История возникновения и развития общественно – бытовых песен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития общественно – бытовых песен



 

Развитие национально-общественного сознания, интеграционные процессы украинского народа повлекли возникновение отдельной группы лирической песенности, в которой основное место занимают не личные семейные проблемы или духовные конфликты, а всеобщие массовые общественные явления. Это - социально-бытовые (или общественно-бытовые) лирические песни, в которых отразились чувства, размышления не отдельных людей, а определенных социальных групп (казаков, чумаков, рекрутов, наймитов и др.), вызваны событиями или обстоятельствами общественной жизни народа, характерными чертами сословного быта.

Эти песни возникли на основе народной традиции - выработанной веками обрядовой лирики и семейно-бытовой песенности, которая предшествовала появлению общественно-бытовых песен. Унаследовав некоторые черты тематики и поэтики тех песенных жанров, на основе которых они развились, эти произведения синтезировали в себе и новые признаки, порожденные развитием национального сознания, возникновением новых социальных групп и др. Хотя они неоднородные за тематикой, отличаются жанровыми признаками, способом поэтического изложения, их объединяет выраженное у них отношение к действительности - они отражают настроения и чувства определенных групп народа, вызванные теми или другими явлениями общественной жизни. Эта примета будет сближать социально-бытовые песни с историческими. Потому длительное время исследователи не выделяли их в отдельную группу. Но в отличие от исторических, они не связаны с конкретными событиями, не вспоминают действительных фактов, имен лиц. Их герои - типичные обобщенные образы казаков, чумаков, рекрутов и т.п. Кроме того, в исторических песнях, которые являются жанром героического песенного эпоса, доминирует эпическое начало (описание самого события, поступков героев и тому подобное), а в социально-бытовой лирике сюжетность почти отсутствует - внимание сосредоточивается на чувствах, переживаниях, размышлениях, то есть внутреннем психологическом состоянии, вызванном определенным событием или явлением. Общественно-бытовые песни являются лирическими песнями, в которых историческое бытие народа передается лишь сквозь призму его восприятия общенародным сознанием, оказывается в обобщенных взглядах на жизненные явления с точки зрения национального мировосприятия, народной морали, этики и эстетики.

В соответствии с тематикой общественно-бытовые песни разделяются на отдельные группы, каждая из каких связана с определенным общественным явлением в жизни народа (точнее ли - определенным социальным слоем). В. Балушок связывает возникновение групп общественно-бытовых песен с традицией существования социальных обществ и профессиональных союзов, каждый из которых имел свои законы, обряды и правила вступления, требования поведения. Одна из первых попыток тематической циклизации социальной лирики осуществлена Ф. Колессой в труде «Украинская устная словесность» (1938). Выделяя отдельную жанровую разновидность сословные песни (в противовес поэзии хлебопашеского состояния), он засчитывал к нему такие циклы: 1) песни чумаков; 2) песни солдат и рекрутов; 3) бурлацкие и наемничие песни; 4) песни, ремесленников.

Этот принцип тематического деления в зависимости от социальных групп народа сохранился в украинском фольклоризме до сих пор. Однако тематических циклов насчитывается значительно больше - новые общественные обстоятельства порождают возникновение разных слоев или групп, а следовательно появляются и новые циклы общественно-бытовых песен.

Социально-бытовые песни – это большой массив эпических народно-песенных произведений об экономическом и политическом условиях жизни различных социальных групп населения, об их исторической роли в становлении и развитии украинского общества, в формировании национальных норм этики и морали. Коротко говоря, о всех и обо всем: горькую судьбу простого люда в условиях тоталитарных режимов, социальное неравенство, общественные, семейные, бытовые конфликты, естественное вековечное стремление народа к свободе, поиски путей к лучшей жизни. Как писал Николай Гоголь, для Украины народные песни – это все: «и поэзия, и история, и родительские могилы».

