Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управления внутренней энергией человека.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Так как само слово " Айки-до " содержит понятие " ки " (энергия, духовная сила), мы решили уделить особое внимание рассмотрению вопроса: "Что же такое ки?" В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ки, хотя в большинстве случаев её философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ки - энергия как личная, так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберём значение ки, а сейчас зададимся вопросом о значении этого необычного интереса. Он отражает глубокую недостаток в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может объяснить смысл и основу существования. За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворённости и безразличия – признаков распространяющейся по миру болезни. Более чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человечного и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ки как общей части восточно-азиатских духовных концепций. Это явление частично объясняет интерес Запада к Айки-до, название которого буквально означает "Путь (до) гармонии (ай) с ки". Вот рассказ одного профессора права и судьи, который познакомился с Айки-до: "Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворён самоуверенностью и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай, когда осознал, что Айки-до как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь Айки-до, я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ки, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек". Во время церемонии открытия Третьего конгресса Международной федерации Айки-до, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: "Мы верим, что только естественным образом Айки-до, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в Европе с её высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению тела и разума Айки-до - своевременный дар для нашей молодёжи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу Айки-до и современного Запада". Сущность Айки-до как духовного пути основана на ки – мировой энергии, которая лежит также в основе каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ки заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием, она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ки приобретала разные оттенки и нюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования восточно-азиатской цивилизации. Принесённая в Японию, эта концепция в сочетании с национально-этническими представлениями сформировала чёткий взгляд на мир, включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ки сформировалась как метафизический принцип в нескольких школах китайских мыслителей. Ки считалась, например, основным принципом гармонии, и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме инь и ян (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций), движущей силой, пронизывающей всё сущее (Куан-цзы). Термин " ки " никогда не был чётко определён. Иногда она приравнивалась к чистому пространству (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру вселенной. Так, аспект лёгкости в ки становился Небом, а небесная ки становилась солнцем. Аспект тяжести в ки усиливался, становясь Землёй, и из земной ки рождалась вода. Эта двойственность внесла в ки понятия инь и ян, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен. В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ки, металл и вода - к тёмной стороне ки, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия (---) символизирует ян, а пунктирная линия (- -) - инь, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, подъёма, нежности, опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ки ассоциировался с работой двойственной системы инь-ян. Первичный метафизический принцип ки был принесён в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствии на его интерпретацию повлияло внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределения по карме. Идея ки соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала восприниматься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосредственно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии – йо-ки, восстановление жизни – кай-ки, духовная энергия - сэй-ки, и т. д. Она была также отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию инь-ян, теорию пяти стихий. Отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например " Сказании о Генджи ". Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ки начали проявляться с развитием класса самураев, начиная с конца периода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ки как храбрость – ши-ки, силу воли – и-ки, решительность – гэн-ки и мужество – ю-ки. Они были также знакомы с понятиями равномерности - хэй-ки и накопления энергии - су-ки, в основе которых лежит энергия дыхания – ки-соку, основа жизни и смерти. Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли крупные споры о бу-дзюцу, и появилась цель создания теоретической основы искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ки, а также взгляды на её философские и духовные возможности. В последнем направлении произошёл возврат и идеям инь и ян. Например, в известном труде по классическому дзю-дзюцу, которое тесно связано с современным дзю-до и имеет черты сходства с Айки-до, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по " Дэнсо Чусаку ", труду школы Кито: " Кито означает подъём и падение. Подъём соответствует форме инь, а падение - форме ян. Победа достигается повторным возвратом к ян и повторным возвратом к инь... Когда враг проявляет инь, побеждайте за счёт ян. Когда суть врага ян, побеждайте за счёт инь... Увеличивая могущество разума, ритмичность в сочетании с силой и гибкостью показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счёт ки. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ки, достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону, и он падает за счёт неё сам. В этом суть победы над врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счёт этого слабый побеждает сильного". Чтобы проиллюстрировать значение ки в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие определённые точки зрения: "Возможность победы зависит от ки. Внимательно следя за ки врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой возможность победы. В дзэн в этом случае говорят о " возможности проявления дзэн ". Возможность победы даёт ки, которая спрятана и открыто не проявляется" (Хэйхо кадэн со). "Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ки. Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времён года, жара и холод, рождение и смерть - всё это связано с колебаниями в системе инь и ян. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во всё сущее жизнь через посредство ки. Ки - это зарождение жизни, и когда ки покидает форму, наступает смерть". (Тэнгу гэйдзюцу рон) Теперь давайте перейдём к пониманию ки на основе учения Учителя Морихэя Уэсибы. Его взгляд на ки, сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ки. Два его положения о ки следующие: "На основе бу-до я тщательно тренировал своё тело и овладевал его внутренними секретами, но я также понял более великую истину. То есть, когда я на основе бу-до осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую их ки и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной. На основе тонкой работы ки мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ки расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос. Гармония сочетания системы ки-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире". Далее Учитель Уэсиба развивает мысль о функциях ки и её значении для хорошо сбалансированной жизни: "Тонкая работа ки - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ки и проявляется ай-ки (гармония ки), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход вадза (правильной техники). Изменения дыхания, связанные с ки вселенной, пронизывают всё живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, всё тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта с вселенной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека". Заключения Учителя Уэсиба о ки, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины бу-до путём многолетних тренировок боевого искусства, становятся всё более глубокими и духовными по мере развития мысли: "Тонкие изменения дыхания вызывают внутренние перемещения ки в теле. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда - медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации или единства разума и тела. Когда концентрация объединяет тело и разум, сила дыхания становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает самосодержание и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве с вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ай-ки ". Из этого следует, что ки имеет две стороны - единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания. Первая выражает идею ки на основе представлений древнекитайских мыслителей. Однако в тренировках Айки-до она должна реализовываться через объединение ки, разума и тела. В процессе тренировки контакт человека с ки вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения Айки-до оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и каждое движение становится круговым вращением. Объяснение повышенного внимания Учителя Уэсибы к двойному функционированию единства и свободного проявления ки в том, что он видел в сущности ки сущность своего бу-до. Приняв это за точку отправления, мы обязаны продолжить разъяснение концепции ки как центральной концепции Айки-до, и далее развить вопрос о значении её применения в повседневной жизни. Ученик, регулярно занимающийся Айки-до, должен иметь собственные взгляды на ки даже при незнании её исторических и теоретических основ. Как мы говорили выше, к и - это древний принцип, лежащий в основе восточно-азиатских философских учений и религий. Однако существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений занимающихся о ки неизбежны. Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или: "это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда", или: "это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе занятий Айки-до ", или: " это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую разрядку", и т. д. Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А, будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то принципиальные различия в приведённых ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не только трудность точного определения ки, но и показывает, что за счёт своей широты и глубины понятие ки не поддаётся единому определению. Притом, что тема ки может рассматриваться в религиозном и философском аспектах, нас интересует подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ки понимается и постигается в процессе развития личности, это ведёт к становлению характера и развитию личности как целого. Одновременно, такое восприятие ки неизбежно ведёт к принятию её философской и духовной базы. Безусловно, правильное понимание ки должно достигаться как на опыте, так и за счёт интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий, методы, содержание и последовательность. Абсолютная цель тренировок в Айки-до - это достижение единства ки, тела и разума. Но уникальность Айки-до состоит в том, что значение согласования движений с потоком ки подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ки, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики учатся соединению ки разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой тренировки вадза. Их учат, например, что ки концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и расслаблен. Когда поток ки идёт через руки и кончики пальцев, руки без оружия сами становятся оружием, называемым тэ-гатана, что буквально означает " рука-меч ". Перед началом обработки движений принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как кокью-хо (буквально - дыхательный метод), в положении как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ма-ай) между собой и партнёром. Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы бу-до, которые учат соединению разума, техники и тела, Айки-до делает упор скорее на ки, чем на технику, и тренирует соединение ки, разума и тела. Конечно, тренировка вадза осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ки, разума и тела, и это единственная база для оценки уровня профессионализма в Айки-до. В данном пособии мы рассмотрим основные принципы ки, её аспекты в практике боевых искусств и в обыденной жизни, которые разработал один из талантливейших учеников О-сэнсэя Коити Тохэй. Интересна биография этого человека. Родился Коити Тохэй в Токио в семье государственного чиновника. С девяти лет он начинает заниматься дзю-до под руководством своего отца. Его отец давал уроки дзю-до студентам в университете, так что маленький Коити сразу начал заниматься с парнями, которые были в два раза его старше. Сначала им легко удавалось положить его на лопатки, но постепенно Коити становился сильнее. Успехи Коити были очень хорошими, и через пять лет он одержал победу на соревнованиях среди студентов. Но потом жизнь Коити Тохэя круто изменилась. Однажды на тренировочных сборах он получил травму грудной клетки. Через неделю у него развился плеврит. Врачи запретили Тохэю любые занятия спортом. Из-за ухудшения здоровья Тохэй практически год пролежал в постели. Но, вопреки телу, дух его окреп и Тохэй начал читать книги, в которых шла речь о метафизике, медитации и религии. Он прочитал "Суждения и Беседы" Конфуция и "Мэн-цзы" - две древнекитайские книги - и биографии многих великих людей мира. Тохэй принимает решение самому начать занятия и вскоре возобновляет обучение в колледже. В это же время Тохэй поступает в Итикукай (Общество Девятнадцати), где начинает заниматься дзадзэн, а через полгода (после дальнейшего укрепления здоровья) мисоги. (Мисоги - это дыхательный метод, разработанный приверженцами религии синто.) Занятия были изнурительными. Но упорство и сила духа Коити Тохэя сделали своё: все симптомы болезни прошли. А через год после начала занятий мисоги врачи подтвердили полное выздоровление. Выздоровев, Тохэй начинает вновь заниматься дзю-до. В 1938 году Тохэй отказывается от занятий дзю-до, потому что после практики дзэн и мисоги они больше его не удовлетворяли. Его наставник по дзю-до Мацухэй Мори дал Тохэю рекомендательное письмо к мастеру Уэсибе. В то время школа Уэсибы называлась "Кобукай, Айки-будо, Уэсиба До-дзё". Вот как Коити Тохэй описывает встречу с Уэсибой: "У двери меня встретил проживающий в до-дзё ученик по имени Мацумот о и проводил меня внутрь. Он сказал