Глава 2. Несовпадение взглядов: у каждого своя колокольня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Несовпадение взглядов: у каждого своя колокольня



Страшно выговорить, но люди видят

только то, что хотят видеть, и слышат

только то, что хотят слышать

А.А. Ахматова

 

Прежде чем перейти к теме семейных конфликтов, необходимо хотя бы вкратце рассказать о том, что лежит в основе любого конфликта. В конфликтной ситуации двое или более людей взаимосвязанных друг с другом имеют несовпадение мнения, взгляды на одну и ту же проблему, эти взгляды сталкиваются, притом конфликтующие стороны, как правило, уверены в своей абсолютной правоте (по крайней мере, вначале).

Конфликты сопровождают человечество на всём протяжении истории его существования. Не только исторические летописи и хроники изобилуют описанием различных конфликтов. Огромное количество исследований и просто художественных произведений написано на эту тему. Существует много пословиц, поговорок, «крылатых фраз», говорящих о столкновении, несовпадении мнений и взглядов: «каждый смотрит со своей колокольни», «своя рубашка ближе к телу», «сколько голов – столько и умов», «сытый голодного не разумеет», «у каждого своя правда» и т.д. Немало литературных произведений не только в своём содержании, но уже в самом названии поднимают тему конфликта. Например, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя или всем известный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Фабула романа как раз в том, что старшее поколение и молодёжь имеют совершенно разные взгляды на жизнь и это приводит к конфликту поколений.

Конфликтные ситуации сопровождают нас и в повседневной жизни. У кого-то они случаются очень редко, у кого-то часто, но так или иначе нам всем нужно быть к ним готовыми.

Вот один реальный случай из жизни. Как-то, поддавшись на сладкие речи и щедрые посулы двух уроженцев солнечной Молдавии, я нанял их для строительства деревянной пристройки из бруса к дому. Цену они запросили очень даже скромную, и мы ударили по рукам. Но плохо, друзья мои, мы помним классиков. Потому что вышло всё как в известной сказке Александра Сергеевича Пушкина: «Не гонялся бы ты поп за дешевизною!» К слову сказать, слово «поп» приобрело ругательный характер только в советское время, до революции так принято было называть всех священников. Например: «соборный протопоп», т.е. протоиерей, служащий в соборе.) Работу свою мои работники, впрочем, выполнили и даже в обещанный срок, но оставили множество недоделок, устранять которые пришлось уже мне. Но это было далеко не самое неприятное. Молдаване, видимо не рассчитав местных погодных условий, возведя стены пристройки, не стали закрывать крышу, а сразу принялись за пол; настелили так называемый «чёрный пол», положили утеплитель и прибили сверху половые доски. И вот, когда они принялись за кровлю, пошёл сильный дождь и, не прекращая, продолжал лить целую неделю. Усталые и злые строители всё же закончили работу, но пол был безнадежно испорчен. Вода через щели затекла вовнутрь и промочила утеплитель. Уйти влага не могла, так как снизу был положен рубероид и «чёрный пол». Обнаружив этот прискорбный факт, я сделал выговор молдаванам, призвав их вскрыть пол и перестелить новый утеплитель, взамен испорченного. Строителей это, как мне казалось, законное требование, весьма возмутило, они сказали, что не виноваты в том, что дождь лил всю неделю и испортил их работу, это, дескать, непреодолимые обстоятельства, так сказать «форс мажор». И хотя рабочие не употребляли этого модного термина и вообще вряд ли знали его, но непреодолимость водной стихии была для них очевидна. То, что сначала нужно было накрыть крышу, а уже потом заниматься полом, видимо никогда не приходило им в голову. Оно и понятно, ведь в Молдавии уже несколько лет стоит засуха и летом почти нет дождей. Ситуация усугублялась тем, что я уже выплатил строителям все обещанные деньги. Но, слава Богу, всё разрешилось благополучно, после долгих препирательств и уговоров, молдаване, наконец, согласились перекрыть пол, хотя нервов и времени на преодоление этого конфликта было потрачено немало.

На примере этой истории видно, что конфликтная ситуация возникает из-за разного вúдения сторонами возникшей проблемы. До определённого времени оппоненты уверены в безусловной правильности своей позиции, выражая несогласие с позицией своего визави. Мы постоянно становимся если не участниками, то свидетелями ситуаций, основанных на непонимании сторон, на нежелании вникнуть в суть проблемы и понять противоположную сторону. Такие ситуации очень часто происходят на рынке, в магазине, в других сферах обслуживания. Например, многим знакомая ситуация: пассажир в маршрутке передаёт деньги и ждёт от водителя сдачу. А водитель настолько замотался за рабочий день, крутя баранку и принимая деньги, что неправильно пересчитал купюры и не только не отдал пассажиру положенную сдачу, но, когда тот напомнил ему о деньгах, обвинил его в безбилетном проезде, сказав, что вообще не получал от него никаких денег. Завязывается перепалка и скоро в ход начинают идти выражения, которые, как говорил Андрей Александрович Миронов являются непереводимой игрой слов. Налицо неправильное понимание и вúдениеучастниками конфликта ситуации в целом и позиции оппонента. В данном случае очень нелишним для установления истины и преодоления инцидента было бы вмешательство третьей стороны, как говорится третейского судьи. В этой роли могли бы выступить другие пассажиры маршрутного такси. Они бы засвидетельствовали, что незаслуженно обиженный пассажир действительно передавал деньги. Справедливость была бы восстановлена. Иногда для урегулирования напряженной ситуации помощь независимой третьей стороны просто необходима, а иногда вовсе даже нежелательна. Всё зависит от конкретной ситуации.

