Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ох, и то же не маки - то наши казакиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
То же наши казаки, и все новобранцы Что понабирали в воскресенье утром. Таким образом, обряд проводов ребят в рекруты является модернизированным ритуалом инициации со всеми его атрибутами: «Поздние по происхождению рекрутские песни впитали у себя готовые клише давних воинских и ґенетически близких им причитаний захоронений. Из текстов таких песен мы видим, что молодых людей, которые шли в войско, провожали как покойников на тот свет»... С юношами, которых провожали, вели себя как с покойниками, о них говорится как о мертвых. Этнографические описания провожаний на военную службу показывают, что новобранцев оплакивали... замертво, или людей, заранее осужденных на смерть. Такой же характер носят и украинские казацкие прощальные причитания, составление которых ведет тоже в глубину веков...». Второй большой тематический цикл - солдатская жизнь. Основные его мотивы: тяжелая жизнь в косарне, изнурительная муштра, тяжелые бытовые условия, мизерная плата: «Грош на пиво, грош на мыло, чтобы рубашка была бела, чтобы солдата вши не ели...» Распространенный мотив одиночества на чужбине, тоски за домом; ряд песен воспроизводит мнения солдата о семье, желании поехать домой хоть на Святой вечер. Особенно трагическим в солдатской жизни был закон о жестоких наказаниях за наименьшую вину. В песнях этого цикла достаточно рельефно изображается «улица» (наказание, когда все солдаты выстраивались в два ряда с прутьями в руках, а присужденный к наказанию должен был проходить между ними, а в это время с обеих сторон на него сыпались удары), привязывания к столбу, лишение свободы, карцер (где солдат оставался без еды и воды). Не выдерживая издевательств, кое-кто заканчивал жизнь самоубийством или становился дезертиром. В песнях этого цикла действительность воспроизводится обобщенно, без детализации; солдатская жизнь подается как жестокое обречение, в котором не видно просвета: Ой горе, горе, не солдатская жизнь Гей, что не дают ни плакать, ни рыдать... Самой страшной страницей солдатской жизни была война. Народное воображение воспроизводит в песнях кошмара войны, кровопролитие, увечье, смерть воинов на поле боя. Эта группа песен больше всего связана с казацкими основными мотивами: смерть на поле боя, похороны солдата после битвы; тело убитого лежит среди поля, над ним летает ворон; смертельно ранящийся воин посылает домой коня (орла или кукушку) с вестью о своей гибели; две девушки скорбят над забитым солдатом и т.п. Однотипной является и образная система казацких песен: устоявшиеся персонифицированные образы животных, разговор с ними; описание битвы дополняется устоявшимися народными метафорами («мостить мосты», «гатить дамбу телами», «битва – пахота» и др.). Они очень давние по происхождению. Но вводятся и новые темы и образы - увечье, пребывание в госпитале. На фоне изображения новых социальных факторов подается осмысление причин военных событий и реакцию на них со стороны солдат, которые втянули в военные действия, чтобы защищать чужие государственные интересы. Потому, например, в казацких песнях нет осуждения войн, ведь они велись с целью освобождения родной земли от иностранных поработителей. В солдатской лирике осуждается захватническая политика царской России, проклинается царь и те, кто посылает солдат на верную гибель. Все эпизоды солдатской жизни, упоминавшиеся в песнях, сопровождаются мотивами тоски, страдания, горького одиночества. Часто у них используется эпистолярный прием - передача мыслей и чувств в письме, написанном домой к матери или любимой девушке. В форме монолога передаются тяжелые мысли вояка и надежда на возвращение. Реже монолог трансформируется в диалог с матерью (или с ветром, кукушкой, орлом, которые должны передать устное послание родным, потому что нет возможности передать его другим путем).