Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройство тракторов и автомобилей

Поиск

Устройство тракторов и автомобилей

 

Методические указания к лабораторным занятиям

 

Красноярск 2008

 

Рецензент

Зыков С.А., канд. техн. наук, доцент.

 

Составитель

Филимонов К.В.

 

Филимонов, К.В.

Устройство тракторов и автомобилей: метод. указания к лабораторным занятиям / К.В. Филимонов; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2008. – 66 с.

 

 

Даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, предшествующей проведению лабораторных работ, изложены методические указания по выполнению практических упражнений, приведены вопросы для контроля (самоконтроля) качества освоения учебного материала.

Перечень и содержание лабораторных работ учитывают рекомендации примерной учебной программы и соответствуют рабочей программе по данной дисциплине для направления «Агроинженерия» специальностей 110301 и 110304.

 

Печатается по разрешению редакционно-издательского совета Красноярского государственного аграрного университета

 

© Красноярский государственный

аграрный университет, 2008

Содержание

 

Введение  
Общие сведения  
Лабораторная работа № 1. Классификация, общее устройство и параметры МЭС и АТС  
Лабораторная работа № 2.Автотракторные двигатели. Кривошипно-шатунный механизм ДВС  
Лабораторная работа № 3.Механизм газораспределения ДВС  
Лабораторная работа № 4.Система смазки  
Лабораторная работа № 5.Система охлаждения ДВС  
Лабораторная работа № 6.Система питания карбюраторных ДВС  
Лабораторная работа № 7.Система питания дизельных ДВС  
Лабораторная работа № 8.Система питания ДВС, работающих на газе  
Лабораторная работа № 9.Система питания ДВС с впрыскиванием бензина  
Лабораторная работа № 10.Общая схема электрооборудования. Источники тока  
Лабораторная работа № 11.Система зажигания  
Лабораторная работа № 12.Система пуска ДВС  
Лабораторная работа № 13.Системы освещения, сигнализации. Информационно-диагностическая система  
Лабораторная работа № 14.Общие сведения о трансмиссиях. Муфты сцепления  
Лабораторная работа № 15.Коробки передач. Дополнительные и раздаточные коробки  
Лабораторная работа № 16.Промежуточные соединения и карданные передачи. Мосты  
Лабораторная работа № 17.Ходовая часть МЭС и АТС  
Лабораторная работа № 18.Рулевое управление колесных машин. Механизмы поворота гусеничных машин  
Лабораторная работа № 19.Тормозные системы МЭС и АТС  
Лабораторная работа № 20.Рабочее и вспомогательное оборудование МЭС и АТС  
Список рекомендуемой литературы  

 

Введение

 

К изучению устройства тракторов и автомобилей необходимо подходить с позиции оценки степени влияния особенностей конструкции на эксплуатационные свойства этих мобильных машин.

Первостепенные вопросы, которые должен задавать себе студент, изучая каждую новую тему:

- какую задачу решали конструкторы, разработавшие эту систему, агрегат, механизм, узел, деталь, элемент?

- вполне ли отвечает уровень решения современным требованиям?

- как решаются подобные задачи другими производителями и (или) в других отраслях науки и техники?

- можно ли как-то еще решить поставленную задачу?

Если появится новое решение, то расширит ли оно функциональные возможности техники? Улучшит ли технологические показатели машин? Будет ли способствовать минимизации трудовых и материальных затрат? Улучшит ли безопасность и комфортабельность?

Хотя бы один утвердительный ответ дает предпосылки к выполнению исследовательской работы: индивидуальных курсовых проектов, квалификационных работ и последующего внедрения в практику.

Подобный подход будет способствовать повышению общетехнического и профессионального уровня знаний студентов, развитию народного хозяйства страны.

