Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЕЯ в пространстве природных и культурных семиотик.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В эволюц. пр-ве кул. семиотик ЕЯ составляет его средин. зону. Она находится м/д знак. сис-ми ис-в, передающими образное содержание, и семиотиками наук – носителями абстрактно-логического знания. У неандертальцев еще не было звукового языка, но в передаче инфо они уже использ. семиотич. ср-ва, более близкие к ис-ву. Согласно ряду датировок совр. чел-к и яз. появились 40 000 лет назад. После появления звуков языка на его основе складывались с одной стороны формы словесных ис-в, а с др. – знаковые ср-ва фиксации абстрактно-логич. знания. Ис-во слова и семиотики науки унаследовало основу языка – его главный конструктивн. принцип – уровневое строение, благодаря к-ому из небольшого числа исх. ед. можно путем комбинирования строить любое нужное кол-во знаков. ЕЯ не только хронологически, но и по своим семантич. хар-кам занимает срединное положение м/д семиотиками ис-в и наук. Слово нах. м/д буд. образом (ис-во) и понятием (ед. научн. знания). Поскольку в слове соед. с одной стороны конкретное, а с другой абстрактно-обобщенное и объективно-рац. знание. ЕЯ обладает самыми широкими возможностями выразить и обозначить любое содержание и эмоц-ое, и рац-ое. У людей нет семиотики более универсальной и всеобъемлющей, чем яз. Он превосходит все семиотики по кол-ву элемент. знаков (слов). Семиотики ис-в и наук и их произведения более трудны для понимания, чем яз. Ис-во – порождающее сис-мы субъектн. и недостаточно надежной инфо. Ис-во противостоит документалистике и явл-ся недостоверным, безответственным. Произведения ис-в индивидуалистичны, менее утилитарны, более причудливы, загадочны, чем обычная речь. Языки наук и научн. тексты трудны своей абстрактностью, частым отсутствием наглядности, более строгой логикой, чем привычный здравый смысл обыденного сознания. Однако люди с помощью ЕЯ разбираются в фантазиях поэтов и ученых, подстраивая в своем сознании над языком новые семиотики. ЕЯ помогает в интерпретации сложных для восприятия или понимания худ/научных текстов. В сравнении с худ., семиотич. яз. – более надежн. передатчик инфо, он лучше обеспечивает взаимопонимание участников ком-ции. Язык усваивается ест. путем, и поэтому общедоступен. Общедоступность яз-а в масштабах общ-ва явл-ся срединной зоной семиотич. континуума в разн. отн-ях близкой ко всем др. семиотиках. Особенности национ. семиосферы. Для каждого этноса границы семиосферы обычно совпадают с границами нац. к-ры. Этнич. самосознание как необх. и достаточн. пр-к этноса всегда имеет определенное знак. воплощение. Этнич. самосознание входит в обыденное/поведеденческое сознание людей. Оно не наследуется генетически и даже не впитывается с молоком матери, оно начинает формироваться рано, до школы. Этнич. различие не мыслиться, особ. в детстве, а ощущ. по пр-пу «это мы, а все прочие - иные». Мин. этнич. самосознание отдельного человека заключается в том, чтобы знать имя, название своего народа. Самосознание народа явл-ся важнейшим этнообразующим знаком – символом в сис-ме этнонац. и гос. символики. В феномене этнонационального самосознания народа следует различать два аспекта: 1)содерж-е сознания, к-ое присутствует в текстах, языке, учебниках, идеологии. 2)концентрация выражения более значим. части указ. содержания в определенном наборе знаков-символов. Круг знаков-символо, к-ый в конкретном виже представляет этнич. самосознание и укрепляет сплоченность народа – это опора народного самосознания. -самосознание (этноним) и свой лингвоним, имя своего языка; - нац. орнамент, флаг, герб, традиц. нац. костюм; - нац. виды спорта, блюда и напитки; - образы предметов, животных, получивших в силу преданий и памятных событий известность (рус. медведь, слуцк. пояса); - гл. нац. святыня (гл. город, храм, арх. ансамбли, монументы); - имена и образы миф., фольклорн., историч. героев. Усвоенные с детства и укорененные в эмоц-ой сфере сознания гл. знаки нар. обладают значит. возд-ем. В семиотически особых ситуациях они вызывают патриотический подъем, прилив гордости, радости, волнения и т.п. Социопсихологи не без оснований говорят об этносах с более или менее развитым этническим самосознанием. Одним из показателей ур-ня его разв-я может быть широта общеизвестных в этносе представлений о себе самом. Прочность этнич. самосознания прямо зависит от того, на сколько укоренены, известны и положительно воспринимаются нац. символы.
