Мнение американцев о причинах бедности, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мнение американцев о причинах бедности,



в % от числа опрошенных, 1980 г.

Ответы Да Отчасти Нет
1. Недостаток бережливости и умного распоряжения деньгами      
2. Недостаточные усилия, предпринимаемые бедняками      
3. Недостаток таланта и способностей      
4. Неспособность общества обеспечить бедных хорошими школами      
5. Потеря морали и пьянство      
6. Болезнь и физические дефекты      
7. Низкая зарплата      
8. Нехватка подходящей для них работы      
9. Дискриминация черных      

Источник: Kluegel J.R. Macro-economic Problems. Beliefs about the Poor and Attitudes Toward Welfare Spending // Social Problems. 1987. № 34. P. 88.

 

Под субкультурой бедности понимается совокупность ценностей, взглядов и оценок, которых придерживаются сами бедные. Изучение не всех, а только бедной части населения помогает социологам выяснить специфические установки и ценности, разделяемые аутсайдерами общества. Бедность — это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и особая психология. Поэтому социологи видят в бедности особую субкультуру, выясняя, как бедные смотрят на свою жизнь, считают ли бедность неизбежной платой за прегрешения или стечением обстоятельств, как они воспитывают своих детей и как относятся к представителям других классов, в чем для них состоит смысл жизни, как они понимают счастье, успех в жизни и т.д.

Понятие субкультуры бедности относится не ко всем группам бедных: бедность сама по себе — еще не повод для отторжения или изоляции от общества. То же можно сказать и про неполные семьи, и про временно безработных. Появление субкультуры бедности возможно только в таком обществе, где существует хроническая бедность, так как накопление специфических традиций и обычаев, ценностей и стереотипов поведения требует достаточно длительного времени.

Еще в 40-е годы XX в. антропологи и социологи стали задумываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономическую, сколько культурную проблему

Впервые на научную почву вопрос о культурном измерении бедности поставил Оскар Левис (иногда его фамилию в русской литературе пишут Льюис), изучавший бедность в начале 60-х годов в Мексике, а позже на Кубе[399]. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей (т.е. культуру), которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличивается ценность настоящего в противоположность ценности будущего. Бедный стремится взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступление, он не задумывается о будущих последствиях. Считая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь “распределить богатство по справедливости”. Характерные черты субкультуры бедности — повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, сменявшаяся апатией, обвинение других в своих собственных бедах, спёцифическое понимание успеха в жизни.

В то же время бедным, как и богатым, присущи мечты и надежды на лучшее будущее. Разница в том, что первые меньше вторых верят в возможность осуществления своих мечтаний. Однако на Кубе социолог столкнулся с другим явлением. Экономически многих кубинцев следовало отнести к категории бедных, некоторые обитали в трущобах и малоприспособленных жилищах. Тем не менее О. Левис не обнаружил у них того “комплекса бедности”, который являлся, по его наблюдениям, непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии, пессимизма, отчуждения от власти и т.д.

Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. О. Левис пришел к выводу о том, что экономические показатели бедности и культурные показатели бедности необязательно связаны друг с другом[400].

Там, где эти показатели совпадают, формируются особый образ жизни и специфическая система ценностей, которые характеризуются замкнутостью и сознательным изоляционизмом. Совместными усилиями социологи выявили перечень обязательных черт, которым соответствует субкультура бедности:

• экономическая и социальная зависимость;

• отсутствие четких моделей ролевого поведения;

• девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

• отчуждение и политическая пассивность;

• отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

• повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);

• доминирующее положение женщины в семье;

• ранний секс;

• преклонение перед физической силой[401].

Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части — тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие “андеркласс”. Субкультуру андеркласса характеризуют низкий уровень запросов, ценности, не связанные с достижением самореализации, иждивенчество, безответственность, беспомощность, лень и асоциальное поведение.

Еще в 60-е годы многие социологи, особенно левого направления, отрицали наличие особой субкультуры бедности, но многочисленные факты передачи негативных ценностей из поколения в поколение убедили их в обратном. Субкультура бедности — продукт ситуации отчаяния и безнадежности. Материальные лишения (депри-вация) порождают фатализм и безысходность, которые продуцируют депривацию. Редко кто в состоянии самостоятельно распоряжаться своей судьбой, большинство отдается на волю обстоятельств. Исследования 30-х годов, проведенные американской исследовательницей М. Ягодой и повторенные в 80-е, дали неутешительные результаты: безработные теряют чувство ритма жизни и самодисциплины и, перестав управлять собой, деквалифицируются и теряют способность к эффективному труду. Свободное время тратится на телевизор, сон, карты, пустые разговоры. Вскоре безработные превращаются в тех, кого не нанимают. И даже если работа находится, они ее вскоре теряют.

