Методы экономической науки: общие и Частные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы экономической науки: общие и Частные



МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ

Познание экономических процессов осуществляется с помощью различных методов. Учение о методах познания называется методологией. Методология – это учение о том, каким должен быть метод, на каких принципах он основывается, каким критериям должен отвечать, по каким направлениям он должен развиваться.

Выделяют 4 основных методологических подхода:

1) Диалектико - материалистический. Все экономические процессы и явления исследуется в их взаимосвязи, взаимозависимости.

2) Субъективистский. Объектом исследования при таком подходе является поведение хозяйствующего субъекта, который действует исходя из потребности.

3) Эмпирический. Он основан на сборе и обработке информации, ее классификации и выявлении функциональной взаимосвязи между имеющими место явлениями.

4) Рационалистический. Главным объектом при таком подходе является изучение законов, управляющих производством и распределением произведенного продукта.

Метод – это совокупность приемов, способов сбора, обработки и изучения материала. Это инструмент научного познания, который непрерывно развивается по мере прогресса науки.

Выделяют следующие методы:

1) общенаучные методы познания

метод единства логического и исторического в познании: сначала собираются факты реальной действительности, изучаются, выстраиваются в исторической последовательности и выделяются наиболее часто встречающиеся явления. Однако историческое развитие не всегда определяется закономерностями. На определенных этапах оно подвержено воздействию случайных факторов. Логические умозаключения и выводы должны опираться на факты и исторический материал. А это значит, что логический подход к изучению явлений и процессов является тем же историческим подходом.

Индукции – получение общих выводов на основе анализа отдельных фактов: от частного к общему;

Дедукции – применение общих положений к отдельным фактом: от общего к частному;

Метод научной абстракции – отвлечение внимание от второстепенных явлений, в результате чего выделяются экономические категории, экономические законы, строятся модели

Метод анализа и синтеза – мысленное расчленение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них (анализ). Синтез это обратных процесс – результаты изучения отдельных частей обобщаются (синтезируются) и устанавливаются внутренние взаимосвязи элементов системы в целом.

Количественный и качественный анализ. Количественный анализ – это уточнение количественных характеристик явления (объем, удельный вес). Качественный анализ – познание сущности экономического явления.

Метод системного анализа – все экономические явления самостоятельны, обособленны с одной стороны и являются составными частями сложных явлений с другой стороны.

Метод функционального анализа – строятся функции отражающие зависимость одной переменной величины от другой.

2) Частные методы исследования

- статистический

- графический

- математический

- экономический эксперимент – выступает как искусственное воспроизведение экономического процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения полученного опыта.

- метод «проб и ошибок»

- принцип «черного ящика»

- экономическое моделирование – предполагает формализованное описание реального экономического объекта и т.д.

Выделяют так же позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ исследует экономические явления как они есть и исследуют реальную экономику. Нормативный анализ исследует экономические явления как они должны быть.


НАТУРАЛЬНОЕ И ТОВАРНОЕ

Форма общественного хозяйства - это способ организации хозяйственной деятельности людей. История развития человеческого общества выделяет две формы общественного хозяйства: натуральное и товарное хозяйство.

Натуральное хозяйство - это такая форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для потребления внутри самого хозяйства, а не для обмена.

Его характерными чертами являются:

- преобладание естественного разделения труда;

- замкнутость, отсутствие связи с другими хозяйственными единицами;

- все потребности производителя удовлетворяются за счет собственного хозяйства;

-примитивные орудия труда, использование, в основном, физического малопроизводительного труда;

- преобладающая сфера деятельности - сельское хозяйство.

Видами натурального хозяйства являются:

 

присваивающие     воспроизводящее
использование благ природы     появление "экономического блага"
отсутствие гарантированного уровня потребления     гарантированность минимального уровня потребления
использование примитивных орудий труда   появление совокупности искусственно созданных орудий труда
доминирование собирательства     доминирование производства

Под товарным хозяйством понимается такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, становящихся в силу этого товарами на рынке. Условиями возникновения товарного производства (рынка) являются:

- общественное разделение труда, специализация производства;

- экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

Выделяют два типа товарного хозяйства: простое и капиталистическое.

