Модуль 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества



ЭКОНОМИКА ТРУДА

Программа дисциплины

учебно-методические рекомендации

Для специальности 080103 – «Национальная экономика»

Факультет экономики

Курс 3, семестр 5

Всего часов (включая самостоятельную работу) – 140

 

 

Составитель: Истомина Т.И.

 

Рязань 2011

Выписка из ГОС ВПО специальности 080103 – «Национальная экономика» по дисциплине ОПД.Ф.06.03 «Экономика труда»

Экономика труда

Труд как основа жизнедеятельности общества; общественная организация, продуктивность (производительность) и оплата труда; трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, качество рабочей силы; рынок труда (понятие, состояние, тенденции), его регулирование государством и роль профсоюзов на рынке труда; занятость и безработица; трудовая мобильность; денежные доходы населения, их дифференциация, кривая Лоренца и коэффициент Джини; качество и уровень жизни; социальное партнерство, международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Программа и учебно-методические материалы предназначены для студентов третьего курса очной и заочной форм обучения Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, обучающихся по специальности 080103 «Национальная экономика» (квалификация «Экономист»), и призваны оказать помощь в освоении дисциплины «Экономика труда».

«Экономика труда» - межотраслевая функциональная научная дисциплина, изучающая закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов, которые имеют место во всех отраслях и сферах человеческой деятельности. Объектом экономики труда является сам труд как функция общественного производства, а предметом - экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей, возникающие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также на предприятиях, организациях, учреждениях.

Цель освоения дисциплины «Экономика труда» – дать базовые представления об основах экономической теории функционирования внешнего и внутренних рынков труда, а также о практических аспектах анализа и использования труда в организациях. Необходимость изучения подобного курса определяется приоритетной ролью труда в развитии общества.

Задачи дисциплины:

1) дать целостное представление об экономико-трудовых проблемах мировой и российской экономики и основных направлениях их решения;

2) выявить основные характеристики труда, воздействующие на уровень его эффективности;

3) раскрыть основные закономерности функционирования рынка труда, в том числе рынка труда в пределах предприятия;

4) описать систему управления трудом на предприятии, соответствующую условиям современной российской экономики;

5) определить основы формирования систем трудового вознаграждения применительно к различным категориям работников с учетом факторов его дифференциации;

6) усвоить методический аппарат по организации мониторинга трудовых показателей и осуществлению их всестороннего анализа;

7) овладеть навыками исследования экономико-трудовых процессов в ходе решения всего комплекса задач, стоящих перед предприятием.

Для изучения дисциплина «Экономика труда» студент должен обладать системными входными знаниями по дисциплинам «Экономическая теория», «Социология», «Психология», «Статистика», «Экономика организации».

Освоение дисциплины находит логическое продолжение в учебных курсах «Менеджмент», «Принятие экономических решений», «Теория игр», «Антикризисное управление» и др. Полученные теоретические знания и практические навыки по данной дисциплине студент может в дальнейшем интегрировать при написании как курсовых работ, так и выпускной квалификационной (дипломной) работы по аспектам теории и анализа экономических отношений в социально-трудовой сфере.

 

Структура дисциплины

Курс «Экономика труда» состоит из четырех модулей:

1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества.

2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.

3. Организация труда на предприятии.

4. Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

ЗНАТЬ:

§ основные категории и законы экономики труда;

§ структуру трудового потенциала общества;

§ базовые модели экономической теории труда: спроса на труд, предложения труда, инвестиций в человеческий капитал, функционирования рынка труда, коллективных переговоров и социального партнерства;

§ цели, задачи и средства социально-экономической политики государства;

§ экономические методы анализа и управления социально-трудовыми отношениями на уровне фирмы и рынка в целом;

§ пути повышения производительности труда;

§ принципы и элементы системы организации труда;

§ выявлять резервы роста производительности и эффективности труда;

§ методы анализа, прогнозирования и регулирования рынка труда и занятости населения.

УМЕТЬ:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты в сфере труда на микро- и макроуровне;

- рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели по труду;

- анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-трудовых показателей;

- оценивать состояние и перспективы развития социально-трудовых отношений, результаты мер государственного воздействия на рынок труда;

- анализировать трудовые показатели фирмы и их динамику;

- рассчитывать экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организации труда и росту его производительности,

- владеть соответствующим инструментарием планирования и прогнозирования показателей эффективности трудовой деятельности, как на уровне отдельных рабочих мест, так и на уровне предприятий и их структурных подразделений.