Таким образом, субкультура бедных — специфическое явление, которое имеет характерные только для него черты, описанные выше. Однако не каждый, кого статистика относит к бедным, разделяет ценности данной субкультуры. Для многих бедность представляется всего лишь временным состоянием. Поэтому правильнее связывать субкультуру бедных — как специфическое и яркое явление - только с хронической бедностью, а количественно — лишь с определенной частью бедных, относимых к андерклассу.

Отличительная черта стиля жизни андеркласса - высокий уровень как разводов, так и внебрачной (в том числе и в подростковом возрасте) рождаемости. Одни авторы склонны объяснять это упадком нравов, низким уровнем сексуальной и общей культуры, другие видят корень зла в системе государственной благотворительности, провоцирующей разрушение семей и поощряющей рождение детей незамужними женщинами. “Представление себя жертвой (обстоятельств, государства, людей и т.п.) и психологическая ущербность также характерны для андеркласса. Уход от действительности через алкоголь и наркотики — формы девиантного поведения, усиливающие социальную изоляцию этого слоя. Следствие иждивенческой культуры — ориентация андеркласса на сегодняшний день, неспособность к планированию своей жизни. Неразумная, нерациональная трата денег многими бедными — на азартные игры, алкоголь, наркотики и сигареты, предметы “роскоши” — давно замеченное явление”[402].

 

Зоны бедности — территории высокой концентрации бедных, включают те регионы, где коэффициент бедности выше средней по стране. Такие территории могут находиться в границах одной страны либо в границах всего земного шара. К примеру, страны третьего мира традиционно относят к зоне бедности. При этом коэффициент (уровень) бедности определяется как доля населения с доходами, равными или ниже величин соответствующих порогов бедности в общей численности населения.

Кроме термина “зона бедности” употребляется термин “региональная бедность”, с помощью которого описывают распределение бедности по различным географическим районам, устанавливают точки наибольшей концентрации бедности и определяют ее причины и последствия. В некоторых районах земли бедность накапливается из поколения в поколение и становится хроническим явлением. К ним относятся Аппалачи в северной части США, север Англии и Ирландии, юг Италии. Однако к бедным часто относят не только районы отдельной страны, но целые страны, и группы стран, в частности это Центральная и Южная Америка, Ближний Восток, прилегающая к пустыне Сахара часть Африки, значительная часть Центральной Азии. Эти регионы отнесены к странам третьего мира, представляющим собой экономически неразвитую зону.

Иногда бедность перемещается из одного региона земли в другой. Когда страны, вступившие на путь индустриализации, перенесли часть своих производственных мощностей в колонии, где была более дешевая рабочая сила, многие жители метрополии потеряли работу и оказались в числе бедных. К такому же результату приводит международная конкуренция, вынуждающая разоряться целые отрасли промышленности.

Региональная бедность существует и внутри России. Например, в 1997—1998 гг. средний доход в Ямало-Ненецком автономном округе был в 4 раза выше, чем средний по России, а в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — в 4 раза ниже. В Москве бедных в два раза меньше, чем по России. Москва занимает особое положение в стране. Здесь сконцентрированы все финансовые институты и рынок валюты, размещено большинство иностранных компаний и фирм. Москва по своим финансово-экономическим характеристикам, уровню и образу жизни населения, возможностям заработка, а также денежного и имущественного накопления значительно превосходит другие субъекты Федерации.

Кроме столицы, в Российской Федерации есть еще три региона с относительно обеспеченным населением, где надушу приходится в среднем больше двух прожиточных минимумов. Это Тюменская область и входящие в ее состав Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. 57 регионов характеризуются малой обеспеченностью населения, а 27 — его бедностью. И везде, как отмечают социологи, наблюдается отрицательная динамика по доходам[403].

Еще в 1989 г. Э. Аткинсон и Д. Миклеврайт, пользуясь данными Госкомстата об официальном прожиточном минимуме, рассчитали пропорции бедных по регионам Советского Союза. Разброс оказался большой — от 2% в Прибалтике до 50% в Средней Азии. В России доля бедных не превышала 5%[404].