. Несходство, несовпадение мнений, воззрений и как следствие этого столкновения, происходящие между людьми, порождаются вообще несходством людей. Их жизненного опыта, характера, пола, возраста, социального положения и ещё огромного количества различий. Как говорил А.П. Чехов: «В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам». Поэтому главная задача при споре, столкновении -это постараться вникнуть в нашего оппонента, встать на его позицию, попытаться понять, что он думает по данному вопросу и как он видит ситуацию. Хотя и говорят, что «чужая душа – потёмки», но все же слезть со «своей колокольни» и постараться войти в положение человека, немного разобраться в его психологии можно. Ведь от того, поймем ли мы его, зависит то, каким будет разрешение конфликтной ситуации. На неравенство, непохожесть людей как причину конфликтов указывал ещё Аристотель в своём трактате «Политика». Он видел источник распрей, конфликтов в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других. Хотя здесь он указывает больше на социальное неравенство, чем на обычную несхожесть отдельных личностей.

Конфликт – это непонимание. Если человек чем-то на нас не похож, он нам плохо понятен. Это может вызвать столкновение и конфронтацию. Богатый плохо понимает бедного, как в известном анекдоте: «Ты что такой худой? Да вот уже неделю ничего не ел. Ну, надо себя заставлять». Здоровый плохо понимает больного, пока сам не заболеет. Толстому кажется, что худой очень мало ест, только мучает себя; худой считает, что тучный человек страдает обжорством и подрывает своё здоровье. Очень яркий пример – это верующий и неверующий. Довольно обычная ситуация: один из супругов пришёл к вере, ходит в церковь, молится, а другой нет. Для верующего человека храм – это второй дом, ему радостно ходить на службу, молиться, слушать церковные песнопения, всё понятно и близко, выстаивать службы по 2-3 часа не трудно. Ему даже тяжело общаться с нецерковными людьми, их интересы, обсуждаемые темы кажутся скучными и приземлёнными. А неверующему, наоборот, непонятно, что эти «церковники» по несколько часов делают в храме, где на службе невозможно понять ни одного слова, тесно, душно и даже присесть негде. Ведь храм, если не видеть его духовную внутреннюю сущность, вообще здание весьма непонятное и нефункциональное. На его постройку было затрачено очень много денег, но это не жилое здание, в нём ничего не производят. Он конечно красив «как музей под открытым небом», как было сказано в одном советском фильме. Но в музей нельзя ходить два раза в неделю по два с лишним часа, если ты там не работаешь. А ещё и посты, воздержание, чтение правила! Не жизнь, а добровольная каторга. То есть неверующий человек просто в упор не видит того, что совершенно очевидно для верующего, что составляет смысл и суть его жизни. Он видит только внешнюю сторону и то весьма искажённо, без внутренней составляющей. И познать этот огромный духовный мир он может только на личном опыте, открыв своё сердце Богу и стараясь изучить всё то, что раньше казалось ему нелепым и смешным.

Если конфликт неверия и веры происходит в семье, как уже было сказано выше, между супругами, то есть самыми близкими людьми, неверующей стороне ни в коем случае нельзя огульно отметать и подвергать насмешкам то, что дорого и свято для его половины. Настоящая любовь это не только сочувствие, сострадание, но и понимание. И поэтому при решении супружеских, семейных конфликтов нужно особенно постараться понять и изучить позицию и точку зрения любимого человека. Всем известно, что женский взгляд на какую-либо проблему может сильно отличаться от мужского, но не все знают, до какой степени восприятие женщины отличается от восприятия мужчины. И хотя мужчины и женщины созданы бесконечно разными не случайно, а для взаимодействия и любви (об этом будет подробно сказано в последующих главах) эта разность мужского и женского пола иногда служит причиной очень сильного непонимания в браке. Задача супругов разобраться в этом, изучить особенности друг друга, чтобы избегать столкновений и разделения. Итак, мы выяснили, что в основе любого конфликта лежит столкновение разных мнений, позиций, сторон имеющих разные (иногда полностью противоположные) взгляды на одну и ту же проблему. Причины этого столкновения тоже ясны: разность, непохожесть людей по очень многим параметрам, начиная от пола и кончая возрастом и социальным положением.Один восточный мудрец говорил, что кроме неравенства и несхожести людей нормальному, неконфликтному общению вредят также пороки: корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, краснобайство и др. Но, по большому счёту, это тоже можно отнести к несхожести между людьми. Например, одна сторона из корыстной выгоды хочет обидеть другую сторону. Создаётся конфликтная ситуация. Один человек обидчик, другой невинно обиженный. Притом обидчик всегда имеет оправдательную версию своего поведения и часто сам свято в неё верит. Обиженная сторона верит в свою невиновность. Налицо несхожесть людей, их взглядов и столкновение мнений.

Но для того, чтобы разобраться и разрешить конфликт даже несправедливо обиженной стороне необходимо в первую очередь понять истинные мотивы оппонента, ведь мы подчас из-за обиды не можем этого сделать, и этим только усугубляем конфликт. Если мы поймём противника, то даже если не найдём нужного решения в разрешении конфликта, то хотя бы сможем оправдать и простить его. А это уже полдела.

В психологии существует очень хороший метод анализа конфликтной ситуации. Называется он «принцип метазеркала». Суть его в том, что ситуация рассматривается не только от первого лица, а как бы с трёх сторон. То есть с нашей собственной позиции, с позиции нашего оппонента и со стороны стороннего наблюдателя, как будто сверху. Этот способ позволяет максимально объективно разобраться в спорной, конфликтной ситуации.

Ведь большинство людей, к сожалению, склонно оценивать положение вещей и поведение других людей только со своей позиции, считая себя мерой всех вещей. К принципу «метазеркала» мы будем ещё не раз возвращаться при рассмотрении различных ситуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.)