Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование русскоязычной версии теста жизнестойкости

Поиск

В ИССЛЕДОВАНИЯХ

Связь жизнестойкости и особенностей переживания стресса, депрессивности

Для оценки внутренней валидности теста важно было показать, что жизнестойкость действительно влияет на пе­реживание стресса и совладание с ним и связана с сохране­нием физического и психического здоровья.

Наше исследование 64 здоровых испытуемых (30 жен­щин и 34 мужчины, средний возраст 29±12 лет) показало {Рассказова, 2006), что жизнестойкость отрицательно кор­релирует с депрессивностыо (переживанием собственной несостоятельности, часто сопровождающейся соматически­ми симптомами и нарушением работоспособности), отдель­ными симптомами посттравматического стрессового расстройства (навязчивыми воспоминаниями о травмати­ческом событии, избеганием этих воспоминаний, физиоло­гическим возбуждением) и использованием неадаптивных копинг-стратегий, не разрешающих проблемы (употребле­ние алкоголя, уход в собственные фантазии).

Корреляционный анализ данных жизнестойкости и шка­лы депрессивности А. Бека в адаптации Н.В. Тарабриной (2001), включающей когнитивно-аффективную шкалу и шкалу соматизации, выявил значимые отрицательные кор­реляции всех показателей по шкалам депрессивности и по шкалам жизнестойкости (табл. 11).

Таблица 11. Результаты корреляционного анализа данных по тесту жизнестойкости и по шкалам депрессивное™

по Спирмену (N=64)

Корреляции шкал R Спирмена t(N-2)
Жизнестойкость Депрессивность -о, 58*** _5 ,6
Жизнестойкость Когнитивно-аффективная шкала -о, 54*** -5  
Жизнестойкость Шкала соматизации -0 52*** —4  
Вовлеченность Депрессивность -0 7*** -5  
Вовлеченность Когнитивно-аффективная шкала -0 54*** -5  
Вовлеченность Шкала соматизации -0 51*** -4  
Контроль Депрессивность -0 42*** -3  
Контроль Когнитивно-аффективная шкала -0 37** -3  
Контроль Шкала соматизации -0 41*** -3  
Принятие риска Депрессивность -0 54*** —4  
Принятие риска Когнитивно-аффективная шкала -0 51*** -4  
Принятие риска Шкала соматизации -0 ,45*** -4 ,00

** р<0,01; *** р<0,001

Однако остается открытым вопрос о характере влияния: мы предполагали, что высокие показатели жизнестойкос­ти обладают превентивным действием по отношению к деп-рессивности, тогда как при низких и средних значениях вероятность симптоматики варьирует в зависимости от си­туации. При высоком общем показателе жизнестойкости не было выявлено ни одного случая, в котором показатели до­стигали бы уровня «умеренной депрессии». В половине за-

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 43

фиксированных случаев депрессивности (52,6 %) имела ме­сто низкая жизнестойкость. Вероятность наличия умерен­ной или выраженной депрессивности при низком общем показателе жизнестойкости в норме составила 62,5 %. Это означает, что, хотя низкая жизнестойкость является хоро­шим предиктором депрессивности, ее влияние не абсолют­но, тогда как высокая жизнестойкость, по нашим данным, является 100 % предиктором их отсутствия. Это вполне ло­гично: если высокий уровень жизнестойкости правомерно рассматривать как причинный фактор снижения депрессив­ности, то низкую жизнестойкость нельзя считать причи­ной ее повышения. В таблице 12 представлены значения вероятностей умеренной и выраженной депрессивности при снижении показателей по одной, двум, трем шкалам жизнестойкости.