Общие сведения

 

Выполнение каждой лабораторной работы состоит из четырех этапов, тесно связанных между собой:

1. Самостоятельная подготовка, включающая в себя ознакомление с методическими указаниями, содержанием упражнений отрабатываемой темы; глубокое изучение учебного материала лекций, пособий, соответствующих разделов рекомендуемой технической литературы, литературы по новой технике и опыту работы современных предприятий отрасли; выполнение индивидуального задания.

2. Проверка преподавателем готовности студентов к выполнению лабораторной работы, указания об особенностях изучения данной темы и выполнения упражнений.

3. Практическая работа студентов индивидуально и позвенно, контроль со стороны руководителей занятия за отработкой упражнений путем обхода учебных мест.

4. Организационно-техническое обслуживание рабочего места и защита результатов работы.

 

Модели автомобилей (легкового и грузового), тракторов (колесного и гусеничного), применительно к которым необходимо подготовить письменные ответы на задания самостоятельной работы, преподаватель определяет индивидуально для каждого студента. Ответы могут состоять из текстовых, табличных и графических материалов; должны быть содержательны, изложение системно.

Качество освоения учебного материала темы может быть проверено студентом путем самоконтроля по представленным вопросам.

Рекомендуемые к изучению модели гусеничных тракторов: Т-70, ДТ-75М, Т-4А, ТТ-4, ХТЗ-150-03 (ХТЗ-150-05-09), ДТ-175С, ВТ-150, ВТ-200, Т-250, Т-130;

колесных тракторов: СШ-2540 (ВТЗ-30 СШ), Т-30А-80, ЛТЗ-55А (Т-40), БЕЛАРУС-82.1, ЛТЗ-155, ХТЗ-150К-03 (ХТЗ-150К-09), К-701, К-744Р1, БЕЛАРУС-1221;

грузовых автомобилей: КамАЗ-4310, КамАЗ-5320, Урал-4320, МАЗ-5432, МАЗ-5336, ЗиЛ-4331, ГАЗ-3302, ГАЗ-33104, ГАЗ-3309;

легковых автомобилей: ВАЗ-1111, ВАЗ-2106, ВАЗ-2109, ВАЗ-21214, ГАЗ-3110, УАЗ-31514,

а также любые модели автомобилей и тракторов зарубежного производства не ранее 1998 года выпуска, используемые в практике сельского хозяйства края.

 

Каждая из 20 работ рассчитана на один - два часа самостоятельной работы и одно двух-четырёхчасовое лабораторно-практическое занятие.

Занятия проходят по расписанию в лабораториях 22, 23, 24, 25 и проводятся одновременно двумя преподавателями. Для проведения лабораторных работ учебную группу разделяют на две подгруппы, те, в свою очередь, делятся на звенья по двое-трое студентов.

Невыполнение студентами заданного объема самостоятельной подготовки, низкое качество выполнения задания и несоблюдение правил техники безопасности могут служить причиной для переноса очередной лабораторной работы на дополнительные занятия.

В целях обеспечения безопасности к проведению работ допускаются лишь студенты, прослушавшие инструктаж по охране труда на рабочих местах, о чем делается соответствующая запись в журнале. К каждой работе прилагается краткая инструкция по технике безопасности, отражающая специфику ее проведения.

Защита результатов работы по теме осуществляется методами тестового контроля знаний и (или) беседы на основе вопросов, поставленных преподавателем. После защиты и оценки качества работы студенты допускаются к следующему занятию.

Выполнение планового объёма аудиторных и самостоятельных занятий студента по освоению дисциплины оценивается по критериям опубликованного плана – рейтинга.

Регулярные занятия с высоким качеством дают основания преподавателю предложить студенту автоматическую сессионную аттестацию.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Классификация, общее устройство и параметры МЭС и АТС

Цель работы: изучить назначение, классификацию и общее устройство мобильных энергетических средств (МЭС), автотранспортных средств (АТС).

Самостоятельная работа

Рассмотреть географию расположения тракторостроительных и автомобилестроительных заводов, базовые модели и модификации, технические характеристики выпускаемых МЭС и АТС.

