Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормы могут мотивировать действие помогающего, выступая в качестве подкрепления со стороны других людей или самоподкрепления. Однако можно выделить ситуации, когда акт помощи более устойчиво и более непосредственно побуждался мысленным перемещением (проекцией) человека на место нуждающегося в помощи, а также предвосхищением улучшения его положения в результате собственных действий. В отличие от простых симпатии и жалости, сопереживание (эмпатия) субъекта за счет стимуляции возникновения позитивного изменения в эмоциональном состоянии нуждающегося в помощи •создает своеобразное предвосхищающее замещающее подкрепление, которое могло бы мотивировать деятельность помощи. Чем больше человек способен и склонен к такого рода сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Такое объяснение обогащает понимание альтруистического деяния, добавляя к внешнему и внутреннему подкреплению еще один мотивационный принцип — подкрепление сопереживанием. Прежде всего, существуют косвенные свидетельства его правомерности. Сопереживание другому предполагает, что субъект не слишком поглощен собой и своими стремлениями. Как отмечает Л. Берковитц, в том случае, когда человек в своих переживаниях чрезмерно сосредоточен на себе, его готовность к оказанию помощи на самом деле уменьшается. Вместе с тем, радостное настроение, вызванное, например, переживанием успеха ("оживляющей теплотой успеха") или внушенным состоянием приподнятости, повышает готовность к помощи. Существует, по крайней мере, три основных точки зрения по поводу роли сопереживания в мотивации просоциального поведения. 1. Первая гласит о том, что в основе альтруистического поведения лежит предрасположенность к сопереживанию эмоционального состояния другого человека. Предпосылками способности ставить себя на место находящегося в бедственном положении и вмешиваться в ситуацию, бескорыстно оказывая помощь, являются развитие устойчивости личности, принятие ролей (в том числе принятие позиции субъекта морального суждения), а также самоотождествление индивида. Под воздействием индивидуального опыта на этом фундаменте строится в качестве личностной диспозиции самостоятельный альтруистический мотив (мотив помощи). 2. Другая — что предпосылкой возникновения эмпатии является испытываемое одним человеком (потенциальным субъектом акта помощи), наблюдающим за попавшим в беду или в затруднительное положение другим человеком, чувство сопринадлежности. Переживание сопринадлежности возникает при наличии, по меньшей мере, следующих условий: а) цели обоих субъектов в данной ситуации связаны между собой; 6) существует основа для межличностного сближения; в) оба принадлежат к одной и той же социальной группе. 3. И, наконец, третья гласит, что оказание помощи — это двухступенчатый процесс. Согласно этой позиции, принятие на себя роли нуждающегося в помощи (постановка себя на его место) сначала порождает эмоцию сопереживания, которая, в свою очередь, ведет к осуществлению действия помощи. Как таковая, постановка себя на место другого, если она не сопровождается опосредующей эмоцией сопереживания, оказанию помощи не способствует. Иными словами, активизация поведения помощи наблюдается только тогда, когда постановка себя на место другого вызывает эмоциональное возбуждение сопереживания, адекватно отражающее бедственное положение нуждающегося в помощи.
1У. Психологические теории просоциального поведения: модель принятия морального решения, модель мотивации помощи, модель "ожидаемой ценности". Ø Модель принятия морального решения С. Шварца. Предложенная модель связывает воедино три аспекта любого морального действия: • моральные решения с необходимостью ведут к межличностным действиям, имеющим следствием благо других людей; • принятые решения можно назвать моральными только тогда, когда принявший их человек признается ответственным лицом, т. е. субъектом, избравшим данное действие по своей воле и со знанием дела, а также, имевшим возможность поступить иначе; • вытекающие из моральных решений действия и ответственное за них лицо оцениваются как хорошие или плохие в соответствии с теми последствиями, которые эти действия имеют для блага других людей. Критериями таких оценок являются принятые в культуре определения хорошего и плохого межличностного поведения, т. е. моральные нормы. Первый аспект составляет осознание последствий собственного действия (или бездействия) для благополучия других людей (осознание последствий). Во втором аспекте осознание последствий своего действия