ВЛАДЕТЬ:

§ современными методиками расчета и анализа социально- экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления в трудовой сфере на микро- и макроуровне;

§ методами научной организации труда, нормирования трудовых процессов, оценки уровня и факторов повышения производительности труда, регулирования внутрифирменного рынка труда и управления человеческими ресурсами предприятия;

§ навыками экономического мышления для восприятия информации, анализа, обобщения и решения аналитических и исследовательских задач по проблемам рынка труда;

§ навыками самостоятельного поиска, сбора, анализа данных, необходимых для проведения экономических расчетов, характеризующих состояние и динамику социально-экономических процессов и явлений.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества

Общественная организация труда

Предмет дисциплины «Экономика труда». Система наук о труде и место в ней экономики труда как самостоятельной научной дисциплины. История становления науки «Экономика труда».

Труд как основа развития общества и важнейший фактор производства. Содержание понятия и сущность экономической категории «труд». Роль труда в развитии человека и общества.

Процесс труда и его составные элементы.

Содержание и формы труда. Характер труда. Отношение к труду и удовлетворенность трудом: понятия, факторы.

Виды трудовой деятельности и их классификация.

 

Модуль 2. Трудовой потенциал общества и рынок труда

Модуль 3. Организация труда на предприятии

 

Основные понятия организации труда на предприятии

Организация труда: ее сущность на микро- и макроэкономическом уровне. Цели и функции организации труда на предприятии.

Элементы организации труда. Формы разделения и кооперации труда. Границы разделения труда.

Понятие о научной организации труда (НОТ) и ее функциях.

Производственный и трудовой процессы на предприятии и их характеристика. Взаимосвязь технологических и трудовых процессов.

Производственная операция. Элементы производственной операции в технологическом и трудовом отношении.

Условия труда и их роль в повышении производительности труда и эффективности производства. Классификация условий труда по группам признаков. Методы оценки условий труда. Охрана труда и производственная безопасность.

Рабочее место с технико-технологической, экономической и социальной точек зрения. Организация рабочих мест на предприятии. Предпосылки создания и функционирования рабочих мест в условиях рынка. Понятие о жизненном цикле рабочих мест. Аттестация рабочих мест.

 

Нормирование труда

Затраты рабочего времени: их классификация и анализ. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени. Норма времени и ее структура.

Система норм труда и нормативных материалов по труду. Дифференцированные и укрупненные нормы. Классификация норм труда и методы расчета. Норма времени и норма выработки. Нормы численности и норма обслуживания. Норма управляемости. Нормативное задание.

Методы нормирования труда. Аналитический подход к нормированию труда: исследовательско-аналитический и расчетно-аналитический методы. Опытно-статистические методы.

Оценка качества нормирования труда. Напряженность норм труда. Процент выполнения норм.

Зарубежный опыт организации и нормирования труда. Проблемы и перспективы совершенствования нормирования труда в современных условиях.

 

Планирование и анализ численности работников организации

Сущность планирования численности работников организации. Цели и задачи кадрового планирования.

Определение трудоемкости работ. Методы расчета трудоемкости производственной программы.

Методы расчета норм численности различных категорий промышленно-производственного персонала. Планирование численности основных рабочих. Планирование численности вспомогательных рабочих и обслуживающего персонала. Планирование численности управленческого персонала и специалистов.

Анализ и расчет численности состава работников по профессиям и квалификации.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов дневного отделения

№ п/п Тема, раздел Всего часов В том числе аудиторных Самост. работа
всего лекции практ. занятия
М.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества          
1. Общественная организация труда          
2. Трудовой потенциал человека и мотивация трудовой деятельности          
3. Эволюция представлений о субъекте труда: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал и качество рабочей силы.          
М.2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.          
4. Трудовые ресурсы и проблемы их эффективного использования. Занятость и безработица. Трудовая мобильность.          
5. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Роль профсоюзов на рынке труда и его регулирование государством.          
6. Продуктивность (производительность) труда: экономическая природа и факторы.          
М. 3. Организация труда на предприятии          
7. Основные понятия организации труда на предприятии          
8. Нормирование труда          
9. Планирование и анализ численности работников организации          
  Оплата труда: организация и регулирование          
  Формы и системы заработной платы          
  Оценка и анализ уровня организации труда          
М.4.Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений          
  Качество и уровень жизни населения: понятие и показатели          
14. Денежные доходы населения и их дифференциация. Кривая Лоренца и коэффициент Джини как индикаторы социального неравенства          
15. Социальное партнерство в сфере труда.          
16. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.          
Итого          

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочного отделения на базе высшего образования