Проследить основные этапы развития технической концепции трактора.

Изучить классификацию и типаж МЭС, достоинства и недостатки компоновочных схем колесных и гусеничных мобильных энергетических средств.

Уяснить понятия: технологическое пространство МЭС, трактор тягово-энергетической концепции, модульное энерготехнологическое средство, блочно-модульный машинно-тракторный агрегат.

Проанализировать современные требования к конструкции мобильных энергетических средств и основные тенденции развития машинно-тракторных агрегатов.

Рассмотреть роль автомобильного транспорта в транспортной системе страны, проследить основные этапы развития отечественной и зарубежной автомобильной промышленности.

Изучить классификацию и структуру условного обозначения подвижного состава автомобильного транспорта, особенности компоновочных схем автобусов, грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Рассмотреть преимущества и недостатки использования специализированного подвижного состава.

Проанализировать современные требования к конструкции автотранспортных средств и основные тенденции развития подвижного состава.

Выполнить задания:

1. Привести компоновочные схемы заданных колесных и гусеничных мобильных энергетических средств, изложить их достоинства и недостатки.

2. Используя справочные материалы, заполнить таблицы 1 и 2.

3. Расшифровать элементы структуры условного обозначения заданных автомобилей.

Таблица 1

Таблица 2

Самостоятельная работа

 

Изучить принцип работы, классификацию и общее устройство поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Уяснить понятия: рабочий цикл, мертвые точки, такты, ход поршня, радиус кривошипа, рабочий объем цилиндра, объем камеры сгорания, полный объем цилиндра, степень сжатия, литраж двигателя.

Проанализировать достоинства и недостатки рабочих циклов двигателей с внешним и внутренним смесеобразованием, двигателей двухтактных и четырехтактных.

Рассмотреть основные показатели работы двигателя: показатели эффективности, экономичности, токсичности, совершенства конструкции.

Проанализировать скоростные характеристики автомобильных и тракторных ДВС, характерные режимы работы, приспосабливаемость к изменению нагрузки.

Рассмотреть схемы и принцип действия газотурбинных, роторных, многотопливных и других двигателей, возможность их использования для привода тяговых и транспортных машин.

Рассмотреть назначение, общее устройство, схемы компоновок КШМ.

Изучить особенности конструкции картеров, блок-картеров; цилиндров индивидуального исполнения и блочной конструкции; головок цилиндров индивидуального исполнения и блочной конструкции, с разделенными и неразделенными камерами сгорания.

Рассмотреть назначение, устройство, требования к конструкции поршней, поршневых пальцев и колец, шатунов, коленчатого вала, маховика.

Выяснить для каждой детали КШМ условия работы, применяемые материалы и способы изготовления, назначение конструктивных элементов, особенности монтажа, признаки неисправного состояния.

Изучить правила комплектации поршневой и шатунной группы с коленчатым валом. Обратить внимание на маркировку размерных групп деталей.

Рассмотреть требования к величине момента затяжки резьбовых соединений и способы их фиксации.

Изучить конструкцию гасителей крутильных колебаний и уравновешивающих механизмов.

Ознакомиться с характерными неисправностями КШМ и их влиянием на показатели работы двигателя.

Рассмотреть тенденции совершенствования конструкции поршневых ДВС.

Выполнить задания:

1. Используя справочные материалы, заполнить таблицу 3.

2. Перечислить конструкционные материалы, применяющиеся для изготовления деталей кривошипно-шатунного механизма.

3. Составить таблицы чередования тактов для рассматриваемых ДВС.

Таблица 3

 

Самостоятельная работа

Изучить требования, предъявляемые к механизму газораспределения ДВС.

Рассмотреть особенности конструкции и принцип действия механизма газораспределения двухтактных и четырехтактных двигателей.

Провести сравнительную оценку различных схем привода ГРМ: с нижним расположением распределительного вала (ОНV), одним (ОНС, Unicam) и двумя (DOHC) верхними распредвалами.

