Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранжировка мотивов добрачной сексуальной связи у мужчин

Поиск

(в % к опрошенным)

 

1.Удовлетворение сексуальных потребностей – 22,0

2.Необходимость лучше узнать друг друга – 19,4

3.Для гармоничной семейной жизни – 16,0

4.Необходимость приобретения опыта – 11,1

5.Личное дело каждого – 8,3

6.Продолжение чувств – 2,0

7.Разное – 19.4[293].

 

Обращает на себя внимание, что более 20% студентов обоего пола затруднились обосновать необходимость сексуального опыта.

Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей, живущих в столице, выбравших престижные профессии, упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие. Можно предположить, что в условиях села, поселка городского типа или малого города, где социальный контроль осуществляется в процессе непосредственного соседского общения, результаты могут быть иными. Эта проблема требует специального исследования.

Социологи МГУ выяснили, что средний возраст начала сексуальной жизни у московских студентов составляет немногим более 17 лет. Средний возраст начала половой жизни в мире – 17,4 года. "Первое место" в мире занимают американские подростки, занимающиеся сексом в среднем с 15 лет. Социологам удалось обнаружить, что при всей раскованности поведения молодежи одна треть девушек студенток к третьему курсу, т. е. примерно к 19–20 годам, еще не имеют сексуального опыта. Тогда как 50% старшеклассников обоего пола уже не девственники[294]. Изучая структуру мотивов добрачных сексуальных связей у студентов обоего пола, мы обнаружили совпадение принципиальных позиций во взглядах мужчин и женщин. Самым знаменательным фактом является связь добрачного поведения с проблемой свободы личности, выбора жизненной стратегии. Возможность выбора в сфере сексуальных отношений представители молодой интеллигенции рассматривают как вариант свободы воли, демократическое право личности. Выявленная тенденция в нравственной позиции молодежи свидетельствует о глубокой эволюции отношений между полами в нашем обществе в сторону их большей эгалитарности, демократизации. Большую разницу во взглядах и сексуальном поведении молодежи по сравнению со старшими поколениями нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей. Такие оценки поверхностны, а зачастую циничны. Добрачный сексуальный опыт многие студенты обоего пола оценивают как подготовку к браку для определения сексуальной совместимости. Отвечая на открытые вопросы анкеты, они написали: "В сексе человек бывает самим собой... Сексуальный опыт необходим, чтобы не было разочарования..." Подавляющая часть ответов сводится к мысли, что сексуальные отношения – важнейшая составная часть семейных отношений, поэтому нужен добрачный опыт при серьезном отношении друг к другу.

При массовом совпадении мужских и женских оценок добрачного поведения ощутимы и серьезные различия в жизненных целях и настроениях девушек и юношей. Ответы женщин часто отражают конфликт между нравственными нормами и конкретной жизненной ситуацией. Так, большинство студенток предпочли бы добрачную связь только с будущим супругом, тогда как у мужчин не существует подобной установки. Очевидно, что у многих молодых мужчин секс не связан с ответственностью за судьбу женщины. Здесь явственно проступает обратная сторона женской доступности, которой нередко пользуются мужчины.

В специальном исследовании, посвященном особенностям брачного выбора в России, выявлена современная ориентация молодежи на брак не с целью создать семью, а узаконить сексуальные отношения[295]. Это наводит на размышления о том, что при всей эволюции отношений между полами в сторону демократизма российская традиция толкает молодежь на заключение брака ради соблюдения приличий.

Взгляды студентов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивацией вступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению брака со стороны российской молодежи.

Ранжировка мотивов вступления в брак [296]

 

Женщины:

1. Любовь

2. Расчет

3. Беременность

4. Желание создать семейный очаг и иметь детей

5. Самостоятельность от родителей

 

Мужчины:

1. Любовь

2. Желание создать семейный очаг и иметь детей

3. Беременность

4. Самостоятельность от родителей

5. Расчет

 

Многое изменилось за последние годы в нашей социальной жизни; разрушены важнейшие нравственные ценности. Но даже в условиях глубочайшего общественного кризиса, так называемой аномии, национальный характер не может целиком нарушиться. Как и много лет назад, молодежь ориентируется на любовь, оценивая ее в качестве основного мотива создания семьи. Наши исследования подтверждены результатами, полученными социологами МГУ. Последние выявили, что любовь занимает главное место в системе жизненных ценностей столичных студентов. Вероятно, этот социологический факт можно считать показателем нравственного здоровья российского общества. Вместе с тем поражает, что девушки поставили расчет на второе место после любви. У мужчин расчет при вступлении в брак занимает последнее место. У мужчин желание создать семейный очаг занимает второе место после мотива "любовь", у женщин - четвертое. Можно констатировать, что мотивация брака существенно не изменилась за последние годы.

