Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество как сложная динамическая система. Важнейшие институты общества.

Поиск

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

·Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

·Правовая политика.

·Социальная (классы, социальные группы, нации).

·Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Социальные институты:


• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕТСВА

Под объективными условиями мы понимаем состояние общества и прежде всего его экономический фундамент, а также его социальную, политическую и духовную сферы. Субъективный же фактор это более или менее осознанная деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы, классы, партии и отдельные люди.

 

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Культура – форма, направленная на создание принудительно новых образцов моделей. Жизненных отраслей, господствующей главный магнит в обществе культуры.

Формы культуры:

-сложная по содержанию

-рассчитано на отношение узкого круга людей

-творчество, доминирующее над коммерческой выгодой.

Основные элементы культуры:

-представление

-образцы

-ценности

-нормы

-обычаи

-искусство

-мировоззрение

-язык

Цивилизация- крупная самобытная общественная система, основанная на преобладающей отрасли народного хоз-ва.

Типы цивилизации:

1) космогенная(основанная на орудийной технике и ручной технологии)

2) техногенная или индустриальная(основа машинная техника и машинные технологии)

3) постиндустриальная(информационные технологии)

 

4 )ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА.

Проблема прогресса занимает особое место в структуре философского знания. Следует отметить ее обращенность к различным аспектам: соци­альному, этическому, религиозному, онтологическому - она по существу является самостоятельным предметом философской рефлексии. Особое внимание уделено формированию представлений о прогрессе в социально-философских концепциях русских мыслителей XIX века. Исследование ставит своей целью анализ особенностей социально-философской парадигмы русской общественной мысли XIX века, выявле­ние её типологического единства, степени ее близости концепции "про­гресс", выработанной европейской философией на всём протяжении своего развития. Важнейшие проблемы общественной жизни России XIX века отражены именно в формировании представлений о сущности прогресса, его механизмах, определяющих во многом, вектор развития отечественной мысли, её парадигмальную направленность. В силу важности осмысления современных тенденций российского общества, необходимо обратиться к отечественному философскому наследию, отражающему культурное свое­образие России и специфику ей историко-социального развития. В практическом плане, внимание к проблеме прогресса непосредствен­но связано с современной идеологической ситуацией в российском обще­стве, в нарастающем стремлении к своеобразной "самоидентификации", выбора собственного пути развития. Обращение к проблеме прогресса, в данном контексте, приобретает особую значимость. В теоретическом плане, постановка проблемы и попытка её осмысления представляется актуальной в связи с тем, что существующие на сегодняш­ний момент отечественные исследования носят в значительной степени идеологизированный характер и, несмотря на свою безусловную ценность, не могут отражать всех сторон исследуемого вопроса.

ГЛОБАЛЬНЫНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

Причины глобальных проблем:

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

 

Структура и виды человеческой деятельности Трудовая деятельность.

Виды деятельности:

общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Из курса истории мы знаем, какую роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности? Специфика трудовой деятельности

Деятельность представляет собой активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат

Неотъемлемой характеристикой деятельности является её осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд.Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

структура

Подобную структуру: постановку цели (задачи), планирование работы, выбор наиболее целесообразных ее приемов, выполнение деятельности, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов — имеют и многие другие виды человеческой деятельности.
По мере развития деятельности (в связи с овладением ею или решением поставленных задач) ее структура меняется. Несложная деятельность может входить позднее как составная часть в более сложную.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.007 с.)