Рассмотреть диаграммы фаз газораспределения двигателей различных типов, целесообразность и способы регулирования фаз, устройство и принцип действия систем управления фазами газораспределения.

Выяснить для каждой детали ГРМ: условия работы, применяемые материалы и способы изготовления, назначение конструктивных элементов, особенности монтажа, признаки неисправного состояния.

Ознакомиться с характерными неисправностями механизма газораспределения и способами их предупреждения.

Рассмотреть перспективные технические решения и провести анализ основных тенденций совершенствования конструкции механизма газораспределения ДВС.

Выполнить задания:

1. Изобразить принципиальные схемы механизма газораспределения и привода механизма газораспределения одного из двигателей с описанием общего устройства и указанием регулировочных параметров.

2. Изложить причины и возможные последствия несовпадения установочных меток привода механизма газораспределения выбранных двигателей.

3. Описать конструкцию и принцип работы одного из устройств, автоматически обеспечивающего рациональные фазы газораспределения.

Рекомендуемая литература: 2, С. 64…77; 3, С. 69…89; 5, С 39…51; 6, С. 35…46, 372…375.

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили и тракторы, автотракторные двигатели в разрезе на поворотных стендах, действующий макет двигателя, бывшие в эксплуатации и новые детали ГРМ, комплект слесарных инструментов, спецприспособления и инструмент, измерительный инструмент, комплекс учебных плакатов и справочные материалы.

Система смазки ДВС

 

Цель работы: изучить особенности устройства и работы системы смазки автотракторных двигателей.

Самостоятельная работа

Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства применяемых в ДВС смазочных материалов.

Уяснить функциональное назначение системы смазки двигателя.

Рассмотреть способы подачи масла к контактирующим поверхностям взаимодействующих деталей двигателя и компоновочные схемы смазочных систем: циркуляционной с мокрым картером, циркуляционной с сухим картером, «раздельной» двухтактных ДВС.

Изучить конструкцию и принцип действия агрегатов систем смазки и вентиляции картерного пространства. Особое внимание обратить на процесс очистки масла.

Рассмотреть конструкцию устройств, применяемых для автоматического регулирования параметров и контроля за работоспособностью системы смазки.

Ознакомиться с характерными неисправностями смазочных систем и способами их предупреждения.

Рассмотреть перспективные технические решения, направленные на снижение затрат мощности на привод системы смазки.

Выполнить задания:

1. Используя справочные материалы, заполнить таблицу 4.

2. Изобразить схемы работы клапанов в системе смазки одного из тракторных ДВС.

3. Перечислить факторы, влияющие на величину давления в системе смазки бензинового ДВС.

Таблица 4

Система охлаждения ДВС

 

Цель работы: изучить особенности устройства и работы системы охлаждения автотракторных двигателей.

Самостоятельная работа

Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей.

Рассмотреть необходимость и способы поддерживания заданного теплового режима работы двигателя, устройство, принцип действия, достоинства и недостатки систем воздушного и жидкостного охлаждения.

Изучить конструкцию элементов систем охлаждения различных типов: вентиляторов, дефлекторов, трубопроводов, теплообменников, жидкостных насосов, предпусковых подогревателей. Особое внимание обратить на условия работы отдельных деталей и их материал.

Изучить конструкцию устройств, применяемых для автоматического регулирования параметров системы охлаждения (электромагнитные и гидромуфты привода вентилятора, электровентиляторы, термостаты) и контроля за ее работоспособностью.

Ознакомиться с характерными неисправностями систем охлаждения и способами их предупреждения.

Рассмотреть перспективные технические решения, направленные на снижение затрат мощности на привод системы охлаждения.

Выполнить задания:

1. Используя справочные материалы, заполнить таблицу 5.

2. Изобразить схемы привода вентилятора и насоса, способствующие снижению затрат мощности на привод системы охлаждения.

