Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир - креститель Руси (годы правления: 978—1015)Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отправляясь в последний раз на Дунай в 969 году, Святослав рассадил своих сыновей по городам: на киевский стол посадил старшего сына Ярополка, в землю древлян — Олега, в Новгород — Владимира. После гибели Святослава (972 год) между сыновьями началась война. Ярополк и Олег погибли, а Владимир стал киевским князем (978—1015). Происхождение Владимира. Владимир родился где-то в самом начале 960-х годов. Он был сыном Святослава и Малуши. Малуша была дочерью некоего Малко Любечанина (т. е. жителя города Любеч на Днепре). Малуша не приходилась женой Святославу, она была рабыней Ольги, её «ключницей», т. е. заведовала домашним хозяйством княгини. В доме своей матери Святослав и встретил Малушу. Недоброжелатели Владимира презрительно называли его «робичич» (т. е. сын рабыни). Но, несмотря на это, Владимир считался на Руси законным наследником Святослава (наравне с братьями Ярополком и Олегом). Об этом говорит и его имя. Святослав нарёк своего сына особым именем — княжеским, ведь Владимир по-славянски означает «славный могуществом». Воспитателем Владимира стал родной брат Малуши (т. е. его дядя) — Добрыня. Когда Святослав посадил Владимира на новгородский стол, ему было около 8 лет, и с ним в Новгород отправился Добрыня. В 17 лет (11 июня 978 года) Владимир стал киевским князем. «Город Владимира» Первым делом надо было укрепить Киев. Старые укрепления защищали лишь небольшую площадь, а жилища уже давно строились за городским валом. По приказу Владимира были построена новая линия городских укреплений, она окружила территорию в 11 га и состояла из рва и земляного вала высотой в 6 м. По вершине вала шла стена из дубовых брёвен. Главные ворота города были кирпичными. Владимир построил эти укрепления (их принято называть «городом Владимира»), поскольку у Руси в то время был опасный враг – кочевники печенеги. Племена печенегов стали врагами киевских князей ещё при Святославе (они осаждали Киев в 968 году, они подстерегли и убили самого Святослава на днепровских порогах), а при Владимире стали постоянной угрозой. Их конные отряды внезапно вторгались в русские земли, грабили города и сёла. Чтобы защитить Русь от набегов, Владимир в течение многих лет создавал грандиозную оборонительную линию. По притокам Днепра (рекам Стугне, Десне, Суле, Трубежу, Остру и др.) были возведены «грады» (небольшие крепости) с валами и деревянными стенами, в которых были поселены люди со всех концов Руси — из словен, кривичей, чуди, вятичей. Крепости соединялись сплошными земляными валами, по вершине которых проходи деревянный тын. После этого печенеги уже не могли нападать столь внезапно и беспрепятственно. Укрепление единства Руси Единству государства способствовало и то, что Владимир посадил в самые крупные города Руси своих сыновей в качестве наместников (Святополка, Изяслава, Ярослава, Мстислава и др.). Они управляли территориями от имени киевского князя, собирали дань (2/3 дани направляли отцу в Киев, 1/3 – оставляли себе и своей дружине). Походы ПВЛ и другие источники сообщают о многочисленных военных походах Владимира. Почти каждый год из Киева в далёкие земли отправлялась дружина, которую часто вёл сам Владимир. Что же не давало покоя князю? Как сообщает ПВЛ, в начале своего правления Владимир два раза ходил на вятичей (981—982 годы), которые отказывались платить дань Киеву. Затем на радимичей (984 год) по той же причине. Впереди своего войска Владимир отправил отряд воеводы по прозвищу Волчий Хвост. На реке Пищане Волчий Хвост встретил радимичских воинов и обратил их в бегство. После этого радимичи покорились и вновь начали давать дань киевскому князю. Летописец сообщает, что после победы у Пищаны воины Владимира сложили поговорку-насмешку: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают». Другие походы имели целью обрести новых данников. Владимир покорил дулебов и хорватов — восточнославянские племена (981, 992 годы). Тем самым он поставил в зависимость