О региональных различиях в уровне жизни можно судить по такому показателю, как количество объемов сбережений. Они свидетельствуют о том, что люди, откладывающие деньги, удовлетворили жизненно необходимые потребности и приступили к кратко- или долгосрочным накоплениям. Как правило, сбережения делают состоятельные и богатые слои общества, но не бедные, живущие от зарплаты до зарплаты. Если считать, что количество сбережений больше там, где меньше бедных и больше богатых и зажиточных, то данный показатель может выступать измерителем уровня жизни и масштаба бедности, взятых в региональном аспекте.

В 1996 г. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН) провел в 13 регионах России социологическое исследование (рук. Н.М. Римашевская и И.Е.Дискин), направленное на выявление объема, структуры и организации частных сбережений. Выяснилось, что регионы различаются не только количеством сберегателей, но и объемами сбережений. Безусловным лидером была Москва, где объем сбережений в среднем на семью в 2 раза выше, чем в Иркутской области (33 млн руб. против 17), и в 15 выше, чем в Воронежской области (2,8 млн руб.). В Иркутской области объем сбережений в расчете надушу населения, поданным обследования, был равен 2892 тыс. руб., тогда как в Воронежской области этот показатель был в 12 раз ниже. Анализ данных показывает, что если в среднем по России доля сберегателей оценивается примерно в 60% от общего населения, то в Москве она поднимается до 94%, в Иркутской области составляет чуть больше половины населения, а в Воронежской — менее 30%. Во всех регионах большинство сберегателей — держатели мелких сумм, преимущественно наличных. Следует также отметить, что налицо проявление территориальных различий в реализованных и предполагаемых целях использования сбережений. В кризисных регионах (Воронежская область) доля семей, использовавших в 1996 г. сбережения только на текущее потребление, была в 2 раза выше, чем в регионах-донорах (например, Москва). Противоположной тенденцией характеризуются региональные различия в значимости инвестиционных предпочтений при сбережении средств: среди домохозяйств, реализовавших намерения сберечь свои средства, в Воронежской области их доля была в 2 раза ниже, чем в Москве. Оказалось, что планируемые цели использования сбережений зависят от их объема: чем выше объем сбережений, тем больше склонность их инвестировать. Правда, заметное преобладание инвестиционных предпочтений наблюдается только при объемах сбережений свыше 40 млн руб. Семей с такими деньгами нет в Воронежской области, а в Москве и Иркутской области их доля составляла 21,6 и 8,3% от общей численности семей, имеющих сбережения в ликвидной форме[405]. Таким образом, очевидна сильная дифференциация регионов: отрыв Москвы от других субъектов Федерации и очень сильное отставание депрессивных регионов.

Децентрализация и развитие рынка в России усугубляют социально-экономические диспропорции между “русскими” и “национальными” субъектами Федерации. Последние, за редким исключением, относятся к разряду экономической периферии, их перспектива — дальнейшее обострение кризиса. Поляризация на бедные и богатые регионы имеет негативные последствия. Уже сейчас в республиках Российской Федерации раскручивается этноклановая борьба за сферы власти и управления, практикуется протекционизм по национальному признаку при приеме на работу, все более основательно укореняется этническая безработица (ситуация, когда люди одной национальности чаще становятся безработными, чем их соседи другой национальности)[406].

В дельте Нила в Египте многие крестьяне зарабатывают себе на жизнь, обрабатывая клочок земли (на человека приходится менее акра площади). Совокупный доход среднестатистического египтянина не превышает 300 долл. в год. Когда земля истощается и не может обеспечить ее хозяев средствами к существованию, они перебираются в города. В Каире, крупнейшем из африканских и ближневосточных городов, широкие тротуары заполняют толпы людей, движущихся буквально плечом к плечу. Большинство семей, говоря о своем жилище, имеют в виду две маленькие комнатки, где проживают 4—5 человек. Считается, что таким семьям еще повезло. Для многих людей поесть мяса один раз в неделю — роскошь. Каждые четверо из десяти к тому же не умеют ни читать, ни писать.

