Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Побудит. Или регулятивн ф-ия яз. К-ры по якобсонуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
явл. целью всех видов общения, выст. в роли речевого возд-ия на адресата. В шир. смысле речев. возд-е – это не ток. побужд. к действ. или запрет к действию, но и изменун. псих.. состояния адресата, измен. его ментальных установок. Частным случаем побуд. ф-ии – магич. или заклинательная ф-ия. В случае словесной магии адресат речи – это не собеседник, а неодуш. или неведомое 3-е лицо. К языковым проявлениям магич. ф-ии относят табу, обеты, заговоры, молитвы, клятвы. за пределами яз. магия в позах, жестах. Общей чертой магич. отн. к семиотич. феноменам явл. неконвенциональное восприятие знака, т.е. представление о том, что зн. в ритуале – это не условность, а часть важного содержания. Т.О. суть магич. ф-ии -стремлении сверх-природным образом возд. на мир. Для ее С хар-на туманная или неопределенно-широкая ассоцияция.
Эмоц-экспрес. функция языка культуры -самая субъективная и близкая для адресата из семиотич. ф-ий: -способна выражать эмоц. состояние Ч; -присуща семиотикам естеств. и культ. происхождения, кроме искусств. семиотик. Самые сильные ср-ва выражения эмоц. состояния –(интонация, мимика, жесты) – эфимерны. М.б. восприняты ток когда имеют место. Их нельзя остановить, сохранить, продлить. Значения, воспринимаемые по таким каналам не поддаются объективной интерпретации. Надежность С в передачи эмоц. инфо значительно ниже, чем в передаче логич. инфо. Но люди все более внимат. к проявлениям эмоц. стороны ж. Растет эмоцион.-психол. насыщенность общения. Это связано с развитием фото, аудио-видео. Инфо технологии позволяют stop мгновения, а люди видят в стоп-кадре момент истины о Ч. Метаязыковая ф-ия языка культуры - отлич. от всех остальных большей логической сложностью и интеллект-ю, т.к. метаязык – это язык второго порядка, предназначен. для описания яз первого порядка. Она формир. позже всех остальных ф-ий, у соврем. Ч факты метаязык. рефлексии возможны на 3-м, 4-м году ж., обычны с 5-6 лет.Внимание в языку проявл. в вопросах о словах, их значении, звучании, в исправлении своих и чужих ошибок. Метаязыковое исп. яз. связано с трудностями речевого общения. В метаяз. комментариях люди могут оценивать слово, его уместность в речи, мотивировать свой выбор, подчеркнуть индивид. оттенки смысла (вводные слова, клише) - реализуется во всех устных и письм. высказываниях о языке, вкл. на занятиях по языку и языкознанию, в грамм. словарях, учебн. и научн. литер-ре о языке. Метасемиотика имеет ту же структурно-семантич. модель, что и язык. МетаС - это некотор. семиотика 2-го порядка, с помощью кот. исследуется семиотика 1-го порядка. В искусствах метаяз.ф-ию выполняют: - произведения соответствующего искусства о данном иск-ве(стихи о прозе, поэзии) - ср-ва записи произ-ий соответств. искусств с помощью спец. знаковых систем (ноты в музыке) - вербальная рефлексия над соответствующ. искусствами(теория, критика, история)
Фатическая ф-ия языка культуры (контактно-устанавлив.) Иногда коммуник. бесцельна,говорящ. не важна та инфо, кот он сообщает, он не стремится выразить свои эмоции или возд-ть на др. Важен ток контакт, кот может подготовить дальнейшее более содержательное общение. Язык здесь выступает в своей фатической ф-ии. Она явл. основной в приветствиях, поздравл., различн. рода дежурных разговорах. при этом собеседники чувствуют своего рода нормы допустимой глубины разговоров. Содержание и форма общения варьируется от возраста, соц. положения, взаимоотношения говорящих. Но информационная недостаточность таких разговоров не означает, что они не нужны или неважны людям или обществу. Сама стандартность и легкость разговоров помогает устанавливать контакты м-у людьми, преодолевать разобщенность, некоммуникабельность.
