫЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНЕНИЯ И ИСТОРИИ
|
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУК
|
| МЕНЕЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ
|
МАТРИЦА СОЦИАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
| КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| АНАЛИТИКЗадает вопросы и контролирует эмоции
| ДВИГАТЕЛЬЗадает направление и контролирует эмоции
| ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
| ОБАЯШКА
Задает вопросы и выражает эмоции
| ФОНТАН
Задает направление и выражает эмоции
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
| | | | | | | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ СТИЛЕЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛИТИКА
· Расчетливый
· Ориентирован на задачу
· Обращает внимание на детали
· Медленно принимает и тщательно обдумывает решения
· Логик
· Сдержан
| ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
· Независимый
· Нацелен на задачу и результат
· Решителен
· Действует быстро
· Любит доминировать
| ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБАЯШКИ
· Надежен
· Ориентирован на отношения
· Оказывает поддержку
· Избегает конфронтаций
· Открытый
· Сговорчивый
| ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОНТАНА
· Стратег
· Оживленный
· Яркий
· Энергичный, действует быстро
· Импульсивный
· Имеет свое мнение
| АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ
ДЛЯ ОБАЯШЕК:
С АНАЛИТИКАМИ:
· Основное внимание – конкретной задаче;
· Не форсируйте чувства и эмоции
· Тщательно систематизируйте
· Все продумайте, организуйте, детально обмозгуйте структуру
· Говорите строго по делу
| С ДВИГАТЕЛЯМИ:
· Учитесь соображать быстрее
· Продемонстрируйте энергичность
· Основное внимание уделите задаче
· Не форсируйте чувства и эмоции
· Четко сформулируйте цели и планы
· Быстро переходите к делу
| С ДРУГИМИ ОБАЯШКАМИ
· Не переусердствуйте в стремлении обаять;
· Попробуйте элементы других стилей, чтобы сбалансировать подход
| С ФОНТАНАМИ:
· Соответствуйте скорости
· Покажите энергичность
· Представьте «Большую Картину»
· Говорите, что думаете, будьте откровенны и прямы
· Помогите им выразить себя
| ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ:
С АНАЛИТИКАМИ:
· Не спешите
· Учитесь слушать
· Сдерживайте свой напор
· Будьте готовы слушать дольше, чем вам необходимо для понимания
· Вдавайтесь во все детали
| С ДРУГИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ:
· Не переусердствуйте в движении вперед
· Попробуйте элементы других стилей, чтобы сбалансировать подход
| С ОБАЯШКАМИ
· Постарайтесь установить дружеские отношения
· Не торопитесь
· Старайтесь формулировать предложения гибко
· Принимайте во внимание чувства
· Проявляйте поддержку и эмпатию
· Структурируйте информацию
· Демонстрируйте интерес к человеческой стороне вопроса
| С ФОНТАНАМИ:
· Установите теплый климат при первоначальном общении
· Обсуждайте чувства
· Поддерживайте спонтанные темы разговора
· Не упускайте возможности пошутить и развлечься
· Признайте их вклад в дело
· Дайте оппоненту относительную свободу
· Признайте существование Большой Картины
| ДЛЯ ФОНТАНОВ:
С АНАЛИТИКАМИ:
· Не спешите
· Учитесь слушать
· Сдерживайте свой напор
· Подготовьтесь, основное внимание задаче
· Старайтесь не форсировать чувства и эмоции
· Тщательно обдумайте все детали
· Дайте время для принятия решения
| С ДВИГАТЕЛЯМИ:
· Сконцентрируйтесь на задаче
· Старайтесь сдерживать чувства и эмоции
· Планируйте работу и действуйте в соответствии с планом
· Организованно подходите к общению
· Избегайте борьбу за власть
· Не ведите «вежливых бесед»
| С ОБАЯШКАМИ
· Учитесь слушать
· Начните с вежливой беседы
· Не торопитесь
· Старайтесь сдерживать эмоции
· Не перебивайте
· Показывайте поддержку и эмпатию
· Основное внимание логике и данным
· Обращайте внимание на детали
· Признайте ценность отношений
| С ДРУГИМИ ФОНТАНАМИ:
· Не переусердствуйте в выражении эмоций
· Попробуйте элементы других стилей, чтобы сбалансировать подход
| ДЛЯ АНАЛИТИКОВ:
С ДРУГИМИ АНАЛИТИКАМИ:
· Не переусердствуйте в анализе ситуации;
· Попробуйте элементы других стилей, чтобы сбалансировать подход
| С ДВИГАТЕЛЯМИ:
· Старайтесь соответствовать темпу;
· Показывайте энергичность
· Не застревайте на обсуждении деталей и теории
· Говорите, что думаете
· Будьте нацелены на результат
· Позвольте оппоненту выбирать направление беседы
| С ОБАЯШКАМИ
· Установите теплые отношения
· Говорите о чувствах
· Предложите помощь
· Предоставьте структуру
· Не упирайте на факты и логику
· Обращайте внимание на отношения
| С ФОНТАНАМИ:
· Установите личный контакт
· Стремитесь соответствовать темпу обсуждения
· Демонстрируйте энергичность
· Обсуждайте чувства
· Поддерживайте спонтанные темы беседы
· Не упускайте возможность пошутить и развлечься
· Говорите, что думаете
· Признайте выполненную Фонтаном работу
· Признайте существование Большой Картины
|
Рабочая тетрадь по модели № 7
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП АССЕРТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ
