Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональный бюджет времени жителей крупных городовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На каждого члена семьи в неделю (в часах)
Неслучайно в развитых капиталистических странах с индустриально развитой системой бытового обслуживания работающие женщины тратят на домашнее хозяйство 50% общего времени труда. В развитых странах благодаря времясберегающей домашней технике, индустриализации бытовых услуг произошло резкое сокращение времени, затрачиваемого на домашнее хозяйство. В довоенные годы домашняя хозяйка тратила в день по 10 часов на домашнее –хозяйство, сейчас – 4 часа, более 20 часов в неделю[259]. В Японии, которая занимает одно из первых мест по уровню бытового обслуживания населения, недельная занятость домашним хозяйством у женщин выглядит следующим образом[260]: неработающая женщина с детьми - 6 часов; неработающая женщина без детей – 5 часов; работающая женщина с детьми – 4 часа; работающая женщина без детей – 3 часа. Немецкая семья тратит в неделю на уборку помещений 12,1 часа[261]. Это столько, сколько наши специалисты запланировали на ведение всех видов домашнего хозяйства в неделю. Не слишком ли мы спешим с расчетами? Не потому ли наши журналисты удивляются чистоте домов и улиц западных городов. Немецкие женщины моют с мылом не только подъезды, где они живут, но и тротуары возле дома. Домашний труд создает ценности общественного значения. Наносят немалый вред семье и обществу, обесценивая роль хозяйки и хозяина в доме. Ведение домашнего хозяйства требует умения, навыков, смекалки, предполагает настоящее творчество. Веками сложившаяся культура домашнего хозяйства была ориентирована на неработающую женщину. Надо вооружить семью новой культурой домоводства. Распределение доходов, питание, уборка, стирка, эстетическое убранство, уход за детьми, этика отношений между членами семьи в бытовой сфере - все требует переосмысления, приспособления к новым условиям жизни миллионов семей. Если признать, что организация домашнего хозяйства – важная семейная функция жены и матери, необходимо задуматься о всех доступных на сегодня формах гибкого нормирования труда женщин в общественной сфере. Целесообразно предоставить работающей семейной женщине особый режим труда, создающий условия для рационального сочетания ее профессиональной и семейной ролей. Проведенное нами социологическое исследование, выявившее отношение молодежи к семейным ценностям, показало серьезные структурные изменения, происходящие в современной молодой семье, что позволяет определять перспективные тенденции ее развития. Молодые интеллигенты обоего пола считают, что семья должна обеспечивать возможность развития человеческой личности. В общественном сознании произошли значительные сдвиги по сравнению с недавними временами советской действительности. Резко изменилось отношение молодых женщин к проблеме совмещения профессиональных и семейных функций[262]. По мнению женщин, приоритеты: семья – 49,3%; работа – 17,4%; затруднились ответить - 33,3%. Почти 50% опрошенных девушек, выбравших престиж- ' ные профессии, получающих высшее образование, приоритетными функциями назвали семейные, а не профессиональные. Определенно ориентируются на профессиональную деятельность немногим более 17% студенток. Обращает на себя внимание, что треть респонденток еще не определила свое мнение. Жизненная позиция молодых представительниц интеллигенции поразительно отличается от поголовной настроенности советских женщин на участие в общественном труде. Новые личностные установки коррелируют с мнением мужчин и женщин об изменении семейных ролей супругов. Более 66% молодых мужчин и 50% женщин считают, что кормильцем в семье должен быть муж. Большинство отводит мужчине максимальную ответственность за семейное благополучие. Сегодня молодые люди воспроизводят традиционную схему семейных ролей: отец - - кормилец, мать – хозяйка, хранительница очага. На вопрос "Кто должен заниматься домашним хозяйством?" были даны следующие ответы (в %)[263]: МУЖЧИНЫ: жена - 27,8; муж - 0; совместно – 69,4; затруднились ответить – 2,8 ЖЕНЩИНЫ: жена – 21,7; муж – 0; совместно – 75,4; затруднились ответить – 2,9 Более 20% студентов обоего пола отводят основную роль в ведении домашнего хозяйства жене, но муж должен быть непременным помощником. Кооперация труда должна быть добровольной, зависимой от материального вклада супругов в семейную кассу. Совершенно по-новому выглядит желание некоторых молодых женщин иметь прислугу при материальной возможности. Традиционный для социологического исследования вопрос "Кто должен быть главой семьи?" дал следующие результаты в (%)[264]: МУЖЧИНЫ: оба супруга - 50,0; муж - 27,8; жена - 8,3; затруднились ответить –- 13,9 ЖЕНЩИНЫ: оба супруга - 58,0; муж – 31,9; жена – 2,9; затруднились ответить – 7,2 На первый план выступает эгалитарная тенденция в семейных установках студентов. Однако обращает на себя внимание отсутствие у женщин стремления к лидерству в семье (менее 3%). Наше исследование достоверно показало, что молодые люди обоего пола