Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С церебральными параличами и членов их семейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, формироваться мотивация на достижение реальных целей. Успешная абилитационная работа с больными церебральными параличами, в свою очередь, способствует профилактике невротических расстройств. Так, тренировка взаимного контроля руки и глаза, действий с предметами формирует зрительно-осязательные ассоциации, являющиеся основой пространственной ориентировки, делает ребенка с церебральным параличом увереннее в себе, самостоятельнее, снижает уровень тревоги, способствует преодолению страхов (Абрамович-Лехтман Р. Я., 1966). Однако большинство детей с церебральными параличами нуждаются в психотерапии. При работе с ними основными психотерапевтическими «мишенями» являются (Добряков И. В., Татуйко О. Н., Аниси-моваТИ., 1999): • искаженная внутренняя картина болезни; • острое переживание своих недостатков; • высокий уровень тревожности; • нарушения самооценки; • дисгармония семейных отношений; • специфические нарушения коммуникаций; • рентное отношение детей к собственному заболеванию; • склонность к манипулятивному поведению; • симбиотические отношения с матерью; • недостаточный самоконтроль. В процессе психотерапии в работе с каждым пациентом помимо психотерапевтических задач целесообразно ставить задачи психопрофилактики и психокоррекции. Они решаются согласно принятому во всем мире саногенному подходу к проблемам пациентов через формирование и совершенствование так называемых копинг-механизмов личности. То есть важно не столько стремиться избавить больных от симптомов и разрушить «механизм накопления проблем», сколько помочь личности сформировать, а нередко просто запустить заблокированный невротическим конфликтом «механизм решения проблем». Для решения психотерапевтических задач возможно применение индивидуальной, групповой, семейной психотерапии. При индивидуальной форме работы используются методики рациональной, когнитивно-поведенческой, игровой психотерапии (Добряков И. В., Анисимо-ва Т. И., Пукшанская С. М., Юрьева Р. Г., 2000), аутогенной тренировки, гипно-суггестивной психотерапии, арттерапии (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Юрьева Р. Г., 2000), песочной терапии (Крыжко Е. В., 2001) и др. Групповая психотерапия особенно показана детям с выраженными расстройствами коммуникаций, с высоким уровнем тревожности, со сниженным самоконтролем. Формирование группы осуществляется в ходе индивидуальных сессий, посвященных присоединению к больным, созданию психотерапевтических доверительных отношений и диагностике расстройств, выявлению их причин, определению психотерапевтических мишеней. Группа формируется с учетом психотерапевтических показаний и противопоказаний. Осуществление собственно групповой психотерапии рекомендуется проводить в несколько этапов (Dobriakov I. V., 1996; Добряков И. В., Анисимова Т. И., Юрьева Р. Г., 1998): • этап адаптации пациентов в группе, знакомства друг с другом, принятия правил, создание групповых ритуалов; • этап активных групповых занятий. Само- и взаимоанализ вербальных компонентов эмоциональности, экспрессии в контексте групповой ситуации, ситуаций в семье, в коллективе (в детском саду, в школе). Дискуссии, в том числе по поводу своей болезни, ее проявлений, лечения, прогноза. Разыгрывание ролевых ситуаций. Творческое самовыражение. Этот период является самым длительным по времени и важным, так как дает массу информации для анализа и построения следующих сессий. Число сессий данного этапа варьируется в зависимости от задач, стоящих как перед группой в целом, так и перед каждым ее отдельным членом. • заключительный этап — закрепления результатов и оценки эффективности, планирование дальнейшей работы. Для групповой психотерапии детей с церебральными параличами хорошо зарекомендовала себя разработана бифокальная форма психотерапии, при которой параллельно проходят занятия с детьми и с их родителями (Dobriakov I. V., Ershova Т. I., Yurieva R. G., 1996). Ее преимущества заключаются в том, что актуализация и структурирование социального опыта больных с церебральными параличами проходили в ситуации «здесь и теперь». Зрелая группа продуктивно выполняла свои психотерапевтические функции, Способствовала позитивному воздействию на психотерапевтические мишени, пациенты чувствовали ее поддержку. Было отмечено, что эффективность работы в группе во многом зависит от наличия эталонов мужского и женского