№ п/п Тема, раздел Всего часов В том числе аудиторных Самост. работа
всего лекции практ. занятия
М.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества       -  
1. Общественная организация труда       -  
2. Трудовой потенциал человека и мотивация трудовой деятельности          
3. Эволюция представлений о субъекте труда: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал и качество рабочей силы.       -  
М.2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.          
4. Трудовые ресурсы и проблемы их эффективного использования. Занятость и безработица. Трудовая мобильность.       -  
5. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Роль профсоюзов на рынке труда и его регулирование государством.       -  
6. Продуктивность (производительность) труда: экономическая природа и факторы.     -    
М. 3. Организация труда на предприятии          
7. Основные понятия организации труда на предприятии       -  
8. Нормирование труда     -    
9. Планирование и анализ численности работников организации     -    
  Оплата труда: организация и регулирование       -  
  Формы и системы заработной платы   - - -  
  Оценка и анализ уровня организации труда     -    
М.4.Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений       -  
  Качество и уровень жизни населения: понятие и показатели       -  
14. Денежные доходы населения и их дифференциация. Кривая Лоренца и коэффициент Джини как индикаторы социального неравенства   - - -  
15. Социальное партнерство в сфере труда.       -  
16. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.       -  
Итого          

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочного отделения

на базе среднего профессионального образования

№ п/п Тема, раздел Всего часов В том числе аудиторных Самост. работа
всего лекции практ. занятия
М.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества       -  
1. Общественная организация труда       -  
2. Трудовой потенциал человека и мотивация трудовой деятельности          
3. Эволюция представлений о субъекте труда: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал и качество рабочей силы.       -  
М.2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.          
4. Трудовые ресурсы и проблемы их эффективного использования. Занятость и безработица. Трудовая мобильность.       -  
5. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Роль профсоюзов на рынке труда и его регулирование государством.       -  
6. Продуктивность (производительность) труда: экономическая природа и факторы.          
М. 3. Организация труда на предприятии          
7. Основные понятия организации труда на предприятии       -  
8. Нормирование труда     -    
9. Планирование и анализ численности работников организации          
  Оплата труда: организация и регулирование       -  
  Формы и системы заработной платы       -  
  Оценка и анализ уровня организации труда     -    
М.4.Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений       -  
  Качество и уровень жизни населения: понятие и показатели       -  
14. Денежные доходы населения и их дифференциация. Кривая Лоренца и коэффициент Джини как индикаторы социального неравенства       -  
15. Социальное партнерство в сфере труда.       -  
16. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.       -  
Итого          

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов заочного отделения

на базе среднего общего образования

№ п/п Тема, раздел Всего часов В том числе аудиторных Самост. работа
всего лекции практ. занятия
М.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества       -  
1. Общественная организация труда       -  
2. Трудовой потенциал человека и мотивация трудовой деятельности          
3. Эволюция представлений о субъекте труда: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, трудовой потенциал, человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал и качество рабочей силы.       -  
М.2. Трудовой потенциал общества и рынок труда.          
4. Трудовые ресурсы и проблемы их эффективного использования. Занятость и безработица. Трудовая мобильность.       -  
5. Рынок труда: понятие, состояние, тенденции. Роль профсоюзов на рынке труда и его регулирование государством.       -  
6. Продуктивность (производительность) труда: экономическая природа и факторы.     -    
М. 3. Организация труда на предприятии          
7. Основные понятия организации труда на предприятии       -  
8. Нормирование труда     -    
9. Планирование и анализ численности работников организации     -    
  Оплата труда: организация и регулирование       -  
  Формы и системы заработной платы   - - -  
  Оценка и анализ уровня организации труда     -    
М.4.Социальное партнерство и регулирование социально-трудовых отношений       -  
  Качество и уровень жизни населения: понятие и показатели       -  
14. Денежные доходы населения и их дифференциация. Кривая Лоренца и коэффициент Джини как индикаторы социального неравенства   - - -  
15. Социальное партнерство в сфере труда.       -  
16. Международные стандарты в регулировании социально-трудовых отношений и роль МОТ.       -  
Итого          

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задача 6.1.

При условии планового выпуска 3000 шт., фактического выпуска 2400 шт. и фактической трудоемкости обслуживания на одно изделие 0,4 нормо-ч какова плановая трудоемкость транспортных работ? При расчете плановой трудоемкости транспортных работ необходимо учитывать изменение массы выпускаемой продукции (увеличение на 14%), степень загруженности транспортных рабочих (90%) и планируемое снижение трудоемкости работ (6%). Рассчитайте коэффициент, показывающий изменение трудоемкости и плановую трудоемкость транспортных работ.

Пример решения задачи 6.1.