Культура и цивилизация Развиваясь в 2-ух формах - мат. и дух. к-ра разделяется на собственно к-ру и цив-цию. Сущ. различные точки зрения на соотношения этих понятий, более известна теория Шпенглера в труде “ Закат Европы ”(1923): каждой культуре отведён определён. срок, около тысячелетия. Он зависит от внутреннего жизненного цикла к-ры. Умирая, к-ра вырождается в цивилизацию, в свою противоположность. Цивилизация —конечная в развитии, омертвевшее искусственное явление, к-ое следует за к-рой “как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость за душевным детством”. Развитие к-ры с целью удовлетворения мат. потребностей человека, прагматичного и удобного устройства жизни, понимается как цивилизация. К-ра направлена на удовлетворение духовных потребностей и в какой-то мере нецелесообразна с точки зрения выживания и сохранения рода. Вместе с тем, к-ру ни в коей степени нельзя считать второстепенной, доп-ой по отн-ю к цив-ции. В истории человечества известны случаи, когда народности, имеющие примитивный уровень развития хозяйства, имели высокоразвитую сис-му духовные культуры. Оппозиция “к-ра-цивилизация” предстаёт вечной и универсальной в истории развития человечества. Это как 2 руки человека—левая и правая. В послед. годы в результате осмысления истории человечества потерпели кризис многие теории развития культуры и цивилизации. На современном этапе обостряется интерес к проблеме взаимоотношений евразийских народов, Востока и Запада. Он вызван соц. и эконом. потрясениями конца 2-го тысячелетия и начало 3-го, измен. геополитич. ситуации в мире. Одним из результатов соц-полит. изменений стало разрушение иерархии культ. ценностей общества, перестройка ценностных доминант во многих нац. к-рах. Как отмечает один из исследователей, проблема Восток-Запад имеет в дух. основе разные ценностные доминанты: Восток сохраняет систему ценностей традиционного типа к-ры с её мифологической генетикой, а Запад утверждает свободу личности как верховную ценность, которая подчинила себе все др., породив идею половой свободы, принципы свободы творчества как главн. худ. ценности и индивидуального вкуса как главной эстетической ценности. Исследования амер. социологов показали: различия в ценностных доминантах западных и восточных культур. Индивидуальность как ценность доминирует в западных культурах, а в восточных культурах она занимает 3-е место. Мир—главн.ценность в восточных культурах на 1-ом месте,а в зап.—на 3-ем. Деньги в западной на 1-м, на 3-м в восточной. Первенство (лидерство) на 1-м в западных культурах и несущественно для восточных. Уважение к старшим, гостеприимство—доминанта ценности в восточн, несущественно в западн. Материнство—1-е на востоке, 2-е на западе. Скромность—пунктуальность. Равенство женщин (запад). Проблема типологии культур. Уже в древнегреческой мифологии представлена 1-ая типология, отражающая самый длительный этап в истории человечества. Согласно этой типологии вся история проходит 5 основных периодов: золотой, серебряный, медный, героический и железный века. В 1868 шотл. философ Фергнюссон: 3 эпохи в развитии человечества: дикость, варварство, цивилизация. Он обосновал эволюционистскую концепцию к-ры, в к-ой история человечества предстаёт в виде разв-я от простого к сложному на основе общих закономерностей. Оппозицию эволюционным взглядам составили идеи локального понимания культурогенеза. Родоначальником теории замкнутых культур является Данилевский. В 1871 вышла его работа “Россия и Европа”. Осн. ед-ца истории, по Данилевскому, - обособленный локальный кул-но-исторический тип, к-ый он наз-ет цив-цией. Подобно био. организмам, культ.-историч. типы находятся в процессе борьбы с внешней средой, др. с др. Они проходят стадии зарождения, развития, дряхления, гибели. Данилевский выделил 12 культурных типов, отрицая существ-е единой нити в развитии человечества, некой общей цив-ции (египетской, кит., еврейской). Для теории Данилевского хар-на идея развития славянства в самобытной к-ре. По его мнению, славянский тип будет 1-м полным 4-основным историческим типом:1)Религиозный; 2)Научный, творч. в ис-ве, технологич., индустриальный.3)Политический;4)Эк. и общедоступный. Др. культ. типы у Данилевского имеют 1-2 основы (греч-худ.,римск-полит.,еврейск-религиоз.) В 20 в. Шпенглер, развивая идеи Данилевского, трактует к-ру также как организацию, к-ая обладает целостностью, единством и обособленностью от др. культ. организмов. Единой к-ры не существ. По Шпенглеру, к-ра—факт пробуждения души. Душа в к-ре пробуждается для самопознания, порождая прасимвол (идеальн. устремление культуры), к-ый затем объективизируется в символе. Символ – ключ к пониманию каждой к-ры, по Шпенглеру. Греко-римская к-ра