от Киева самые западные племена восточных славян (в Западной Европе долго называли эти земли «Лодомерия» —искажённое «Володимерия», т. е. «Земля Владимира»). Владимир совершает дальний поход на литовское племя ятвягов (983 год), а затем на волжских болгар (985). Но не походами вошёл Владимир в историю! Крещение Руси В 988 году Владимир и его дружина приняли крещение по византийскому обряду, после чего началось обращение в новую веру остального населения Киевской Руси. Обстоятельства крещения князя и дружины. В 987 византийский император Василий II оказался в сложном положении: с севера угрожали болгары, с которыми он воевал; а на востоке Империи (в Малой Азии) поднял мятеж полководец Варда Фока, который объявил себя императором и двинулся на Константинополь. Василий воспользовался русско-византийским договором, заключенным при Святославе, и попросил помощь у Владимира. Владимир согласился помочь, но с условием, что женится на сестре императора Анне. При этом он был согласен принять крещение (христианка не могла выйти замуж за язычника), о чём уже подумывал несколько лет. С помощью шеститысячного русского корпуса Варда Фока был разбит, но Василий не торопился отдать свою сестру за «варвара». Тогда Владимир решил напомнить императору о его обещании. После долгой осады он захватил византийский город Херсонес (на Руси его называли Корсунь) в Крыму. Херсонес (Корсунь) стоял на берегу Чёрного моря и был защищён каменными стенами высотой до 15 м, а толщиной от 3 до 10 м, имел запасы продовольствия, по тайным подземным глиняным трубам в город поступала вода и накапливалась в специальной цистерне. У Владимира не было осадной техники, способной разбить такие стены, поэтому князю пришлось брать город измором. Его воины также начали сооружать огромную земляную насыпь, которая должна была примыкать к стене города. По этой насыпи они надеялись ворваться на стену и в город. Но херсониты сделали подкоп под стеной и оттаскивали по нему землю в город. Насыпь постоянно проседала. Согласно ПВЛ, Владимиру помог херсонит по имени Анастас (возможно, священник), который пустил стрелу в стан руссов с запиской о том, в каком месте в город проходит подземный водопровод. После этого Владимир приказал раскопать трубы и уничтожить их. После этого воды в городской цистерне осталось лишь на несколько дней. Вскоре Херсонес сдался (весна 989). Император Василий понял, что ему придётся выполнить обещание. Он прислал в Херсонес Анну, где и произошло её бракосочетание с Владимиром. После такого «напоминания» Анна была прислана, а вместе с ней и священники, крестившие Владимира и дружину. После этого Владимир вернулся в Киев и крестил киевлян, а затем приказал крестить новгородцев. Крещение киевлян. Вернувшись в Киев, Владимир приказал повалить идолов. Одних после этого иссекли, других сожгли. Идол Перуна, по приказу Владимира, привязали к хвосту коня и поволокли с горы в Ручей, причём 12 воинов непрестанно били его палками. После этого Перуна сплавили по Ручью до Днепра. Летописец сообщает: «Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения». Владимир приказал своим людям сопровождать Перуна, плывущего по течению Днепра, не допускать того, чтобы он прибивался к берегу и проследить, чтобы он уплыл за пороги. Уничтожение статуй богов было острой психологической травмой для киевлян-язычников. Для людей того времени не было разницы между статуей бога и самим божеством. Ведь статуя была не изображением божества, как могли бы подумать мы, современные люди, а им самим. Для людей того времени не было ничего невозможного в том, чтобы идол может двигаться и разговаривать, как живой. Столетия люди поклонялись языческим богам, которые внушали им и их предкам чувство защищённости и от природных бедствий, и от врагов. Теперь этих богов уничтожали. Мы вряд ли способны представить тот страх, ту тревогу и отчаянье, которые испытывали киевляне, видя уничтожение своих древних покровителей. Уничтожение идолов намеренно носило характер публичного унижения: крестители хотели показать киевлянам, что боги, которым они поклонялись — жалки