Прежде всего рассчитаем коэффициент, показывающий изменение трудоемкости:

Ктр.пл. = 1+(0,14 ×0,9 ×0,94) = 1,12

Далее используем формулу определения плановой трудоемкости выпуска:

Тр.о.план. = (Тр.обсл.факт × ОПфакт. × Ктр.пл.) / ОПпл.

Получим: Тр.обсл.пл. = 0,4 ×2400 ×1,12 / 3000 = 0,35 нормо-час.

Ответ: Трудоемкость транспортного обслуживания в расчете на одно изделие сократится и составит 0,35 нормо-часов. Трудоемкость всего планового объема работ вырастет на 12%.

 

Задача 6.2.

На первом предприятии, где занято 100 человек, в течение квартала было изготовлено 150 тыс. единиц продукции. На втором предприятии с численностью 120 человек за тот же период изготовлено изделий на 60 тыс. единиц больше. На каком предприятии выше продуктивность (производительность) труда работников и во сколько раз?

Задача 6.3.

Рассчитайте, исходя из следующих данных изменение производительности труда, исчисленной по добавленной стоимости и валовому доходу некоего малого предприятия.

Показатель 2010 г. 2011 г.
Объём продаж, тыс. руб.    
Общий индекс-дефлятор относительно базового года, % X  
Стоимость закупленных материалов, полуфабрикатов, энергии, тыс. руб.    
Стоимость основных производственных фондов, т. р.    
Средняя норма амортизации, %    
Ставка НДС    
Численность занятых, чел.    

В данном учебном примере НДС условно представляет собой все возможные косвенные налоги, и аналогичные административные платежи.

Задача 6.4.

На предприятии по итогам его работы за истекший год среднедневная выработка продукции возросла в 1,05 раза, а продолжительность рабочего дня сократилась на 3%. Оцените изменение среднечасовой выработки на данном предприятии за тот же период времени.

 

Задача 6.5.

По материалам анализа использования рабочего времени было установлено, что в среднем каждый рабочий по причинам заболеваемости и травматизма теряет в год 9,7 дней; нарушения трудовой дисциплины – 0,4 дня; предоставления отпусков с согласия администрации – 1,2 и дополнительных отпусков за работу в неблагоприятных условиях труда – 4 дня. Отвлечение на выполнение временных и посторонних работ требует от рабочего затрат в размере 0,6 дня. Оцените резерв потерь производительности труда на предприятии, если при длительности смены 8 ч. годовой фонд рабочего времени, приходящийся на одного рабочего, равен 1810 ч.

 

Тема 7. Основные понятия организации труда на предприятии

1. Сущность и значение организации труда на предприятии. Элементы ор­ганизации труда. Роль и место организации труда в системе управления производством. Научная организация труда (НОТ): ее задачи и функции.

2. Формы разделения и кооперации труда на предприятии. Границы разде­ления труда.

3.Производственный, технологический и. трудовой процессы: их содержа­ние и краткая характеристика.

4.Условия труда и методы их оценки. Социально-экономическая эффек­тивность улучшения условий труда на производстве.

5.Рабочее место. Организация рабочих мест на предприятии. Предпосыл­ки создания и функционирования рабочих мест в условиях рынка. Жиз­ненный цикл рабочих мест.

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

1. Экономика труда. 2-е изд. / Под ред. Н. А. Горелова. — СПб.: Питер, 2007. — 704 с. Гл. 11.

2. Экономика труда: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю. П. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. — М.: Магистр, 2008. — 686 с. Гл.7; 8.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. —М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 736 с. Гл. 4.5., 5.3.

Дополнительная

1. Бычин В.Б., Малинин СВ., Шубенкова Е.В. Организация и норми­рование труда: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2007.

2. Бухалков М.И. Организация и нормирование труда: учебник для ву­зов / под ред. М.В. Мельник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на про­мышленных предприятиях: учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007.

4. Рофе А.И. Организация и нормирование труда: учебник для ву­зов. М.: МИК, 2001.

Задания для самостоятельной работы студентов

Примерная тематика рефератов

 

1. Организация труда: ее сущность и основные элементы. Проблемы совер­шенствования организации труда на предприятиях современной России.

2. Научная организация труда (НОТ): ее задачи и функции. Проблемы и перспективы развития НОТ в современных условиях.

3. Разделение и кооперация труда на предприятии. Социально-экономичес­кая эффективность разделения труда.

4. Организация и обслуживание рабочих мест. Характеристика функций обслуживания рабочих мест на предприятии.

5. Условия труда и их место в рациональной организации и повышении эффективности труда.

6. Рабочее место и его характеристика. Предпосылки создания и функцио­нирования рабочих мест в условиях рынка.