Но положение в Египте нельзя назвать уникальным. На самом деле египтяне преуспевают по сравнению с сотнями миллионов жителей Африки, Азии и Латинской Америки. Большую часть стран на этих континентах представляют так называемые развивающиеся страны. Например, в Мали доход на душу населения в год составляет около 140 долл., а уровень неграмотности -90%. В Бангладеш доход на душу населения еще меньше, чем в Мали. Многие деревни в развивающихся странах до сих пор не имеют электричества, в большинстве нет даже мусорных баков и канализационных систем. За 70-е годы в Африке от голода умерли почти полмиллиона человек. И в наше время каждый день более 500 млн человек ложатся спать голодными[407].

При жизни многих поколений традиционный экономический уклад годился лишь на то, чтобы обеспечить минимальный уровень удовлетворения основных человеческих потребностей. Производилось ровно столько пищи и строилось ровно столько жилья, сколько было необходимо для выживания. Население страдало от наводнений, засух, болезней и недоедания. В годы, когда в американской экономике на душу населения приходилось около 15 тыс. долл., в африканском государстве Заир среднедушевой ВНП составлял 200 долл.

Тогда как порог бедности в США составляет 10 тыс. долл., среднедушевой доход в год в Бангладеш не превышает 120 долл., в Бутане 100, на Гаити 330, а в Мали - 130 долл. Во времена Великой депрессии в США, когда половина населения официально считалась бедной, семья, имевшая доход в 10 тыс. долл., могла позволить себе иметь хороший дом, автомобиль, одежду и еду.

Революция в средствах связи, произошедшая в последней четверти XX в., привела к тому, что громадные массы населения развивающихся стран получили возможность отчасти приобщиться к благам западной цивилизации. Передачи спутникового телевидения могут приниматься в любой точке земного шара; кинофильмы получают распространение по всей планете. В бедных странах люди познакомились с образом жизни в богатых государствах. Они хотели бы жить так же, однако технический уровень развития общества еле-еле позволяет им сводить концы с концами.

 

Почему экономика бедных стран не в состоянии прокормить население?

Развивающиеся страны испытывают прежде всего дефицит производительного капитала (в части средств производства: машин, инструментов, фабрик и т.д.). Их инфраструктура (дороги, порты, коммунальные службы, водоснабжение) в большинстве случаев неспособна удовлетворить возникающие потребности. Существуют проблемы и с рабочей силой: население этих стран не обладает соответствующей квалификацией и опытом. Здесь очень низкий уровень грамотности, плохие условия жизни, недостаток специалистов в области управления.

Стремясь создать мощный экономический потенциал, страны третьего мира стали занимать под промышленные цели земли, которые ранее использовались для возделывания сельхозкультур. Результатом стало сокращение производства продуктов питания. В то же время из-за улучшения санитарно-гигиенических условий, которое повлекло за собой некоторое снижение смертности, в том числе детской, население стало расти опережающими темпами.

Развивающиеся страны могут занимать деньги в долг у более развитых стран или предоставлять зарубежным инвесторам право на ведение деловых операций на их территории. Однако часто иностранная помощь, решая одни проблемы, создает другие. Иностранные кредиторы используют помощь как способ навязать угодную им форму государственной власти или просто эксплуатировать слаборазвитые страны, забирая у них гораздо больше, чем вложили.

Для повышения жизненного уровня людей экономический рост страны должен идти более высокими темпами, чем рост населения. Иначе говоря, если национальный объем производства увеличился на 15%, то население должно вырасти не более чем на 10—14%. В развитых странах данная пропорция соблюдается, а в развивающихся – постоянно нарушается. Понимая важность приведения двух величин в соответствие правительства развивающихся стран принимают дополнительные меры по ограничению роста населения, тогда как развитые страны, напротив, поощряют его.

Экономическая помощь развивающимся странам - очень выгодный бизнес, который приносит дивиденды не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. США и большинство других промышленно развитых государств поддерживают развивающиеся страны, поскольку видят в них часть мировой экономики. США рассматривают другие страны как источник импорта, необходимого для поддержания достигнутого своей страной уровня жизни, и как рынок сбыта собственных товаров. Однако бедные страны - плохие покупатели, потому что не имеют средств на покупку товаров и услуг. Поэтому помощь развивающимся странам представляет собой хороший бизнес, давая возможность расширить внешнюю торговлю. Развивающиеся страны представляют собой рынок, куда можно сбывать залежалую продукцию, которая не пользуется спросом внутри США. Иногда ее сбывают в виде гуманитарной помощи. Дело в том, что в развитых странах регулярно бывают кризисы перепроизводства, и столь же регулярно возникает необходимость куда-то девать излишки. Помимо прочего, такая гуманитарная помощь выполняет и политические функции, поддерживая влияние США на слаборазвитые страны.

