ТОП 10:

Совершенствуйте неязыковые средства общения



• Тогда как кричать не рекомендуется, вполне возможно слегка повысить голос, чтобы подчеркнуть наиболее важные пункты своего сообщения и привлечь к ним внимание, особенно если в обычных условиях вы говорите не очень громко.

• Конечно, следует говорить достаточно громко, чтобы быть услышанным, но относительно негромкая речь, когда другие должны прислушиваться, чтобы уловить каждое ваше слово, может стать приемом, обеспечивающим максимальное внимание аудитории. Не давайте, однако, своему голосу звучать слишком тихо — большинство людей воспримет это как признак нервозности и мягкотелости.

Идеальным является говорить достаточно быстро, но внятно, поскольку такая манера речи ассоциируется у большинства других людей с умом и компетентностью. Стремитесь излагать свои доводы, не пуская пыль в глаза, сведя до минимума паузы и междометия типа «хм» и «э-э-э». С одной стороны, будет гораздо меньше шансов перебить вас до окончания вашего выступления, а с другой — это сделает вашу речь более весомой и убедительной.

• Избегайте употреблять слишком много вежливых слов и фраз, способных ослабить эффект вашей речи. Говоря своему боссу, что заслуживаете прибавки к жалованью, изложите, почему вы так полагаете. Скажите ему: «Я заслуживаю большего, потому что взял на себя новые обязанности…», но не говорите: «Пожалуйста, не будете ли вы любезны уделить мне время, чтобы поговорить со мной о возможной прибавке к жалованью, потому что…»

 

УЧИТЕСЬ ЯЗЫКУ КОМПРОМИССОВ

 

В реальной жизни большинство попыток убедить в чем-либо друг друга кончается провалом, так как обе стороны делают очень немного для того, чтобы прийти к устраивающему всех решению. Ставка на победу по всем пунктам может привести вас к проигрышу всей игры. Ваши шансы на выигрыш значительно уменьшатся, если позволить дискуссии перерасти в открытую конфронтацию или ссору. Полезно, чтобы не провоцировать к выступлению оппозицию, самому занять ненапряженное, неагрессивное положение. Стоит не только воздерживаться от резких, откровенных движений — например, не стучать кулаком по столу и не тыкать пальцем в другого человека, — необходимо также увериться, что все видят, как вы прислушиваетесь к мнению окружающих и вникаете в то, что они говорят. Слушатели пристально наблюдают за выступающим и непрерывно подают сигналы, такие как кивки головой или междометия, показывающие, что они увлечены выступлением. Легкие наклоны корпуса вперед, ненапряженные руки, отсутствие защитных поз — вот признаки того, что аудитория внемлет вам, а не ждет момента, чтобы броситься в Драку.

 

Показывать на кого-нибудь пальцем — значит демонстрировать свою агрессивность и властность.

 

Делая все возможное, чтобы вести вашу деловую встречу по намеченному курсу, не забывайте следить, какое впечатление производит ваше собственное поведение. В сущности, вы хотите, чтобы другой человек начал как бы отражать ваши позы и жесты, показывая, что он также находится в «открытом» настроении и не намерен с вами враждовать. Быть может, вам придется прибегнуть к другой тактике, если заметите, что, несмотря на все ваши усилия, он (или она) все еще занимает оборонительную позицию или не подает никаких сигналов, свидетельствующих о том, что склоняется в пользу вашей точки зрения. Так как язык жестов не только отражает наши чувства, но и сам активно на них влияет, то может оказаться полезным сделать какое-нибудь движение или повести себя так, чтобы заставить другого изменить свою позицию и отреагировать на вас по-другому. Например, имея дело с кем-нибудь, кто все время упорно отклоняется от вас, держит руки прижатыми к телу и смотрит куда угодно, только не на вас, вы могли бы попытаться протянуть ему скоросшиватель, папку или какой-нибудь Другой относящийся к делу предмет. Это заставит собеседника наклониться вперед и расцепить руки, а встретив ваш взгляд, он может несколько приободриться, пока вы будете излагать ему свою точку зрения или интересоваться его мнением о предмете спора. В этот момент, возможно, лучше придвинуться к нему поближе или переместиться на его сторону стола, оказавшись таким образом в позиции сотрудничества, а не соперничества.