Таблица 12. Вероятность высоких показателей

по шкале депрессивности при снижении одного,

двух, трех компонентов жизнестойкости

 

Условия Вероятность депрессивности
Балл >=9 Балл >=14
Хотя бы 1 компонент низкий 0,5 0,29
Хотя бы 2 компонента снижены 0,6 0,39
3 компонента снижены   0,57

Корреляционный анализ симптомов вторжения и избе­гания травматических воспоминаний, а также физиологи­ческого возбуждения по шкале влияния травматического опыта М. Горовитца в адаптации Н.В. Тарабриной (2001) с показателями жизнестойкости выявляет значимые связи общего показателя жизнестойкости и шкалы вовлеченнос­ти с общим показателем посттравматического стресса, шка­лами избегания и физиологического возбуждения. М. Горовитц (Horowitz, 1979) выделяет различные этапы пе­реживания травматического события: шок, протест, отказ, вторжение, переживание, новый опыт (принятие себя как другого человека). Шкала контроля опросника жизнестой­кости оказывается значимо отрицательно связана со всеми шкалами опросника посттравматического стресса. Однако можно заметить, что в достаточно большом числе ответов показатели посттравматического стресса низки, порой при­ближаются к нулю (поскольку наша выборка состояла из здоровых испытуемых). Учитывая, что такие данные свиде­тельствуют скорее не о переживании стресса, а об отсутствии в последнее время соответствующих ситуаций (или неже­лании их вспоминать), мы исключили из массива данных всех испытуемых с низкими показателями (более одного стандартного отклонения от нормы).

При корреляционном анализе этой новой матрицы (45 человек) корреляция стресса и контроля исчезает, тогда как корреляция стресса с вовлеченностью становится выше. Сравнительные данные приведены в таблице 13. То, что корреляции вовлеченности с избеганием и физиологичес­ким возбуждением остаются значимыми у испытуемых, дей­ствительно переживавших стресс (при исключении из выборки испытуемых, не имевших посттравматического стресса), свидетельствует о том, что вовлеченность способ­ствует более эффективной переработке травматического опыта (снижению физиологического возбуждения и мень­шей выраженности избегания) и более эффективному пе­реживанию фазы отрицания в переживании горя (для которой избегание характерно в наибольшей степени).

Сопоставление данных по опроснику жизнестойкости и показателей использования копинг-стратегий (способов совла-дания со стрессом) осложнилось отсутствием русскоязычной методики измерения копинг-стратегий, дающей согласован­ные и стабильные результаты. Мы использовали опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман в апробации И.А. Джидарьян (2001), включающий в авторском варианте 8 шкал. Поскольку пред­ложенное И.А. Джидарьян 10-факторное решение объясня­ет малый процент дисперсии данных, характеризуется малой устойчивостью (не получило подтверждения на нашей вы­борке) и включает далеко не все предлагаемые пункты, мы

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 45

Таблица 13. Сравнительный анализ корреляций показателей

жизнестойкости и посттравматического стресса в целом

по выборке и при сужении выборки

Показатели Теста жизнестойкости Показатели опросника ПТСР По всей выборке R Спирмена Без низких результатов R Спирмена
Жизнестойкость ПТСР -0,32** -0,24
Жизнестойкость Вторжение -0,24 -0,12
Жизнестойкость Избегание -0,35** -0,31*
Жизнестойкость Возбуждение -0,35** -0,32*
Вовлеченность ПТСР -0,28* -0,33*
Вовлеченность Вторжение -0,18 -0,15
Вовлеченность Избегание -0,25* -0,33*
Вовлеченность Возбуждение -0,38** -0,43***
Контроль ПТСР -0,33** -0,18
Контроль Вторжение -0,26* -0,10
Контроль Избегание -0,36** -0,20
Контроль Возбуждение -0,29* -0,22
Принятие риска ПТСР -0,16 -0,17
Принятие риска Вторжение -0,12 -0,12
Принятие риска Избегание -0,19 -0,25
Принятие риска Возбуждение -0,20 -0,18

* р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001

воспользовались авторским факторным решением Р. Лаза­руса и С. Фолкман. В этом варианте опросник включал в себя 50 пунктов, в том числе следующие шкалы: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, социальная поддержка, принятие ответственности, избегание, планирование, по­зитивная переоценка и личностный рост.