В обществе по-прежнему существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип - "делай как все", и расчет. Новым является более выраженный мотив расчета.

Весьма характерны требования, предъявляемые своему избраннику или избраннице. Ни мужчины, ни женщины не поставили на первое место внешнюю привлекательность. У мужчин этот признак находится на 4-м месте, у женщин - 6-м. Прежде всего студенты выдвигают гомогенные социальные требования к будущему супругу или супруге: ум, интеллект. Затем идут универсальные нравственные ценности: доброта, порядочность, надежность, верность и любовь к детям, преданность семье, скромность, терпеливость.

Современные интеллигентные молодые женщины хотят, чтобы их будущие мужья прежде всего были способны обеспечить семью материально, были уверенны в своих силах, вели здоровый образ жизни, не имели вредных привычек. Предприимчивый, оптимистичный, морально и физически гармоничный, тактичный, обладающий чувством юмора, благоразумный - эти качества должны быть присущи, по мнению опрошенных студенток, современным молодым людям.

Мужчины видят свой идеал в традиционно женских добродетелях - верности, женственности, скромности, домовитости, добром нраве. Студенты обоего пола считают обязательным качеством супруга способность к взаимопониманию. В нашем исследовании студенты рассуждают как бы теоретически, задумываясь над своим будущем, определяя жизненные стратегии. Весьма показательны результаты, полученные при опросе пар, подающих заявления на регистрацию брака впервые. Возраст от 21–29 лет. Анкеты жених и невеста заполняли отдельно друг от друга[297].

Только у 20% вступающих в брак молодых оценки характера друг друга взаимоположительны.

 

Черты характера, беспокоящие будущих супругов, %

 

Черты характера Невеста Жених
Характер будущего супруга беспокоит    
Упрямство    
Плохое настроение    
Излишняя критичность    
Пристрастие к спиртному    
Замкнутость    
Неправильное поведение на людях    
Ненадежность в делах    
Ревность    
Желание добиться превосходства    

 

Больше половины женихов и невест еще до брака неудовлетворены характером друг друга. Поражает, что около 40% женихов обеспокоены приверженностью к спиртному своей будущей жены.

Вместе с тем будущие супруги уверены, что после свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.

Только 19% опрошенных склонны решать конфликты эффективно. Половина женихов и невест ссорятся "из-за пустяков" до брака.

Только у 20% пар совпадают ролевые ожидания. Так, у 88% пар намечаются значительные проблемы в отношении финансовой сферы уже в добрачный период. Это касается прежде всего способов получения и распределения денег.

Особый интерес вызывают результаты, раскрывающие взаимоотношения вступающих в брак с родителями. Социологи отмечают напряженность отношений между родителями и детьми в родительской семье. В зоне конфликтности с родителями находится до 3/4 детей, 15% родителей применяют физические наказания. Семейная жизнь родителей является образцом только для 28% юношей и девушек. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей[298].

Невесты и женихи показали, что у 1/4 женихов и невест к моменту подачи заявлений родители не знакомы с будущей невесткой или зятем. Только 16% из них уживаются с родителями, остальные указывают на постоянные конфликты со своими родителями и противоположной стороной. По нашим результатам, более 55% студентов обоего пола намереваются сделать свой выбор супруга, пренебрегая мнением родителей.

Отношение студентов к мнению родителей

по поводу избранника, % [299]

 

  Мужчины Женщины
Прислушиваюсь 44,4 29,0
Выслушаю, но сделаю по-своему 27,8 50,7
Мнение родителей безразлично 27,8 20,3

 

Сыновья чаще, чем дочери, считаются с мнением родителей. Нам представляется, что пробивает себе дорогу новая тенденция, связанная с убывающей инфантильностью, стремлением устроить свою судьбу самостоятельно.

Около 40% студентов-мужчин отрицают ранние браки. В беседах с нами они отмечали, что жениться надо, добившись полной материальной независимости от родителей. Молодые неженатые мужчины имеют внутреннюю установку на самостоятельность и автономию.

Предположительный возраст вступления в брак, % [300]

  По мнению мужчин По мнению женщин
для мужчин для женщин для мужчин для женщин
до 20 лет 2,8 13,8 7,2 14,5
с 21 до 25 лет 52,8 50,0 55,1 62,3
с 26 до 30 лет 27,8 22,2 27,5 13,0
свыше 30 лет 11,1 5,6 4,3 4,3
возраст не имеет значения 8,3 8,3 5,7 5,7

 

Больше половины студентов обоего пола считают, что заключать брак надо со сверстниками в интервале от 21 до 25 лет.

Зоной будущих конфликтов в семье могут быть взаимоотношения с друзьями. Эти отношения даже в добрачный период у 86% являются напряженными с обеих сторон. Только 14% не испытывают подобных трудностей[301].

