Экономический цикл и его фазы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический цикл и его фазы



Экономический цикл можно представить в форме графика волны, характеризующей процесс динамики производства валового национального продукта в течение определенного периода (рис. 1).

 

ВВП Тенденция прогрессивного

процесса

 

                       
   
Оживление
 
   
Пик
 
   
Спад
 
Пик
 
 
   
Нижняя точка спада
 
   
Рост

 

 


Время, годы

Рис.1.

Условно период между пиками подъема (спада) развивающейся экономики делят на четыре фазы:

· пик – высшая точка экономической активности (высокая занятость, полная нагрузка мощностей, наивысший уровень деловой активности, высокие ставки заработной платы и процента, уровень цен);

· спад (депрессия) производство и занятость сокращается, предложение превышают спрос, возникает инфляция;

· нижняя точка спада – производство и занятость минимальное, предприятия приспосабливаются к низким ценам, снижая издержки производства, обновляется основной капитал, увеличивается спрос на него, развиваются отрасли, производящие средства производства, а затем оживляется вся экономика;

· оживление – уровень производства и занятости постепенно растут до пика, затем фазы цикла снова повторяются.

Экономический кризис – резкое ухудшение состояния экономики страны, проявившееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся связей между предприятиями, рост безработицы, а в итоге снижение благосостояния и жизненного уровня населения.

Причины экономического кризиса:

· несовпадение периодов продажи и оплаты товара;

· неплатежеспособность покупателей;

· несовпадение структуры совокупного спроса и совокупного предложения.


31. ДЕНЬГИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ.

 

Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена.

Деньги – это финансовые активы, которые выполняют функции денег.

Сущность денег проявляется в их функциях. Первая функция - средство обмена. Деньги упрощают экономическую жизнь. Использование денег в качестве посредника расширяет возможности обмена, как продавцам, так и покупателям, экономит время и ресурсы. Вторая функция – мера стоимости. Деньги используются как счетная единица. С их помощью устанавливаются цены на товары и услуги. Третья функция - средство сбережения, или накопления. Деньги выступают как способ сохранения и приумножения личного богатства. Это – отложенный на будущее спрос. Четвертая функция – средство платежа, связана с продажей товаров в кредит, т.е. в долг. Фирмы, люди постоянно заключают контракты с последующей за этим оплатой. С этой функцией связано появление кредитных денег – векселей, банкнот, чеков. Эту функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, земельной ренты, налогов, квартирной платы. На международном уровне деньги выполняют функцию мировых денег. В современной экономике основными функциями денег являюися:

1. Мера стоимости.

2. Средство обращения.

3. Средства сбережения.

Виды денег: товарные, металлические, бумажные, кредитные.

Эмиссию денег, т.е. выпуск денег в обращение осуществляет центральный банк государства. В создании денег принимает участие система коммерческих банков через выдачу кредитов. Выдача ссуды означает появление новых платежных средств у населения. Денежная масса в государстве должна соответствовать товарной массе. Если денег больше, чем товаров, то происходит их обесценение, растут цены. Общий рост цен означает инфляцию. Количество денег, необходимое для обращения, можно определить на основе уравнения Фишера: MV=PQ, где M - денежная масса в обращении; V - скорость обращения денег; P - уровень цен; Q - реальный объем национального продукта.

Из уравнения MV=PQ ясно, что увеличение показателя М (при неизменности V и Q), должно сопровождаться ростом Р (цен). Данная формула позволяет в первом приближении рассмотреть феномен инфляции.


32. Госбюджет и его функции, расходы и доходы бюджета

Государственный бюджет – это финансовый планстраны (расходов и доходов государства). После утверждения государственный бюджет становится законом.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета формируются за счет:

· налогов (85-90% от всех доходов);

· государственных займов;

· различного рода пошлин и сборов;

· эмиссии бумажных денег;

· приватизации государственной собственности.

Расходная часть определяет направления использования государственных средств:

· военные расходы;

· расходы по государственному долгу;

· расходы по финансированию экономики;

· расходы на содержание государственного аппарата;

· расходы на социально-культурные мероприятия.

Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:

1. Распределительная функция - госбюджет перераспределяет значительную часть национального дохода.

2. Контрольная функция - бюджет позволяет контролировать финансовое состояние экономики.

3. Регулирующая функция - изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может сгладить проявления циклических колебаний.

В современных условиях бюджет широко используется государством на различные стороны экономического организма: на ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей и т.п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: гос.капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение гос.потребления. Госбюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В современных условиях доля государства в финансировании НИОКР составляет в западных странах от 40 до 60%.

В РБ бюджетная политика имеет социальную направленность, которая выражается в том, что на образование и здравоохранение используется значительная часть бюджета и имеет тенденцию к увеличению.


33. Мировая экономика экономические аспекты глобализации

 

Мировое хозяйство — это система национальных хозяйств, объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными, финансовыми и научно-техническими связями. Мировое хозяйство как система, развивающаяся по своим собственным экономическим законам, сформировалось на почве мирового рынка. В данном процессе можно выделить несколько этапов.

На первом этапе (XIV–XV вв. — вторая половина XIX в.) мировой рынок охватывает практически лишь сферу обращения, т. е. движения товарных и денежных потоков (мировая торговля).