Простое товарное хозяйство - хозяйство самостоятельных мелких товаропроизводителей, при котором продукты производятся для обмена.

Общими чертами простого и капиталистического товарного хозяйства являются:

- частная собственность на средства производства;

- стихийный характер развития;

- конкурентная борьба.

Различия:

Простое Капиталистическое
- Средства производства принадлежат производителям - Средства производства находятся в собственности предпринимателя
- основано на личном труде - основано на наемном труде
- продукт принадлежит производителю - продукт принадлежит предпринимателю
- рабочая сила не является товаром - рабочая сила является товаром
- цель - удовлетворение потребностей производителя - цель - получение прибыли
- основано на отсталой технике. - основано на развитой машинной технике.

 

 


17. РЫНОК: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ. ФУНКЦИИ РЫНКА.

Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон.

· с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя;

· с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики;

· с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Условиями возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. экономическая обособленность товаропроизводителей;

3. свобода обмена результатами.

Выделяют субъекты и объекты рынка.

Экономические субъекты рынка

           
     
 
 
 


домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство

индивид (физические лица) организации (юр.лица)

Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

Функции рынка:

Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей;

Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре.

Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса.

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.


19,20. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА

Рыночная экономика имеет свою структуру, под которой понимают строение рынка, порядок соединения отдельных его элементов. Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. Структура рынка включает в себя субъекты и объекты рыночной экономики, взаимодействующих между собой, а также систему рынков, классифицированных по различным признакам.

Структура рынков

по экономическому назначению рыночных объектов: -товарный рынок; -финансовый рынок; - рынок труда по территориальному признаку: -местный; -региональный; -национальный; -мировой; -региональный по группе стран по степени развития конкуренции: - свободный; -монополистич. конкуренции - монопольный; - олигопольный; -монопсонический по отраслям: - рынок сельхоз. продукции; - автомобильный; -нефтяной; и т.д. по характеру продаж: - оптовый; - рыночный
         
по степени развития: -развитый рынок; -неразвитый рынок. по степени насыщенности -равновесный; -дефицитный; -избыточный по механизму функционирования -свободный; -регулируемый по соответствию законодательству -легальный; -теневой.  

Товарный рынок включает:

-потребительский рынок (прод. и непродтоваров; жилья);

-рынок средств производства;

-рынок информационной продукции;

-рынок научно-технических разработок.

Финансовый рынок состоит из рынка капиталов, денежного рынка, рынка ценных бумаг и валютного рынка.

Рынок труда делится на рынок квалифицированной рабочей силы и рынок вторичных трудовых ресурсов.

Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Каждый вид рынка – товарный, финансовый и рынок труда имеют свою инфраструктуру.

В инфраструктуру рынка товаров и услуг включают:

- товарные и сырьевые биржи;

- ярмарки, аукционы, выставки-продажи;

- торговые дома, торговые палаты;

- рекламные агентства, информационные агентства;

- аудиторские, консалтинговые компании;

- средства транспорта, связи и др.

Консалтинговые компании – это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам.

Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивает их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы.

Элементами инфраструктуры финансового рынка являются:

- банковская система;

- инвестиционные институты;

- валютно-фондовые биржи;

- страховые компании, пенсионные фонды и др.

В инфраструктуру рынка труда обычно включают:

- биржи труда, центры занятости;

- фонды занятости;

- системы подготовки и переподготовки кадров;

- миграционные центры.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

- обеспечивает непрерывный процесс купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

- распределяет товарные потоки по отраслям, регионам;

- формирует рыночную конъюнктуру;

- повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- способствует достижению сбалансированности рынка.


22, 23. Объективная необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Функции государства в современной рыночной экономике

Одной из характерных черт свободной экономики является её способность к саморегулированию, основанному на свободной конкуренции между производителями, потребителями, производителями и потребителями. Идея саморегулирования рыночной экономики была сформулирована английским экономистом А.Смитом в принципе «невидимой руки», управляющей экономикой.

Однако, дальнейшее развитие конкурентной борьбы привело к ускорению процессов в концентрации и централизации производства, капитала и труда. В результате появились монополии-предприятия, контролирующие производство и сбыт продукции целых отраслей, устанавливающие монопольно высокие цены и извлекающие монопольно высокие прибыли.