отдали приоритет семейной роли женщины по отношению к профессиональной. В беседе с нами студентки говорили, что семья, дом для женщины главное, а работа – "дело преходящее". Женщина не должна работать, имея маленьких детей. Многие студенты рассматривают профессиональную занятость для женщины только как средство самореализации, не имея в виду материального стимула. Видимо, массовость подобного подхода к проблеме "работа - дом" является реакцией поколения детей, выросших в семьях, где мать имела двойной рабочий день: на производстве и дома - уставшая, нервная, раздражительная, с вечными бытовыми заботами. Вместе с тем можно с удовлетворением констатировать, что молодые люди в своем подавляющем большинстве считают для себя возможной только демократическую модель семьи. Подтверждают демократические взгляды на семью результаты опроса студентов об отношении к семейной кассе. За совместный контроль над расходованием семейных средств высказалось более 80% женщин и 64% мужчин; только 16% женщин и 17% мужчин считают, что семейной кассой должна распоряжаться только жена, тогда как менее 2% женщин и 11% мужчин полагают, что контролировать семейную кассу должен муж[265]. Современная молодежь с хорошим образованием видит в будущем семью как демократический союз с налаженной кооперацией домашнего труда при разделении мужских и женских занятий. Хорошая жена – хозяйка в доме и заботливая мать. Муж – лидер, способный принимать решения при условии взаимодействия и разумной кооперации труда. Общество устало от социальных утопий. Люди хотят иметь выбор в определении жизненной стратегии. За последние несколько лет существенно возросли требования молодых женщин к способности будущего супруга быть ответственным за материальное благополучие семьи; мужчины хотят видеть в своей избраннице прежде всего хранительницу очага и умелую воспитательницу детей. Если молодые женщины, получающие престижные профессии, не хотят работать в общественной сфере, общество должно понять, что появилась угроза утраты женского интеллектуального потенциала. Страна может потерять достигнутый уровень эмансипации женщин. Эта проблема носит глобальный характер. Однако общественное мнение не привлечено к этому социальному факту, который в будущем может во многом определить пути общественного развития. Вопросы для самоконтроля
1. Эволюция взглядов В. Белинского на эмансипацию женщин. 2. А. И. Герцен о проблеме эмансипации. 3. Идейный вклад Н. Г. Чернышевского в дело эмансипации. 4. М. И. Михайлов – основатель "женского вопроса" в России. 5. Роль демократической публицистики в освобождении женской личности. 6. Особенности решения женского вопроса в Советской России. 7. Изменение положения женщин в постсоветском обществе.
Литература
1. Арманд И. Ф. Статьи, речи, письма. М., 1975. 2. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. М., 1953–1959. 3. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М, 1954–1965. 4. Зуйкова Е. М. Быт при социализме. М., 1976. 5. Луначарский А. В. Статьи о Чернышевском. М., 1958. 6. Струмилин С. Г. Избр. произв.: В 5 т. М., 1959. Т. 5. 7. Утопический социализм. М., 1982. 8. Черняк Е. М. Социология семьи. М., 2000.
Глава V. Российская семья XXI века
Социально-экономическая Характеристика семьи
На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе. Семья является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социально-демократические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям. Современная отечественная социология семьи (фамилистика) предлагает ряд концептуальных подходов при анализе тенденций развития российской семьи. При всем разнообразии мнений они сводятся к трем ключевым позициям: 1) идет нормальная трансформация традиционной семьи в современную под влиянием социокультурной модернизации. Семейные отношения в соответствии с объективным ходом истории подвергаются воздействию нескольких этапов общественного развития, последовательно трансформируясь от семьи в условиях раннего индустриализма к постиндустриальному. Трансформация традиционной семьи оценивается как прогрессивная эволюция, неизбежная под влиянием объективных факторов. Российская семья в своем развитии включена в общеисторический процесс; 2) в России происходит кризис института семьи, глубокая деградация в революционной форме; 3) трансформация семьи - мировой процесс, кризис-условие, в котором происходит модернизация российской семьи. Большую роль в функционировании последней играли особенности социальной политики советского государства и идеологические установки антисемейного характера, нацеленные на ликвидацию индивидуального домашнего хозяйства. Последняя точка зрения представляется нам самой достоверной в научном отношении. История советской семьи начинается с голода, разрухи, эпидемий. В. И. Ленин писал, что "Россия из войны вышла в таком положении, что ее состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти, семь лет колотили ее, и тут, дай бог, с костылями двигаться! Вот мы в каком положении"[266].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.199.182 (0.012 с.) |