Второй этап (конец XIX в. — 20-е гг. ХХ в.) характеризуется выходом мирового рынка за рамки сферы обращения. В результате вывоза капитала в различных формах и миграции рабочей силы зарождается и развивается непосредственно интернациональное производство (международные концерны и синдикаты). Главной движущей силой данного процесса является частный капитал, для которого становятся узки национальные рамки.

Третий этап (30-е — 50-е гг. ХХ в.) характеризуется усилением роли государств в регулировании национальных экономик и вмешательством во внешнеэкономические отношения своих национальных субъектов хозяйствования.

На четвертом этапе (50-е — 90-е гг. ХХ в.) приходит осознание целесообразности согласованных действий на международной арене, которое приводит к появлению международных экономических организаций, призванных регулировать мирохозяйственные связи. На этом же этапе формируются экономические регионы (Западная Европа, Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион) и основные центры экономического соперничества (США, Западная Европа, Япония).

Глобализация — это качественно новый этап в интернационализации хозяйственной жизни.

Интернационализация хозяйственной деятельности это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.

Международная экономическая интеграция сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.

Глобализация как тенденция развития мира — это процесс, который характеризуется следующими признаками:

· интернационализацией экономики;

· развитием единой системы мировых взаимозависимостей;

· изменением и ослаблением функций государства;

· активизацей деятельности межнациональных негосударственных образований, таких, как этнические диаспоры, религиозные движения, мафиозные группы и др.

Основными направлениями глобализации в мировой экономике являются следующие:

· финансовая глобализация;

· становление глобальных транснациональных корпораций;

· регионализация экономики (Европейский союз и другие);

· интенсификация мировой торговли;

· тенденция к конвергенции.

Основные этапы глобализации:

· эпоха великих географических открытий (XV в.);

· капиталистическая колонизация мира (XVII — конец XIX вв.);

· развал социалистической системы (вторая половина ХХ в.).

К основным субъектам, влияющим на мировые процессы, можно отнести следующие:

· национальные государства;

· международные организации (ООН, ЮНЕСКО и другие);

· региональные организации (около 60);

· транснациональные корпорации (около 60 тыс.);

· неправительственные организации («Грин-пис» и другие);

· крупные города (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж и другие);

· отдельные известные и популярные личности (Дж. Сорос и другие).


34. Миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы (ММРС) — это оплачиваемая профессиональная деятельность за границей.

На основе ММРС формируется мировой рынок труда.

К непосредственным причинам ММРС относятся следующие:

· различия уровней дохода между странами;

· кризисные ситуации в экономике страны, сопровождающиеся ростом безработицы;

· бурный экономический рост в какой-либо стране, рождающий дефицит рабочей силы и увеличивающий спрос на нее (например, в арабских странах-экспортерах нефти);

· неблагоприятная демографическая ситуация;

· неблагоприятная политическая ситуация.

Имеют место следующие последствия международной миграции рабочей силы:

1. Положительные последствия для иммигрантов:

· увеличение реального дохода от продажи своей рабочей силы за рубежом;

· увеличение возможностей в пользовании общественными благами и услугами за границей;

· появление реальной возможности оказать финансовую помощь родственникам, оставшимся на родине.

2. Отрицательные последствия для иммигрантов:

· потеря возможности получения социальной государственной помощи на родине (пенсии, субсидии, пособия);

· большая зависимость в экономическом отношении от работодателя, чем у местных работников;

· отсутствие возможности получения социальных услуг в новой стране (медицинского обслуживания по страховому полису, получения бесплатного образования и т. д.).

3. Последствия для рабочей силы страны-реципиента (принимающей страны):

· снижение общего среднего уровня заработной платы;

· появление новых конкурентов на рынке рабочей силы.

4. Последствия для бизнеса:

· снижение заработной платы ведет к снижению издержек производства;

· стране-реципиенту можно экономить на отчислениях на социальное и медицинское страхование для иностранной рабочей силы;

· на родине иммигрантов вследствие повышения общего уровня заработной платы (в результате сокращения предложения рабочей силы) растут издержки производства.

5. Положительные последствия для национальной экономики родины иммигрантов:

· сокращение числа лиц, которым нужна финансовая помощь государства;

· приток валютных средств в виде помощи оставшимся родственникам.

6. Отрицательные последствия для национальной экономики родины иммигрантов:

· потеря части налогоплательщиков;

· отсутствие возможности восполнить расходы на образование, обучение и воспитание иммигрантов.

7. Положительные последствия для национальной экономики страны-реципиента:

· появление возможности экономического роста страны;

· облегчение структурных сдвигов в экономике, так как иностранные рабочие обладают высокой мобильностью (степенью передвижения) и могут быть заняты там, где этого требует конъюнктура;

· экономия расходов на воспитание и обучение рабочей силы;

· сокращение затрат на социальную помощь;

· появление новых налогоплательщиков;

· появление возможности использования опыта иностранцев.

8. Отрицательные последствия для национальной экономики страны-реципиента:

· ослабление заинтересованности бизнеса во внедрении достижений НТР, так как иностранная рабочая сила стоит дешевле;

· утечка валюты за рубеж в форме переводов заработной платы;

· появление угрозы перенаселения;

· появление угрозы социальных межнациональных конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.035 с.)