Появление монополий подорвало основы саморегулирования экономики: свободную конкуренцию, свободное ценообразование на основе действия законов спроса и предложения. Неспособность современного рынка к саморегулированию проявляется в периодически повторяющихся экономических кризисах. Один из таких кризисов был Великая депрессия 1929-1933 гг. имевшая место в экономике США и сопровождающаяся значительным падением производства, высоким уровнем безработицы, разорением огромного числа производителей и т.д.

Возникает необходимость вмешательства государства в механизм рыночного регулирования. Модель государственного регулирования рыночной экономики была предложена англ. экономистом Дж.М.Кейнсом в конце 30-х гг. 20-го века.

Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику вызвано причинами:

1. В результате усиления конкурентной борьбы с рынка удаляются наименее эффективные, старые производства. То есть рынок сам по себе не способен обеспечить защиту слабых, наименее приспособленных к рынку производителей и работников.

2. В рыночной экономике имеется целая группа товаров и услуг, производство которых не может быть монополизировано. Они называются «общественными благами». К ним относятся освещение городов, охрана окружающей среды, система здравоохранения, образования, обороны и др. Производством таких благ занимается государство.

3. Рынок самостоятельно не может защищать производителей и потребителей от недобросовестной деловой практики: выпуска некачественных товаров, недобросовестной конкуренции, установления необоснованно высоких цен и т.д. Это делает государство.

4. Рынок сам по себе не способен рационально использовать ресурсы в интересах всего общества. Это берет на себя государство.

5. Рынок самостоятельно не может бороться с инфляцией, безработицей и т.д. Это может сделать только государство (правительство).

Эти и другие принципы приводят к необходимости регулирования рфночной экономики.

Регулируемая рыночная экономика – это такая экономика, в которой создаются экономические предпосылки для рационального использования ресурсов, защиты окружающей среды, для ускорения научно-технического прогресса, для удовлетворения потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется в соответствии со следующими принципами:

· государство должно ориентировано на социально значимые отрасли, не привлекательные для частного бизнеса;

· государственное предпринимательство должно помогать развитию частного бизнеса;

· государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

· государственное вмешательство тем эффективнее, чем более «рыночные» формы оно имеет;

· особую значимость госрегулирование приобретает в период кризиса.

Обычно выделяют следующие функции государства по регулированию экономики:

1. Установление и регулирование рыночной среды и создание условий для свободы выбора экономической деятельности, свободы конкуренции и т.д.

2. Определение положения и судьбы предприятий-монополистов.

3. Обеспечение социально-экономической справедливости путем перераспределения доходов.

4. Стабилизация экономики, сдерживание безработицы и инфляции, поддержание обороноспособности, экономического и политического порядка.

5. Ограничение или запрет нежелательных с точки зрения общества видов экономической деятельности.

6. Поддержка некоторых форм предпринимательства и т.д.

 


29. СПРОС: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

Понятия спроса и предложения впервые исследовал А.Маршалл.

СПРОС (DEMAND) это платежеспособная потребность в каких-либо товарах.

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Функция спроса -это зависимость объема спроса на определенный товар от соответствующих факторов.

QDx = f(Px, Py,... Pz, I, T,W,...∑N)

Функцию спроса от цены можно представить: математической формулой, табличным и графическим способами.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и отражает закон спроса (Рис.1.).

Закон спроса – отражаетобратнуюзависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода времени.

В основе закона спроса лежит ценовой барьер, принцип убывающей предельной полезности, также его можно объяснить эффектом дохода и замещения.

Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями.

Спрос проявляется в объеме спроса, который означает то количество блага, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменения в спросе. Кривая спросаизменяется по - разному. Это зависит от факторов, влияющих на спрос. При изменении ценового фактора (это цена данного блага) происходит изменение в объеме (величине) спроса, поэтому кривая спроса не сдвигается. Движение происходит вдоль линии спроса (Рис.1). Если же изменяются неценовые факторы (это доходы потребителей, цены на товары субституты и комплементарные товары, сбережения, вкусы или предпочтения потребителей и др.), то происходит сдвиг кривой спроса, причем, при увеличении спроса кривая сдвигается вправо, а при уменьшении влево (Рис.2.).

