Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Фонетика как Наука. Предмет и задачи фонетики.

Поиск

Фонетика как наука. Предмет и задачи фонетики. Соотношение фонетики с языкознанием и ее связь с лексикологией, грамматикой и стилистикой. Связи фонетики со смежными научными дисциплинами: акустикой, анатомией, физиологией, психологией, логикой. Разделы фонетики как науки и учебной дисциплины: физиологическая фонетика, акустическая фонетика, фонология; фонетика и ее подразделения; описательная, сравнительная и историческая фонетики; экспериментальная фонетика. Методы исследования, применяемые в фонетике: субъективные и объективные; метод прямого наблюдения (кинестетического, слухового, визуального); экспериментально-физиологические и экспериментально-акустические методы; семантический и дистрибутивный методы фонологического анализа.

Теоретическое и практическое значение фонетики как науки в целом и ее разделов в частности.

Компоненты акустической структуры звуковой материи языка и их аспекты (артикуляционный, физический, перцептивный и функциональный, или лингвистический, фонологический). Понятие о сегментных и супрасегментных фонетических и фонологических единицах языка и их трех основных функциях (конститутивной, дистинктивной и рекогнитивной). Разделы фонетики, изучающие эти аспекты.

Теоретическое значение фонетики и ее практическое применение.

 

Фоностилистика. Проблемы фоностилистики

Когнитивный подход к изучению функционирования языка как живой, постоянно изменяющейся сущности. Понятие стиля. Изучение лингвистами различных стилей произношения - первый этап выделения фоностилистики в отдельную отрасль фонетики (исследования Л.В.Щербы, Р.И.Аванесова, Л. Л. Буланина, Д. Джоунза, Д. Кристала, Д. Дейви). Отличия фоностилистики и функциональной стилистики. Функции языка как средства коммуникации. Классификации функциональных стилей. Фоностилистика как первый уровень изучения особенностей функционирования языковой системы. Цели фоностилистики. Понятие экстралингвистической ситуации и ее компонентов (цель, участники, сцена). Основные факторы, оказывающие влияние на фоностилистические различия (цель высказывания, отношение говорящего к разговору, вид коммуникации, формальная сторона ситуации говорения, степень спонтанности высказывания). Связь фоностилистики с психолингвистикой и социолингвистикой. Классификации фоностилей (С. М. Гайдучик, Ю. А. Дубовский).

Значение фоностилистики для преподавателя и переводчика английского языка.

Сегментные фонемы английского языка

Основные направления теории фонемы.

Фонема как лингвистическая единица. Различие терминов “фонема” и “аллофон”. Проблема определение фонемы. Фонема как диалектическое единство трех аспектов: 1) материальности и объективности; 2) абстрагированности и обобщенности; 3) функциональности. Понятие основного или типичного оттенка (варианта, аллофона) фонемы и ее второстепенных оттенков. Классификация аллофонов. Фон как звук речи. Отличие фонемы и фона. Конститутивная, дистинктивная и рекогнитивная функции сегментных фонем, взаимосвязь и взаимозависимость этих функций. Понятие инварианта фонемы. Фонологические и фонетические ошибки в процессе овладения иноязычной речью.

Транскрипция. Типы транскрипции. Важность знания особенностей транскрипции для специалиста-филолога.

Основные направления теории фонемы: 1) “менталистическая” или “психологическая” (И. А. Бодуэн де Куртене, Е. Д. Сепир, А. Соммерфельт);

2) “физическая” (Л. Блумфильд, Б. Блок, Г. Трейгер, Д. Джоунз); 3) “функциональная” (Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, М. Халле); 4) “ абстрактная” (Л. Ельмслев, Г. Ульдалл, К. Тогби). Материалистическая концепция определения фонемы Л. В. Щербы, принятая как базовая в русской лингвистике и методике преподавания языка.

Методы фонологического анализа.

Задачи фонологического анализа: 1) определение фонематического ста­туса каждого звука (установление его фонематической самостоятельности или несамостоятельности) и выявление, таким образом, всей системы сегментных фонем языка; 2) определение фонематической принадлежности звуков речи в позиции нейтрализации их дистинктивных признаков. Семантико-дистрибу­тивный и формально-дистрибутивный методы решения проблемы.

Методика и процедуры определения фонематической самостоятельности или несамостоятельности звука речи и установления системы сегментных фонем языка: понятие дистрибуции фонем и их аллофонов, виды дистрибуции (контрастная, дополнительная, свободное варьирование), понятие минимальных и субмнимальных пар, фонологической оппозиции, различительных (дифференциальных, дистинктивных, релевантных) и сопутствующих, нерелевантных признаков сегментных фонем. Классификация противопоставлений между сегментными фонемами по количеству артикуляционных различий у двух взаимопротивопоcтавленых фонем (одинарные, двойные и множественные оппозиции).

Прикладное значение фонологического анализа для преподавания языка.

Модификации гласных и согласных в речи. Звуковые чередования.

Фонологический анализ английских гласных. Фонематический статус (дистинктивная релевантность/нерелевантность) каждого принципа артикуляционной классификации английских гласных (в сопоставлении с русским языком). Проблема однофонемности или двухфонемности английских дифтонгов и трифтонгов. Однофонемная трактовка английских дифтонгов американскими дескриптивистами и ее критика. Фонематический статус различий между английскими гласными по исторической долготе. Фонематический статус различий между английскими гласными по огубленности (либиализации), напряженности и характеру отступа. Фонематический статус различий между английскими гласными по ряду и подъему. Примеры фонологических противопоставлений, основанных на этих различиях.

Безударный вокализм английского языка. Фонематический статус нейтрального [ə].

Фонологический анализ английских согласных. Фонематический статус каждого принципа артикуляционной классификации английских согласных (отличие от русского языка). Фонематические противопоставления, основанные на глухости/звонкости, сильной/слабой артикуляции, участии в произнесении согласного различных органов речи, различии в типе артикуляционной преграды и способе образования шума. Вопрос о количестве аффрикат в английском языке и об их однофонемности или двухфонемности. Подходы к решению данной проблемы британскими фонетистами Д. Джоунзом, А. Гимсоном, американскими дескриптивистами Б. Блоком, Г. Трейгером.

Понятие чередования звуков в речи. Виды и примеры чередований в современном английском языке: фонологические или межфонемные - исторические, грамматикализованные и лексикализованные; нефонологические или межаллофонные - позиционно-комбинаторные. Проблема фонематической идентификации чередующихся звуков. Морфофонемика. Морфология. Подходы к решению проблемы фонематической идентификации Московской (Р. И. Аванесов, В. П. Сидоров, Р. С. Кузнецов, А. А. Реформатский) и Ленинградской (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич) фонологических школ, представителями Пражской фонологической школы (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон). Концепции нейтрализации. Понятие архифонемы (Н.С. Трубецкой).

Позиционно-комбинаторные изменения сегментных фонем английского языка. Изменение фонем под воздействием различных видов ассимиляции и аккомодации. Позиционные изменения фонем (в зависимости от положения в слове).

Виды ассимиляции согласных в английском языке. Фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате полной, частичной, промежуточной ассимиляции (с точки зрения Московской и Ленинградской фонологических школ).

Виды аккомодации английских гласных и согласных звуков. Фонемная принадлежность звуков, возникающих в результате действия аккомодации.

Стилистические модификации звуков речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.61.176 (0.006 с.)