мне, что мастер Уэсиба отсутствует, поэтому свой вопрос "Что такое Айки-до?" я задал ему. Он попросил дать мне руку. Я протянул левую руку, и он применил очень болезненный захват. Мне было больно, но я стерпел и продолжал смотреть ему в лицо. Когда-то очень давно самурай отправлялся в Корею, чтобы сразиться с тигром. Тигр кусал его за руку. Самурай позволял тигру грызть его руку, а другой выхватывал короткий меч и убивал тигра. Я дал Мацумото левую руку, чтобы спасти правую. Увидев мою реакцию, он остановился. Я был сильно разочарован: по ученику можно судить об учителе, и уже собрался уходить, когда вернулся мастер Уэсиба с одним из своих учеников. Он как раз отращивал свою знаменитую бороду, был настроен дружелюбно и приветливо улыбался. Я показал ему рекомендательное письмо м-ра Мори, после этого он со своим учеником устроил для меня демонстрацию. Ученик напал на Уэсибу, и тот его легко бросил. Всё это показалось мне фальшивым. Потом мастер Уэсиба повернулся ко мне и сказал: "Снимай пиджак и нападай на меня". Я попытался схватить его, но не успел и глазом моргнуть, как оказался на татами. Я не мог понять, как ему удалось меня отбросить. Я не почувствовал, чтобы к моему телу была приложена какая-нибудь сила. Если бы он её приложил, я мог бы подумать о защите, но я вообще не чувствовал никакой силы. Я сразу понял, что это было именно то, что я искал. Мне повезло, и я был принят в ученики. На следующее утро я начал заниматься и с тех пор не пропускал ни одного занятия". Через полгода Коити Тохэй начал сопровождать Уэсибу в его выездных занятиях, иногда проводя занятия вместо него, хотя Тохэй имел чёрный пояс по дзю-до, но не имел никаких званий в Айки-будо. В 1942 году Коити Тохэй оканчивает колледж и призывается в армию. Проходя службу в армии, он продолжает заниматься дзадзэн и дзю-до. Его внутренняя сила всё росла и росла, а принципы единения ума и тела приобретали всё более чёткие очертания. В 1945 году Тохэй демобилизируется. Он возобновляет свои связи с Итикука й, где получает шестой дан по дзю-до. Но не забыл он и Морихэя Уэсибу. К этому времени техника Уэсибы достигла совершенства, но понять её Тохэй ещё не мог. Тем временем Тохэй был представлен мастеру Тэмпу Накамура, который учил объединению ума и тела в токийском храме Гококуйи. Слова "ум движет телом", которые услышал Тохэй на первой же лекции, стали для него откровением. "Да, - подумал он, - я забыл основное. Сэнсэй Уэсиба сначала воздействовал на ум противника, а потом бросал его тело, так что тот не мог оказать сопротивления. Мы пытаемся сразу перемещать тело, не используя сначала ума. Вот почему нам не удаётся одолеть друг друга". Когда он тщательно обдумал все движения Уэсибы, ему стало ясно, что Айки-до - это путь к тому, чтобы стать единым с ки. Он говорил: "Если вы рассматриваете эту технику как средство слиться с ки других людей, значит, вы неправильно понимаете саму суть Айки-до и его методы становятся для вас неэффективными. Айки-до должно стать путём объединения с ки вселенной. Для того чтобы стать одним целым с ки вселенной, вы, прежде всего, должны согласовать свой ум и тело. Если ваш ум и тело разделены, как вы можете стать всей вселенной? Настоящее Айки-до основано на объединении ума и тела". (Далее в этом пособии мы подробно рассмотрим те принципы объединения ума и тела, которые разработал и передал нам Коити Тохэй.) После того как Тохэй всё это обдумал, он пересмотрел свою технику Айки-до в свете правил объединения ума и тела. Он понял, что раньше применял только силу. Но после того как научился воздействовать на ки противника, он легко мог бросить крупного человека не применяя силы вообще. В последствии Коити Тохэй стал главным инструктором Штаб-квартиры Айки-до. Он провёл множество семинаров, как в Японии, так и США, где он бывал несколько десятков раз. Он всегда говорил своим ученикам: " Прежде чем вы научитесь правильно пользоваться техникой Айки-до, вы должны научиться объединять ум и тело ". Это он называл Развитием ки. Если его урок длился час, первые 10 минут он всегда посвящал Развитию ки, а остальные 50 минут обучал технике Айки-до. Основной целью была правильная техника Айки-до, а объединение ума и тела - средством её достижения. Морихэй Уэсиба поддерживал это направление развития Айки-до, но после его смерти положение изменилось. Люди стали не только неспособны понять, что такое ки, но вообще избегать этого слова. Техники стали неправильными. Видя, что Айки-до мастера Уэсибы превращается в чисто формальную технику, Коити Тохэй предложил организовать класс ки при Штаб-квартире Айки-до. Он доказывал: "Легко научиться тому, как бросить человека, потому что движения тела видимы. Но люди часто пренебрегают невидимыми движениями ума. Это особенно касается молодых людей, которые интересуются только техниками Айки-до. Мы должны учить тому, как объединять ум и тело и как продвигаться к согласованию ума