Более 1 млрд жителей стран третьего мира живет в бедности, имея доход ниже 370 долл. в год. Ожидаемая продолжительность жизни в Северной Африке 50 лет (для сравнения: в Японии — 80). Детская смертность в Южной Азии составляет 170 смертей на 1000 рождений (в Швеции — 10). Более 110 млн детей из стран третьего мира не имеют возможности поступить даже в начальную школу. В Мексике ожидаемая продолжительность жизни для 10% беднейшего населения на 20 лет меньше, чем для 10% наиболее богатых. Около 3/4 бедных в странах третьего мира проживают в сельской местности. Однако в настоящее время наблюдается урбанизация бедности в связи с разрастанием трущоб и незаконных поселений — на 7% в год возрастает число городских бедных. Около 3/4 бедных проживают в экологически неблагополучных районах[408].

При определении степени бедности той или иной страны Мировой банк использует следующие показатели:

• численность населения;

• территория;

• ВНП надушу населения;

• среднегодовой рост инфляции (в %);

• ожидаемая продолжительность жизни;

• грамотность взрослого населения (в том числе женщин, в %).

При международных сравнениях возможны разные варианты. Один вариант — сравнение потребительских корзин, — предложенный Всемирным Банком. При этом варианте используется концепция абсолютной бедности.

Другой вариант — определение черты бедности относительно медианного (или среднего) уровня экономического благосостояния. При таком варианте человек считается бедным, если его экономическое благосостояние существенно ниже среднего.

Для всех бедных или бедствующих стран характерен так называемый “порочный круг нищеты”. Что это значит?

Поскольку доход населения в этих странах очень низок, людям хватает средств только на удовлетворение самых насущных потребностей. Стало быть, у них не остается денег на сбережения и накопление капиталов. Но если нет накоплений, нет и производительного капитала, нет капиталовложений в новые фабрики, машины, технологии.

А там, где нет инвестиций в наукоемкие технологии, производительность труда будет оставаться крайне низкой. Исторический опыт доказывает, что низкая производительность общественного труда ведет к низкому уровню доходов населения и экономическому отставанию страны. Напомним, что именно низкий уровень производительности труда в СССР оказался главной, хотя и скрытой от поверхностного взгляда, причиной крушения советской страны. Именно он не позволил России в процессе перехода к капиталистическим отношениям в 90-е годы вырваться из бедности и приблизиться к передовым державам.

 

Показателями социального неравенства выступают депривация и обездолен ность.

Обездоленность характеризует бедность, возникшая из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по определенным причинам: состояние здоровья, многодетность, алкоголизм и т.п.

Депривацию надо отличать от обездоленности. Понятие социальной депривации применяется к тем группам населения, которые в каких-либо аспектах ущемлены в обычных человеческих правах и не могут вести полноценный образ жизни. Чаще всего к этим группам относятся дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также бедные. Под депривацией подразумевается лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Таким образом, обездоленность характеризует определенную группу бедных, а депривация характеризует многие группы населения.

Концепция относительной депривации (relative deprivation) появилась в 70-е годы XX в. Важное место в ее разработке занимали исследования Т. Маршалла и П. Таунсенда. Человек или семья признавались бедными, если средства не позволяли им вести приличествующий для данного общества образ жизни. Английский социолог П. Таунсенд в известной книге “Бедность в Великобритании” (1979) дал обобщающее определение относительной бедности: “Индивиды, семьи, социальные группы населения можно считать бедными, если они не имеют ресурсов для участия в общественной жизни, поддержания необходимой диеты, условий жизни, труда и отдыха, которые являются обычными или по крайней мере широко принятыми в обществе, в котором они живут. Их ресурсы значительно ниже того, что имеет средний индивид или средняя семья, вследствие чего они исключены из обычного стиля жизни, общепринятых моделей поведения, привычек и типов деятельности”[409]. Таунсенду принадлежит и разработка субъективного индекса относительной депривации. Он утверждает, что 25% англичан живут в реальной бедности или почти в ней, а около 50% англичан находятся в постоянном страхе возможной бедности. Лишь немногие надеются избежать горького опыта бедности и то на короткие периоды[410].