Здесь появляются выразительные женские образы - матери, жены, любимой девушки. Как и в казацких, среди солдатских песен есть немало, посвященных теме любви. Можно выделить несколько постоянных любовных сюжетов: девушка погибает из тоски за милым, что в войске; солдат просит отпуска, чтобы увидеться с милой (а в случае отказа становится дезертиром); девушка ночует у воина, но будит его поздно, за что ему угрожает расправа. Такая тематическая основа породила немало солдатских песен балладного характера, где напряженные любовные коллизии драматизируются, подаются в романтическом ключе. В то время, как подавляющее большинство рекрутских и солдатских песен тяготеют к реалистичному изображению действительности (потому что сам жизненный материал не дает широких возможностей для их возвышенно-романтической трактовки), в балладных песнях «можно заметить вкрапление романтических блесток то в виде развертывания действия на фоне грозной бурной природы, то в диалогах мертвой руки солдата с вороном, то символических картин смерти, воспроизведенных как свадьба. Фантастическое, условно, поражающий своей сверхъестественностью, вливается в рекрутскую и солдатскую песню прежде всего через балладу». Балладных сюжетов есть немало: мать провожает сына в солдаты, а невестку заклинает в тополь; влюбленные девушка и парень, узнав, что его отдают в рекруты, убегают в поле и там становятся цветами; воин, получив весть, что его жена больна, преодолевает сложные препятствия, возвращается домой, но застает ее на смертном одре; иметь, сына,который в солдатах, зная, как тяжело ему вдалеке от дома, превращается в кукушку и летит к нему; сын, в тоске за родным домом, становится соловьем и летит домой; парень, идя к войску, оставляет любимой перстень, который она бережет много лет, а когда он ломается, понимает, что милый погиб и уже не вернется домой; девушка идет на войну вместо своего брата; парня отдают в рекруты, а его любимую силой выдают замуж за нелюбимого, - она превращается в тополь, а солдат погибает. Тематический цикл песен о возвращении солдата домой небольшой. Самым распространенным мотивом этого цикла является мотив увечья: «Правая ручка простреленная, Левая ручка отсечена... Посмотри, милая чернобровая, Какая война проклятая». Этот мотив драматизируется распространенным приемом - калеку-солдата никто не узнает; он идет своим селом, встречает знакомых людей, но они воспринимают его как чужого: Только всего рода, - Здравствуйте, - не говорит Калина цветет Ручки не дает Из-под той калины Бедному солдату Милая идет. Сожаления наносит... Такие постные нередко заканчиваются тем, что изуродованный солдат, увидев, что его жена не узнаёт в нем своего мужчины, разрешает идти дальше и уже не возвращается домой, или и задумывает самоубийство. Рекрутские песни перекликаются также со свадебным обрядом, что предопределенно подобием ситуаций проводов девушки, которая навсегда оставляет родительский дом, и проводов парня в войско. Символика свадебного обряда используется больше всего в песнях о смерти солдата: Женила же его пуля быстрая А бояре были - все звоны ревели А жена же молодая - восковая свеча. А обвенчала его сабля острая. А старосты были - хоругви несли Особенная смысловая нагрузка несет образ свадебного платка, который давали девушки в дорогу своим любимым: свадебным платком накрывали глаза солдата, когда он погибал, а отсюда и вся символика смерти - бракосочетание с сырой землей. Поэтике жанра рекрутских песен характерные приемы, распространенные во всех лирических песнях: параллелизмы (Один сад зелен, а второй цветет; Старший брат на службе, а более малый идет...); сравнения-параллелизмы (ворон кричит - мать плачет; кукушка ковала - иметь сына в войско выряжала); метафоры (черная пашня изорана еще и пулями усеяна); гиперболы (над ним конек приуныл - по колено в землю убился) и др. Воинские песни Песни, жолнеров (воинские), очень подобные к солдатским и рекрутским за образной структурой, однако отличаются от них эмоциональной тональностью: они лишены той сплошной печали, мотива горя и страдания, что является ведущей чертой рекрутских песен. Это предопределено исторической действительностью, которой они были порождены. Западные земли Украины (Галичина, Буковина, Закарпатье), которые были в составе Австро-венгерской империи (позже - Польши) не чувствовали на себе такого сильного груза военной повинности, как восточные украинские земли в составе царской России. В XVII ст. в Австрии, как и в других западноевропейских странах, армия была наемной и комплектовалась путем вербовки. Лишь в конце XVIII ст. была осуществленная первая попытка ввести военную повинность. Конскрипция - способ комплектования войска, за которым вся территория государства распределялась на округа (кантоны), которые поставляли воинов определенным полкам, распространилась и на украинские земли. Да, Галичина от 1852 г. должна была поставлять жолнеров для 11 полков инфантерии (пехоты), двух полков стрелков, двух полков драгунов и шести полков уланов (кавалерийцев). Если вербование осуществлялось преимущественно на добровольной основе, то конскрипция была попыткой принудительного набора к войску. Потому в песнях, жолнеров, есть мотивы, родственные с рекрутскими песнями: ловы ребят, побег и др. Но конскрипция давала возможность легко откупиться от военной службы, потому в этой группе песен распространенный мотив обращения парня к матери с просьбой продать коня вороного, чтобы откупить его от службы. Здесь творится лирический образ матери, которая готова продать все, чтобы ее сын не шел к войску. Поскольку почти все население Австро-венгерской империи уклонялось от службы, там практиковалась смешанная система набора к войску, но ведущей была вербовка. Чаще всего в литературе описан такой способ найма ребят на военную службу: «По селам рассылались бравые жолнеры, которые, делали из себя вид веселых, беспечальных воинов, что пьют, гуляют, сеют деньгами. Простой крестьянский парень, глядя на эти картины веселой жизни, к тому же подпоен вербовщиками и льстит привлекательными разговорами о славе будущих походов, искупался «вольготной» жизнью в войске и давал согласие на «службу цисареву». Временами такое согласие было вызвано определенными обстоятельствами - несчастливой любовью или злом на девушку...». Такое вербование широко отображено в галицких, буковинских, закарпатских песнях. В действительности жизнь жолнера не была такой беззаботной. Хоть условия быта в австрийской (но польской) армии не были такие ужасны, как в российской, но ежедневная муштра, строгий режим истощали воинов. Это отбилось в народно-песенном творчестве: Ой никто так не бедствует, Еще ко дню два часа - Как жолнер бедствует, Вина уже маршируют... Особенно тяжело было во время войны. Как и в солдатских, так и в песнях, жолнеров, драматически изображены следствия войны: кровопролитие, увечье, смерть. Самая распространенная тема - смерть воина. Она раскрывается по традиции казацких песен, со всеми их чертами: смертельно ранящийся жолнер сам в чистом поле разговаривает с конем, кукушкой, вороном, орлом; просит известить родных о его гибели. В песнях, жолнеров тоже доминирующими являются мотивы тоски за домом, печали, одиночества, тяжелого воинского быта. Особенно период Первой мировой войны повлекся к появлению значительного пласту песен, порожденных историческими и общественными обстоятельствами того времени. Страх перед войной вылился в лирическое осмысление ее ужасов и следствий (смерти, увечья, сиротства). Все чаще встречается мотив нежелания идти в войско, попыток избежать служб: Как пришла мы карта нароковать. Стал я своего отца дошиковать: - Ой матушка же моя, матушка, соверши мы ту волю - Идём за тебя служить на ту войну! Но даже о войне песни жолнеров не являются такими трагическими, как солдатские: они более лирические, чем драматические, передают чувство молодого воина, не вспоминая подробностей его быта. Ряд песен посвящен любовной тематике: много из них воспевают любовь жолнера и девушки из того дома, где он на постое, ухаживание воина к молодой женщине. Ф. Колесса в обзоре «сословных» песен, отмечал: «Но некоторая часть воинских песен косарского типа имеет очень своеобразный, даже стыдный характер, а в языке их заметные следы чужих влияний: чешских, словацких, польских, российских, а то и немецких». Песни жолнеров являются очень своеобразной жанровой разновидностью устной словесности, что формировалась