Возникновение и развитие казацких песен связанные с историей казачества (ХV-ХVПІ века). Их тематика разнообразна: подготовка к походу, отъезд казак, прощание с родными, столкновение с врагами, смерть на поле боя, нелегкая судьба в неволе, тоска по родине и семьей («Ой, у лугу, да еще и при берегу»). В образах главных героев песен воплощены свободолюбие украинского народа, непримиримость к социального и национального гнета. Именно этими мотивами они родственны с историческими песнями и думами.
И стилистически, и тематически к ним близки гайдамацкие песни, в которых воспета борьба народных масс против феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета польской шляхты в XVIII веке. На территории Буковины и Закарпатья были популярными гайдацкие песни, которые зафиксировали борьбу славянских народов против турецких захватчиков в ХV-XIX веках.
Хотя некоторые походы и победы в упомянутых циклах песен были романтизированы, все-таки в них преобладали минорные мотивы, потому что людям трудно было смириться с тем, что сильные, молодые ребята вынуждены были отрываться от привычного, любимого, земледельческого труда, многим из них пришлось полечь головами на чужбине, оставив на родной земле вдов и сирот. Когда отстаивались интересы своего народа, то защита родного края воспринималась как почетный долг, когда же после введения рекрутской повинности из села начали насильно забирать в армию крепких трудоспособных хлеборобов, чтобы их руками осуществлять чьи –то авантюрные экспансионистские планы, а их отсутствие ложилось тяжёлым бременем на женские плечи, то соответственно менялось и настроение народа, в песенном творчестве появлялись новые мотивы. Возникали рекрутские и солдатские песни. В разных сюжетных вариантах высказывалось сожаление юношам, которые «только сеяли и пахали, цепом молотили», а теперь их заставляют через муштру приобщаться к оружию(«Вылетали орлы из-за крутой горы»).

Особенно трагические судьбы выходцев из села изображены в бурлацких песнях. Бродяги – это бездомные, одинокие люди, которые в XVI-XIX веках нанимались грузчиками, чернорабочими в рыболовецких артелях на Днепре, Дунае, Днестре, Черном море. Они – народ трудолюбивый, дружный, но отверженный: без жены, семьи скитаются на чужбине, вынуждены умирать в одиночестве («И забелели снега», «Горе мне на чужбине»).

За тоскливыми, поэтическими образами тропами близки к бурлацким песням, строкарьские, наёмные. Древнейшие и них возникли в среде обнищавших казаков, занятых на отхожих промыслах (сахарных, мануфактурах, шахтах). Интенсивное развитие капитализма ускорил процесс пролетаризации крестьянства, усилил его эксплуатацию. Тяжелый труд работников, их бесправие, злоупотребление работодателей – основные темы народных песен. Историческое значение заработанной поэзии еще и в том, что своими сюжетами она основала в Украине рабочую песню.

Не легче жилось, и строкарям, молодым людям, бедные родители которых под залог отдавали состоятельным людям на оговоренный срок (отсюда и название «строкари»). Отрабатывать залог приходилось изнурительным трудом, снося постоянные издевательства хозяина («Ой, матушка-звезда», «Ой пойду я лугом»).

В крепостных песнях самыми яркими сатирическими образами осуждена барщина, бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве помещика. В разнообразных сюжетных вариантах песен крестьяне не только с тоской, отчаянием, но и с неугасимым гневом, возмущением осуждают недостойное поведение помещиков и их экономов, которые благоденствуют, гуляют, шалят, осмеивая крестьян («А в воскресенье ранёшенько»).

Сложные экономические и социальные условия пагубно влияли на семейную жизнь. В песенных сюжетах находим постоянные конфликты между супругами, ссоры, драки, развод, невзгоды сирот («Ой зацвела роза край окна», «И нет хуже никому»).
По сравнению с другими семейный цикл все же не такой мрачный. Здесь случаются мастерски выписанные лирические сцены, привлекательные образы девушек и парней, остроумный юмор. Даже тяжелый труд опоэтизирован. И хотя он иногда лишает права на личную жизнь («Посадила огурчики»), однако трудолюбивые люди всегда в почёте. Их любят, и они отвечают взаимностью. И тяжелейший труд не может потушить пылких чувств («Ой, в поле нива»).

Социально-бытовые песни разноплановые и по тематике, и по сюжетам, и по мотивам, и по колоритности образов. Для них характерно сочетание реалистичной конкретности метафорически-символической образностью, они богаты на традиционные для народного эпоса метафоры, постоянные эпитеты, сравнения.

В социально-бытовых песнях украинского народа обобщенно отразился мир человеческих судеб во всем его многообразии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.005 с.)