и беззащитны, не идут ни в какое сравнение с могущественным Богом, которого им предлагают принять. Сами крестители, конечно, не верили, что уничтожают и унижают богов. С точки зрения христианства, языческие идолы были деревянными или каменными столбами, в которых поселились бесы, обманывая людей и не позволяя им принять истинную веру. Именно этих бесов публично унижали и выгоняли палками. Затем Владимир послал своих людей по городу с требованием прийти завтра на крещение к Днепру: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Летописец пишет: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Возможно, что некоторые киевляне подбадривали себя подобным образом, но не следует доверять словам летописца, что язычники пошли креститься «с радостью» и «ликуя». Вооружённого сопротивления в Киеве, конечно, не было (хотя не исключено, что часть язычников могла бежать из города). Но большая часть киевлян крестилась, не желая стать «врагом» князю. Это подтверждает и митрополит Илларион в своём «Слове о Законе и Благодати»: «И не было ни одного противящегося благочестивому его [Владимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститься, потому что благоверие его [Владимира] с властью сопряжено». На следующий день состоялось массовое крещение киевлян. Владимир со священниками, вышел на берег Днепра, где уже столпились киевляне. После этого жители Киева — от младенцев, которых держали на руках родители, до стариков — входили в воду и священники над ними совершали обряд крещения. После этого Владимир повелел ставить деревянные церкви на тех местах, где прежде стояли языческие идолы, и крестить местных жителей. Крещение новгородцев. Вероятно, Владимир предполагал, что новгородцы не согласятся креститься без сопротивления, как киевляне. Поэтому в Новгород он послал священников и Добрыню с большим отрядом воинов. Новгородцы, узнав о приближении миссионеров, собрались на вече и поклялись оборонять город и защитить идолы. Новгород стоял по обеим сторонам реки Волхов и делился на две части, которые были соединены деревянным «великим мостом». Видимо, отряд Добрыни со священниками беспрепятственно вошёл на сторону города, где находился торг. Однако, как свидетельствует летопись, жители другой стороны приготовились к сопротивлению: вооружившись и выйдя на берег, они «разметали» мост и «поставили на мосту» камнемётные машины («два самострела большие со множеством камней»). На первый взгляд, это сообщение выглядит несуразным: мост разрушили, а затем поставили на уже несуществующий мост камнемёты. Но, скорее всего, эта несуразность кажущаяся. Целью жителей противоположного берега было не пустить пришельцев на свою сторону. Для этого не надо было разрушать весь мост, что было к тому же трудоёмкой задачей. Достаточно было разобрать пролёты моста, прилегающие к торговой стороне, а на оставшиеся пролёты моста — поближе к противнику — выдвинуть камнемёты. Гораздо труднее объяснить, откуда в Новгороде взялись камнемёты, ведь это были орудия, предназначенные для разрушения крепостей, и делались они прямо у стен осаждаемой крепости, а не дома. Добрыня попытался уговорить жителей противоположной стороны подчиниться, но ни ласковые слова, ни угрозы не помогли. Тем временем на торговой стороне, контролируемой Добрыней, священники ходили «по торжищам и улицам» и уговаривали людей креститься. Дело, видимо, продвигалось с трудом, уговоры не помогали. За два дня удалось крестить несколько сот человек. На противоположной стороне города новгородский тысяцкий (т. е. предводитель городского ополчения) по имени Угоняй, «ездя повсюду, кричал: «Лучше нам умереть, чем богов наших отдать на поругание». Ненависть жителей обратилась на семью и родню Добрыни, которые проживали на их стороне. Они напали на дом Добрыни, имущество разграбили, а жену и некоторых родственников «избиша» (убили?). Вскоре Добрыня и бывший с ним киевский тысяцкий Путята решились на дерзкую военную акцию. Ночью Путята с тремя сотнями ростовчан скрытно переправился в ладьях на противоположный берег и, пользуясь тем, что воинов его новгородцы