и тела. Эти классы смогут посещать больные и пожилые люди, потому что мы не будем применять техник. Нам хотелось бы помочь людям повысить их жизненный тонус. Кроме того, молодые люди, научившись объединять ум и тело, смогут быстрее осваивать техники. Тому, на освоение чего другие тратят от пяти до десяти лет, мы сможем научить за 6-12 месяцев. Кроме классов Айки-до, мы должны обязательно основать классы ки ". Разрешения на организацию классов ки при Штаб-квартире Айки-до Тохэй не получил, но ему разрешили открыть такой класс в Олимпийском мемориальном юношеском центре. Но так как Тохэй был Главным инструктором Штаб-квартиры Айки-до, он видел трудности организации всего обучающего процесса. Поэтому он пришёл ко Второму Досю, Киссёмару Уэсибе, со следующими предложениями: 1. В классах ки не будет проводиться никакого обучения техникам Айки-до. 2. В классах ки не будут использоваться никакие понятия из Айки-до. 3. Для классов ки не будут использоваться никакие помещения, принадлежащие Штаб-квартире Айки-до. 4. Для классов ки не будут использоваться никакие фонды Штаб-квартиры Айки-до. 5. В классы ки не будут приглашаться ученики, занимающиеся Айки-до. Второй Досю дал разрешение организации такого класса. Коити Тохэй назвал свою организацию Обществом Ки и стал учить только объединению ума и тела, не касаясь техник Айки-до. Сначала в его Обществе было всего шесть членов, но со временем их количество возросло до нескольких сотен. Когда же образовалось дочернее до-дзё и деятельность Общества Ки стала расширяться, Штаб-квартира стала оказывать на Коити Тохэя давление. В марте 1974 года все американские ученики и инструктора получили приказ не приглашать Коити Тохэя в до-дзё в Америке. А когда Штаб-квартира Айки-до потребовала снять его портреты со стен своих до-дзё, Коити Тохэй окончательно оставляет Общество Айки-до, которому посвятил тридцать лет своей жизни. 1 мая того же года Коити Тохэй основал Син Син Тоицу Айки-до, то есть Айки-до, основанное на принципах объединения ума и тела. Он начал открывать свои до-дзё, в которые перешло немало мастеров Айки-до, обладающих пятыми-седьмыми данами. Через несколько лет Общество Ки имело 50 до-дзё в Японии и 80 до-дзё за её границами. Будучи хорошо образованным человеком (К. Тохэй окончил философский факультет университета), он ещё при жизни Уэсибы начал планомерную работу над развитием теоретической и философской базы Айки-до. В 1965 году вышла в свет его первая книга " Айки-до - искусство самозащиты " (под редакцией М. Уэсибы). А затем целый ряд книг: " Что такое Айки-до " (1967 год), " Айки-до в повседневной жизни " (1970 год), " Айки-до. Координирование ума и тела " (1972 год), " Книга о ки: координирование ума и тела в повседневной жизни " (1976 год). А сейчас опять вернёмся к разговору о ки. Как мы уже сказали, ки олицетворяет в дальневосточной космогонической системе эманацию изначальной Воли, единого Духа, который в бесконечных превращениях создаёт галактики, звёзды, планеты, минералы, растения и все одушевлённые существа. Находясь вне времени, ки не имеет ни начала, ни конца, ни универсальной формы, но материализуется во всём через взаимодействие полюсов инь и ян, в круговороте пяти стихий. Соответственно, как считали древние, ки каждого отдельного взятого человека неотделимо от вселенской ки и находится с ней в процессе постоянного обмена, что можно уподобить жизнедеятельности одного из органов тела, зависящей от правильного кровообращения. Пока приток ки идёт беспрепятственно, человек здоров. Как только подача ки в организм извне нарушается, человек заболевает. Полное прекращение обмена ведёт к неизбежной смерти. Жизненная энергия Вселенной неистощима, поэтому, расходуя в течение дня своё ки, человек полностью регенерирует её во время сна или путём специальных дыхательных упражнений в очень короткий срок. Если же не использовать ки вообще или использовать в малой дозе, заряд жизненной энергии уменьшается, и в организме начинаются застойные процессы. Перенапряжение ки и отсутствие нормальной "подпитки" также весьма опасно. Например, лишение сна может довести до изнеможения и смерти даже очень сильного человека в течение каких-либо пяти-десяти дней. Не случайно во многих странах широко применяется пытка бессонницей. Итак, основа всего - обратная связь, адаптация космической энергии и отдача собственной ки мирозданию. Морихэй Уэсиба утверждал: "Кто овладеет тайной Айки-до во Вселенной и в себе самом, тот сможет сказать о себе: "Вселенная - это я". Вот почему, когда противник пытается меня атаковать, он сталкивается с самой Вселенной, гармонию которой он должен нарушить. Однако уже в тот миг, когда он только решился померяться со мной силой, он уже побеждён". Рассматривая понятие ки, боевые искусства делят её на две основных формы: жёсткую и мягкую. Жёсткая форма ки очень острая и концентрированная, она напоминает японский клинок. Если её применить