Модуль 1. Эволюция теорий поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Эволюция теорий поведения



Человека в организации

 

Тема 1. Введение в курс

Предмет учебной дисциплины «Организационное поведение» и её роль в подготовке менеджеров по персоналу.

Цель, задачи и особенности научной дисциплины.

Место дисциплины в системе наук об управлении организацией. Связь организационного поведения с другими учебными дисциплинами.

Принципы изучения личности и её поведения. Общенаучные методы изучения поведения личности в организации: опрос, наблюдение и самонаблюдение, интервью, беседа, сбор фиксированной информации и анализ результатов труда, эксперимент.

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-72.

 

Тема 2. Теоретические подходы и модели, объясняющие

Поведение человека и группы в организации

Обзор моделей, объясняющих поведение личности в организации: модель Д. Макгрегора, У. Оучи, Р. Лайкерта, К. Арджириса, а также модель самосогласованности П. Леки, авторитарная, опеки и коллегиальная. Достоинства и недостатки моделей и их использование в практике организационного поведения.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

Тема 3. Зарубежные и отечественные теории поведения человека в организации

Базисные теоретические подходы, используемые менеджером при управлении поведением людей в организации: поддерживающий (ориентация на человеческие ресурсы), системный, ситуационный, управление по результатам.

Краткий сравнительный анализ достижений основных зарубежных и отечественных научных школ, изучающих поведение человека в социальном окружении: эволюционистской (Ч. Дарвин); психоаналитической (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм); бихевиористской (Б.Ф. Скиннер, Дж. Б. Уотсон, И.П. Павлов); социально-когнитивной (А. Бандура, Дж. Роттер); гештальтпсихологической (К. Левин), гуманистической (А. Маслоу, К. Роджерс); теории коллектива (А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин) и развития личности в коллективе (А.С. Макаренко, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин).

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

МОДУЛЬ 2 ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Тема 4. Факторы, определяющие поведение личности

В организации

Человеческий капитал как главный ресурс любой модели управления организацией. Сложность управления человеческой переменной.

Интраличностные факторы, влияющие на поведение личности и успешность её деятельности в организации: биологический фундамент, особенности психических процессов, социальный опыт и направленность.

Особенности различных типов темперамента и необходимость их учета руководителем в процессе управления. Понятие о психофизиологической совместимости на рабочем месте.

Ошибки социального восприятия, допускаемые менеджером при понимании и оценке поведения подчиненных в организации.

Особенности памяти, внимания и мышления, необходимые менеджеру для принятия управленческих решений и эффективного управления организацией.

Понятие об аффекте, стрессе, дистрессе и фрустрации. Закон аффекта. Организационные и личностные факторы, обусловливающие возникновение стрессов и дистрессов в организациях. Модель развития стрессового состояния. Формы проявления стресса. Типология личностей сотрудников по способу реакции на стресс. Характеристики психических состояний персонала, возникающих в результате воздействия стресса. Психосоматические последствия стресса и фрустрации. Стресс и показатели выполнения рабочих заданий. Приемы психопрофилактики стресса и его последствий на уровне организации и личности.

Ценности руководителя и подчиненных, определяющие поведение в организации, и их типология. Понятие о расположениях личности, определяющих качество выполнения рабочих заданий. Виды направленности личности, влияющие на эффективность деятельности персонала. Тактика работы менеджера с подчиненными, имеющими различную направленность.

Взаимозависимость пола, возраста и семейного положения сотрудника с эффективностью и производительностью его деятельности, удовлетворенностью работой и абсентеизмом.

Экстраличностные факторы, определяющие поведение личности в организации: рабочая среда и ситуация взаимодействия.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

Тема 5. Деструктивные формы поведения человека

В организации и способы их преодоления

Понятие о девиантном и деструктивном поведении. Формы деструктивного поведения: прогулы, опоздания, алкогольная зависимость, карьеризм, рестрикционизм, гэмблинг, участие в финансовых пирамидах, мошенничество и др. Способы преодоления деструктивности в организационном поведении.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

Тема 6. Научение поведению в организации

Понятие научения. Теории научения. Виды научения поведению. Способы подкрепления поведения. Система модификации организационного поведения: этапы и опыт применения в целях изменения поведения персонала и преодоления деструктивного поведения.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

 

МОДУЛЬ 3. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 7. Организация и влияние различных видов

Коммуникаций на организационное поведение

Значение коммуникаций в организационном поведении.

Деловое общение и его роль в организации поведения на рабочем месте. Формы психологического воздействия, используемые в деловом общении.

Особенности и проблемы нисходящих межличностных коммуникаций.

Управленческое общение: цели, роль и законы. Приемы формирования аттракции у подчиненных. Психологические аспекты построения различных методов коммуникативного управленческого влияния.

Восходящие коммуникации. Типология «трудных» подчиненных и правила общения с ними.

Влияние иных форм коммуникаций - горизонтальных и электронных на поведение организации.

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

Тема 8. Теория трансактного анализа и её использование для

Совершенствования межличностных коммуникаций

В организационном поведении

Содержание теории трансактного анализа Эрика Берна. Сущность эго-состояний «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» и их значение в повышении эффективности общения. Понятие психологической игры. Виды игр в сфере общения руководителей с подчиненными и коллегами. Способы выхода из игр.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

 

МОДУЛЬ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

И УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема 9. Роль групп в организационном поведении

И их основные характеристики

Понятие о группах, командах, коллективах и групповой динамике. Основы возникновения групп и их значение в деятельности организации.

Типология групп. Структура группы: лидерство, роли, нормы, статус, размер и состав.

Характеристики групп, определяющие эффективность их деятельности в организации: социально-психологический климат, сплоченность, конформность, групповое единомыслие, взаимопомощь, групповая мотивация.

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

 

Тема 10. Особенности возникновения и поведения

Формальных и неформальных групп

Формальные и неформальные группы и особенности их поведения. Типология формальных групп.

Причины возникновения неформальных групп в организации. Потенциальные достоинства неформальных организаций. Поведенческие проблемы, связанные с их организационной деятельностью. Особенности управления неформальными группами.

Особенности взаимоотношений личности и группы в организации. Социально-психологический климат (СПК) в организации. Факторы, определяющие качество СПК. Виды СПК.

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

Тема 11. Команда как наиболее эффективная группа

Отличие команды от группы. Виды команд. Стадии создания команды. Достоинства и недостатки в работе команд.

Технологии создания команд. Оценка эффективности работы команды.

 

Формируемые компетенции: ОК-8, ПК-62, ПК-71, ПК-72.

Тема 12. Сущность феномена лидерства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)