3. Перечислить возможные последствия неправильной настройки парового и воздушного клапанов системы охлаждения выбранного дизеля.

Таблица 5

Самостоятельная работа

 

Уяснить функциональное назначение системы питания двигателя.

Рассмотреть необходимость и способы очистки поступающего в цилиндры двигателя воздуха, устройство, принцип действия и параметры воздухоочистителей.

Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием.

Усвоить устройство баков, кранов и топливопроводов, устройство и действие топливных фильтров и насосов.

Рассмотреть особенности внешнего смесеобразования и компоновочные схемы системы питания карбюраторных двигателей.

Уяснить понятия: состав смеси, коэффициент избытка воздуха.

Особое внимание обратить на процесс компенсации состава смеси на различных режимах работы ДВС, конструкцию компенсирующих и дозирующих систем карбюратора.

Рассмотреть конструкцию устройств, применяемых для автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Уяснить влияние эксплуатационных факторов на работу системы питания.

Ознакомиться с характерными неисправностями систем питания карбюраторных ДВС и способами их предупреждения.

Проанализировать достоинства и недостатки системы питания карбюраторных ДВС.

Выполнить задания:

1. Заполнить таблицу 6для выбранного бензинового двигателя.

2. Изобразить схему движения воздуха в воздухоочистителе выбранного бензинового ДВС. Указать на схеме места возможного проникновения неочищенного воздуха в цилиндры двигателя, перечислить способы предупреждения.

Заполнить таблицу 7.

Таблица 6

Таблица 7

Самостоятельная работа

 

Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства топлива для дизельных двигателей.

Рассмотреть компоновочные схемы системы питания дизельных двигателей, особое внимание уделить структурной схеме микропроцессорного управления подачей топлива типа «Common rail».

Изучить конструкцию топливных насосов низкого давления, топливных насосов высокого давления секционного и распределительного типов, устройство и работу форсунок, плунжерных пар, нагнетательных клапанов. Выяснить влияние параметров элементов системы и эксплуатационных условий на подачу топлива и особенности смесеобразования.

Изучить требования к составу рабочей смеси и конструкцию устройств, применяемых для его регулирования в зависимости от режимов работы ДВС.

Уяснить понятия: цикловая подача, угол опережения впрыскивания топлива.

Рассмотреть конструкцию приводов топливных насосов и влияние угла опережения впрыскивания топлива на показатели работы двигателя.

Ознакомиться с характерными неисправностями систем питания дизельных ДВС и способами их предупреждения.

Рассмотреть достоинства и недостатки применения наддува как способа форсирования ДВС. Ознакомиться с модификациями механизмов и систем двигателя, вызванными применением наддува. Изучить методы организации наддува, устройство, принцип действия и параметры компрессоров.

Проанализировать возможность применения альтернативных видов топлива в системах питания дизельных ДВС.

Выполнить задания:

1. Изобразить компоновочную схему системы питания одного из дизельных двигателей.

2. Заполнить таблицу 8, выделяя особенности конструкции, характерные для топливного насоса высокого давления выбранного ДВС.

Таблица 8

Характеристика топливного насоса высокого давления ___________

 

Показатель Характеристика
Тип насоса 1. Рядный 2. V-образный 3. Распределительного типа
Число секций  
Способ смазки 1. Автономная разбрызгиванием 2. Циркуляционная с подачей от системы смазки ДВС
Способ регулирования подачи топлива секциями 1. Поворотом плунжера (хвостовиком, втулкой хвостовика) 2. Поворотом гильзы плунжера 3. Ходом дозатора
Профиль кулачка распределительного вала 1. Симметричный (треугольный, тангенциальный) 2. Ассиметричный
Тип подшипников распределительного вала 1. Радиальные 2. Радиально-упорные 3. Радиально-конические 4. Роликовые конические с автоматической регулировкой
Тип толкателей 1. Регулируемые винтом 2. Регулируемые подбором шайб 3. Нерегулируемые
Тип нагнетательных клапанов 1. Грибовидные с разгрузочным пояском 2. Составной (тарельчатый с обратным клапаном) 3. Корректирующий с разгрузочным пояском
   
