Периодизация по форме правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация по форме правления



1) 753 г до нэ - год основания Рима. Царский период.

В это время высшая власть у выборного царя, которого выбирала народное собрание.

В этот период складывается сенат (совет старейшин) - который был консультативным органом при царе.

В 509г до нэ был свергнут последний Царь, устанавливается Римская республика

 

2)509-27 гг до нэ. Эпоха республики.

Высшая власть принадлежит народу

Высший орган - народное собрание.

Сенат сохраняется и он издает сенатус консульт(рекомендации поступать так или иначе, что то вроде законов), без одобрения сената решения не вступают в силу.

В это время вместо царя - магистраты, они коллегиальны и под отчетны народному собранию. (2 консула и 12 или более преторов), срок полномочий - 1 год.

 

3)27г до нэ - 476г нэ - эпоха Империи

1й этап - Принципат с 27г до нэ по 284г нэ. Это республиканская империя.

Принципат - это еще одна форма магистрата, но уже пожизненная должность.

Народное собрание почти перестает собираться. Последний созыв в 70м году. Сенат принимает коллегиальность. Сенатус консульт принимаются императором с согласия сената.

2й этап - Доминат с 284 по 476г нэ

В честь императора Домината, который провел реформу в результате которой появилась канцелярия-орган помогающий императору править.

 

В 4веке Римская империя делится на 2 части - западная и восточная

 

Периодизация по периодам права

Первый период — эпоха от создания Законов XII таблиц (451 - 52 гг. до н.э.) до III в. до н.э.период Древнего или квиритского права.

Основным источником права в этот период были Законы XII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и др.). Однако систематизация правовых норм была примитивная, и не всегда четко выделялись правовые институты.

В этот период зарождаются способы осуществления права.

Вначале это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами.

В конце периода появляется должность претора и создается легисакционныйпроцесс.

Второй период — предклассический (с III в. до н.э. до начала I в. н.э.).

В этот период издаются законы, развивающие отдельные институты римского права, а также создающие новые. Развиваются институты наследственного права, сервитуты, деликты; появляются законы о судопроизводстве.

Появляются новые способы создания правовых норм: формулы претора, в которых претор давал указание судье, как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, в основе которого лежит формула претора.

Появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора.

Третий период - с IIII вв. н.э. является классическим.

Основные институты на этом этапе приобретают законченный вид, накапливается теоретический опыт.

Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции, принцепса и ответы юристов. Эти источники права становятся основными. Получил законченный вид формулярный процесс. В конце периода появляется экстраординарный процесс.

Четвертый периодпостклассический (с IVVI вв. н.э.).

На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода создается кодификация императора Юстиниа - Corpus iuriscivilis.

 

 

Значение римского права для современного юриста.

Прочитай все и подумай сам) вот тебе еще в подсказку)

Если открыть действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, то можно найти немало примеров заимствований. Возможно рецепция была не прямой, а косвенной, через сушесивуюшие европейские кодексы, но многие статьи, даже не напрямую заимствованные, несомненно взяты из римского права. Например, положения о дееспособности лица (эмансипации), опеке и попечительстве (опека над умалишенными, попечительство над расточителем), аналогичны римским положения о товариществе, земельных сервитуггах, обяза-тельствах и др. отражают нормы римского частного права. «Huius studiiduae suntpostpones, publicum etprivatum. Publicum ius estquodadstatum reromanaespectatprivatum quodadsingu- tonim utilitatem» («Право изучается в двух аспектах, публичном и частном. Публичное право обращено на состояние римского государства в целом, частное же относится к имущественным выгодам отдельных лиц» 0.1.1.1.2) Это знаменитое определение, данное римским юристом Ульпианом, отражает саму суть разделения права на частное и публичное: Публичное право (ius publicum) выражает и защищает интересы государства. Регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы публичного права являются обязательными и отдельными лицами изменены быть не могут. Частное право (ius privatum) выражает и защищает инте ресы отдельных частных лиц. Нормы частного права могут быть изменены соглашением между частными лицами. Частное право содержало нормы, регулирующие отношения как между физическими, так и юридическими лицами. Ius privatum является единым термином для совокупности цивильного права (ius civile), права народрв(iusgentium) и преторского права. Римские юристы делили ius privatum на следующие катего- ¦ рии: право, относящееся к лицам (т. е. к личным правам и личным отношениям между жителями Рима); право, относящееся к вещам (т. е. к имущественным отношениям между лицами);, 3) право, относящееся к искам (т. е. к защите личных и имущественных прав лица).

 

Публичное и частное право.

Система римского права, не будучи разработанной и установленной единовременно, а сложившаяся в ходе длительной традиции юридической практики и разработок юриспруденции, отличается от отраслевого подразделения правовых систем современности. Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы римского права явилось деление на право публичное и право частное (jus publicum — jus privatum).

«Публичное право есть то, которое рассматривает состояние римского государства, частное — то, которое посвящено интересам отдельных лиц».

Подробной и законченной дифференциации этих двух областей права в римской юридической культуре не сложилось, и подразделение носило условно-категориальный характер.

Юрист-классик Ульпиан отмечал, что «публичное право есть то, что обращено к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам... частное же право относится к пользе отдельных лиц».

Спецификация сформировалась только в области правозащиты и источников права, признаваемых для данной сферы допустимым. Публичное право, отражая интересы римского народа, подлежало правовой охране от име­ни римского народа и исключительно с его санкции. Традиционно поэтому в эту область включались принципы и институты, которые современная правовая культура относит к государственному, административному, уголовному, финансовому праву, регулированию священно-культовых вопросов, общим началам судебного процесса (с существенными изъя­тиями), наконец, международному праву.

В область римского частного права вошли такие институты и принципы, которые позднее стали относиться к гражданскому материальному и процессуальному праву, частично к сфере уголовного права и процесса (поскольку там шла речь об ох­ране личности гражданина от личностных же посягательств).

Частное право отражало интересы индивидуума и не могло охраняться помимо желания и интересов отдельного лица. Свои источники право черпало не только в общегосударственных установлениях, но и в воле частных лиц; в традиции римского права сформировалось при­знание поэтому частных соглашений в этой области как имеющих силу общеправовых установлений.

По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

Деление права на публичное и частное, которое в произведениях римских юристов объяснялось чисто логически и в отрыве от социального содержания права, имело под собой объективные различия в методах правового регулирования.

Публичное право носило императивный характер, оно включало в себя отношение власти - подчинения.

В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенную правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение ''общественного интереса" стоит выше частного ("частные соглашения не должны изменять публичного права").

Но публичное право классического и постклассического периода было менее разработанным, чем частное право. Кроме того, в связи с кризисом республиканских порядков, а затем и утверждением монархического строя "общественный интерес", лежащий в основе публичного права, в римской юриспруденции все более откровенно связывался с интересами императоров.

Частное право Рима оказало большое влияние на последующую историю права, было воспринято многими правовыми системами в эпоху средневековья и в новое время. Достижения римской юриспруденции используются также в праве и юридической науке даже тех стран мира, где не существует деления права на публичное и частное.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.203.36 (0.009 с.)