Другой сложностью явилась сильная корреляция пока­зателей всех копинг-стратегий между собой (иными слова­ми, испытуемые склонны сообщать о частом или редком использовании копинг-стратегий в целом). Поэтому мы использовали специальный показатель частоты использо­вания копингов, представляющий собой сумму всех баллов. Убедившись, что этот показатель не связан с жизнестойко­стью (возможно, он связан с тревожностью испытуемых), мы разделили относительные показатели копинг-стратегий (согласно авторскому варианту опросника сырые данные по каждой шкале делятся на количество вопросов в ней и вы­ражаются в процентах) на частоту использования копин­гов. За счет этого мы элиминировали влияние частоты ответов испытуемых на показатели их копингов. В таблице 14 приведен сопоставительный анализ корреляций копин­гов с жизнестойкостью в случае использования авторских и оригинальных показателей (представлены только значи­мые различия и различия на уровне тенденции р<0,!).

Представленные данные свидетельствуют об отрица­тельной связи жизнестойкости с избеганием и поиском со­циальной поддержки, а также о позитивной связи с планированием и положительной переоценкой. Связь жиз­нестойкости с избеганием обусловлена вкладом вовлечен­ности и контроля, которые призваны способствовать сохранению активности перед лицом трудностей. Негатив­ная связь с социальной оценкой обусловлена компонентом контроля — закономерно, что при высоком контроле че­ловек стремится сам справляться с трудностями. На связь с планированием повлияли такие шкалы жизнестойкости как контроль и принятие риска, которые способствуют актив­ному совладанию с трудностями. Наконец, жизнестойкость в целом способствует позитивной переоценке значения все­го случившегося для личности, для ее дальнейшего роста. По всей видимости, этот вид копинг-стратегий (наиболее тес­но связанный с поиском смысла) — результат взаимодей­ствия всех трех компонентов.

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 47

Таблица 14. Сравнительный анализ корреляций показателей

жизнестойкости и копинг-стратегий при использовании

показателей Р. Лазаруса и элиминировании фактора

частоты использования копингов в целом (N=64)

 

 

Показатели Теста жизнестойкости Копинг-стратегий Показатели Р. Лазаруса Относит, частота копинг-стратегий
R Спирмена R Спирмена
Жизнестойкость Социальная поддержка -0,24 -0,27*
Жизнестойкость Избегание -0,34** -0,46***
Жизнестойкость Планирование 0,25* 0,32**
Жизнестойкость Поз и т. переоценка 0,21 0,30*
Вовлеченность Избегание -0,27* -0,35**
Вовлеченность Планирование 0,17 0,21
Контроль Социальная поддержка -0,28* -0,35**
Контроль Избегание -0,36** -0,52***
Контроль Планирование 0,28* 0,32**
Контроль Позит. переоценка 0,18 0,24
Принятие риска Планирование 0,16 0,31**

р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001

Отрицательная связь жизнестойкости с депрессивнос-тыо, переживанием стресса и непродуктивными копинга-ми в норме позволяет предположить, что жизнестойкость будет снижена при психических заболеваниях, обусловлен­ных мотивационными нарушениями. В исследовании, проведенном одним из авторов данного руководства совмест­но с Е.Я. Кучеровой под руководством А.Ш. Тхостова (Тхо-стовидр., 2005), было показано снижение жизнестойкости у больных шизофренией с реакцией отказа (отказом от де­ятельности и поведением избегания при возникновении трудностей). Снижение жизнестойкости неразрывно свя­зано с более частой оценкой такими больными ситуации как несущей угрозу, опасной, а себя — как неспособного ее кон­тролировать, что и приводит в стрессогенной ситуации к пассивности и избеганию.

