Первое упражнение является базовым для усвоения последующих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первое упражнение является базовым для усвоения последующих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно.



Логопед должен следить за состоянием детей, так как у некоторых из них могут наблюдаться признаки гипервентиляции. Это происходит, если дети не могут делать два «коротких шумных» носовых дыхательных движения в процессе вдоха. Каждое из двух дыхательных движений они осуществляют как обычный вдох, т.е. глубже, чем надо. В таких случаях логопед проводит индивидуальную работу.

 

Рис. 4. Выполнение «быстрых вдохов» перед зеркалом Рис. 5. «Быстрые вдохи с поворотом головы в стороны

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).

 

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

 

Логопед произносит рифмовку, дети выполняют «быстрые вдохи» по его сигналу – быстрому движению руки вверх.

В качестве примера приводим два текста.

 

Текст 1

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенъка – дружок,

Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).

 

Текст 2

Мышки водят хоровод,

На диване дремлет кот.

И мышиный хоровод

Вдруг увидел серый кот (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу логопеда).

«Кот понюхал нас! Ура!

Разбегайся детвора!»

Если кто-то из детей не может понять, когда надо делать «быстрые вдохи», то логопед сопровождает движения руки словами: «нюх-нюх».

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево (рис. 5).

 

Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух?

Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.

Сначала понюхаем воздух справа. (Логопед поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох.)

Затем нюхаем воздух слева. (Логопед поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.)

Логопед показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.

 

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем») (рис. 6).

 

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.

Поворачиваем голову вправо и прикладываем ладонь к левому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

 

Рис. 6. «Быстрые вдохи» и «прислушивание» Рис. 7. «Быстрые вдохи» с одновременным подъемом подбородка

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка (рис. 7).

 

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком. УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу (рис. 8) .   Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.   Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Наклоняем голову к правому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Наклоняем голову к левому плечу, нюхаем воздух: "нюх-нюх". Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.) Логопед показывает упражнение целиком.
Рис. 8. «Быстрые вдохи» с одновременным наклоном головы к плечу

 

Второй комплекс упражнений

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

 

На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.

В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.

Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.

 

С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. (Перечень музыкальных произведений см. на с. 54.)

Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 9).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" – раз.

Затем делаем три шага – два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: 1-й шаг – два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – выдох.

На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут.

 

Рис. 9. Ходьба на 4 такта, на 1-й шаг - «быстрые вдохи» Рис. 10. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и поворотом головы

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 10).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки в ладони. Вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, поворачивать голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» – шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»;

насчет «два», «три», «четыре» – возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох;

насчет «раз» – шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»;

на счет «два», «три», «четыре» – возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 11).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх".

Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

Схема: дети стоят друг за другом;

на счет «раз» – шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»;

на счет «два», «три», «четыре» – возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох;

на счет «раз» – шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху;

насчет «два», «три», «четыре» – возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

 

Рис. 11. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой, поворотом головы и прикладыванием руки к уху Рис. 12. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и подъемом подбородка

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 12).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как это буду делать я».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: 1-й шаг – поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – голова прямо, выдох.

 

УПРАЖНЕНИЕ 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох (рис. 13).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под мои хлопки, вам хлопать не надо. Посмотрите, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: 1-й шаг – наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – голова прямо, выдох.

 

Рис. 13. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой и наклонами головы Рис. 14. «Быстрые вдохи» в сочетании с ходьбой, поворотом головы в сторону и хлопками в ладони

 

УПРАЖНЕНИЕ 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух (рис. 14).

 

Исходное положение: стоя в колонну по одному.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

Посмотрите, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Логопед показывает упражнение целиком.

 

Схема: 1-й шаг – поворот головы направо (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;

2-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

3-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

4-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

 

Третий комплекс упражнений

 

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.

 

Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.

Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие.

Желательно повторение упражнений в течение дня на занятиях, проводимых музыкальным руководителем, воспитателем и другими педагогами.

Длительность обучения третьему комплексу – примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис. 15).

 

При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение.

 

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.   Логопед следит за движениями рук – они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать. Ритм и темп движений задается хлопками логопеда.   Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Поднимите руки до уровня плеч, согните их в локтях. Чтобы согреться, обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обнимите себя за плечи. Верните руки в исходное положение. Согрелись? Помните, что та рука, которая у вас сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняйте руки. Кисти рук должны быть "мягкие", не напряженные. Локти не опускайте, и руки шире, чем я показываю, не разводите». Логопед показывает упражнение целиком и продолжает: «А теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" – быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" – снова быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».
Рис. 15. Встречные движения согнутых в локтях рук

 

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох (рис. 16).

 

Исходное положение: см. предыдущее упражнение.

 

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счет "раз" – быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их.

На счет, "два" – сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони.

С детьми, которые не могут соединить пару «быстрых вдохов» с движениями рук, проводится индивидуальная работа.

 

Схема: «раз» – обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение (руки остаются на уровне плеч);

«два» – обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение;

«три», «четыре», «пять» – руки опускаются, выдох.

 

 

Рис. 16. Охват руками верхней части грудной клетки

 

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины) (рис. 17) . Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»). Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед – "нюх" – раз. Чуть выпрямились. Еще наклон – "нюх" – два. Теперь выпрямились, отдыхаем – три, четыре, пять». Логопед показывает упражнение целиком. Ритм и темп движений задается логопедом с помощью счета или хлопков в ладони. С детьми, которые не могут соединить «быстрые вдо­хи» с движениями, проводится индивидуальная работа.   Схема: «раз» – наклон вперед, «быстрый вдох», слегка выпрямиться; «два» – наклон вперед, «быстрый вдох»; «три», «четыре», «пять» – исходное положение, выдох.
Рис. 4. Упражнение «насос»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.097 с.)