Побудит. Или регулятивн ф-ия яз. К-ры по якобсону 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Побудит. Или регулятивн ф-ия яз. К-ры по якобсону



явл. целью всех видов общения, выст. в роли речевого возд-ия на адресата. В шир. смысле речев. возд-е – это не ток. побужд. к действ. или запрет к действию, но и изменун. псих.. состояния адресата, измен. его ментальных установок. Частным случаем побуд. ф-ии – магич. или заклинательная ф-ия. В случае словесной магии адресат речи – это не собеседник, а неодуш. или неведомое 3-е лицо.

К языковым проявлениям магич. ф-ии относят табу, обеты, заговоры, молитвы, клятвы. за пределами яз. магия в позах, жестах.

Общей чертой магич. отн. к семиотич. феноменам явл. неконвенциональное восприятие знака, т.е. представление о том, что зн. в ритуале – это не условность, а часть важного содержания. Т.О. суть магич. ф-ии -стремлении сверх-природным образом возд. на мир. Для ее С хар-на туманная или неопределенно-широкая ассоцияция.

 

Эмоц-экспрес. функция языка культуры

-самая субъективная и близкая для адресата из семиотич. ф-ий: -способна выражать эмоц. состояние Ч; -присуща семиотикам естеств. и культ. происхождения, кроме искусств. семиотик.

Самые сильные ср-ва выражения эмоц. состояния –(интонация, мимика, жесты) – эфимерны. М.б. восприняты ток когда имеют место. Их нельзя остановить, сохранить, продлить. Значения, воспринимаемые по таким каналам не поддаются объективной интерпретации. Надежность С в передачи эмоц. инфо значительно ниже, чем в передаче логич. инфо. Но люди все более внимат. к проявлениям эмоц. стороны ж. Растет эмоцион.-психол. насыщенность общения. Это связано с развитием фото, аудио-видео. Инфо технологии позволяют stop мгновения, а люди видят в стоп-кадре момент истины о Ч.

Метаязыковая ф-ия языка культуры

- отлич. от всех остальных большей логической сложностью и интеллект-ю, т.к. метаязык – это язык второго порядка, предназначен. для описания яз первого порядка. Она формир. позже всех остальных ф-ий, у соврем. Ч факты метаязык. рефлексии возможны на 3-м, 4-м году ж., обычны с 5-6 лет.Внимание в языку проявл. в вопросах о словах, их значении, звучании, в исправлении своих и чужих ошибок. Метаязыковое исп. яз. связано с трудностями речевого общения. В метаяз. комментариях люди могут оценивать слово, его уместность в речи, мотивировать свой выбор, подчеркнуть индивид. оттенки смысла (вводные слова, клише)

- реализуется во всех устных и письм. высказываниях о языке, вкл. на занятиях по языку и языкознанию, в грамм. словарях, учебн. и научн. литер-ре о языке. Метасемиотика имеет ту же структурно-семантич. модель, что и язык. МетаС - это некотор. семиотика 2-го порядка, с помощью кот. исследуется семиотика 1-го порядка.

В искусствах метаяз.ф-ию выполняют:

- произведения соответствующего искусства о данном иск-ве(стихи о прозе, поэзии)

- ср-ва записи произ-ий соответств. искусств с помощью спец. знаковых систем (ноты в музыке)

- вербальная рефлексия над соответствующ. искусствами(теория, критика, история)

 

Фатическая ф-ия языка культуры

(контактно-устанавлив.)

Иногда коммуник. бесцельна,говорящ. не важна та инфо, кот он сообщает, он не стремится выразить свои эмоции или возд-ть на др. Важен ток контакт, кот может подготовить дальнейшее более содержательное общение. Язык здесь выступает в своей фатической ф-ии. Она явл. основной в приветствиях, поздравл., различн. рода дежурных разговорах. при этом собеседники чувствуют своего рода нормы допустимой глубины разговоров. Содержание и форма общения варьируется от возраста, соц. положения, взаимоотношения говорящих. Но информационная недостаточность таких разговоров не означает, что они не нужны или неважны людям или обществу. Сама стандартность и легкость разговоров помогает устанавливать контакты м-у людьми, преодолевать разобщенность, некоммуникабельность.

 

Эстетическая ф-я яз-а к-ры.

Эстетич. отн-е к действ-ти основано не на механизме логики, а на непосредств. чувствен. восприятии объекта, иногда нерациональном. В онтогенезе эст. отн-е к знаку возникает из неск. исто-в: 1) удовольствие от мастерства (своего/др.); 2) удов-вие от узнавания, от собствен. догадки; 3) удов-вие от игры; 4) от энергет. разрядки.

Признак избытка играющих лиц значим и для 1-ых стихов ребенка и для всех видов худ. тв-ва. С этим же пр-ком эстетич. связана и праздничность, т.е. эстетическое (украшенность, порядочность, забава, радость, свобода от дел). В обл. семиотик следует различать с одной стороны Э эстет-кого восприятия отдельных первоэлементов (на картине мы любуемся только оттенками определен. цвета, в музыке завораживает конкретный переход, а не все произведение), со 2-ой стороны, б. сложн. эстет. переживания возникают на содержательных уровнях соответствующих семиотик (картина в целом).

Элементарн. эстетическое отн-е к первоэлементам ис-в (к слову, цвету, мелодии) и к их соответствиям в жизни субъективно и конкретно. Обычно оно связано с ситуацией, с т.н. контекстом (напр. м. нравиться белизна только что выпавшего снега, оттенки цвета моря, заката).