Контрольные вопросы и задания

1) Что понимают под производственным процессом?

2) Что такое трудовой процесс и чем определяется его содержание?

3) Каковы основные части трудового процесса? Дайте их ха­рактеристику.

4) Что является опосредствующими элементами трудового процесса? охарактеризуйте их роль в трудовом процессе.

5) Какие производственные процессы называют основными, а какие — вспомогательными?

6) Что понимают под производственной операцией и каковы ее признаки?

7) Дайте характеристику структуры производственной операции по технологическому и трудовому признакам.

8) В чем заключается анализ производственной операции и каково его значение?

9) Какую роль играют приемы и методы труда в организации и эффективности трудовых процессов?

10) Что понимают под условиями труда и каково их значение для предприятия и его персонала?

11) Как классифицируют факторы, которые формируют условия труда на предприятии?

12) Какие производственные факторы условий труда и их подгрупп вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

13) Каковы основные направления улучшения и совершенствования условий труда?

14) Какие существуют режимы труда и отдыха и каково их значение?

15) Каковы закономерности установления внутрисменного режима труда и отдыха?

Тема 8. Нормирование труда

1. Классификация затрат рабочего времени. Методы исследования трудо­вых процессов и затрат рабочего времени.

2. Система норм и нормативов по труду. Классификация норм труда по со­держанию. Структура норм затрат и результатов труда.

3. Общая характеристика методов нормирования труда. Аналитический и суммарный методы нормирования: содержание и область применения. Пересмотр норм труда.

4. Расчет норм численности различных категорий промышленно-производственного персонала. Нормирование труда служащих.

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

1. Экономика труда. 2-е изд. / Под ред. Н. А. Горелова. — СПб.: Питер, 2007. — 704 с. Глава 12.

2. Экономика труда: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. Ю. П. Кокина, проф. П. Э. Шлендера. — М.: Магистр, 2008. — 686 с. Глава 8.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. —М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 736 с. Глава 5.

Дополнительная

1. Костин Л А. Проблемы экономики труда: избранное: В 2 т. М.: АТиСО, 2005.

2. Методика определения экономической эффективности мероприятий по НОТ. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 2004.

3. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб.-практич. пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008.

4. Экономика труда: учебник для вузов / А.И. Рофе, Е.В. Галаева, А.С. Лавров, В.Т. Стрейко; под ред. А.И. Рофе. М.: МИК, 2007.

5. Яковлев, Р. А. Анализ издержек предприятия на оплату труда и выплаты социального характера. — М.: НИИ труда, 1997. Яковлев, Р. А. Оплата труда в организации. — М.: МЦФЭР,2008.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Примерная тематика рефератов

 

1. Виды норм труда и их характеристика. Необходимость совершенствова­ния нормирования труда на предприятиях и организациях современной России.

2. Нормирование труда как функция производственного менеджмента. Сущность, цели и содержание работ по нормированию труда на пред­приятии.

3. Структура норм затрат и результатов труда. Применение норм труда при выполнении технико-экономических расчетов на предприятии.

4. Хронометраж и фотография рабочего времени - основные аналитически-исследовательские методы нормирования труда. Краткая характеристика и область применения.

5. Нормативные материалы по труду и их использование при организации работ по нормированию труда.

Контрольные вопросы и задания

1) В чем заключается сущность и содержание нормирования труда?

2) Какие функции выполняют нормы труда?

3) В чем состоит научное обоснование норм труда?

4) Каков состав затрат рабочего времени работника?

5) Какие затраты рабочего времени нормируются, а какие не нормируются?

6) Какие существуют методы изучения затрат рабочего времени?

7) Дайте характеристику методов проведения индивидуальной, групповой и массовой фотографий рабочего времени.

8) Каковы цели и методы проведения самофотографии рабочего времени?

9) Каковы задачи и методы проведения хронометража?

10) Какие существуют виды норм труда?

11) Что называют нормированным заданием и для каких категорий персонала его устанавливают?

12) Какие затраты рабочего времени включают в норму труда?

13) Каков состав нормы штучного и нормы штучно-калькуляционного времени?

14) Каковы назначение нормативов по труду и их классификация?

15) Что понимают под методом нормирования труда и в чем заключается аналитический метод установления норм труда?

16) В чем состоят аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы установления норм труда?

17) По каким направлениям осуществляют анализ состояния нормирования труда?

18) Как осуществляют работу по использованию новых и пересмотру устаревших и ошибочно установленных норм затрат труда?

Задача 8.1. Проведение индивидуальной фотографии рабочего времени методом непосредственных замеров показало следующие результаты (см.данные таблицы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.145 с.)