для блага другого в каждом конкретном случае зависит отчасти от обстоятельств ситуации, но отчасти и от личностных факторов. Специфической особенностью личности может, например, быть способность и готовность сопережить состояние другого человека. Если действие субъекта как-то затрагивает благополучие другого, то значение приобретает второй аспект: в какой мере человек должен приписать ответственность за свое действие и его последствия для других себе, а не внешним обстоятельствам (приписывание себе ответственности). Здесь опять-таки ситуационные и личностные факторы тесно взаимодействуют. Если человек считает, что вынужден оказывать помощь, его готовность к помощи будет меньшей, чем в случае, когда он волен решать, помогать или не помогать. Вместе с тем, готовность взять на себя ответственность за действие является одним из параметров индивидуальных различий. Наконец, третий аспект представлен моральными (или просоциальными) нормами, которые предписываются обществом и отчасти или же полностью принимаются личностью в качестве внутренних императивов. Такие нормы управляют деятельностью не непосредственно и не автоматически, а лишь в той мере, в какой наличествуют два первых аспекта: осознание последствий для других людей и приписывание себе ответственности. Позднее С. Шварц усовершенствовал свою концепцию принятия решения, преобразовав ее в процессуальную модель с рядом последовательных шагов. Мотивацию, побуждающую к оказанию помощи, он видит в переживании личной моральной обязанности вмешаться и оказать помощь. Это переживание морального долга основано на актуализации когнитивных структур внутренне обязательных норм. Причем под влиянием требующей помощи ситуации (ее восприятия и оценки) структура норм в большей или меньшей степени преобразуется так, чтобы максимально соответствовать этой ситуации. Активации такой структурной перестройкой особенно способствует осознание субъектом последствий своего действия для нуждающегося в помощи человека. Однако на следующей, третьей стадии рассматриваемого процесса переживание морального долга может снова уменьшиться и быть нейтрализованными защитными механизмами, заставляющими усомниться в целесообразности или уместности оказания помощи. Решающую роль при этом играет процесс отрицания ответственности. В расширенной процессуальной модели мотивирующий фактор содержится в самооценке потенциального субъекта помощи. Восприятие бедственного положения другого человека актуализирует относящиеся к самому себе ожидания, и именно они ведут к переживанию морального долга. Далее поведение мотивируется желанием действовать в согласии со своими ценностями так, чтобы сохранить представление о себе и избежать ущемления чувства собственного достоинства. В рассматриваемой процессуальной модели альтруистического действия различают складывающиеся из 9 этапов 4 стадии: актуализацию личной ответственности, актуализацию моральной обязанности, проверку и отклонение и, наконец, действие (или бездействие). Более конкретно эти фазы выглядят следующим образом: I. Стадия актуализации: восприятие нужды и ответственности . 1. Осознание того, что человек находится в состоянии нужды. 2. Понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение. 3. Признание своей способности содействовать такому облегчению. 4. Восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации. 11. Стадия обязанности: конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности . 5. Активизация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных норм. III. Стадия защиты: рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и переоценка. 6. Определение затрат и оценка возможных исходов (если какая-либо из реакций приводит к очевидно оптимальному балансу затрат, то следующие два этапа могут быть пропущены. В противном случае за этапом 6 следуют 7 и 8 и процесс оценивания повторяется один или несколько раз). 7. Переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания: а) состояния нужды (его реальности или серьезности); в) ответственности за свое действие; с) уместности актуализированных перед этим норм или чего-либо другого. 8. Повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок. IV. Стадия реакции. 9. Действие или бездействие. Ø Модель мотивации помощи X. Хекхаузена. В рамках этой теоретической схемы выделяются 5 отличных друг от друга видов последствий собственного действия, обладающих специфическим мотивирующим значением. 1.