АССЕРТИВНОСТЬ
ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| | ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
|
| СКОЛЬКО ГОВОРИТ
|
| МАЛО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО
|
| ТЕМП РЕЧИ
|
| БЫСТРО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МЕДЛЕННО
|
| ГРОМКОСТЬ
|
| ТИХО
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ГРОМКО
|
| ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ
|
| МЕНЬШЕ, МЕДЛЕННЕЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЬШЕ, БЫСТРЕЕ
|
| ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ
|
| НЕПРЯМОЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПРЯМОЙ
|
| ПОЗА
|
| ОТКИДЫВАЕТСЯ НАЗАД
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ПОДАЕТСЯ ВПЕРЕД
|
| СИЛА ЖЕСТОВ
|
| МЕНЕЕ ВЫРАЖЕНА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ ВЫРАЖЕНА
|
ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕАГИРОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ
РЕАГИРОВАНИЕ
КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
|
| ОЖИВЛЕННОСТЬ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА
|
| СДЕРЖАННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ОЖИВЛЕННЫЙ
|
| ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОСА
|
| МОНОТОННЫЙ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| РАЗНООБРАЗНЫЙ
|
| ФИЗИЧЕСКАЯ ОЖИВЛЕННОСТЬ
|
| МАЛО ЖЕСТОВ, СДЕРЖАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНОГО ЖЕСТОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
|
| ПОЗА
|
| ФОРМАЛЬНАЯ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| СПОКОЙНАЯ
|
| ТЕМА РАЗГОВОРА
|
| ЗАДАЧИ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| ЛЮДИ
|
| ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОПИСАНИЯ
|
| ФАКТЫ И ДАННЫЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| МНЕНИЯ И ИСТОРИИ
|
| ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУК
|
| МЕНЕЕ
| ¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| БОЛЕЕ
|
ОТМЕТЬТЕ УЧАСТНИКОВ НА МАТРИЦЕ
| КОНТРОЛИРУЕТ ЭМОЦИИ
| | ЗАДАЕТ ВОПРОСЫ
| АНАЛИТИКЗадает вопросы и контролирует эмоции
| ДВИГАТЕЛЬЗадает направление и контролирует эмоции
| ЗАДАЕТ НАПРАВЛЕНИЕ
| ОБАЯШКА
Задает вопросы и выражает эмоции
| ФОНТАН
Задает направление и выражает эмоции
| | ВЫРАЖАЕТ ЭМОЦИИ
| | | | | | | |
СТРАТЕГИИ РАБОТЫ
1. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ:
Участник
| | | | Темп
| Быстрее или медленне妦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| | Детальность
| Больше или меньш妦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| | Светская беседа
| Больше или меньш妦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| | Основное внимание
| Чувствам или факта즦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦¦
| 2. РАЗЪЯСНЕНИЕ
Какому участнику
| Какая стратегия
| | |
КОУЧИНГ
Какому участнику
| Какой навык
| | |
Восемь моделей конфликта
МОДЕЛЬ 8. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ
I. Вводная информация
Данная модель основана на работах выдающегося коммуниколога Элизабет Кублер-Росс. Она рассматривает ситуации, когда конфликт оказался неразрешимым и требуется его пережить. Переживание последствий конфликта похоже на чувство потери, и состоит из пяти стадий: (а) отрицание, (б) гнев, (в) поиск возможностей, (г) печаль, (д) принятие.
Альтернативный подход рассматривает следующие три стадии: (а) конец, (б) спутанность, (в) новое начало.
Стадия
| Чувство
| Отрицание
| Отказ от окончания процесса, нежелание изменений, проблемы игнорируются, изобретаются причины, по которым нас это не касается, отрицание реальности, желание сохранить статус-кво
| Гнев
| Гнев, спутанность, чувство дистресса.
| Принятие
| Новое начало, поиск новых ресурсов, новых отношений.
|
II. Диагностика при помощи модели преодоления последствий
ОТРИЦАНИЕ
| ГНЕВ
| ПРИНЯТИЕ
| Окончание
| Спутанность, дистресс
| Новое начало
|
Стадия 1. Отрицание
* Сторона отрицает свою ответственность
* Сторона считает, что не является стороной конфликта
* Признавая свою роль, приуменьшает ее
* Использует только внешний локус контроля
* Не приемлет возможность изменений
* Лелеет чувство обиды и печали
* Предлагает односторонние решения
* Не видит проблему с точки зрения другого человека
Стадия 2. Гнев
* Является следствием принятия конфликта всерьез
* Начинается с отказа от власти
* Продолжается гневными выпадами в адрес оппонентов
* В состоянии гнева сторона пытается вести переговоры
* Происходит выплеск чувств и эмоций
Стадия 3. Принятие
* Сторона понимает, что является участником конфликта
* Сторона принимает свою роль в конфликте
* Сторона считает, что с конфликтом нужно заканчивать
* Сторона понимает, что ей не добиться удовлетворения всех требований
* Сторона принимает тот факт, что другая сторона не такая плохая
* Сторона принимает законность точки зрения другой стороны
* Сторона понимает, что другая сторона действовала с конструктивной позиции
* Сторона осознает, что конфликт нужно прекращать.
|