в поединке в таком виде как для защиты, так и для нападения, то такая ки разрушит тот физический объект, на который эту энергию направляют. В основном она прямолинейна. Сама концентрация этой формы ки обычно требует, чтобы какое-то одно анатомическое оружие (рука, нога и т. д.) сконцентрировано доставило и направило силу этой энергии непосредственно к цели (см. рис. 3.1). В противоположность этому мягкая ки распределяется равномерно, излучаясь и расширяясь подобно огромному шару, который полностью охватывает мишень или взаимодействует с ней в процессе вращения, по касательной. Как не вспомнить в связи с этим образ "могучей силы воды или ветра". Эта форма ки не разрушает мишень - она отбрасывает её в сторону действия центробежной силы, за счёт вращательного движения или мягко толкает мишень в нужном направлении. Расширяющийся характер мягкой ки подразумевает круговое движение, а также вовлечение всего тела - для того, чтобы осуществить это расширение (см. рис. 3.2). Согласно Морихэю Уэсибе, в Айки-до применяется мягкая форма ки, и её действие отвечает естественным законам мироздания. Иными словами, Айки-до не позволяет использовать всеобщую энергию так, чтобы нарушались эти законы и причинялся ущерб другому человеку. О-сэнсэй говорил: "Существует два типа ки: обычная ки и истинная ки. Обычная ки - грубая и тяжёлая; истинная ки - лёгкая и подвижная. Чтобы достичь успеха, ты должен освободиться от обычной ки и пропитать свои органы истинной ки. Это - основа мощной техники".
Рис. 3.1 Рис. 3.2
Итак, в Айки-до всё определяет учение о ки. Согласно этому постулату, если звук и свет передаются волнами, несущими определённый запас энергии, то некий вид энергии может генерировать и кора головного мозга. Далее ментальная энергия может быть либо передана на расстояние телепатическим путём, либо направленным пучком волн послана в нужную точку тела и трансформирована с силу. В обычной жизни большинство людей рассеивают ки, отвлекаясь на множество дел. Но биоэнергию можно мобилизовать при помощи концентрации. Важно также умение полностью освободиться от одного объекта внимания при переходе к следующему. Старые мастера поясняли такое требование наглядным образом: дух человека должен быть подобен водной глади, незамутнённому зеркалу, с которого упражнениями следует стирать мельчайшие частицы мирской пыли. Это то, что должен знать всякий, кто хотел бы заниматься Айки-до. Применять движения Айки-до без знания ки, всё равно, что приготовлять блюдо без приправ: у него есть форма и внешний вид, но оно ни солоно, ни сладко. Не может быть истинного понимания Айки-до без ки, так само слово " Айки-до " означает "метод взаимодействия с ки ", и в повседневной практике Айки-до используются такие выражения, как: "Посылай свою ки ", "Веди ки своего противника", "Не загоняй ки внутрь", "Не прерывай течения ки " и т. д. Как мы отмечали выше, пока человек жив, он должен воспринимать всеобщую ки и тратить её в повседневной жизни. Когда ки течёт плавно, вы чувствуете себя бодрым и сильным. Когда течение её затрудняется, вы начинаете чувствовать себя нездоровым, даже больным. Если же ки начинает прогрессивно замедлять своё течение и, в конце концов, прекращается совсем, тело настигает смерть и разрушение. Постоянно поддерживайте приток и исток ки. В Айки-до, тренируя излияние ки при каждом упражнении, никогда не направляют поток внутрь и не останавливают его течения. Всякий раз давайте вашей ки вытекать свободно, и вы не только будете активны, но и улучшите своё здоровье, будете чувствовать себя бодрым и станете сильнее. Но как же породить в себе ки? Или, иначе говоря, как выявить свою ки? Поскольку наша собственная ки есть часть всеобщей ки, нужно только дать Природе избрать её собственный путь и разрешить ки течь постоянно внутрь и наружу так, чтобы наша ки соединялась с всеобщей ки. Эти слова просты, но для всех нас стало так привычно останавливать нашу ки или вливать её внутрь, что стало крайне трудно дать Природе действовать в её истинном направлении. Становится необходимым изменить наш образ жизни так, чтобы мы всё время были способны изливать ки по своей воле. Вот один способ изливать нашу ки, который мы находим в книге "Айки-до: искусство самозащиты" Коити Тохэя. Предположим, что некто А, сжимая кулак, направляет силу в свою руку и слегка сгибает локоть. Б используя обе руки, пытается согнуть эту руку (рис. 3.3) (разумеется, Б должен стараться гнуть руку А в ту сторону, в которую предплечье естественно сгибается к локтю - как на рис. 3.4). Поскольку рука А уже заметно согнута, то, если сила Б будет равна или больше силы А, ему не составит труда согнуть руку А дальше. Затем А принимает ту же позицию (см. рис. 3.3), но на этот раз, раскрывая ладонь вместо того, чтобы сжимать кулак и, не производя никакого усилия в руке, думает о своей руке как о пожарном бр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.015 с.) |