Прежде всего это предвосхищаемые субъектом польза от оказания помощи и 2. затраты на это оказание. Затраты и польза могут состоять не только в материальных благах, затрачиваемых субъектом усилиях, времени и т. д., но и в потере или приобретении возможностей реализации других, направленных на достижение своего собственного блага, мотивов. В этом случае могут применяться обладающие определенной предсказательной ценностью модели "затрат и пользы", а также принцип взаимности. 3.Еще одним последствием, которое стоит отличать от двух предыдущих и которое вместе с ними относится к последствиям, отвечающим интересам самого человека, является оценка действия со стороны других людей, т. е. привлекательность мнений о его поступке значимых для него людей или общественного мнения в целом. Последнее зависит от того, насколько действие субъекта соответствует принятым обществом нормам, в частности, норме социальной ответственности по отношению к зависящим от него лицам, а также принципу взаимности. Привлекательность перечисленных последствий своекорыстна. И в той мере, в какой решение о действии обусловливается именно ими, действие помощи оказывается мотивированным внешне, а не внутренне, т. е. не является альтруистическим в собственном смысле слова. 4.Одной из последствий действия является и наступающая за ним и осуществляемая самим человеком оценка того, насколько он, совершая это действие, оставался верным внутренне принятым им нормативным ценностям (т. е. самоподкрепление). Привлекательность в этом случае определяется предвосхищаемыми эмоциональными состояниями: с одной стороны такими, как удовлетворенность верностью требованиям личностно значимых ценностей, радость от исполнения хорошего дела, с другой — такими, как переживание стыда и вины за несоблюдение норм, которые субъект считал для себя внутренне обязательными. К важным, с точки зрения этой самооценки, нормам, несомненно, относится норма социальной ответственности (а норма взаимности важна постольку, поскольку субъект обязан выразить свою признательность за оказанное благодеяние). В отличие от затрат, пользы и оценки со стороны других людей, самооценка представляет собой не внешнее, а внутренне опосредованное последствие действия. 5.И, наконец, последним последствием является эмоциональное сопереживание внутреннего состояния нуждающегося в помощи человека, состояния, улучшающегося в результате осуществления субъектом действия помощи. Привлекательность этого последствия заключается в переживаниях типа облегчения, освобождения от тягостных ощущений, ослабления боли. Два последних типа привлекательности — самооценка соблюдения внутренне принятых норм и сопереживание состоянию нуждающегося в помощи человека — являются бескорыстными. В той мере, в какой они играют роль в принятии решения о действии, оказание помощи будет внутренне мотивированным, т. е. в полном смысле слова бескорыстным актом. В качестве иллюстрации можно проанализировать нижеследующий рисунок, на котором представлена схема модели мотивации помощи, содержащая опосредующие личностные переменные, влияющие на величину привлекательности последствий различного типа (на рис. 4 эти переменные заключены в рамку). Центральное место в этой модели занимает процесс, который С. Шварц обозначил как осознание последствий своего действия на благо другого человека — предвидение того, что результат (Р) собственного действия будет иметь для другого определенные последствия (Пд). Это означает, что последствия действия обладают для человека неким инструментальным значением (основанным на вероятности, ожидании, надежде наступления желательных и не наступления нежелательных последствий). В данном случае речь идет об индивидуальных различиях в тенденции принимать во внимание наряду с результатами действия, непосредственно затрагивающими интересы субъекта, последствия этого действия для других людей. Эта переменная (Пд), очевидно, отчасти связана с сопереживанием другому человеку, иначе говоря, со склонностью и способностью проникаться интересами других людей. Наиболее подходящим определением для нее является название "эмоциональная эмпатия". Так, по данным психологических исследований, люди, достигшие более высокой стадии развития морального суждения, чаще реагируют на сигналы бедствия, быстрее вмешиваются в ситуацию и оказывают помощь. Наконец, в осознании последствий своего действия для других людей находят, по-видимому, выражение и • индивидуальные различия в оценке значимости собственной деятельности для окружающих. Если обратить внимание и проследить на рисунке направление сплошных линий, обозначающих развертывание процесса самооценки, то можно видеть, что