Р Р

 

           
   
 
 
   
 

 


D2

D D

D1

Q Q

Рис.1. Кривая спроса. Рис. 2. Функция спроса.


30. ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФАКТОРЫ И ГРАФИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (SUPPLY) – это готовность производителей продать определенное количество блага по определенной цене за определенный период времени.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Объем предложения – это максимальное количество какого-либо товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ представляет собой графическое выражение взаимосвязи между ценой и количеством предлагаемого товара, и имеет положительный наклон (Рис. 1.).

Детерминанты предложения: цена на данный товар (ценовой фактор предложения); цены на товары субституты и комплементарные товары, цены на ресурсы, количество производителей, количество покупателей данного товара, налоги и субсидии, технология производства, государственная политика и другие особые неценовые факторы. Зависимость предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Qsa = f (Pa, Pb,... Pz, L, T, S.....∑N)

Если все факторы, кроме цены на данный товар, остаются неизменными, то

Qsa = f (Pa)

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Движение вдоль кривой предложения вызвано изменением цены на конкретный данный товар и представляет собой изменение объема (величины) предложения блага (Рис.1.) Сдвиг всей кривой предложения отражает изменение в предложении, которое связано с изменением неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо показывает расширение предложения блага, а влево его сокращение (Рис. 2).

Р Р S1

S

S S2

               
 
   
     
 
   
 

 

 


 

 

Q Q

Рис.1. Кривая предложения. Рис. 2. Функция предложения.

 


31. ОТРАСЛЕВОЕ РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ТОВАРНЫЙ ДЕФИЦИТ И ТОВАРНЫЕ ИЗЛИШКИ.

Каждый акт купли-продажи товара совершается в результате обоюдного соглашения покупателя с продавцом о величине цены блага, причем каждая из сторон обмена стремится извлечь максимальную выгоду для себя.

Совмещая на одном графике кривые спроса и предложения можно получить точку пересечения кривой спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Е).

 
 


P D Излишек S Излишек:

Q1s>Q1d

P2 конкуренция производителей

сдвигает цены к равновесной цене.

E Дефицит:

PE Q2s<Q2d

Конкуренция потребителей

P1 сдвигает цены (повышает их) к

S D равновесной цене.

Дефицит

Q1d Q2s QE Q2d Q1s

Q

 

Рис. 1. Цена равновесия и отклонения от нее.

 

В точке равновесия PE = PD = PS,

где РЕ — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что QE = QD = QS,

где QE — равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.

 

Равновесная цена (РЕ), или цена рыночного клиринга — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если цена выше равновесной (Р2), то наблюдается излишек товара на рынке; если же цена ниже равновесной (Р1) - наблюдается дефицит товара.

Общество не всегда довольно существующими равновесными ценами. Именно это и вызывает необходимость государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит,если выше равновесного уровня), то образуется излишек (см. рис. 1).

 


34,35,36,37. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл.

Эластичность это степень реакции изменения объема спроса в ответ на изменение цены и других факторов влияния. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, который показывает на сколько процентов меняется объем спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

ED = ΔQD% / ΔР%.

Формы эластичности спроса - эластичность может изменяться от нуля до бесконечности:

۰Эластичный спрос (ED >1) - изменение величины спроса в большей степени, чем цены (Рис. 1). Если спрос эластичен, изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

۰Неэластичный спрос (ED <1) - величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена (Рис. 1). Если спрос неэластичен, изменение цены влияет на выручку в том же направлении.

۰Единичная эластичность спроса (ED =1). Изменение цены на 1% вызывает изменение спроса также на 1% (Рис. 1). При единичной эластичности выручка не меняется при изменениях цены.

۰Совершенно эластичный спрос (ED => ). Величина спроса бесконечно изменяется (Рис. 2).

۰Совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены (Рис. 2).

Р Р Е = 0

Е<1

 


Е => ∞

 
 


Е>1

 

 

Е=1

Q Q

Рис. 1. Рис. 2.

Деление эластичности на перечисленные выше формы условно, поскольку разные товары имеют разный коэффициент эластичности спроса.

