Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир Святославович и принятие христианства на Руси.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Младший сын Святослава Владимир (980 - 1015) был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 980 г. разбил своего брата Ярополка и захватил власть в Киеве. Для дальнейшего политического объединения русских земель и укрепления власти провел религиозную реформу. В 980 г. он предпринял неудачную попытку унифицировать языческий культ, создав пантеон наиболее почитаемых у различных славянских племен богов во главе с Перуном. В 988 г. Владимир сделал выбор в пользу принятия христианства византийского (православного) образца. Причины принятия христианства: - языческая Русь оказывалась в изоляции от христианских стран Европы, что мешало развитию международных связей и торговли; - расслоение общества требовало новой идеологии (христианская идея смирения, воздаяния за земные страдания в загробном мире, тогда как языческий загробный мир - калька земного); - монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства; - поддержка православной церковью государственной монархической власти (в отличие от католицизма); - новая более гуманная мораль. В 988 г. в ходе похода на византийскую крепость Корсунь (Херсонес), Владимир крестился сам и крестил княжескую дружину. По возвращении в Киев он сокрушил языческих идолов и крестил горожан. Была учреждена русская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Крещение остальной Руси носило длительный характер (на северо-востоке Руси христианство утвердилось лишь в конце XI в.), сохранялись многие суеверия и языческие обряды. Значение принятия христианства: - усиление контактов с Европой, укрепление международного положения Руси; - укрепление княжеской власти; - влияние на нравы и мораль, гуманизация сознания; - сплочение восточнославянских племен в единую древнерусскую народность; - распространение письменности, церковных рукописных книг, открытие школ при монастырях; - расцвет различных видов искусства благодаря усилению контактов с Византией. Принятие христианства не уничтожило пережитки языческой культуры: христианские праздники соотносились с языческими праздниками аграрного культа и этапами сельскохозяйственных работ; некоторые святые сохранили связь с языческими богами (Илья Пророк – Перун Громовержец; Власий (Василий) – покровитель скота языческий Велес; Параскева Пятница – богиня земли и плодородия Мокошь). Также Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: - воевал с поляками, за Червенскую Русь (ныне - Западная Украина); - покорил ятвягов и радимичей; - построил на южной границе (для защиты от печенегов) ряд крепостей и земляную насыпь. В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко. Княжение Ярослава Мудрого. После смерти Владимира развернулась борьба за «киевский княжеский стол» (1015-1019). Благодаря поддержке новгородцев и варягов победу над свом братом Святополком (Окаянным) одержал Ярослав (1019 - 1054).ПравлениеЯрослава, прозванного Мудрым,стало временем расцвета Киевской Руси. Внешняя политика: - окончательная победа над печенегами (1036); - заключен мирный договор с Византией; - походы на север: основание Юрьева (в Прибалтике) и Ярославля; - заключены династические браки с Францией, Венгрией, Норвегией. Внутренняя политика: - покровительство просвещению и книгопечатанию; - поддерживал развитие русской церкви, способствовал строительству храмов и монастырей; - в 1051 г. при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион; - установил «очередной порядок» престолонаследия (от брата к брату и далее - к старшему племяннику); - положил начало созданию первого древнерусского свода законов – «Русской правды». «Русская Правда»: старейший древнерусский письменный свод законов, создавался на протяжении XI - XII вв. Начало ему положил Ярослав Мудрый в 1016 г. («Правда Ярослава»), а продолжили его сыновья («Правда Ярославичей»). «Русская Правда» делится на «Краткую Правду» (XI в.) и «Пространную Правду» (XII в.). В ней нашло свое отражение устройство древнерусского общества: - в привилегированный класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), дружина князя. Уже имелись немногочисленные княжеские и боярские вотчины - наследственные земельные владения, в которых работали зависимые люди; - большинство населения Киевской Руси составляли сельские и городские свободные общинники (люди), имевшие право участия в вече; - земледельцев-общинников, зависимых непосредственно от князя, называли смердами; - категориями зависимого населения были: закупы – люди, отрабатывающие долг (купу), но располагающие собственным хозяйством (отработав долг, они становились свободными); рядовичи – люди, заключившие договор (ряд) и работавшие на господина на определенных условиях. - патриархальными рабами были холопы (среди них особое место занимали княжеские слуги - тиуны, огнищане, ключники и т.д.) и челядь (рабы-чужеземцы, захваченные в результате походов). В «Русской Правде» впервые кровная месть была заменена денежным штрафом – вирой. Законодательство Киевской Руси устанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека (если только он не княжеский слуга), что свидетельствовало о закреплении общественного неравенства. При сыновьях и внуках Ярослава Мудрого Киевское государство постепенно утратило свое единство, съезд князей в Любече (1097) утвердил принцип «каждый держит отчину свою», т.е. закрепил отказ от «очередного порядка» («лествичное право») наследования и стал началом перехода к политической раздробленности. Последние попытки сохранить единство Киевской Руси предпринял внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах (1113-1125) и его сын Мстислав Великий (1125-1132). Но с 1132 г. распри начались уже среди потомков Мономаха, и Русь распалась на ряд княжеств и земель. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. Политическая (феодальная) раздробленность - закономерный этап развития древнерусской государственности. В 30-40-е гг. XII в. удельные князья перестали признавать власть киевского князя. Русь распалась на отдельные княжества и земли. Сильнейшими среди них были: Владимиро - Суздальская, Галицко - Волынская и Новгородская земли. Причины раздробленности: - развитие княжеского, а затем боярского землевладения, дружина «осела на землю»; - укрепление власти крупных феодалов (князей) на местах, их независимость от Киева; - князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей; - значительный рост производительных сил страны, способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым; - господство натурального хозяйства, упадок пути «из варяг в греки»; - неудобство и сложность «очередного порядка престолонаследия», установленного Ярославом Мудрым; - ослабление внешней угрозы. Владимиро-Суздальское княжество: Особенности и условия развития: - соседство славянских племен кривичей и вятичей и финно-угорских племен мери, муромы и веси; - выгодное географическое положение (плодородные почвы и приток населения из Южной Руси); - отсутствие внешней угрозы (отделено от Приднестровья лесами и расстоянием от половцев); - торговый путь по Волге; - значительное количество городов; - сильная княжеская власть, т.к. преобладало пришлое население, не было вечевых традиций. От Владимира Мономаха Суздальская земля досталась его сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), который в 1155 г. стал киевским князем. В его правление в летописях впервые упоминается Москва (1147). Сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу из Суздаля во Владимир. Его опорой были дружина и новые социальные слои. Он захватил и разорил Киев (1169), и фактически перенес столицу во Владимир. Был убит своей челядью в резиденции Боголюбово, что свидетельствовало об усилении борьбы между князем и боярами. С его именем связано появление на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, ставшей покровительницей и защитницей земли Русской. После смерти Андрея, не имевшего сыновей, началась междоусобица. В ней победил брат Андрея Всеволод Большое Гнездо (имел 8 сыновей), опиравшийся на город Владимир (правил в 1176-1212). Всеволод принял титул Великого князя Владимирского. Это период наивысшего расцвета княжества, его влияния на все остальные земли. Галицко-Волынское княжество: Особенности и условия развития: - сильные и агрессивные соседи на западе (венгры, поляки) и юге (половцы); - благоприятный климат и плодороднейшие почвы; - раннее развитие пашенного земледелия; - обширные боярские вотчины и сильное боярство, с которым князья вынуждены вести борьбу; - важные торговые пути в Польшу и Венгрию. Своя княжеская династия появилась на Волыни в первой половине XII в. - линия старших Мономаховичей. Тогда же от Киева обособилось Галицкое княжество, усиление которого произошло в правление Ярослава Осмомысла (1152-1187). В 1199 г.ГалицкоеиВолынскоекняжестваобъединилисьпод властью Романа Мстиславовича Волынского (1199 - 1205). После его гибели в княжестве начались усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, черниговские и смоленские князья. В 1238 г. старший сын Романа Мстиславовича Даниил утвердил за собой Владимир Волынский и Галич, а в 1245 г. (битва у г. Ярослава) завершил борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Новгородская боярская республика (Новгородская земля): Особенности и условия развития: - неблагоприятные условия для земледелия, необходимость закупать хлеб; - обширные леса, много зверя и рыбы; - пересечение важнейших торговых путей; - удаленность от кочевников; - соседство славянских (ильменьские словене, кривичи) и финно-угорских (меря, весь, чудь, водь) племен; - отсутствие единой княжеской династии, приглашение и изгнание князей; - господство боярской верхушки, основанное на крупном землевладении и торговле; - республиканский характер политического устройства; - решающая роль бояр (т.к., не княжеские дружинники, а потомки местной докняжеской родовой знати) в управлении. Новгород отличался от других русских земель своей системой управления: - вече (народное собрание): принимало важнейшие решения и законы, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князя (с 1136 г.); - князь: имел представительские функции, военный предводитель и третейский судья, но не правитель, ограничен в правах (не мог приобретать вотчины и даже посещать вече); - посадник (выбирался из бояр): председательствовал на вече, управлял городским хозяйством, вместе с князем возглавлял войско; - тысяцкий: ведал финансовыми вопросами, сбором налогов, разбором жалоб по торговым делам; - епископ («владыка», с 1165 г. - архиепископ): возглавлял новгородскую церковь, выбирался жребием из кандидатов, предложенных на вече, пожизненно имел особую казну и владычный полк; своей печатью скреплял международные соглашения; - рекой Волхов Новгород был разделен на две стороны: Софийскую (Кремль) и Торговую (торг, вече), которые делились на концы (районы), а те, в свою очередь на улицы со своими кончанскими и уличанскими вече; - за пределами города Новгородская земля делилась на пятины, управляющиеся из Новгорода. Последствия феодальной раздробленности: - рост городов (каждый удельный князь благоустраивал и укреплял свою столицу); - развитие ремесла, рост торговли; - развитие сельского хозяйства (появление двух- и трехполья); - расцвет и разнообразие древнерусской культуры; - ослабление центральной власти (в т.ч. в удельных княжествах); - упадок военного могущества и ослабление русских границ. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (XIII – XVII вв.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.009 с.) |