Тип регулятора 1. Прямого действия 2. Непрямого действия 3. Всережимный 4. Двухрежимный
Тип корректора 1. Регулируемый при эксплуатации 2. Нерегулируемый 3. Регулируемый при проверке и ремонте ТНВД
Наличие пневмокорректора  

3. Описать причины снижения приемистости двигателя с турбонаддувом на переходных режимах работы.

Рекомендуемая литература: 2, С. 77…94, 111…137; 3, С. 145…271; 5, С. 51…91; 6, С. 103…128, 378…388; 10 .

 

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили и тракторы, автотракторные дизельные двигатели в разрезе на поворотных стендах, учебные стенды: «Топливные насосы», «Форсунки автотракторных ДВС», образцы турбокомпрессоров, стенды: КИ-22205, КИ-921М, КИ-15706, комплект слесарных инструментов, комплекс учебных плакатов и справочные материалы.

Самостоятельная работа

 

Рассмотреть ассортимент и эксплуатационные свойства газообразного топлива для двигателей с искровым зажиганием.

Рассмотреть компоновочные схемы систем питания двигателей: газом природным компримированным (ГПК), газом сжиженным нефтяным (ГСН), моновпрыск ГСН, распределенный впрыск ГСН, и провести их сравнительную оценку.

Усвоить устройство баллонов, запорно-предохранительной аппаратуры, топливопроводов, топливных фильтров.

Изучить требования к составу рабочей смеси и способы его регулирования в зависимости от режимов работы ДВС.

Изучить конструкцию и работу газовых редукторов, смесительных и дозирующих устройств. Выяснить влияние параметров элементов системы и эксплуатационных условий на работу двигателя. Ознакомиться с порядком проведения регулировочных операций.

Рассмотреть характерные неисправности систем питания ДВС газом и способы их предупреждения.

Ознакомиться с правилами техники безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и хранении газифицированных автомобилей.

Рассмотреть перспективы применения газодизельных ДВС.

Изучить способы снижения уровня звука отработавших газов, устройство и действие глушителей и искрогасителей. Уяснить влияние особенностей конструкции элементов системы выпуска отработавших газов на эффективные показатели ДВС.

Изучить назначение, устройство и действие системы рециркуляции отработавших газов.

Выполнить задания:

1. Изобразить схему системы питания выбранного бензинового двигателя, переоборудованной для работы с одной из дополнительных систем (на выбор): эжекционная газом природным компримированным (ГПК), эжекционная газом сжиженным нефтяным (ГСН), моновпрыск ГСН, распределенный впрыск ГСН.

2. Изобразить электрическую схему подключения элементов газобалонного оборудования.

3. Изложить основные принципы конструирования элементов системы выпуска отработавших газов.

Рекомендуемая литература: 2, С. 106…111; 3, С. 157…166; 5, С. 51…59; 6, С. 84…103, 378…388; 8.

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили, оборудованные системой питания ГСН, двигатель ЗИЛ-508.10 на поворотном стенде, оборудованный системой питания ГСН в разрезе, учебный стенд «Комбинированная система питания ДВС», образцы глушителей и искрогасителей, комплекс учебных плакатов и справочные материалы, комплект слесарных инструментов.

Самостоятельная работа

 

Рассмотреть особенности смесеобразования и компоновочные схемы систем питания двигателей с впрыскиванием бензина: моновпрыск, распределенный впрыск, непосредственный впрыск и провести их сравнительную оценку.

Изучить требования к составу рабочей смеси и способы его регулирования в зависимости от режимов работы ДВС и эксплуатационных условий.

Изучить устройство и параметры элементов подсистем: подачи воздуха, подачи топлива, электронного управления.