этот процесс определяется двумя личностными диспозициями. Принятые личностью нормы (Не) задают тот обязательный стандарт, с которым соизмеряются последствия действия для другого человека (Пд). Это происходит, однако, лишь в той мере, в какой человек приписывает себе ответственность за свое действие и его последствия для других, а не уклоняется от нее (приписывание ответственности себе, Пос). Здесь следовало бы указать на возможное существование индивидуальных различий в готовности принять на себя ответственность за благополучие другого человека (готовности вступиться за него, почувствовать себя солидарным с ним). Но не менее важную роль в принятии на себя ответственности играют факторы, связанные с оценкой ситуации: человек чувствует максимальную ответственность за оказание помощи, когда связывает бедственное положение нуждающегося в помощи с причинами, контролировать которые тот не в состоянии, а свое собственное положение считает определяемыми факторами, с которыми он всегда может справиться. Симметрично "Не" и "Пос" на рисунке располагаются соответствующие им детерминанты оценивания со стороны других людей: принятые в обществе нормы (Но) и приписываемая субъекту со стороны общества ответственность за его действие и последствия этого действия для другого человека (Поо). Пунктирные линии изображают на мотивационной схеме сопереживание субъекта состоянию другого человека и его изменения, т. е. возможное улучшение (<Сд+) тяжелого внутреннего состояния (Сд-) другого человека. Можно констатировать, что эмоциональное сопереживание состоянию нуждающегося в помощи человека является решающим фактором, побуждающим к оказанию помощи. Оно, по всей вероятности, вызывает размышления о последствиях своего действия, способных улучшить положение нуждающегося в помощи человека (Р Пд). Поскольку предвосхищаемый при этом позитивный эмоциональный сдвиг в самочувствии другого обладает положительной привлекательностью, сопереживание мотивирует к альтруистической помощи. Было установлено, что замкнутость переживаний субъекта на самом себе и поглощенность преследованием своих собственных стремлений и интересов могут на время резко понизить готовность к сопереживанию. Анализ указанной схемы выделяет четыре заслуживающих особого внимания момента, которые необходимо учитывать при интерпретации просоциального поведения: а) готовность к эмоциональному сопереживанию внутреннего состояния другого человека; б) способность учитывать последствия своего действия для других людей; в) личностные нормы, задающие эталоны оценки субъектом своего альтруистического поступка (не совпадающие в общем случае с нормативными эталонами, предписываемыми обществом), и г) тенденцию приписывать ответственность за совершение или несовершение альтруистического действия себе, а не другим людям или внешним обстоятельствам. Модель "ожидаемой ценности". Поведение человека в ситуации помощи (решится ли он оказать помощь и на какие затраты времени, сил и прочего он будет готов) может быть объяснено также с позиций данной модели. Переменными ценности здесь выступят последствия предпринятого или не предпринятого субъектом действия помощи. Чем выше будет величина позитивных последствий, тем скорее субъект окажет помощь. Переменные ожидания могут быть различными. Один их тип — это субъективная вероятность действия, результат которого влечет за собой благоприятные для нуждающегося в помощи последствия. К другому типу переменных ожидания относится инструментальная значимость собственного действия помощи для достижения желаемых последствий (избавления от неприятностей нуждающегося в помощи). Произведение инструментальности (вероятности) и валентности (оценки привлекательности, притягательности) соответствующего последствия действия (если у действия несколько следствий, то сумма таких произведений) относится к модели валентности и означает результирующую валентность оказания помощи; ожидание же достигнуть своим действием желательного результата (оказание помощи) относится к модели действия и при умножении на результирующую валентность дает величину, отражающую силу мотивации помощи. Эмоциональное сопереживание не может в рамках подобного рода модели играть самостоятельную роль, оно занимает в ней лишь место опосредующего звена. Выступая в качестве меры значимости последствий оказания помощи для нуждающегося в ней человека, оно повышает величину валентности на стадии оценки ситуации и формирования отвечающего ей мотива, т. е. еще до начала деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.01 с.) |