Обзор нотации UML . Диаграммы UML. Диаграммы прецедентов. Нотация UML для классов и объектов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор нотации UML . Диаграммы UML. Диаграммы прецедентов. Нотация UML для классов и объектов



В методе COMET используется нотация из унифицированного языка моделиро­вания UML, которая объединила нотации, предложенные Бучем, Джекобсоном, Рамбо и Харелом.

Co временем нотация UML расширялась, и теперь в ней поддерживается много различных диаграмм.

В нотации UML поддерживаются девять видов диаграмм:

– диаграммы прецедентов;

– диаграммы классов;

– диаграммы объектов, являющиеся вариантом диаграмм классов в примене­нии к экземплярам. В методе COMET вместо них работают консолидиро­ванные диаграммы кооперации;

– диаграммы кооперации;

– диаграммы последовательности;

– диаграммы состояний;

– диаграммы деятельности (в COMET не используются);

– диаграммы компонентов (в COMET не используются)– диаграммы развертывания.

Актер (actor) инициирует прецедент. Прецедент (use case) описывает после­довательность взаимодействий между актером и системой. Актер изображается на диаграмме прецедентов в виде фигуры человечка, система – в виде прямоуголь­ника, прецедент – в виде эллипса внутри этого прямоугольника. Коммуникаци­онные ассоциации связывают актеров с теми прецедентами, в которых они участ­вуют. Между прецедентами могут быть отношения include (включает) и extend (расширяет).

Для того чтобы отличить класс (тип) от объекта (экземпляра типа), имя объекта под­черкивается. Объект может обозначаться как anObject,anotherObject:Class или :Class. Классы и объекты встречаются в разных диаграммах UML.

Диаграммы классов

На такой диаграмме классы изображаются в виде прямоугольников, а стати­ческие (постоянные) отношения между ними – в форме дуг. Поддерживаются три основных типа отношений между классами:

– ассоциации. Ассоциация между двумя классами (бинарная ассоциация) изображается в виде линии, соединяющей прямоугольники классов. У нее есть имя и, возможно, стрелка, поясняющая, в каком направлении следует это имя читать. На каждом конце ассоциации проставляется кратность – число, свидетельствующее, сколько экземпляров одного класса связано с од­ним экземпляром другого класса. Дополнительно на каждом конце ассоци­ации может присутствовать стрелка, указывающая направление навигации вдоль данной ассоциации.

– иерархии агрегирования и композиции. Это отношения вида целое/часть. Отношение композиции (изображается закрашенным ромбом) накладыва­ет более сильные ограничения на экземпляры классов, чем отношение агре­гирования (показывается незакрашенным ромбом). Ромб одной вершиной примыкает к прямоугольнику класса, являющегося частью в отношении вида «часть/целое»;

– иерархия обобщения/специализации. Это отношение вида «является». Обоб­щение изображается в виде стрелки, ведущей от подкласса (потомка) к су­перклассу (родителю), причем стрелка упирается в прямоугольник супер­класса.

Видимость определяет, доступен ли элемент класса вне самого класса. Показывать видимость на диаграмме необязательно. Открытая видимость, изобра­жаемая символом + (плюс), означает, что элемент виден извне класса.

Закрытая видимость, отмеченная знаком – (минус), свидетельствует о том, что элемент ви­ден только внутри класса, в котором он определен, а от других классов скрыт. За­щищенная видимость, показываемая знаком #, говорит о том, что элемент ви­ден внутри класса, в котором определен, а также во всех подклассах этого класса.

Диаграммы взаимодействия

В UML есть два вида диаграмм взаимодействия: диаграммы кооперации (col­laboration diagram) и диаграммы последовательности (sequence diagram). Семан­тически они эквивалентны.

Диаграммы кооперации. На диаграмме кооперации показывается, как объекты динамически общают­ся между собой, посылая и получая сообщения. Эта диаграмма представляет структурную организацию взаимодействующих объектов, изображаемых в виде прямоугольников и соединяющих их дуг.

Помеченные стрелки рядом с дугами обозначают имя сообщения и направление его передачи между объектами. От­дельные сообщения в последовательности сообщений, отправляемых от одного объекта к другому, нумеруются.

Диаграмма кооперации в нотации UML

 

Диаграммы последовательности. Другой способ показать взаимодействие объектов – воспользоваться диаграм­мой последовательности. Диаграмма последовательности дву­мерна: участвующие объекты изображаются вдоль горизонтальной оси, а время откладывается вдоль вертикальной. От прямоугольника каждого объекта идет вниз вертикальная пунктирная линия, называемая линией жизни. Период, в тече­ние которого объект выполняет операцию, именуется активизацией. На протяже­нии этого периода линия жизни изображается двойной сплошной линией.

Актер обычно изображается в левом верхнем углу диаграммы. Помеченные горизонтальные линии представляют пересылку сообщений. Существенны толь­ко отправитель и получатель сообщения. Сообщение посылается объектом-отпра­вителем объекту-получателю. Время возрастает в направлении сверху вниз. Расстояние по вертикали между сообщениями не имеет значения.

Диаграммы состояний

В нотации UML диаграмма перехода состояний называется диаграммой со­стояний. На ней состояния представляются прямоугольниками со скругленными углами, а переходы – соединяющими их дугами (рис. 6.7). Начальное состояние обозначается дугой, исходящей из маленького закрашенного кружка. Может также присутствовать необязательное конечное состояние, изображаемое закрашенным кружком внутри незакрашенного (иногда его называют «бычий глаз»). Диаграмму состояний разрешается подвергнуть иерархической декомпозиции, так что надсостояние разлагается на подсостояния.

Рядом с дугой, представляющей переход, находится условие перехода в виде: Событие [условие]/Действие. Событие вызывает переход в новое состояние. Если задано необязательное булевское условие, то переход осуществится, когда оно истинно. В результате перехода может быть выполнено необязательное действие. Дополнительно с состоянием иногда ассоциируются:

– действие при входе в состояние;

– деятельность, выполняемая во время нахождения внутри состояния;

– действие при выходе из состояния.

Пакеты

В UML пакетом называется группа элементов модели, используемая, напри­мер, для представления системы или подсистемы. Такая группа изображается пиктограммой папки – большим прямоугольником, над которым находится пря­моугольник поменьше. Пакеты бывают вложенными; между ними мо­гут существовать отношения зависимости и обобщения/специализации. Пакеты способны содержать классы, объекты или прецеденты.

 

Нотация UML для пакетов



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.174.62.102 (0.01 с.)