Жизнестойкость и переживание ситуации неопределенности и тревоги

Помимо функции профилактики стресса, нарушения ра­ботоспособности и возникновения соматических и психи­ческих заболеваний, жизнестойкость может играть и другую роль: позволять успешно справляться как с собственными тревогой и стрессом, так и с тревогой и стрессами у других людей (возможно, в том числе и в экстремальных ситуациях, однако эта гипотеза требует дальнейшей проверки). С целью показать позитивную связь жизнестойкости и способности справляться с тяжелыми переживаниями мы исследовали жизнестойкость у экзистенциальных психологов. По роду своей профессиональной деятельности большинство экзис­тенциальных психологов постоянно сталкивается с пережи­ванием (личным и со стороны клиентов) стресса и, можно предположить, онтологической тревоги. В связи с этим, от­личительную особенность участников этого исследования можно охарактеризовать как частое столкновение с объек­тивно и/или субъективно стрессовыми ситуациями и пережи­ваниями (онтологической тревоги) при сохранении способности к «продуктивному» (возможно, сверхуспешно­му) совладанию (по крайней мере, в виде сбора информации).

Исследование 39-ти участников Второй Всероссийской конференции по экзистенциальной психологии (27 жен-

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 49

щин и 12 мужчин, средний возраст 37± 17 лет; см. Леонтьев, Осин, в печати) показало, что результаты распределены не­нормально. Распределение общих баллов по жизнестойко­сти уплощено и несколько сдвинуто вправо. Распределения шкал вовлеченности, контроля и принятия риска характе­ризуются правой асимметрией (наиболее выраженной в слу­чае вовлеченности и контроля), а шкалы принятие риска — еще и выраженным положительным эксцессом.

Характерным для этой группы является исчезновение влияния возраста на принятие риска, хотя на жизнестой­кость начинает влиять пол (у женщин вовлеченность и при­нятие риска выше, чем у мужчин). Учитывая, что в нашей выборке женщин в 2 раза больше, чем мужчин, этот резуль­тат можно считать случайным. При этом можно вспомнить, что в некоторых профессиях (у менеджеров, в частности) обнаруживается обратная закономерность. Тем не менее, при использовании достаточно больших массивов данных ее не наблюдается. Исчезновение влияния возраста на принятие риска интересно для нас тем, что готовность к действию в условиях неопределенности обусловлена, по-видимому, не недостатком опыта, а убеждениями и интересами личности.

Жизнестойкость в группе экзистенциальных психоло­гов в целом оказывается несколько выше, чем в группе ме­неджеров, однако это различие не достигает уровня значимости (р<0,1), и мы можем говорить только о тенден­ции к повышению жизнестойкости у психологов, прояв­ляющих интерес к экзистенциальной тематике. Однако мы можем говорить о значимом (р<0,0002) повышении при­нятия риска у экзистенциальных психологов по сравнению с контрольной группой (табл. 15).

Итак, у психологов, проявляющих интерес к экзистен­циальным вопросам, значимо выше, чем в контрольной группе, принятие риска и — на уровне тенденции — выше общий показатель жизнестойкости. Иными словами, улю-дей, часто имеющих дело с экзистенциальными проблема­ми и сохраняющих интерес к ним (то есть, вероятно, справляющихся тем или иным способом со своей тревогой и тревогой клиентов), выше готовность действовать в условиях неопределенности исхода, в условиях тревоги и трудностей. У них больше уверенность в том, что все про­исходящее полезно, так как приносит опыт. Эти данные можно рассматривать также как косвенное подтверждение того, что жизнестойкость развивается в течение жизни че­ловека, и это развитие может быть связано со сферой его профессиональных интересов.

 

Таблица 15. Сравнение показателей жизнестойкости у экзистенциальных психологов и контрольной группы

 

 

  Контрольная группа (N=81) Экзистенциальные психологи (N=39) и
Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.
Жизне­стойкость 82,75 18,89 87,60 14,24 1283,5*
Вовле­ченность 37,64 8,08 38,42 6,21 1465,0
Контроль 29,17 8,43 29,87 5,24 1435,5
Принятие риска 15,94 4,72 19,31 4,26 914,5***

* р<о,1; *** p<o,ooi

Немаловажный факт, полученный в данном исследова­нии, — независимость у экзистенциальных психологов при­нятия риска от возраста. Открытость новому и активность в трудных ситуациях, таким образом, не всегда определяют­ся возрастом и недостатком опыта. Они могут быть связа­ны с тем, чем занимается человек, чем он интересуется.