Эстетическая ф-я яз-а к-ры. Эстетич. отн-е к действ-ти основано не на механизме логики, а на непосредств. чувствен. восприятии объекта, иногда нерациональном. В онтогенезе эст. отн-е к знаку возникает из неск. исто-в: 1) удовольствие от мастерства (своего/др.); 2) удов-вие от узнавания, от собствен. догадки; 3) удов-вие от игры; 4) от энергет. разрядки. Признак избытка играющих лиц значим и для 1-ых стихов ребенка и для всех видов худ. тв-ва. С этим же пр-ком эстетич. связана и праздничность, т.е. эстетическое (украшенность, порядочность, забава, радость, свобода от дел). В обл. семиотик следует различать с одной стороны Э эстет-кого восприятия отдельных первоэлементов (на картине мы любуемся только оттенками определен. цвета, в музыке завораживает конкретный переход, а не все произведение), со 2-ой стороны, б. сложн. эстет. переживания возникают на содержательных уровнях соответствующих семиотик (картина в целом). Элементарн. эстетическое отн-е к первоэлементам ис-в (к слову, цвету, мелодии) и к их соответствиям в жизни субъективно и конкретно. Обычно оно связано с ситуацией, с т.н. контекстом (напр. м. нравиться белизна только что выпавшего снега, оттенки цвета моря, заката). Древнейшая в истории ком.-семиот. деятельность, из кот. позже развилось эстетич. отнош-е к объектам, была синкретичной (первоначальной). Ни одна из древних семиотик не возникла из эстетич. потребности, т.е. ни в одной семиотике эстетич. ф-ция не была изначальной. В наше время все ис-ва – это сис-ма многофункциональных семиотик (балет=танец+музыка+ИЗО). Худ. языки той или иной эпохи зависят напрямую от информ. технологий своего времени, т.е. от наличия письма, кино, радио и т.д. Развитие технологий повысило значимость эст. ф-ции конкретн. семиотик. ?32.Знаковые системы к-ры. ИЗО. Компонент ис-ва не был исходным в той синкретической деят-сти, кот. назыв. ИЗО. Древнейшие зн. и изо-ния, впечатляющие архитект. сооружения были полифункциональны. Их эстетич. ценность возникает в рез-те стремления воспр-ти и развить то, что стало казаться красивым. В мире изоб-ния семиотич. феномен чистого ис-ва (произведение, кот. создавалось для красоты, удовольствий, развлечения) возн. в 8 в. до н.э. Произведения ИЗО, не обладая протяженностью во времени, отображают статику мира. Чисто физически они занимают опред. пространство, поэтому ИЗО иногда наз-ют пространственными семиотиками. Сооружения и монументы обычно древнее, чем люди, ведь 1 чел. застает их как должность, как часть мира, поэтому люди просто живут в этом пространстве, привыкают в произведениям ис-ва как к константам своего мира
?33.Знаковые системы к-ры. Яз. танца. Танец – самое древнее ис-во. Док-во тому – разнообразные явления, напоминающие танцы в жизни животных и птиц; данные этнографии о пляске как главном ср-ве сплочения не только мужчин в племени в боевой и охотничий отряд, но и всех сородичей в племя. Древний танец многофункционален. Племя объединялось пляской как идеологией и как общим ритуализированным действием, требующим сложности. В плясках образно представлялись значимые события в жизни ч-ка и явлениях мира (природн. стихии, сватовство, брак…) Магия, хороводы вокруг дерева/огня/убитого зверя. У танца в ранней истории имелись и несемиотические ф-ции: медицинские и игровые. Общая пляска была ср-вом коллективной психотерапии, физ. тренировки и энергетич. разрядки. В совр. мире из всех ис-в танец обладает самым значит. непроф. коррелятом как развлекат. и праздничн. занятие. Широкая распространенность бытового танца связана с тем, что танец – это древнейшее из ис-в. ?34.Знаковые системы к-ры. Театр. Первые проф. театры возникли в 11 в. до н.э. в Греции. Театр. представления в Афинах были приурочивались к религ. праздн. и им предшествовали культовые состязания поэтов и драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров. Стр-ра театра – тело и голос актера, а позже и лицо. В греч. театре, где от актера требовался безукоризненно звучный и сильный голос, совершенство в пении и танце, все же на 1-м месте стоит ис-во жеста. Выступая в громоздком театр. наряде, маске, нужно выразить движ.рук и гл. образом верхней частью тела душевное волнение героев. Театр персонажей развился в рез-те индивидуализации хора. В греч. трад. до Эсхила и Софокла хору противостоял только 1 актер, кот. передавал фабулу пьесы. Эсхил, а затем и Софокл вводят 2го актера, потом 3-го. Складыв. функциональн. различие м/д пением хора и актером, но когда актеру стал отвечать не хор, а 2 и 3 актеры, значимости хора упала. Тем не менее, в древнегреч. театре персонаж был еще только маской. Европ. театр ср. веков остался театром масок и душевных потрясений. Театр хар-ров начался ~ в 16 веке. Т.о. театр выделился из полисемиотич. культовых действ, однако в нем рано развился новый синкретизм. Ис-во театра все более насыщается возможностями др. семиотик и семиотич. эффектами технич. ср-в (декорации, костюмы, реквизит, вращающаяся сцена, подвижные декорации, освещение, инструментальная музыка, спецэффекты).
?35.Знаковые системы к-ры. Музыка. Язык музыки занимает особен. положение в худ. языках ис-в, т.к. 1) самое чувственное из ис-в. Она связана с силой выражения чувства чел-ка и max возд-я на его психику, в т.ч. на ее глубинные подсознательные пласты. М. может восприниматься без участия интеллекта и отключать его. 2)В м. издавна видели самое интеллектуальное и вместе с тем иррац. ис-во. Некий интуитивный образный эквивалент философии и математики, открывающий сокровенную сущность мира.3)М. хар-ся самым сложным языком. 4)М. двуполярна: эмоционально-чувственная глубина соединяется в м. с предельной глубиной абстрактного мышления. Несмотря на древность и ограниченность м-ки, ее яз. имеет вторичную физ. пр-ду. Источником м-ки м.б.чел-к (поющий) и инструмент. С семиотич. т. зр. в м-ке есть свое содержание, т.е. своя семиотика, свой смысл. М. есть яз. Как и в обычном яз-ке, в м-ке есть свои семиотические ед-цы и законы их комбинаций. Отдельное муз. произведение или текст – это конкретн. реализация возможностей як-а музыки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.007 с.) |