 

۰Эластичность спроса по цене. Ценовая или прямая эластичность спроса показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Точечная эластичность измеряется в одной точке кривой спроса:

EРD = (ΔQ D / QD1): (ΔР / Р1) = (ΔQD / ΔР) × (Р1 /QD1)

где, ΔQD (изменение спроса) = QD2 – QD1, а ΔР(изменение цены) = Р2 – Р1.

Зависимость между объемом спроса и изменением цены обратная, поэтому коэффициент эластичности спроса будет отрицательной величиной. Но здесь важен не знак, а его абсолютная величина. Дуговая эластичность. Применяется тогда, когда мы имеем дело с большими изменениями цены или с кривой спроса не являющейся прямой линией. В качестве исходной базыэкономисты условились брать средние уровни цены и количества спрашиваемой продукции.

EРD = [ΔQ D / (QD2 + QD1): 2]: [ΔР / (Р1+ Р2): 2];

EРD = [(Q2 – Q1) / (P2 – P1)] × [(P2 + P1) / (Q2 + Q1)].

Факторы ценовой эластичности спроса: ۰ Заменяемость. Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос от цены на анализируемый товар. ۰ Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. ۰ Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы роскоши эластичен, а на предметы первой необходимости – неэластичен. ۰ Фактор времени. Краткосрочный спрос неэластичен, а долгосрочный – эластичен. • Доступность блага — чем выше товарный дефицит, тем ниже эластичность спроса на данный товар.

۰Эластичность спроса по доходу (ЕID).Определяет отношение относительного изменения объема спроса к относительному изменению дохода:

ЕID = (ΔQD / QD ' ): (ΔI/ I ' ) =[(Q2 – Q1) / (I2 – I1)] × [(I2 + I1) / (Q2 + Q1)].

где QD' — средняя величина объема спроса на товар; I' — средняя величина дохода потребителя.

Формы эластичности спроса по доходу:۰ Положительная эластичность спроса по доходу (ЕI > 0). Она относится к нормальным товарам. ۰ Отрицательная эластичность спроса по доходу (ЕI < 0). Относится к товарам низшей категории. ۰ Нулевая (ЕI ≈ 0). Объем спроса нечувствителен к изменению дохода.

۰ Перекрестная эластичность спроса (ЕDAB). Показывает,как изменяется спрос на один товар (А) в ответ на изменение цены другого товара (В).

ЕDAB = (ΔQDA / QDA): (ΔРB / РB) = (ΔQDA / ΔРB) × [(PВ2 + PВ1) / (QА2 + QА1)],

где QDA — объем спроса на товар А; РB — цена товара B.

Формы перекрестной эластичности: ۰ Положительная ( Е DAB >0).Товары взаимозаменяемые. ۰Отрицательная (Е DAB <0). Товары взаимодополняемые. ۰ Нулевая.DAB = 0). Потребление одного блага не зависит от цены на другое.


38. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМУЛЫ РАСЧЕТА.

Эластичность предложения (EРs) -определяется как относительное изменение величины предложения данного товара, деленное на относительное изменение его цены: EРs = (ΔQ s / Qs): (ΔР / Р) = (ΔQs / ΔР)× (Р /Qs),

где Qs — объем предложения данного товара; Р — цена данного товара.

Но поскольку экономисты договорились измерять эластичность, используя средние величины, то можно записать:

EРS = [ΔQ S / (QS2 + QS1): 2]: [ΔР / (Р1+ Р2): 2];

EРS = [(QS2 – QS1) / (P2 – P1)] × [(P2 + P1) / (QS2 + QS1)].

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменится величина предложения товара в результате изменения цены этого товара на 1% (EРs = ΔQs% / ΔР%). Цена и величина предложения изменяются в одном направлении, поэтому эластичность предложения является величиной положительной. Эластичность предложения измеряет степень реакции производителей (поставщиков) товаров на изменение цен. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот. Формы эластичности предложения показаны на (Рис.1.). Р Р

ЕPS<1

ЕPS=1 ЕPS = 0

 

ЕPS => ∞


ЕPS>1

 

QS QS

Рис. 1. Эластичность предложения относительно цены..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.167 с.)