Жизнестойкость и личностный выбор

Недавние исследования С. Мадди {Maddi et al., 2006) показали, что жизнестойкость оказывает положительное

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 51

влияние не только в стрессовых ситуациях, но и в ситуаци­ях, привычных для человека — например, способствуя его креативности и воображению. Исследование механизмов выбора, в числе ключевых переменных которого рассмат­ривалась и жизнестойкость, было проведено под руковод­ством одного из авторов {Леонтьев, Мандрикова, 2005).

В исследовании 48 студентов первого курса вечернего отделения психологического факультета МГУ, преимуще­ственно женского пола (средний возраст 19 лет), проверя­лась гипотеза С. Мадди {Maddi, 1998) о том, что в любом выборе альтернативами являются либо неизменность (вос­произведение прошлого, статус-кво, чреватое чувством вины за упущенные возможности), либо неизвестность (но­вое будущее, несущее в себе риск и чреватое чувством тре­воги непредсказуемого). Согласно теории Мадди, от жизнестойкости зависит то, насколько люди склонны вы­бирать неизменность либо неизвестность.

Экспериментальная ситуация состояла в следующем. Во время занятия в общей аудитории студентам было предло­жено перейти в одну из двух других аудиторий, причем, чем предстоит заниматься в одной из них, сообщалось сразу (за­полнение опросников — знакомое испытуемым занятие), а о том, что будет в другой аудитории, обещали рассказать уже там. Таким образом, создавалась ситуация выбора между знакомым и неизвестным, которая явно не обладала для ис­пытуемых большой личностной значимостью. На самом деле, в обеих аудиториях испытуемые делали одно и то же: формулировали аргументы «за» и «против» сделанного вы­бора и заполняли ряд личностных опросников, втом числе опросник жизнестойкости С. Мадди.

Затем протоколы всех испытуемых были разделены на 3 группы. В группу «П» вошли те, кто сделал сознатель­ный, осмысленно аргументированный выбор прошлого, неизменности (10 человек); в группу «С» вошли те, кто сде­лал случайный, «безличный» выбор (28 человек); в группу «Б» вошли те, кто сделал сознательный, осмысленно аргу­ментированный выбор будущего, неизвестности (10.чело-

6. Использование русскоязычного теста жизнестойкости... 53

век). В таблице 16 представлены значимые различия по кри­терию Манна—Уитни между группами и данные по сред­ним и стандартным отклонениям.

Как мы видим из таблицы 16, в группе «Б» (выбор неиз­вестности) значимо (р<0,01) выше уровень общей жизне­стойкости, чем в группах «С» и «П» (с безличным выбором и выбором неизменности). Это же на разных уровнях зна­чимости верно и для отдельных компонентов жизнестой­кости — вовлеченности, контроля и принятия риска. Кроме того, значения контроля при выборе неизменности значи­мо ниже, чем при ситуативном безличном выборе. Полу­ченные результаты могут свидетельствовать о том, что люди, осуществляющие выбор неизвестности, выбор будущего, более активно участвуют в том, что происходит в жизни, считают, что они могут контролировать события и их по­следствия и готовы учиться на собственных ошибках и из­влекать из этого позитивный опыт. В отличие от них люди, делающие выбор в пользу неизменности, то есть выбор про­шлого, или безличный выбор (по сути, отказываясь от осу­ществления осознанного выбора), менее вовлечены в процесс своей жизни, считая ее неподконтрольной их уси­лиям, и стремятся к простому комфорту и безопасности, тяжелее воспринимая неудачи.

