Теория постиндустриального общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория постиндустриального общества



Теория постиндустриального общества (или теория трех стадий) появилась в 50-60-х гг. XX в. Этот период называют эпохой тотальной индустриализации, когда главной движущей силой перехода цивилизации в качественно новое состояние выступала научно-техническая революция. Создателем данной теории считают видного американского социологаДаниела Белла (р. 1919). Основные его труды:«Конец идеологий», «Грядущее постиндустриальное общество». Он подразделил всемирную историю на три стадии:доиндустриальную (традиционную), индустриальную ипостиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Так, для традиционного общества характерен аграрный уклад жизни, малоподвижность, устойчивость и воспроизводимость внутренней структуры. А индустриальное общество основано на крупном машинном производстве, имеет развитую систему коммуникаций, где свобода и интересы личности сочетаются с общепринятыми социокультурными нормами.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в современной социологии называютмодернизацией, выделяя при этом два ее вида:«первичную» и«вторичную». И хотя теория модернизации была разработана западными социологами (П. Бергер, Д. Белл, А. Турен и др.) применительно к развивающимся странам, тем не менее она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, его трансформации по образцу передовых стран мира. В настоящее время модернизация охватывает практически все сферы жизни общества — экономику, социальную и политическую сферы, духовную жизнь.

При этом ориентирами развития индустриального общества должны быть:

§ в сфере человеческой деятельности — рост материального производства;

§ в сфере организации производства — частное предпринимательство;

§ в сфере политических отношений — правовое государство и гражданское общество:

§ в сфере государства — обеспечение государством правил общественной жизни (с помощью закона и порядка) без вмешательства в ее сферы;

§ в сфере социальных структур — приоритет технико-экономических структур общества (профессиональных, стратификационных) над классово-антагонистическими;

§ в сфере организации обращения — рыночное хозяйство;

§ в сфере отношений народов и культур — взаимообмен как движение к взаимопониманию на основе компромиссов.

Другие ученые предлагали свои варианты триады, отличные от теории Д. Белла, в частности концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), до- экономического. экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

Идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX в. А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, однако широкое признание она получила только в начале 70-х гг. прошлого века благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла.

Определяющими факторами постиндустриального общества, по мнению Белла, являются: а) теоретическое знание (а не капитал) как организующее начало; б) «кибернетическая революция», обусловившая технологический рост в производстве товаров. Он сформулировал пять основных компонентов модели будущего:

§ сфера экономики — переход от производства товаров к производству услуг;

§ сфера занятости — преобладание класса профессиональных специалистов и техников;

§ осевой принцип — ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;

§ предстоящая ориентация — контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;

§ процесс принятия решения — создание новой «интеллектуальной технологии», связанной с электронно-вычислительной техникой.

23 вопрос: Социальные изменения и социальное развитие.

Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов, их основных форм и направленности. Понятие «социальные изменения» носит самый общий характер. Социальное изменение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Изменения присущи всем элементам социальной структуры общества и проявляются на всех этапах его существования. Взаимодействуя друг с другом, они как бы детерминируют друг друга: одни изменения вызывают другие, их накопление ведет сначала к незаметным, а затем более существенным преобразованиям. На основе изменений осуществляется процесс социального развития.

Понятие «социальное развитие» конкретизирует понятие «социальное изменение». Социальное развитие — необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, институтов и организаций. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т.д. В свою очередь, понятие «социальное развитие» уточняется в социологии такими качественными характеристиками, как «социальный прогресс» и «социальный регресс».

Социальный прогресс — это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от более развитых к менее развитым.

Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими понятиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если же сумма негативных изменений превышает сумму позитивных, то считают, что имеет место регресс.

Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применяется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам цивилизации при цивилизационном подходе и от первобытно-общинной формации к коммунистической при формационном подходе).

Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда — других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.

В этом случае понятие «социальный регресс» не может рассматриваться как полностью соотносительное понятию «социальный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные государства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространиться на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.

Вопрос: Малая группа.

1. Характеристики малой группы

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Виды и функции малых групп

По роду деятельности

(промышленные, учебные, любительские)

По способу возникновения

формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел)

неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

По степени развития межличностных отношений

От дифференциальных групп до коллектива

По значимости индивида

группы членства (все люди в группе)

референтные группы (значимый для индивида круг общения)

Функции групп

Для референтных групп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида.

3. Групповая динамика

Групповая динамика включает следующие процессы:

сплочение или разобщение групп;

процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;

становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности.

Становление групповых норм повышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление на индивида.

Конформность - характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчинения индивида групповому давлению.

Конформность может проявиться в изменении мнения и поведения человека в направлении большего согласия с группой.

Противоположная сторона конформизма - негативизм.

Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер - член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны ее жизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качеств человека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.

Управление - набор действий, включающих:

целеполагание (в т.ч. принятие решений)

координацию совместных действий

контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнением принятых решений.

Управление задает отношение субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально), реординации (упорядочение снизу вверх).

Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждая из сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченность группы будет зависеть от взаимоотношений между ними.

Малая группа - системный социальный объект. Ее элементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающие между ними отношения.

Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Это подразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня (например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.

Малая группа - динамическая система, об этом свидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. она осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.009 с.)