Бедные не относятся к экономически самостоятельным категориям граждан, поскольку неспособны обеспечить материальное благополучие своих семей, не прибегая к помощи государства (дотации, пособия, разовые выплаты). Хотя бедные не имеют экономической самостоятельности, они не лишаются конституционных прав и социальных привилегий, существующих в обществе. Правда, реализовать свои права в полном объеме они, естественно, не могут. Полноценная, социально насыщенная жизнь в действительности существует не для них. Скажем, формально бедные имеют право пользоваться высококачественным медицинским обслуживанием и образованием, но реально доступ к ним для них закрыт.

Дети из бедных семей не имеют тех социальных преимуществ, которые автоматически получают дети богатых. Бедные лишены многого. Если у них нет машины, то в США они, к примеру, не могут пользоваться загородными супермаркетами, где цены ниже, и должны довольствоваться местными магазинами, где цены выше. Обычно бедные приобретают продукты небольшими партиями, а это дороже, чем если бы они покупали оптом или большой партией. Часто им приходится пользоваться кредитом и, следовательно, платить дополнительный налог.

Бедняки живут в непрестижных, перенаселенных и криминогенных городских районах, в плохих жилищах, питаются хуже, их дети посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы.

Одним из последствий депривации является то, что бедные не осваивают социально одобряемые роли и высокие культурные ценности. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Нередко они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

Экономическая необустроенность сказывается на успеваемости детей бедняков. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. В семьях бедняков мало книг, нет библиотек, что способствовало бы расширению кругозора. Родители, как правило, сами малообразованные и не в состоянии помочь ребенку в учебе. И само образование как ценность в бедных семьях не пользуется высоким авторитетом. К тому же если в семье хроническое недоедание или малокалорийное питание еще усугубляется алкоголизмом, на свет появляется неполноценное потомство.

В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, потому что учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Семьи бедняков — основной источник так называемых “неблагополучных детей”.

“Догоняющая бедность” — так можно назвать явление, суть которого состоит в престижном потреблении. Для молодежи в большей мере, чем для взрослых, свойственно желание модно одеваться и выглядеть, как другие. Модные джинсы, дорогая куртка, кроссовки, плейер и многое другое, чем обладают дети более состоятельных родителей, формируют некоторые образцы, на которые ориентируются дети тех, кому подобные вещи не по карману. Если покупка модных вещей для родителей из состоятельных классов может пройти незаметно, то на бюджете родителей бедняков это сказывается очень заметно. Если первые затрачивают на них 1/4 часть семейного бюджета, то вторые — 2/3. Относительная цена престижных покупок для бедных гораздо выше. Подобного бы не произошло, если бы бедняки ориентировались на потребительские стандарты своего собственного класса.

Престижное потребление вынуждает многих жить не по средствам. Выходцы из бедных семей тяготятся своим положением и своей семьей, материальный уровень которой не позволяет жить лучше. На этой почве возникает конфликт поколений, дети обвиняют родителей в том, что они не умеют жить, не умеют или не хотят “делать деньги”, пренебрегая законом или нормами морали. В результате дети бедняков изыскивают незаконные способы получения дохода.

Деньги нужны им, чтобы “догнать” богатых, жить по стандартам, навязанным им средним или высшим классом. Неудивительно, что у бедных чаще, чем у представителей других слоев, начало трудовой карьеры связано с нелегальным бизнесом.

 

 

Глава 11

Социальная мобильность

 

 

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

 

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых “белых воротничков” — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других.

Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес-элита.

Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает двух типов: нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх). Горизонтальной мобильностью называется такое перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте — А. Пиренн и Л. Февр. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П. Сорокин. Зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Советские социологи пользовались другими терминами. Переход между классами они называли межклассовыми перемещениями, а переход внутри одного и того же класса — внутриклассовыми. Эти термины были введены в советскую социологию в 70-е годы. Межклассовые перемещения обозначали переход из одного класса в другой, скажем, если выходец из рабочей среды оканчивал философский факультет и становился преподавателем, переходя таким образом в прослойку интеллигенции. Если же рабочий, крестьянин или интеллигент повышал уровень образования и переходил с малоквалифицированной к средне- или высококвалифицированной должности, оставаясь рабочим, крестьянином или интеллигентом, то они совершали внутриклассовые вертикальные перемещения.

Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождениевынужденное.

Повышение в должности — пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности — пример нисходящей. Вертикальная мобильность — изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.075 с.)