поведения. В связи с этим занятия рекомендуется проводить котерапевтам разного пола. При оказании психотерапевтической помощи семьям, имеющим детей с церебральными параличами, поднимаются следующие проблемы (Добряков И. В., Анисимова Т. И., Юрьева Р. Г., 1998): • ограничение социальных контактов членов семьи; • ограничение трудовой деятельности матерей детей с церебральными параличами; • симбиотическая связь ребенка с матерью, приводящая к амбивалентным отношениям в системе «мать—дитя»; • рентное отношение самого ребенка и его матери к болезни, воспитание «в культе болезни»; • большая материальная зависимость женщин от мужей, создающая нередко напряженность в отношениях супругов; • дисгармония супружеских отношений. Хорошо зарекомендовала себя также модель групповой психотерапии матерей, имеющих детей с церебральными параличами, созданная в 1995 году (Добряков И. В., 1996; Dobriakov I. V., Ershova Т. I., Yurieva R. G., 1996). При оценке эффективности реабилитационной работы в целом выявлено, что дети, чьи матери посещали психотерапевтические группы, лучше реагируют и на психокоррекцию, и на биологические методы лечения. Поскольку в основе невротических расстройств лежат психологические механизмы, лечение должно исходить из их понимания. Вылечить неврастению можно только в том случае, если удастся снизить уровень притязаний родителей к больному ребенку и его собственный уровень притязаний. Для многих особую ценность представляет постоянное, ежедневное прогрессирование ребенка в чем- либо, являющееся подтверждением того, что он движется к выздоровлению, того, что он сможет социально адаптироваться в будущем. Таким образом родители снижают собственную тревогу за ребенка и чувство вины перед ним. Некоторые родители заявляют о своем ребенке: «Он может! Вот я отругаю его, потом сижу с ним, и он отлично работает, а как только отойду..» Да, такой ребенок действительно под воздействием дополнительной стимуляции может на короткое время собраться и под грузом вины, под страхом наказания показать неплохой результат. Но он не может работать в таком же ритме все время! Понять ситуацию многим родителям помог простой пример: нельзя 1000 метров бежать со скоростью, которую развил на 100-метровой дистанции. Профилактика неврастении — уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы. Единственная возможность справиться с истерической симптоматикой — сделать ее невыгодной. Нужно иметь в виду, что больные с церебральными параличами, как это уже указывалось в приведенном примере, могут использовать симптоматику нарушений опорно-двигательного аппарата с целью достижения своих корыстных целей, иногда аггравируя, то есть преувеличивая ее тяжесть. Это создает особые трудности в реабилитационной работе, заключающиеся в том, что больной не хочет расставаться с симптомами, даже уменьшать выгодные ему, при помощи которых он манипулирует другими людьми. Важно помнить, что делает он это бессознательно. Поэтому его декларативные заявления о желании вылечиться искренни. Справиться с подобной ситуацией без профессионального психотерапевта, как правило, очень трудно. Справиться с проявлениями невроза навязчивых состояний можно, только выявив причину тревоги, по возможности устранив ее. Борьба с симптомом без понимания его происхождения и сути редко приводит к положительному результату, а иногда ухудшает состояние пациента. Например, когда мать постоянно одергивает ребенка, грызущего ногти, тревога у него возрастает, самооценка снижается. Шансов справиться с «вредной привычкой» при таком подходе почти нет. Вот почему многие навязчивые симптомы не проходят годами. В большинстве случаев дети с церебральными параличами заболевают неврозами при неправильном воспитании, неверной оценке их психологических и физических возможностей, при отсутствии согласованности требований и действий в семье и в школе, при неблагоприятной ситуации в семье. Как правило, не только ребенок, но и члены его семьи нуждаются в психотерапии. Чем раньше выявлено невротическое расстройство, чем раньше больной начал получать адекватную психотерапию, тем легче ему помочь. Невротические и прочие нервно-психические расстройства легче предупредить, чем вылечить. Большую роль в этом могут сыграть специалисты, участвующие в абилитационном процессе. 276
Часть V СЕМЬЯ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Е. И. Исенина СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ*
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.007 с.) |