принимали за своих, прошёл ко двору Угоняя и окружил его. Угоняй, его семья и приближённые оказались в роли заложников. После этого Путята направил весть Добрыне, который должен был выступить со своими воинами. Тем временем отряд Путяты был окружён новгородцами и завязался бой. А на рассвете на мятежную сторону города высадился Добрыня со своими воинами. Он приказал поджечь ряд домов у берега. Пожар для города, состоявшего из близко расположенных деревянных домов, был страшным бедствием. Мятежные новгородцы прекратили сопротивление и поспешили тушить пылающие дома. Вскоре к Добрыне явились переговорщики просить мира. Добрыня немедленно собрал своих воинов и запретил им грабить новгородцев. После этого он приказал сломать статуи языческих богов: деревянные — сжечь, каменные — разбить и бросить в Волхов. По свидетельству летописи новгородцы с криками и плачем умоляли пощадить идолов, но Добрыня был неумолим, говоря им: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые себя защитить не могут, какую помощь вы от них ждать можете». Добрыня повелел ходить по городу и созывать людей на крещение. Как написано в летописи: «Пришли многие, а не хотевших креститься приволакивали воины, и крестили — мужчин выше моста, женщин — ниже моста». Автор летописи сообщает любопытную деталь: многие некрещёные стали выдавать себя за уже крестившихся. Тогда миссионеры объявили, чтобы все, кто крестился, одели кресты. Если человек не богат, и не может себе позволить крест серебряный, то может одеть «каперов» (оловянный?) или деревянный. Те, кто из новгородцев объявляли себя крещёными, но не носили на шее креста, считались обманщиками, тайными язычниками. Их уверениям, что они христиане, не верили и крестили. После этого Добрыня, видимо, остался в Новгороде как наместник киевского князя, а Путята пошёл в Киев, крестив, видимо, по пути ещё какое-то население. Автор летописи сообщает, что до сего дня новгородцев попрекают такими словами: «Путята крестил мечём, а Добрыня огнём». Сообщение Иоакимовской летописи о «крещении огнём» подтверждается археологическими данными: при раскопках в Новгороде экспедиция под руководством В. Л. Янина обнаружила следы большого пожара в прибрежных кварталах в слое, датируемом временем крещения. Также под полами сгоревших домов были обнаружены крупные клады. Хозяева не вернулись на пепелища, чтобы забрать сокровища. Вероятно, это говорит о том, что они погибли в вооружённом конфликте. Причины крещения Руси. Для чего же Владимир затеял такое грандиозное мероприятие, которое обещало быть очень трудным? Конечно, причина крещения — не любовь к Анне. 1. Европа в конце X века была почти вся христианской (государства приняли христианство либо из Рима, где сидел Папа, либо из Константинополя, где сидел Патриарх). Христианами были правители соседних с Русью государств — Болгарии, Венгрии, Чехии, Польши. В этих условиях Русь оказалась изолированной. Русские князья не могли заключать междинастические браки, которые были в те времена средством скрепить дружбу и союзнические отношения между государствами. 2. Язычество мешало Руси наладить отношения с Византией. Русские купцы в Константинополе были презренными язычниками. С принятием христианства положение русских купцов улучшилось, они получили право постоянно находиться на территории империи (а не 6 месяцев в году, как было раньше). 4. Наконец, принятие христианства укрепляло власть киевского князя на Руси. Христианская церковь имела большое влияние в народе. Священники учили людей повиновению власти князя, ибо он поставлен на княжение самим Богом, он — наместник божий на земле. После смерти Владимира (1015) между сыновьями возникла новая смута и началась война за Киев. В 1019 году киевским князем стал Ярослав (Мудрый). Правда ему подчинялась не вся Русь, а 2/3 Руси. Другая часть Руси – по левую сторону Днепра – оказалась в руках его брата Мстислава, сидевшего в Чернигове. Повоевав, братья решили жить мирно. После смерти Мстислава в 1036 году вся Русь оказалась под властью Ярослава.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.009 с.) |