Рассмотреть способы отслеживания и регулирования параметров процесса сгорания современных ДВС.

Ознакомиться с характерными неисправностями систем питания двигателей с впрыскиванием бензина и способами их предупреждения.

Изучить состав отработавших газов, нормирование и способы снижения их токсичности.

Рассмотреть устройство, принцип действия и параметры нейтрализаторов.

Уяснить влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на количество токсичных компонентов в отработавших газах.

Рассмотреть пути повышения экономичности двигателей при эксплуатации.

Выполнить задания:

1. Пользуясь наглядными пособиями и справочными материалами, заполнить таблицу 9.

2. Изобразить схему и объяснить работу форсунки в системах с непосредственным впрыскиванием бензина.

3. Выполнить схему и объяснить работу трехкомпонентной системы нейтрализации отработавших газов с обратной связью.

Рекомендуемая литература: 2, С. 85…87, 137…148; 8, С. 102…107; 9, 10 .

Таблица 9

Управления двигателем

 

Датчик Функциональное назначение, влияние показаний на управляющие сигналы микропроцессорной системы управления двигателем Диагностический параметр
     

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили, двигатель ЗМЗ-4062 в разрезе на поворотном стенде, бывшие в эксплуатации и новые элементы системы распределенного впрыска топлива, учебный стенд «Датчики системы электронного управления ДВС», образцы нейтрализаторов, комплекс учебных плакатов и справочные материалы, мультиметр, комплект слесарных инструментов.

 

Самостоятельная работа

 

Повторить основные сведения из электротехники: постоянный ток, переменный ток, электромагнетизм, полупроводники.

Изучить принципы построения схем питания автотракторного электрооборудования и меры по предупреждению их неисправностей.

Изучить назначение, устройство и принцип действия аккумуляторных батарей.

Рассмотреть химические реакции, протекающие при зарядке и разрядке аккумулятора, характеристики батарей и их маркировку.

Ознакомиться с правилами эксплуатации, технического обслуживания и хранения аккумуляторных батарей.

Изучить назначение, классификацию, принцип действия, особенности конструкции и применения генераторных установок различных типов.

Рассмотреть основные показатели и технические характеристики автотракторных генераторов и реле-регуляторов.

Ознакомиться с правилами эксплуатации, возможными неисправностями генераторных установок и способами их устранения.

Рассмотреть тенденции совершенствования конструкции приборов системы электроснабжения МЭС и АТС.

Выполнить задания:

1. Изложить принцип действия аккумуляторной батареи, поясняя уравнениями химических реакций.

2. Выполнить электрическую схему подключения (на выбор): двигателя вентилятора системы отопления салона, двигателя стеклоочистителей, двигателя стеклоподъемника.

3. Разработать рациональный алгоритм поиска неисправности в электрической схеме предыдущего задания.

Рекомендуемая литература: 2, С. 423…442; 4, С. 289…320; 5, С. 288…305; 6. С. 129…147; 7, С. 3…96.

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили и тракторы, стенд универсальный контрольно-испытательный КИ-968, стенд «Автотракторные генераторные установки», монтажная аккумуляторная батарея, приспособление для переноса аккумуляторных батарей, денсиметр, ртутный термометр, плакаты, схемы, комплект слесарных инструментов, справочные материалы.

Таблица 10

Результаты проверки аккумуляторной батареи ______________

 

Параметр Результат проверки аккумуляторов Норма
           
Температура электролита, оС              
Плотность электролита, г/см3              
Плотность, приведенная к ____ оС              
ЭДС, В              
Напряжение при нагрузке, В              
Степень разряда аккумулятора              

Упражнение 3. С помощью стендаКИ-968 определить техническое состояние генераторной установки по параметрам, приведенным в таблице 11. Сделать заключение об их соответствии нормам, при отклонении описать способы восстановления работоспособности генератора.