Таким образом, в ситуации личностного выбора жиз­нестойкость выступает фактором, определяющим готов­ность выбирать новую, непривычную ситуацию, ситуацию неопределенности в противовес равнодушному, безлично­му выбору или выбору привычной и знакомой ситуации. Иными словами, роль жизнестойкости не сводится к роли буфера в ситуации стресса; по-видимому, она представ­ляет собой один из ключевых параметров индивидуальной способности к зрелым и сложным формам саморегуляции, одну из опорных переменных личностного потенциала (см.: Леонтьев, Мандрикова, Осин, Плотникова, Рассказова,в печати).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты апробации теста жизнестойкости и приве­денных исследований позволяют утверждать, что тест жиз­нестойкости является надежным и валидным инструментом психологической диагностики, результаты которого не за­висят от пола, образования и, по всей вероятности, регио­на проживания человека. Результаты теста жизнестойкости позволяют оценить способность и готовность человека ак­тивно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей или его уязвимость к переживаниям стресса и депрессив­ное™. При этом жизнестойкость является фактором про­филактики риска нарушения работоспособности и развития соматических и психических заболеваний в условиях стрес­са, и одновременно способствует оптимальному пережива­нию ситуаций неопределенности и тревоги. Жизнестойкие убеждения создают своего рода «иммунитет» к действитель­но тяжелым переживаниям. Важно, что жизнестойкость влияет не только на оценку ситуации, но и на активность человека в преодолении этой ситуации (выбор копинг-стра-тегии). Эта особенность позволяет нам предположить, что тест жизнестойкости можно использовать и в случае пси­хической травмы — когда ситуация действительно является угрожающей и тяжело преодолимой, хотя эта гипотеза тре­бует дополнительных исследований.

Тест жизнестойкости показал свою эвристичность и в психодиагностике. Однако при применении опросника в условиях высокой социальной желательности (при приеме на работу и т.п.) следует учитывать указанные выше огра­ничения (то есть учитывать более высокие нормативные показатели и не использовать показатель субшкалы вовле­ченности).

 

ЛИТЕРАТУРА

Абабков В.А., Лерре М. Адаптация к стрессу. М.: Речь, 2004.

Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Ке­мерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82—90.

Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. К проблеме взаимосвязи смыслов жизни с целеустремленностью и жизнестойкостью человека // Третья Всероссийская конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений (в печати)

БрайтД., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.

Джендлин Ю. Фокусирование. М.: Класс, 2000.

Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском мента­литете. СПб.: Алетейя, 2001.

Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000.

Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенци­альной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005 № 4. С. 37-42.

Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рас-сказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного по­тенциала// Психологическая диагностика. 2007. № 1 (в печати).

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Печать экзистенциализма: эмпири­ческие корреляты экзистенциального мировоззрения // Эк­зистенциальная традиция в философии, психологии, психотерапии. 2007. № 1 (10) (в печати).

Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87—101.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. 3-е меж-дунар. издание. СПб.: Питер, 2000.

Митина О.В. Структурное моделирование: состояние и перс­пективы // Вестник Пермск. гос. пед. ун-та. Серия 1, Психо­логия. 2005. № 2. С. 3—15.

Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагности­ка. 2007. № 3 (в печати).

Рассказова Е.И. Психологические концепции стресса и его по­следствий// Психология психических состояний. Вып. 6. /Под ред. А.О. Прохорова. Казань: Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. С. 371-384.

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматическо­го стресса. СПб.: Питер, 2001.

Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 7—132.

Txocmoe А.Ш., Ильина И.А., Кучерова Е.Я., Рассказова Е.И., Иконников Д.В. Психологические механизмы реакции отказа у больных шизофренией // Журнал неврологии и психиат­рии им. С.С. Корсакова. 2005. Т. 105, № 4. С. 9-16.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.; СПб.: Смысл; Пи­тер, 2003.

Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997.

Antonovsky A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of

Coherence // Isr. J. Psychiatry. 1985. Vol. 22, № 4. P. 273—280. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health //

Behavioral Health: a Handbook of Health Enhancement and

Disease Prevention / J.D. Matarazzo, N. Miller (Eds.). New York:

Wiley, 1984. P. 194-202. Bandura A. Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavior

Change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. P. 191-215. Golby J., Sheard M. Mental Toughness and Hardiness at Different

Levels of Rugby League // Personality and Individual Differences.