 

Вручение документа с целью заставить собеседника сконцентрировать свое внимание.

 

 

ВЫБОР ЛУЧШЕГО МОМЕНТА

 

Когда для вас важно убедить в чем-либо шефа, спутника жизни или кого-нибудь другого, не пренебрегайте очевидными вещами. Было проведено бесчисленное множество исследований, подтверждающих то, что мы знаем инстинктивно, но иногда забываем: наши шансы на успех в значительной степени зависят от того, в каком расположении духа пребывает человек, к которому мы обращаемся. На его настроение могут влиять даже такие низменные причины, как перемена погоды.

В одном исследовании о поведении человека под названием «Погода, настроение и помощь ближним… эксперименты с Веселым Самаритянином» психолог Майкл Каннингем просил людей, встреченных на городских улицах, ответить на вопросы его исследовательской анкеты. Он обнаружил, что зимой люди больше расположены к взаимовыручке в солнечные, Не слишком холодные дни, тогда как летом они более отзывчивы в не слишком жаркие или сырые. Поэтому не стоит приставать к тому, кто совершенно очевидно промерз до костей или вымок под дождем по пути с работы домой, когда он думает только о том, как бы поскорее согреться и просохнуть. Большинство людей склонны быстрее приходить на помощь и легче воспринимать новые идеи по утрам, когда они бодры и полны сил, а не к концу дня, когда они начинают уставать и с нетерпением ждут момента, когда можно будет отправиться домой.

Выяснилось, что важным фактором, оказывающим влияние на решения, является чувство самоудовлетворения, которое может испытывать другой человек. Теплое чувство, согревающее его душу после выигрыша в коллективной игре или удачного завершения деловой операции, делает его более сговорчивым, при условии, конечно, что вы попросите его о чем-либо достаточно быстро, пока его настроение не успело развеяться. Естественно, вы можете ничего не знать о причине столь хорошего расположения духа у вашего собеседника, но, если вы достаточно хорошо его знаете, вам следует побеспокоиться о том, чтобы уловить эти признаки.

Однако по воле случая вы можете угодить и в ситуацию, когда придется обращаться к кому-нибудь с просьбой об одолжении невзирая на то, что момент для этого совершенно не подходит. Когда имеешь дело с кем-нибудь, только что потерпевшим поражение, необходимо знать, что такие люди испытывают острую потребность в компенсации и потому могут начать «качать права», отказываясь относиться благосклонно к любому предложению. По их хмурому виду, «доминирующим» позам и недружелюбной манере поведения вы сразу же поймете, что добиться успеха, действуя нормальными методами, практически невозможно, и потому на этот раз придется прибегнуть к более «кроткой и безответной» линии поведения.

Стоит попробовать применить тактику, противоположную той, которая описана выше, — в таких случаях надо взять за правило отправляться на территорию другого человека и предоставлять ему право руководить проведением вашей встречи. Это означает, что вы возьмете на себя роль того, кто старается угодить другому и выглядит обеспокоенным и беспомощным, избегая раскованных, самоуверенных поз. Если вы соедините эту манеру поведения с обращением, подчеркивающим крайнюю вашу нужду в помощи и поддержке собеседника и вашу зависимость от его доброй воли, то прольете бальзам на его ущемленное самолюбие. Согласившись на ваше предложение, он получит возможность укрепить чувство собственной значимости, которое может и не удовлетвориться более прямо и откровенно высказанной просьбой. Вы сами можете не получать слишком большого удовольствия от подобных спектаклей, но в жизни бывают случаи, когда только так и можно добиться поставленной цели. Другой способ — облечь свою просьбу в форму призыва к авторитету или изобретательности другого человека: «Даже не знаю, способны ли вы помочь мне…» или же «Как ты считаешь, хватит ли твоего влияния на председателя, чтобы…» Вопрос ваш, удачно выраженный словами, может побудить других пойти вам навстречу так как, помогая вам, они смогут продемонстрировать собственное могущество.

 

ГЛАВА 9

БОРЬБА С ОБМАНОМ

 

«Никогда не знаешь, говорит ли он правду».

«Почему я так плохо умею лгать?»

«Ей нельзя доверять — у нее бегающий взгляд».