 

Таблица 11

Результаты проверки генераторной установки ______________

 

Параметр Значение Норма
Номинальное напряжение, В    
Частота вращения ротора, при которой достигается номинальное напряжение, мин-1    
Сила тока контрольной нагрузки, А    
Частота вращения ротора при контрольной нагрузке, мин-1    

Контрольные вопросы

 

1. Чем определяется схема подключения источников и потребителей тока?

2. Какие преимущества и недостатки имеет однопроводная система питания электрооборудования?

3. Почему при разряде батареи плотность электролита уменьшается, а при заряде наоборот?

4. Какие показатели характеризуют аккумуляторную батарею?

5. Чем отличаются ЭДС и напряжение аккумуляторной батареи?

6. Каким образом аккумуляторную батарею предохраняют от разряда при неработающих двигателе и генераторе?

7. В чем состоит принцип регулирования напряжения, создаваемого генератором?

8. Как изменяется сила тока возбуждения при изменении скоростного и нагрузочного режимов работы генераторов?

9. Что является основным чувствительным элементом транзисторного регулятора напряжения?

10. Расскажите о перспективах повышения напряжения в бортовой сети МЭС и АТС.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 11

Система зажигания

Цель работы: изучить устройство и работу систем зажигания двигателей автотранспортных средств.

Самостоятельная работа

 

Рассмотреть условия образования и протекания электрической искры, требования, предъявляемые к системе зажигания.

Изучить классификацию, принцип действия, компоновочные схемы систем зажигания различных типов: контактной (в том числе от магнето), контактно-транзисторной, бесконтактной, микропроцессорной.

Изучить конструкцию, принцип действия и параметры элементов каждой системы зажигания.

Обратить внимание на обозначения, характеристики и маркировку сборочных единиц систем.

Уяснить понятия: угол замкнутого состояния контактов, калильное зажигание.

Рассмотреть необходимость изменения момента зажигания на различных режимах работы ДВС, конструкцию центробежного и вакуумного регуляторов, октан-корректора.

Выяснить влияние параметров элементов систем на эффективные показатели двигателя и токсичность отработавших газов. Провести оценку эффективности систем зажигания.

Ознакомиться с характерными неисправностями систем зажигания и способами их предупреждения.

Изучить порядок выполнения работ по установке и регулировке зажигания.

Рассмотреть тенденции совершенствования конструкции элементов систем зажигания.

Выполнить задания:

1. Разработать рациональный алгоритм поиска неисправности системы зажигания бензинового двигателя, если искра на высоковольтном проводе катушки отсутствует.

2. Расшифровать обозначение свечи зажигания, привести рекомендации по выбору свечи для заданного бензинового двигателя.

3. Изложить способы регулировки момента зажигания.

Рекомендуемая литература: 2, С. 148…172; 4, С. 321…344; 5, С. 305…321; 6, С. 147…159,388…397; 7, С. 138…198, 9.

Материально-техническое обеспечение: учебные автомобили, двигатели в разрезе на поворотных стендах, сборочные единицы систем зажигания (исправные и с характерными дефектами), стенд универсальный контрольно-испытательный КИ-968, стенд Э-203-П, щуп для проверки и регулировки зазора в свечах, оборудование для проверки электрических цепей, динамометрический ключ, комплект слесарных инструментов, комплекс учебных плакатов и справочные материалы.

Система пуска ДВС

Цель работы: изучить устройство и работу системы пуска автотракторных двигателей.

Самостоятельная работа

 

Рассмотреть условия, необходимые для надежного пуска ДВС и требования, предъявляемые к системе пуска.

Изучить классификацию, принцип действия, компоновочные схемы, особенности применения, достоинства и недостатки систем пуска различных типов.

Изучить принцип действия и конструкцию электрического стартера: электродвигателя, механизма привода, системы управления.

Проанализировать преимущества применения редукторов в механизме привода.

Выяснить для каждой сборочной единицы стартера: условия работы, применяемые материалы и способы изготовления, назна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.014 с.)