обладает аполлонической душой. Прасимвол этой к-ры – отдельн. замкнут. в себе тело, чувственно-явленное. Это чувственно-явленное объективизируется в символ-колонне. Зап-евр. к-ра обладает фаустовской душой, ее прасимвол – безграничное пространство как родина фаустовской души, а символ – шпиль готического собора, вознесенный вверх. Визант-арабск. к-ра обладает магической душой, мистическим настроением, прасимвол и символ – образ мира как пещеры. Египетская к-ра – открытие метафизической глубины. Прасимвол – путь, бытие странника, бредущено всегда в каком-то одном направлении, символ – пирамида. Прасимвол русск-ой к-ры – бесконечные равнины. Душа здесь не может оформиться до конца. Безвольная русск-ая душа стремится затеряться в горизонт. мире, соборность мышления. К-ра, умирая, трансформируется в цив-ю. Этот переход есть переход к бездумному интеллекту., бесплодию, механич. работе, техницизму. Города – центры способств. разрушению к-ры: здесь размываются трад. основы жизни, происходит отзыв от земли. Массовое переселение народов в города привело к образованию «кочевников мировых столиц», не обладающ. историческими корнями. Бенедикт: к-ра вины (христианство, стремится к формированию чув-ва вины у личности, т.к. ориентируется на абсолютные нормы морали. Гл. составляющие – исповедь и искупление) и к-ра стыда (нацеливает на внш. отн-я; важно, чтобы недостойное поведение не стало достоянием обществ. мнения - мусульмане). Розанов обосновывает присутствие 2х фундамент. начал в к-ре: арийского (стремление к внш. миру, потребность в объективном познании) и семитического (устремленность к познанию глубин челов. души). Ясперс разработал теорию, согласно которой мир. история заключает в себе 4 периода: 1) прометеевская эпоха (чел. становление);2) эпоха великих кул-р древности (духовн. основы чел. бытия);3)осевое время (мощн. дух. переворот, осн. на дух. прозрениях);4)эпоха развития техники (время созд. принцип. новых инф. технологий, открытие новых источников энергии).
Постмодернизм Пм взгляд на мир отражает разочарование в ценностных приоритетах предшеств. эпох с их верой в прогресс, торжество разума, светлое будущее. Пм опирается на соврем. науку, по кот. порядок устойчив. равновесия составляет лишь маленькую часть реальности, т.к для реальности хар-на неустойчивость, турбулентность. Сперва ПМ - художеств. творчество, но позже получ. философ./культуролог/семиот. обоснование в работах Делеза, Гватарри и др. «Философы хаоса» объедин. переживанием случайности/неопределенности чел. бытия, скептицизм возможн. гармонизации общ-ва по смысл. ориентации, размывание граней м-у возвыш. и низм., добром и злом… ПМ хотели преодолеть любой центр. универс. систем, отстаивали достаточность фрагментации, множественности бытия и К.
49.Игровая модель. Игр.концепц. была поп. в истор. семиотич. и культорол. мысли.1 чел,кот. заметил связь между К. и игрой-Шиллер.Шпенглер- исс-во имеет игров.хар-р. Хейзинга заметил игров.направл-ть К.,обосновал роль игры как культуро-образ.фактора – к-ра возникла в форме игры и творения к-ры в игре. Игра не биолог.функция,а феномен К-ры. Игра оказала влияние на появление форм архаич. К.-зародилась поэзия,муз.,право,состязания(война).К-рождается в игре. В совр.общ-ве-угасание игров.эл-та, угасание К. Дух рационализма вытесняет дух игры.Концепция «культуры-игры»,базирущиеся на гум.ценностях,вступила в противоречие с реальностью 20века.Пути преобраз.совр.общ-ва Х.видит в возрожд.интреса к игре,для кот.хар-н коллек-зм,рад-ть общ., душ.гармония, свобода. 5 фен-в К. по Финку-труд,любовь,смерть,игра,господство.Игра влияет на разв.чел., в игре – глубин. потребности Ч, кот стремится победить свою конечность и освободиться от обыденности 50. Тех.прогр.-култрлг.пробл. 20в.-Ч-во вступило в эпоху глобализ.-сближ.куль-р,расшир. ком. простр., интенс. разв. науки и техн,вместе с тем, Глобализ. порадила конфл., отражая подавление уник. регион. этнически многообразного. Позитвное: созд. возм. для обьед. стран,народов.Но тех-ка не может сблизить людей духовно, формир. единого пространство.Negativ:экспуатац.слабых гос-в техн.сильными.Технолог.развитие-деградац.духовн. Стремит-ое. расшир. техносферы, показало, что развертывание научн. возм-тей не приводит к гармонии в общ-ве и таит в себе роковые последствия. XXвв – Борн – разделил ист. на 2 периода – 1) Адам до п.п.XXв; 2) от момента созд. атомной э-гии., поэтому в 20-м веке гл. ист гармонии нужно искать не в технике, а в ч-ке, в его внт мире., т.к дух. потенциал безграничен. Перед совр.цивилиз.-задача в преодолении 1-мерной научно-техн.глобализ. во имя сохран.духовности, сохранения и прцветания челов-ва.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.6 (0.008 с.) |