под воздействием иноязычных культур, отличного образа жизни и мышления. Потому хоть они в известной степени хранят национальную традицию (элементы тематики и поэтики казацких, исторических песен, украинскую символику, образы-архетипы и др.), однако у них чувствуется и некоторый отход от этой традиции, порожденный общественными и политическими условиями. Песни жолнеров, которые как жанр формировались на основе казацких песен, в свою очередь стали источником тематики и поэтики стрелецких песен. Часть из них, что имеет выразительный эпический характер, где указываются конкретные лица, события и др., творят исторический героический эпос. Однако немало стрелецких песен являются собственно лирическими произведениями, построенными наподобие казацких, воинских, жолнеров Крепостные песни После разрушения Запорожской Сечи и ликвидации всех признаков государственной автономии в Украине царская Россия начала внедрять на украинских землях крепостничество - систему общественных отношений, в результате которой крестьянин находился в личной зависимости от помещика или господина. Это закреплялось государственной властью в виде крепостного права, фиксировалось в ряде документов, правовых норм, которые узаконивали зависимость крестьянина от землевладельца. На Украине процесс закрепощения крестьян приобрел особенное распространение во II половине XVIII ст., когда царским указом в 1763 г. были резко ограничены (а практически почти совсем запрещено) переходы крестьян с места на место, категорически запрещено крестьянам продавать земельные наделы и вступать в казаки. Окончательно крепостное право на Украине было оформлено указом Екатерины в II 1783 г. С тех пор положение крестьян-крепостных стало нестерпимым. Среди разных видов крепостных повинностей, кроме многочисленных налогов, была еще и барщина или отработочная рента - принудительный труд закрепощенных крестьян в хозяйстве помещиков. Все эти общественные явления и связаны с ними жизненные ситуации отразились в крепостных песнях, в которых с большой силой выраженно отношение крестьян к тяжелой судьбе, условиям подневольной жизни. В крепостных песнях абсолютно нет романтических черт (гиперболизации, идеализации лирических героев, обширных пейзажей, персонификации сил природы, фантастических картин и др.). Народное воображение и фантазия уступает место изображению жизненной конкретики: нелегкого труда, условий быта крестьян, эпизодов издевательства помещиков и их прихвостней над крепостными, унижения человеческого достоинства и др. «Простыми и экономными художественными средствами изображаются картины, которые поражают своей страшной правдой. Характерные для поэтики казацких и чумацких песен развернутые метафоры, образная символика, Щедрые сопоставления отступают в крепостных песнях перед конкретным точным воссозданием реальных жизненных фактов». Почти в каждой песне говорится об издевательстве над крепостными, унижения их человеческого достоинства: нагайками их гонят на барщину, бьют непокорных. У них колоритно изображены образы барских прихвостней: атаманов, десятников, экономов, есаулов, которые проявляли своеволие и жестокость в отношении к людям. В крепостных песнях начала XVIII ст. появилась еще одна тема, порожденная усилением крепостного гнета - воскресной барщины (был внедрен труд и в воскресенье, невзирая на то, что для христиан это был святой день, работать в который считалось большим грехом): Ой в воскресенье раненько к церкви звоны звонят А нашего вельможного господина десятники на барщину гонят. - Ой нечего вам, очень плохие холопы, к церкви ходить, - Идите на своего вельможного господина работу делать! Ой нечего вам, холопы, к Богу молитву посылать, - Идите своему вельможному господину садики копать... Отмена крепостничества 1861 г. отразилась в устном народном творчестве циклом песен, в которых картины барщины (недавнего прошлого, о котором еще не успели забыть) соединяются с мнимыми саркастическими картинами беспомощности господ, которые, очутившись без крепостных, сами должны были работать в поле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.44.156 (0.01 с.) |