Древнейшая в истории ком.-семиот. деятельность, из кот. позже развилось эстетич. отнош-е к объектам, была синкретичной (первоначальной). Ни одна из древних семиотик не возникла из эстетич. потребности, т.е. ни в одной семиотике эстетич. ф-ция не была изначальной.

В наше время все ис-ва – это сис-ма многофункциональных семиотик (балет=танец+музыка+ИЗО). Худ. языки той или иной эпохи зависят напрямую от информ. технологий своего времени, т.е. от наличия письма, кино, радио и т.д. Развитие технологий повысило значимость эст. ф-ции конкретн. семиотик.

?32.Знаковые системы к-ры. ИЗО.

Компонент ис-ва не был исходным в той синкретической деят-сти, кот. назыв. ИЗО. Древнейшие зн. и изо-ния, впечатляющие архитект. сооружения были полифункциональны. Их эстетич. ценность возникает в рез-те стремления воспр-ти и развить то, что стало казаться красивым. В мире изоб-ния семиотич. феномен чистого ис-ва (произведение, кот. создавалось для красоты, удовольствий, развлечения) возн. в 8 в. до н.э. Произведения ИЗО, не обладая протяженностью во времени, отображают статику мира. Чисто физически они занимают опред. пространство, поэтому ИЗО иногда наз-ют пространственными семиотиками. Сооружения и монументы обычно древнее, чем люди, ведь 1 чел. застает их как должность, как часть мира, поэтому люди просто живут в этом пространстве, привыкают в произведениям ис-ва как к константам своего мира

 

?33.Знаковые системы к-ры. Яз. танца.

Танец – самое древнее ис-во. Док-во тому – разнообразные явления, напоминающие танцы в жизни животных и птиц; данные этнографии о пляске как главном ср-ве сплочения не только мужчин в племени в боевой и охотничий отряд, но и всех сородичей в племя. Древний танец многофункционален. Племя объединялось пляской как идеологией и как общим ритуализированным действием, требующим сложности. В плясках образно представлялись значимые события в жизни ч-ка и явлениях мира (природн. стихии, сватовство, брак…) Магия, хороводы вокруг дерева/огня/убитого зверя. У танца в ранней истории имелись и несемиотические ф-ции: медицинские и игровые. Общая пляска была ср-вом коллективной психотерапии, физ. тренировки и энергетич. разрядки. В совр. мире из всех ис-в танец обладает самым значит. непроф. коррелятом как развлекат. и праздничн. занятие. Широкая распространенность бытового танца связана с тем, что танец – это древнейшее из ис-в.

?34.Знаковые системы к-ры. Театр.

Первые проф. театры возникли в 11 в. до н.э. в Греции. Театр. представления в Афинах были приурочивались к религ. праздн. и им предшествовали культовые состязания поэтов и драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров. Стр-ра театра – тело и голос актера, а позже и лицо. В греч. театре, где от актера требовался безукоризненно звучный и сильный голос, совершенство в пении и танце, все же на 1-м месте стоит ис-во жеста. Выступая в громоздком театр. наряде, маске, нужно выразить движ.рук и гл. образом верхней частью тела душевное волнение героев.

Театр персонажей развился в рез-те индивидуализации хора. В греч. трад. до Эсхила и Софокла хору противостоял только 1 актер, кот. передавал фабулу пьесы. Эсхил, а затем и Софокл вводят 2го актера, потом 3-го. Складыв. функциональн. различие м/д пением хора и актером, но когда актеру стал отвечать не хор, а 2 и 3 актеры, значимости хора упала. Тем не менее, в древнегреч. театре персонаж был еще только маской. Европ. театр ср. веков остался театром масок и душевных потрясений. Театр хар-ров начался ~ в 16 веке. Т.о. театр выделился из полисемиотич. культовых действ, однако в нем рано развился новый синкретизм. Ис-во театра все более насыщается возможностями др. семиотик и семиотич. эффектами технич. ср-в (декорации, костюмы, реквизит, вращающаяся сцена, подвижные декорации, освещение, инструментальная музыка, спецэффекты).

 

 

?35.Знаковые системы к-ры. Музыка.

Язык музыки занимает особен. положение в худ. языках ис-в, т.к. 1) самое чувственное из ис-в. Она связана с силой выражения чувства чел-ка и max возд-я на его психику, в т.ч. на ее глубинные подсознательные пласты. М. может восприниматься без участия интеллекта и отключать его. 2)В м. издавна видели самое интеллектуальное и вместе с тем иррац. ис-во. Некий интуитивный образный эквивалент философии и математики, открывающий сокровенную сущность мира.3)М. хар-ся самым сложным языком. 4)М. двуполярна: эмоционально-чувственная глубина соединяется в м. с предельной глубиной абстрактного мышления. Несмотря на древность и ограниченность м-ки, ее яз. имеет вторичную физ. пр-ду. Источником м-ки м.б.чел-к (поющий) и инструмент. С семиотич. т. зр. в м-ке есть свое содержание, т.е. своя семиотика, свой смысл. М. есть яз. Как и в обычном яз-ке, в м-ке есть свои семиотические ед-цы и законы их комбинаций. Отдельное муз. произведение или текст – это конкретн. реализация возможностей як-а музыки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.007 с.)