Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в эпоху Великих реформ Александра II.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Реформы Александра II (1855 - 1881) называют «Великими» поскольку они затронули все сферы русской государственной жизни. Основные причины реформ: поражение в Крымской войне; отсталость русской армии; экономический кризис; неэффективность крепостного труда; рост крестьянских выступлений; неразвитость самоуправления; отсталость промышленности; моральное осуждение крепостного права. Отмена крепостного права стала главной реформой Александра II. 19 февраля 1861 г. он подписал два основных документа: Манифест, давший крепостным крестьянам личную свободу и гражданские права, и «Положенияо крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержавшие условия выкупа помещичьей земли. До заключения выкупной сделки крестьяне оставались «временнообязанными», т.е. продолжали нести повинности - барщину или оброк. Законы 1863-1866 гг. урегулировали земельное устройство государственных и удельных крестьян. Отмена крепостного права способствовала преобразованию и других сфер общественной жизни. Земская и городская реформы: – 1 января 1864 г. издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», на основе которого создавались бессословные выборные органы самоуправления – земства, состоявшие из губернских и уездных земских собраний и земских управ. Они не имели политических функций, их деятельность ограничивалась решением хозяйственных вопросов: качество дорог, народное образование, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, страхование, ветеринарная помощь и т.д. К концу 1870-х гг. земства были введены лишь в 35 из 59 губерний. – 16 июня 1870 г. издано «Городовое положение», вводившее бессословные органы городского самоуправления – городские думы и городские управы, которые возглавлял городской голова. Как и земства, органы городского самоуправления занимались только хозяйственными вопросами: торговля, промышленность, благоустройство города и др. Реформа затронула 509 русских городов. Судебная реформа: «Судебные уставы» 20 ноября 1864 г. вводили новые принципы судопроизводства: бессословность; независимость суда от администрации; несменяемость судей; равенство сторон перед законом; состязательность суда; гласность и открытость судебного процесса. Создавались суд присяжных (сословных представителей), адвокатура (присяжные поверенные), нотариат. Вводилось два вида судов – мировой (с упрощенным судопроизводством) и коронный (окружные суды – судебные палаты - Сенат). Особые суды создавались для политических дел. Судебные уставы действовали только в 44 губерниях. Военная реформа ставила цель – модернизировать армию. Были упразднены военные поселения, созданы военные округа, началось перевооружение армии, создан паровой флот, открыты юнкерские и военные училища. Завершило реформу введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности для всех мужчин, достигших 20 лет и годных к службе. Срок службы составлял в пехоте - 6 лет (9 в запасе), на флоте - 7 лет (3 в запасе). Это позволило сократить численность армии в мирное время и быстро увеличить ее во время войны. Образовательная реформа (1863 - 1864) способствовала демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального (министерские, земские, церковно - приходские, частные школы) образования. Восстановлена автономия университетов (1863), отменена предварительная цензура (1865). Реформы Александра II дали мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, стали началом формирования гражданского общества, повлияли на развитие культуры и общественной мысли. Однако половинчатость реформ (сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, нерешенность земельного вопроса) привела к росту общественного недовольства. В годы реформ усилилась революционная пропаганда. В среде интеллигенции и студенческой молодёжи возникло народничество – движение, выступавшее с идеей перехода России к социализму, минуя капитализм, через сохранение и преобразование сельской общины. По методам осуществления революционных идей можно выделить три основных направления: - бунтарское (лидер М.А. Бакунин) – народ готов к революции и главное поднять его на бунт; - пропагандистское (лидер П.Л. Лавров) – крестьяне не готовы к революции и главное средство - пропаганда в народе идей социализма; - заговорщическое (лидер П.Н. Ткачев) – народ неспособен к революции и главное создать узкую группу революционеров, которая захватит власть и начнет социалистическое переустройство. Идеи М. Бакунина вызвали массовое «хождение в народ» (1873 - 1874) с целью поднять его на бунт, но движение было разгромлено. В 1876 г. возникла тайная народническая организация – «Земля иволя», которая в 1879 г. она распалась на «Чёрный передел» (сторонники народной революции) и «Народную волю» (сторонники политической борьбы и индивидуального террора). 1 марта 1881 г. Александр II былсмертельно ранен народовольцем И. Гриневицким. Смерть царя не вызвала восстаний или краха системы, а лишь привела к усилению правительственной реакции. Эпоха «контрреформ» Александра III. Правление Александра III (1881 - 1894) вошло в историю как эпоха «контрреформ». Считая, что реформы ослабили государственные устои, новый царь определил главные задачи правления – укрепление самодержавия, подавление революционного движения, упрочение позиций дворянства, прекращение или отмена части реформ. Главным идеологом консервативного курса стал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. Практическая реализация нового курса свелась к следующему: 1. «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881) разрешало введение в любой части страны чрезвычайного положения, которое расширяло власть государственных органов, сокращало права и свободы граждан. 2. Введение института земских начальников (1889), которые осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Он укрепил позиции правительства на местах и практически восстановил права помещиков по отношению к крестьянам. 3. Земская контрреформа (1890). Изменение имущественного ценза увеличило число гласных от помещиков, что укрепило их позиции в местных органах самоуправления. Ограничены и права земств. 4. Городовое положение (1892) укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах. Городское самоуправление было поставлено под контролем правительства. 5. Судебная контрреформа вносила в судопроизводство изменения консервативного характера: повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, политические дела изъяты из ведения суда присяжных, ограничены публичность и гласность заседаний. 6. Усилился контроль над образованием и печатью. Ужесточена цензура, усилен контроль за высшими учебными заведениями, упразднена автономия университетов, выросла плата за обучение. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) затруднил получение образования детьми из «низших сословий». 7. В области культуры, идеологии и национальных отношений делался акцент на приоритетное положение русской нации (под «русскими» тогда понимались великороссы, украинцы и белорусы). Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин. Одновременно правительство приняло ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян: перевод бывших крепостных на обязательный выкуп, отмена временнообязанного положения, снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати с крестьян. Регламентировались отношения рабочих и фабрикантов: были запрещены ночная работа несовершеннолетних и женщин, труд малолетних (до 12 лет), продолжительность рабочего дня ограничена 11,5 часами. Эти уступки не улучшили положения пролетариата, рабочее движение начало приобретать массовый характер. В правление Александра III в Россию проникают идеи марксизма. Первой российской марксистской организацией стала группа «Освобождение труда» (1883), созданная в Женеве. Её руководителем стал Г.В. Плеханов. Он считал, что Россия идет по пути капитализма и ведущей силой будущей социалистической революции станет пролетариат, который возглавит рабочая партия. Возникают марксистские кружки и в самой России (кружок Благоева, кружок Федосеева в Казани). В 1895 г. в Петербурге создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Им руководили В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов и др. В 1898 г. в Минске собрались 9 представители различных марксистских групп, которые объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.009 с.) |