Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения и развития общественно – бытовых песенСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие национально-общественного сознания, интеграционные процессы украинского народа повлекли возникновение отдельной группы лирической песенности, в которой основное место занимают не личные семейные проблемы или духовные конфликты, а всеобщие массовые общественные явления. Это - социально-бытовые (или общественно-бытовые) лирические песни, в которых отразились чувства, размышления не отдельных людей, а определенных социальных групп (казаков, чумаков, рекрутов, наймитов и др.), вызваны событиями или обстоятельствами общественной жизни народа, характерными чертами сословного быта. Эти песни возникли на основе народной традиции - выработанной веками обрядовой лирики и семейно-бытовой песенности, которая предшествовала появлению общественно-бытовых песен. Унаследовав некоторые черты тематики и поэтики тех песенных жанров, на основе которых они развились, эти произведения синтезировали в себе и новые признаки, порожденные развитием национального сознания, возникновением новых социальных групп и др. Хотя они неоднородные за тематикой, отличаются жанровыми признаками, способом поэтического изложения, их объединяет выраженное у них отношение к действительности - они отражают настроения и чувства определенных групп народа, вызванные теми или другими явлениями общественной жизни. Эта примета будет сближать социально-бытовые песни с историческими. Потому длительное время исследователи не выделяли их в отдельную группу. Но в отличие от исторических, они не связаны с конкретными событиями, не вспоминают действительных фактов, имен лиц. Их герои - типичные обобщенные образы казаков, чумаков, рекрутов и т.п. Кроме того, в исторических песнях, которые являются жанром героического песенного эпоса, доминирует эпическое начало (описание самого события, поступков героев и тому подобное), а в социально-бытовой лирике сюжетность почти отсутствует - внимание сосредоточивается на чувствах, переживаниях, размышлениях, то есть внутреннем психологическом состоянии, вызванном определенным событием или явлением. Общественно-бытовые песни являются лирическими песнями, в которых историческое бытие народа передается лишь сквозь призму его восприятия общенародным сознанием, оказывается в обобщенных взглядах на жизненные явления с точки зрения национального мировосприятия, народной морали, этики и эстетики. В соответствии с тематикой общественно-бытовые песни разделяются на отдельные группы, каждая из каких связана с определенным общественным явлением в жизни народа (точнее ли - определенным социальным слоем). В. Балушок связывает возникновение групп общественно-бытовых песен с традицией существования социальных обществ и профессиональных союзов, каждый из которых имел свои законы, обряды и правила вступления, требования поведения. Одна из первых попыток тематической циклизации социальной лирики осуществлена Ф. Колессой в труде «Украинская устная словесность» (1938). Выделяя отдельную жанровую разновидность сословные песни (в противовес поэзии хлебопашеского состояния), он засчитывал к нему такие циклы: 1) песни чумаков; 2) песни солдат и рекрутов; 3) бурлацкие и наемничие песни; 4) песни, ремесленников. Этот принцип тематического деления в зависимости от социальных групп народа сохранился в украинском фольклоризме до сих пор. Однако тематических циклов насчитывается значительно больше - новые общественные обстоятельства порождают возникновение разных слоев или групп, а следовательно появляются и новые циклы общественно-бытовых песен. Социально-бытовые песни – это большой массив эпических народно-песенных произведений об экономическом и политическом условиях жизни различных социальных групп населения, об их исторической роли в становлении и развитии украинского общества, в формировании национальных норм этики и морали. Коротко говоря, о всех и обо всем: горькую судьбу простого люда в условиях тоталитарных режимов, социальное неравенство, общественные, семейные, бытовые конфликты, естественное вековечное стремление народа к свободе, поиски путей к лучшей жизни. Как писал Николай Гоголь, для Украины народные песни – это все: «и поэзия, и история, и родительские могилы». Возникновение и развитие казацких песен связанные с историей казачества (ХV-ХVПІ века). Их тематика разнообразна: подготовка к походу, отъезд казак, прощание с родными, столкновение с врагами, смерть на поле боя, нелегкая судьба в неволе, тоска по родине и семьей («Ой, у лугу, да еще и при берегу»). В образах главных героев песен воплощены свободолюбие украинского народа, непримиримость к социального и национального гнета. Именно этими мотивами они родственны с историческими песнями и думами. Особенно трагические судьбы выходцев из села изображены в бурлацких песнях. Бродяги – это бездомные, одинокие люди, которые в XVI-XIX веках нанимались грузчиками, чернорабочими в рыболовецких артелях на Днепре, Дунае, Днестре, Черном море. Они – народ трудолюбивый, дружный, но отверженный: без жены, семьи скитаются на чужбине, вынуждены умирать в одиночестве («И забелели снега», «Горе мне на чужбине»). За тоскливыми, поэтическими образами тропами близки к бурлацким песням, строкарьские, наёмные. Древнейшие и них возникли в среде обнищавших казаков, занятых на отхожих промыслах (сахарных, мануфактурах, шахтах). Интенсивное развитие капитализма ускорил процесс пролетаризации крестьянства, усилил его эксплуатацию. Тяжелый труд работников, их бесправие, злоупотребление работодателей – основные темы народных песен. Историческое значение заработанной поэзии еще и в том, что своими сюжетами она основала в Украине рабочую песню. Не легче жилось, и строкарям, молодым людям, бедные родители которых под залог отдавали состоятельным людям на оговоренный срок (отсюда и название «строкари»). Отрабатывать залог приходилось изнурительным трудом, снося постоянные издевательства хозяина («Ой, матушка-звезда», «Ой пойду я лугом»). В крепостных песнях самыми яркими сатирическими образами осуждена барщина, бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве помещика. В разнообразных сюжетных вариантах песен крестьяне не только с тоской, отчаянием, но и с неугасимым гневом, возмущением осуждают недостойное поведение помещиков и их экономов, которые благоденствуют, гуляют, шалят, осмеивая крестьян («А в воскресенье ранёшенько»). Сложные экономические и социальные условия пагубно влияли на семейную жизнь. В песенных сюжетах находим постоянные конфликты между супругами, ссоры, драки, развод, невзгоды сирот («Ой зацвела роза край окна», «И нет хуже никому»). Социально-бытовые песни разноплановые и по тематике, и по сюжетам, и по мотивам, и по колоритности образов. Для них характерно сочетание реалистичной конкретности метафорически-символической образностью, они богаты на традиционные для народного эпоса метафоры, постоянные эпитеты, сравнения. В социально-бытовых песнях украинского народа обобщенно отразился мир человеческих судеб во всем его многообразии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.008 с.) |