 

Ложь приносит дурную славу. Никому не нравится быть обвиненным во лжи, еще меньшее количество людей желает быть на ней пойманным, и все мы терпеть не можем узнавать, что кто-то нас умышленно обманул. Даже в Палате общин, где парламентарии с наслаждением осыпают друг друга всеми мыслимыми и немыслимыми оскорблениями, назвать коллегу лжецом — значит выйти за пределы дозволенного. Конечно, всегда можно изыскать более изощренный способ намекнуть на то, что уважаемый коллега просто «был экономен в изложении фактов», как однажды элегантно выразился секретарь кабинета министров. Однако несмотря на то, что все мы чрезвычайно высоко ценим правдивость, каждый из нас время от времени прибегает ко лжи. Можете ли вы сами, положа руку на сердце, сказать, что неправда ни разу не сходила с ваших уст за последние двадцать четыре часа? А как насчет прошлой недели?

Наша ежедневная ложь колеблется от традиционного: «Чек уже на почте» или тактичного: «Какая у вас чудная новая прическа!» — до целой истории, сочиненной, чтобы скрыть от родителей некоторые подробности своей личной жизни.

Большинство людей делают различие между «святой ложью», произносимой, чтобы не задеть чьи-нибудь чувства, и серьезным обманом. И в этом они почти полностью правы. Представьте себе, во что превратилась бы наша жизнь, если заставить всех и каждого быть постоянно и совершенно правдивыми. Общественная и личная жизнь, не говоря уже о спокойной работе на службе, была бы полностью подорвана, так как каждый из нас, не защищенный этими бесчисленными мелкими «праведными» обманами, столкнулся бы лицом к лицу с тем, что думают окружающие о его одежде, умении готовить, подружке, манере говорить по телефону и званых обедах.

Время от времени мы даже провоцируем других на выдумки, потому что нам легче принять наполовину замаскированное извинение, Чём столкнуться с фактом, что подруга на самом деле просто не хочет приехать погостить, потому что не в силах выносить общество вашего мужа, или что нас переводят на другую работу, так как мы действуем шефу на нервы.

 

ПОЧЕМУ ЖЕ ЛЮДИ ЛГУТ?

 

Людей побуждает лгать нечто большее, чем простое желание щадить чужие чувства — мы прибегаем к обману по целому ряду причин. Для большинства из нас это способ поведения в кризисной ситуации как глобального, так и мелкого масштаба, и если сами вы лжете лишь изредка, то для других лгать в таких случаях так же естественно, как дышать. Почему же все-таки мы лжем? Вот лишь некоторые побудительные причины.

1. Самозащита.Немногие сознаются, если их поймают на том, чего им не следовало бы делать, и очень многие в подобных ситуациях будут лгать и отстаивать собственную невиновность. Это касается как настоящих уголовных преступлений, так и более невинных промахов, таких, например, как пролитый на ковер кофе или личный звонок по служебному телефону. Целью обычно является попытка избежать заслуженного наказания или, по крайней мере, не «потерять лицо», не лишиться популярности.

2. Ложь как часть служебных обязанностей.Людям некоторых профессий временами необходимо или целесообразно прибегать к обману. На одном конце перечня подобных профессий находится секретный агент, например, полицейский или сотрудник таможни, на другом — продавец в магазине готового платья, убеждающий покупателя, что одежда, которую тот только что примерил, прекрасно на нем сидит. К этой категории можно отнести также профессиональных циркачей и клоунов, которые зачастую настолько входят в роль, что сами начинают в нее верить.

3. Лояльность.Некоторые скорее солгут, чем позволят себе или своим близким сделать что-нибудь неприличное или допустить промах, Например, кто-нибудь, уличенный в том, что он разгласил чужой секрет, который клялся хранить, может утверждать, что не сказал ни единого слова ни одной живой, душе, так как знает, что делать этого не следовало.

4. Ложь как способ выиграть время. Человек может солгать, если чувствует, что на него давят, заставляя принять решение или взять на себя какое-либо обязательство, до того как ему представился шанс спокойно подумать над тем, чего бы ему на самом деле хотелось. Например, потенциальный работодатель может сказать беспокойному претенденту, что решение взять кого-нибудь на это место еще не принято, тогда как в действительности он выжидает, когда у него сложится определенное мнение о претенденте.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.217.242 (0.007 с.)