Отношение к будущему родительству является сильной стороной у 28% пар. У остальных ожидания, связанные с появлением ребенка, либо не совпадают, либо не соответствуют реальным трудностям. 30–50% будущих супругов вообще не задумываются о проблемах родительства. Более 40% по этому вопросу уже в добрачный период не находят взаимопонимания.

Мнение о характере досуга совпадает только у 18% респондентов.

Самой согласованной сферой оказалась сексуальная – 70% пар[302].

Таким образом, уровень подготовленности молодежи к браку является крайне низким. Преобладает не рациональный, а эмоциональный подход к браку, завышенный романтизм, отсутствие важнейших психологических и бытовых навыков.

Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.

Весьма показательно изменение ценностных ориентации у вступающих в брак и разводящихся. Приведем обобщенные результаты некоторых социологических опросов. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: любовь, нежность, взаимное уважение, верность, деликатность.

Супруги, решившиеся на развод, пришли к переоценке ценностей. Мужчины более высоко, чем до брака, оценивают взаимное доверие, нежность, любовь. Женщины не подвергают переоценке значение чувства любви. Поразительно меняется в связи с отрицательным семейным опытом оценка женщинами трезвости. В структуре ценностей этот показатель перемещается с тринадцатого места, которое он занимал у невест, на первое - у разводящейся женщины. Половина разводов и семейных неурядиц вызывается пьянством. Пьянство стоит на первом месте среди причин разводов.

Социологи отмечают у женщин большую, чем у мужчин, стабильность точек зрения на приверженность браку. Самыми неприятными чертами характера разводящиеся назвали раздражительность, упрямство, нечестность, неряшливость.

По мнению разводящихся обоего пола, семейному благополучию должны сопутствовать единство интересов супругов, умение считаться с привычками и особенностями характера друг друга.

Большее значение, чем вступающие в брак, разводящиеся придают хорошим материальным условиям семейной жизни. Это трезвое суждение определено жизненными реалиями.

Разводящиеся почти не переоценивают такие важные моменты совместной жизни, как общность политических и эстетических взглядов. Видимо, хотя конкретные интересы супругов часто расходятся, их мировоззрение редко бывает несовместимым.

Реалистические ожидания характерны для 0,6%. Имея завышенные, идеализированные представления о браке, молодые супруги быстро7 испытывают разочарование. Трудности семейной жизни переносятся на личность супруга, с которым трудно ладить.

В связи с политикой официального интернационализма в советские времена поощрялись межнациональные браки. Они составляли 15% от общего числа брачных союзов. Сегодня этот процесс затормозился в связи с обострением межнациональных отношений. Большинство вступающих в брак стремится создать гомогенную в национальном отношении семью.

 

Критерии выбора брачного партнера [303]

Интернационалисты Националисты
1. Род занятий – 60% 1. Род занятий – 70%
2. Уровень образования – 60% 2. Уровень образования – 60%
3. Материальная обеспеченность – 20% 3. Материальная обеспеченность – 40%
4. Национальность – 20% 4. Национальность – 90%

Выявлены факторы, мешающие заключить брак с человеком другой национальности[304].

 

Интернационалисты Националисты
1. Неодобрение родителей – 60% 1. Неодобрение родителей – 60%
2. Необходимость подчиняться чужим обычаям – 40% 2. Необходимость подчиняться чужим обычаям – 80%
3. Собственное нежелание – 50% 3. Собственное нежелание – 90%
4. Требование религии – 20% 4. Требование религии – 60%
5. Неодобрение друзей – 20% 5. Неодобрение друзей – 50%
6. Дети-полукровки – 10% 6. Дети-полукровки – 60% |

 

Бросается в глаза негативное отношение родителей к межнациональному браку как в интернационалистически, так и в националистически настроенной среде. Это говорит о том, что роста таких браков в обозримом будущем не
ожидается. Подавляющее число молодых людей, даже считающих себя интернационалистами, опасаются необходимости подчиняться чужим обычаям и выражают собственное нежелание заключить смешанный в национальном от-
ношении брак.

Наверное, можно говорить о тенденции социальной и национальной гомогенности при создании семьи.

Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление.

Для характеристики брака в литературе употребляются понятия: устойчивость и стабильность брака. Они часто употребляются как синонимы. Однако требуется определенное разграничение этих понятий[305].

Стабильный брак – это брак, который юридически и фактически не распался. О качественной стороне взаимоотношений в таком браке ничего не известно. Качественную характеристику брака легче дать, оперируя понятием "устойчивый брак", которое предполагает благополучный семейный союз с высоким уровнем удовлетворенности браком со стороны супругов. Очевидно, стабильные браки всегда преобладают над устойчивыми. В условиях усиления кризисного состояния общества, его расслоения социологи констатируют изменение бракоразводных установок супругов в сторону стабилизации брака.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.008 с.)