2004. 37. P. 933-942. Horowitz M.J. Psychological Response to Serious Life Events //

Human Stress and Cognition / V. Hamilton, D.M. Warberton

(Eds.). New York: Wiley, 1979. P. 233-263. KJwshaba D., Maddi S. Early Experiences in Hardiness Development //

Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1999.

Vol. 51, № 2. P. 106-116. Kobasa S.C. Stressful Life Events, Personality and Health: an Inquiry

into Hardiness // Journal of Personality and Social Psychology.

1979. 37. P. 1-11. Kobasa S.C, Maddi S.R. Existential Personality Theory // R. Corsini

(Ed). Current Personality Theory. Itasca, 111.: F.E. Peacock

Publisher, 1977.

Литература

Lee H.J. Relationship of Hardiness and current life events to perceived

health in rural adults // Research in Nursing and Health. 1991.

Vol. 14, № 5 (Oct.). P. 351—359. Maddi S. R. Hardiness Training at Illinois Bell Telephone // Health

promotion evaluation / J.P. Opatz (Ed.). Stevens Point (WI):

National Wellness Institute, 1987. P. 101-115. Maddi S. The Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP) for

Improving Physical, Mental and Social Wellness. (Wellness Lecture

Series). Oakland (CA): University of California/Health Net., 1994. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // P.T.P.

Wong, P.S. Fry. The Human Quest For Meaning: A Handbook of

Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah (NJ):

Lawrence Erlbaum Associates, 1998 a. P. 1—26. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness //

Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.). San Diego

(CA): Academic Press, 1998 b. P. 323-335. Maddi S. The Personality Construct of Hardiness: Effects on

Experiencing, Coping and Strain // Consulting Psychology Journal:

Practice and Research. Vol. 51, № 2. 1999. P. 83—94. Maddi S. The Story of Hardiness: 20 Years of Theorizing, Research and

Practice // Consulting Psychology Journal. 2002. Vol. 54, P. 173—185. MaddiS. Prolonging Life by Heroic Measures: a Humanistic Existential

Perspective // Psychological Aspects of Serious Illness: Chronic

Conditions, Fatal Diseases, and Clinical Care / P.T. Costa, G.R.

VandenBos (Eds.). Washington (DC): АРА, 2003. P. 153—184. Maddi S. Hardiness: an Operationalization of Existential Courage //

Journal of Humanistic Psychology. 2004 a. Vol. 44, № 3. P. 279—298. Maddi S. The Role of Hardiness and Religiosity in Depression and

Anger // International Journal of Existential Psychology &

Psychotherapy. 2004 b. Vol. 1, № 1. P. 38-49. Maddi S., Harvey R. Hardiness Considered Across Cultures //

Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping/ P.T.P.

Wong, L.C.J. Wong (Eds.). New York: Springer, 2005. P. 403-420. Maddi S., Harvey R., Khoshaba D., Lu J., Persico M., Brow M. The

Personality Construct of Hardiness III: Relationships with

Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance //

Journal of Personality. 2006. Vol. 74, № 32. P. 575-598. Maddi S., Harvey R., Resurreccion R., Giatras C, Raganold S.

Hardiness Assessment and Training as Potential Management Tools

in Firefighter Recruitment Program // International Journal of Fire

Service, Leadership & Management. 2007. In press.

Тест жизнестойкости

Maddi S., Hess M. Personality Hardiness and Success in Basketball //

Journal of Sport Psychology. 1992. Vol. 23. P. 360-368. Maddi S., Hightower M. Hardiness and Optimism as Expressed in

Coping Patterns // Consulting Psychology Journal: Practice and

Research. 1999. Vol. 51, № 2. P. 95-105. Maddi S., Kahn S., Maddi K. The Effectiveness of Hardiness Training //

Consulting Psychology Journal: Practice and Research. 1998. Vol. 50,

№ 2. P. 78-86. Maddi S., Khoshaba D. Hardiness and Mental Health // Journal of

Personality Assessment. 1994. Vol. 63, № 2. P. 265-274. Maddi S., Khoshaba D. PVSIII-R. The Development and Internet

Instruction Manual. 2001 // www.hardinessinstitute.com Maddi S., Khoshaba D. Hardiness Training for Resiliency and

Leadership // Posttraumatic Psychological Stress: Individual,

Group and Organizational Strategies for Resilience / D. Paton,

J.M. Violant, L.M. Smith (Eds.). Springfield (IL): Charles С

Thomas, 2002. P. 43-58. Maddi S., Khoshaba D. HardiTraining. Managing Stress for

Performance and Health Enhancement. Irvine: The Hardiness

Institute, 2004. Maddi S., Khoshaba D. Resilience at Work. New York: American

Management Association, 2005. Maddi S., Khoshaba D., Persico M., Lu J., Harvey R., Bleecker F.

The Personality Construct of Hardiness, II: Relationships With

Comprehensive Tests of Personality and Psychopathology //Journal

of Research in Personality. 2002. Vol. 36. P. 72-85. Maddi S., Kobasa S. The Hardy Executive: Health under Stress.

Homewood (IL): Dow Jones-Irwin, 1984. Maddi S., Wadhwa P., Haier R. Relationship of Hardiness to Alcohol

and Drug Use in Adolscents // Journal of Drug Alcohol Abuse.

1996. Vol. 22, № 2. P. 247-257. Sansone S., Wiebe D., Morgan С Self-Regulating Interest: The

Moderating Role of Hardiness and conscientiousness // Journal of

Personality. 1999. Vol. 67, № 4. P. 701-732. Solcova I., Sykora J. Relation between psychological Hardiness and

Physiological Response // Homeostasis in Health & Disease. 1995.

Vol. 36, № 1 (Feb.). P. 30-34. Watson D., Pennebaker J. Health Complaints, Stress and Distress:

Exploring the Central Role of Negative Affectivity// Psychological

Review. 1989. Vol. 96. P. 234-254.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланк Теста жизнестойкости

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопро­сы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет EC  
  Я часто не уверен в собственных реше­ниях.          
  Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.          
  Часто, даже хорошо выспавшись, я с тру­дом заставляю себя встать с постели.          
  Я постоянно занят, и мне это нравится.          
  Часто я предпочитаю «плыть по тече­нию».          
  Я меняю свои планы в зависимости от об­стоятельств.          
  Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.          
  Непредвиденные трудности порой силь­но утомляют меня.          
  Я всегда контролирую ситуацию настоль­ко, насколько это необходимо.          
  Порой я так устаю, что уже ничто не мо­жет заинтересовать меня.          
  Порой все, что я делаю, кажется мне бес­полезным.          
  Я стараюсь быть в курсе всего происхо­дящего вокруг меня.          
  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.          
  Вечером я часто чувствую себя совершен­но разбитым.          
  Я предпочитаю ставить перед собой труд­нодостижимые цели и добиваться их.          
  Иногда меня пугают мысли о будущем.          
  Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.          
  Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.          
  Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.          
  Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.          
  Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.          
  Я люблю знакомиться с новыми людьми.          
  Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не уме­ет видеть интересное.          
  Мне всегда есть чем заняться.          
  Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.          
  Я часто сожалею о том, что уже сделано.          
  Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен.          
  Мне трудно сближаться с другими людьми.          
  Как правило, окружающие слушают меня внимательно.          
  Если бы я мог, я многое изменил бы в про­шлом.          
  Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.        
  Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.        
  Мои мечты редко сбываются.        
  Неожиданности дарят мне интерес к жизни.        
  Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.        
  Порой я мечтаю о спокойной размерен­ной жизни.        
  Мне не хватает упорства закончить начатое.        
  Бывает, жизнь кажется мне скучной и бес­цветной.        
  У меня нет возможности влиять на нео­жиданные проблемы.        
  Окружающие меня недооценивают.        
  Как правило, я работаю с удовольствием.    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.018 с.)